Автор: Алесей Сушков, СПб

Королевство Непал – глазами фотографа
Три «банана-ласси», или Непал 2006
Непал, весна 2005

Всем привет! Или, как говорят в Непале, “намастэ”! В апреле 2007 я совершил путешествие в Непал с целью восхождения на небольшой шеститысячник (6130) Island-Peak по-непальски Imja Tse. Предлагаю вашему вниманию свой путевой дневник.

Ездил я с Альпиндустрией До этого летом я ходил с ними на Монблан.

Никаких нареканий по организации нет. Встречали вовремя, провожали в срок, на произвол судьбы не бросали, все время с группой был гид. Еды, снаряжения, всего хватило. Последнее время я сам организовываю свои путешествия. Но тут решил довериться профессионалам. Уж очень экзотичным выглядел Непал. На самом деле, все оказалось не так страшно и в следующий раз вполне можно поехать самому или нанять одну из местных фирм.

Наша группа 14 человек:

На заднем плане слева направо:
Игорь Свергун (Харьков, руководитель, восходитель на Эверест), Дима Алексеев (Рига/ Москва), Я (Алексей Сушков – Питер). Средний ряд: Соня Исаева (Москва), 5 шерпов (имена не произносимы, а тем более не запоминаемы), Алексей Бочаров (Сургут), Игорь Ревякин (Тюмень). Передний план: Джон-Бу (сирдар, что значит начальник над шерпами), Ира Бочарова (Сургут). Отсутствует: Юра Верпаховский (Киев).

Наш маршрут из космоса

11 апреля 2007

В Непал можно попасть из Москвы через Карачи пакистанскими авиалиниями или через Дели индийскими. Основная группа летела через Пакистан. Экзотика началась уже в Москве: перед взлетом стали читать молитву на арабском языке. При конечных словах “Алах акбар” стало почему-то не по себе. Во время полета в duty free можно приобрести молельный коврик за 5 баксов и электронный Коран за 80. Карачи встретил духотой, забавными маршрутками, повозками, мотоциклами, военными на улицах, национальной одеждой. Переночевали в отеле от авиакомпании и рано утром вылетели в Непал. Хотелось задержаться еще в Карачи, чтобы посмотреть на местную жизнь, но улетели без сожаления, т.к. на обратном пути у нас будут здесь сутки, а впереди Непал!

Обычная пакистанская маршрутка

Обычная пакистанская повозка

12 апреля

В Катманду экзотично все! Священные коровы на улицах, обезьяны, как у нас бездомные кошки, люди, дома. Поужинали в Эверест кафе. Восходителей на Эверест здесь кормят бесплатно. Салат, первое, второе и компот в виде кровавой Мери и пива обошелся на наши деньги по 300 руб. и это считается дорогим местом. Вскоре выяснилось, что в Непале цены при сравнимом качестве в 5-10 раз ниже, чем у нас. Гостиница 4 звезды, стоит 18 баксов за ночь. Одежда, снаряжение – все можно купить здесь. Термобелье, которое у нас стоит 1000 руб. здесь 200. Сдерживался изо всех сил, чтобы не накупить всего и разу. Везде можно торговаться и сбросить первоначальную цену процентов на 30. Непальские деньги – рупии. Курс примерно 60 за бакс. Видел только бумажные деньги. На обратной стороне 100 рупий изображены носороги, 5 – яки, 50 - Аму-Даблан. Чем богаты, тем и рады!

За ужином Игорь познакомил нас с Бразер Бобби – своим названным братом, сыном владельца банка “Катманду”, который оказался очень добродушным парнем. Впрочем, все непальцы – добродушны и открыты, радуются жизни. Индуизм – религия вселяющая оптимизм и веру в новую жизнь!

Работает GSM связь, послал домой SMS, что следующий сеанс связи через 3 недели. Как оказалось позднее, по спутниковому телефону, который есть в каждой лоджии, можно звонить со всего маршрута, а в Намче Базаре работает несколько интернет кафе.

Священная корова и стая диких обезьян

Мать-одиночка

С электропроводкой в Катманду
полный порядок

13 апреля

С утра зарядка и день экскурсий.
Главная Ступа

Просветленные глаза Будды

Храм Шивы,
внутрь пускают только индусов

Похороны. Не полностью сгоревшие дрова вынимают из реки и используют повторно. Для обычного непальца дрова – дорогое удовольствие. Чтобы правильно сожгли - он может несколько лет откладывать деньги на похоронный костер:

Тут же купаются счастливые непальские дети. Но никакого беспокойства это не вызывает, так как их карма в любом случае останется чистой, а значит реинкарнация вернет все на круги своя:

C тобой всегда рады сфотографироваться
за 50 рупий, каждому

Храмовый комплекс Пашупатинатх

Сегодня оказалось, что непальцы празднуют 2064 Новый год и мы находимся в будущем!

