Горы мира > Алтай >

Автор: Иван Темерев, Томск.

Первопрохождение на вершину УПИ (3610 м, Алтай) по центру С-З ледового склона, 2Б (л).
Отчёт.

Публикации Ивана Темерева на Mountain.RU:
Пик Джигит, С-З стена, 6А, описание первопрохождения 1966 г.
Траверс пиков Карбышева (5А) - Блюхера - Тухачевского, описание первопрохождения 1976 г.
Описания маршрутов восхождений (рекомендации). Алтай, Аккем
Восхождение на вершину Корона
ПСР 2005 - Томские Туристские Экстремальные Игры
пик Рацека
Отчет о первопрохождении траверса пиков Карбышева (5А) - Блюхера - Тухачевского
Отчёт команды Томской области (ТФА) о первопрохождении маршрута на в. Караташ

Паспорт восхождения

1. Горный Алтай, Северо-Чуйский хребет.

•  Вершина УПИ (названа в честь Уральского Политехнического Института), высота 3610 м.
•  предлагается маршрут 2Б к.тр., по центру СЗ склона, первопрохождение.

4. Характер маршрута: ледовый.

5. Перепад высоты маршрута - 500 м.

Протяжность маршрута - 1000 м.

Протяженность участков:
•  II кат сл. - 550 м .,
•  III кат сл. - 450 м .

Средняя крутизна:
•  основной части маршрута - 35 0 (град.)
•  всего маршрута - 30 0 (град.)

6. Оставлено крючьев на маршруте:

•  всего - 0 в т.ч. шлямбурных - 0

Использовано крючьев на маршруте:
•  шлямбурных стационарных - 0 шт., в т.ч. ИТО – 0 шт
•  шлямбурных съемных – 0 шт, в т.ч. ИТО – 0 шт
•  скальных - 0 шт., в т.ч. ИТО – 0 шт
•  закладок - 0, в т.ч. ИТО – 0 шт
•  ледовых - 10 шт.

Использовано всего искусственных точек опоры (ИТО) – 0 шт.

7. Ходовых часов команды: 4,5 часа, 1 день

8. Участники:

•  Темерев Иван Михайлович - КМС
•  Хажеев Александр Раульевич - I сп. разряд

9. Тренер: Новоселова Г.В.

10.Выход на маршрут: 07:00, 26.05.2004

Выход на вершину: 14:30, 26.05.2004
Возвращение в БЛ: 19:00, 26.05.2004

11. Организация: ОГУ "Томская областная поисково-спасательная служба".

Фото общего вида вершины

12:00 – прошли 2/3 маршрута, вышли на крутую заснеженную часть
14:30 – вышли на вершину
15:00 – спуск по 2А

Из лагеря по тропе подойти к ледопаду (первая ступень "Кхумбу"). При малом количестве снега на хитсане возможно пройти по левому краю хитсана (по-ходу) и краю ледопада (можно обойти хитсан справа по леднику пр.Б.Актру). Затем выйти на ледник над 1-й ступенью ледопада. По леднику вправо (по-ходу) вдоль хитсана под начало маршрута.

Здесь необходимо связаться.

На маршруте имеется около четырех явно выраженных ледовых лба. Маршрут выбран по центру, потому что по кулуару между льдом и скалами слева (по-ходу) подняться технически проще, но он является объективным камнесборником, в нем (и под ним) также были видны следы от сошедших лавин. Над центральной же частью нет карнизов и скал. Однако вероятность схода сверху лавины полностью исключать нельзя. Поэтому нами было выбрана линия движения от одного ледового лба до следующего, они являются хоть какой-то защитой от схода сверху снега. В связи с этим маршрут не получается проложить "по прямой".

Движение попеременное. Страховка через ледобуры и ледоруб. В верхней части склон становится заметно круче. Двигаясь от лба ко лбу вышли к скалам на гребне. Далее по гребню порядка 150 м . до вершины УПИ.

Спуск по 2А.

Общий вид и нитка маршрута от хитсана.

Вид на участок R2.

На маршруте. ~R2

Участок R3

Участок R4.

На вершине

Примечание

В вершинном туре была найдена записка группы альпинистов сборов ТФА под руководством Олейника А, совершающих траверс УПИ-ДВС-Буревестник.

Для кого маршрут?

Случилось мне бывать в Актру на майские-2004. Снега было-море, в лагере толщина снежного покрова составляла почти 1 м. Так что время для первопрохождения выбрано, мягко говоря, не совсем удачно. Что мы и можем наблюдать на фото первопроходцев. Летом СЗ склон УПИ совершенно свободен ото льда. Могу прислать фото. Даже на глаз склон перспективно троечный. И почему "по центру склона"? Посмотрите фото ДВС с окрестностями на сайте Барнаульского альпклуба- на нем совершенно отчетливо видно, что маршрут по левой части склона. Просто первопроходцы даже не подошли под центр склона, отсюда на фото иллюзия, будто маршрут по центру. Летом при отсутствии снега маршрут отлично проходится по центру по диретиссиме без необоснованного выхода на гребень- так логичнее, безопаснее и надежнее страховка, без всех этих зигзагов. И заслуженная 3А. Честно говоря, удивительно, что ФАР еще 2Б дала. Могла и 2А. Да, а к чему я это все развел? Да очень просто- лагерь под боком, а в районе, мягко говоря, переизбыток двоек Б. Неужели кто-то потащится на Правый Актру на этот маршрут, когда поблизости множество отличных классических 2Б- Караташ, Стажеров, Купол, неплохая 2Б на Снежную? Иметь недалеко от лагеря заведомо неходимый маршрут- излишняя расточительность. С другой стороны, Правый Актру- идеальное место для 3-разрядников. Пока там только одна 3Б- классика на ДВС, но перспективных троек множество. Новые маршруты в освоенных районах делаются для людей, а не для себя, любимых. Жаль, что так долго сам откладывал. И не успел. К счастью, еще не поздно это исправить. 2-е прохождение при первой же возможности...