Бразер Бобби привел нас в национальный ресторан Мустанг, где я впервые попробовал далбат, о котором столько слышал до этого (рис, овощи в остром соусе, гороховая подливка). Долбат запили холодной местной раксией (водкой), потом горячей (очень вкусной). Потом Бразер Бобби достал свою водку, которую принес с собой в честь Нового года. Было удивительно, что здесь в ресторанах можно с собой приносить спиртное, и хозяева будут рады подать стаканы. Хотя у них есть то же самое в 3 раза дороже. Как-то здесь все проще, без напряга. Цены продолжают удивлять: 100 баксов на 9 человек! Единственный минус, что завтра подъем в 5 утра…

14 апреля

На маленьком самолетике авиа компании с замечательным названием“Yeti Airlines” (видели еще “Budda airlines”) за час долетели до Луклы 2840:

И здесь можно все купить: снаряжение, еда. Лоджии через каждые 500 метров, можно пить чай (джин-джир из корня имбиря – очень вкусно), национальный напиток – чай с молоком, пиво, еда. Кофе только растворимый. В лоджиях можно переночевать, народу мало. Наняли 5 шерпов. Работа шерпа стоит 600 рупий в день. Каждый несет два рюкзака. За удовольствие не тащить рюкзак две недели, отдать лишние 70 баксов совсем не жалко:

Носят на лбах не только корзины, но и двери, арматуру, коробки. Идут быстро, но часто отдыхают, т.к. устает шея. Шерпы на отдыхе:

Нас приветствуют непальские маоисты.
Пока вся группа вместе

По дороге растут розовые двухметровые
рододендроны (по непальски: палор),
которые я так мечтал увидеть!

4 часа шли до ночлега. В лоджии поразило наличие горячего душа. Потом оказалось, что горячий душ есть почти на всем протяжении маршрута, правда стоимость увеличивается с высотой. Вода греется газовыми баллонами. На ужин мясо яка, похоже на говядину, пиво шерпов том-том, кофе мустанг с раксией, чай с молоком. О пиве том-том стоит рассказать поподробнее. Какие-то зерна заливают кипятком, настаивают 5 минут и пьют через трубочку. Получается примерно 5 градусный напиток по вкусу напоминающий разведенные дрожжи. Повторно можно заливать несколько раз. Специалисты говорят, что том-том вкусный, просто его надо распробовать.

По всему пути камни
с выбитыми мантрами

На тропе лежат кучи камней.
Ступы и камни надо обходить
по часовой стрелке, трогая их рукой.
Но можно и не трогать, все равно действует

Везде молельные флажки. Очень удобно:
повесил и мантры под действием
ветра автоматически возносятся к Будде

15 апреля

Непальцы живут по световому дню: в 5 утра светлеет, в 19 уже темно. Утром оделся тепло, вышел на улицу сразу разделся. В горах очень мягкий климат: днем не жарко, ночью не холодно, после нашего климата непривычно.

На завтрак непальская каша Дзампа, похожа на коричневый клейстер, вкуса примерно такого же, но говорят очень питательно! Шли 3 часа до 2805, перекусили, лоджии кончились, и еще 3 часа шли до Намче Базара. Общее время 6 часов. Очень мне понравился стиль похода – каждый идет в своем темпе, никто никого не торопит, не ждет и не напрягает. Идешь в свое удовольствие, в рюкзаке только куртка и фотоаппарат. Так разительно это отличается от привычных 50 минут идешь, 10 отдыхаешь, судорожно пытаешься немного отдышаться, глотнуть водички и снова побежали: первый задает темп, последний подгоняет, кошмар!

Навесные железные мосты все такие

Намче Базар, столица шерпов

В Намче Базаре Интернет на каждом шагу, одежда, снаряжение, еда, сувениры. Суп шерпов: Sherpa Stew – это вкусно: овощи с мясом. Вечерний душ, бильярд с музыкой на высоте 3440.

Все непальцы бегло говорят на английском, правда, с сильным непальским акцентом. Это заслуга их системы образования. В школах на непальском языке преподают только непальский язык, остальные предметы на английском. В Намче Базаре непальская 9 летняя девочка очень обстоятельно расспросила меня, откуда я и как мне нравится в Непале.

На голубой вывеске написано one of the highest bar in the world 3445

16 апреля

Акклиматизационный подъем 400 метров - 3 часа со спуском. Первый вид на Эверест!

17 апреля

Монастырь Тянбоче 3800, дорога 6 часов

Молельные барабаны.
Надо идти по часовой стрелке и крутить

По дороге яки, на скале горный козел

Вот он ближе

Панорама с Эверестом

Красавец Аму-Даблан

Последний горячий душ, начала болеть голова.
Лоджия сады Аму-Даблана

18 апреля

Шли 5 часов до Дингбоче 4400. Юра остался отдохнуть в Тянгбоче. Пошел снег, кончились деревья, болит голова, после еды прошла.

Показался Айленд-Пик

19 апреля

Шли до Чукунга 4730 2 часа

Все устали. После обеда пошли прогуляться вверх. Четверо вернулись. Мы дошли до 4950. Болит голова, после прогулки прошла. Поели мо-мо – непальские пельмени с разными начинками и соусом, вкусно.

20 апреля

Болит голова, съел таблетку, сходил на ручей помыться, побриться, разбивал руками лед. У Юры, который вчера дошел до нашей предыдущей ночевки подозрение на отек легких. Он прислал гонца-шерпа. Игорь, Джон-Бу и шерп побежали вниз. Юру увезли на вертолете в Катманду. Потом оказалось, что была просто простуда, усиленная высотой. Мы за 2.5 часа поднялись на 600 метров до 5340. Почти Эльбрус: его западная вершина 5642, восточная 5621.

Спустились вниз, болит голова, поспал, не прошла, выпил таблетку. Поел далбат. По словам шерпов, которые едят его каждый день, очень питательная и сбалансированная еда, предназначенная для тяжелых физических нагрузок. Ира и Леша на восхождение решили не идти, завтра пойдут вниз.

С этого момента совсем кончились лоджии. Заряжать аккумуляторы для фотоаппаратов можно было везде. Правда за деньги и долго, получалось где-то 3 часа (при нормальной зарядке за час). При стоимости в 200 рупий за час получается 10 баксов.

21 апреля

Подьем до штурмогого лагеря 5150

Поели и спать. Ночь в палатках “North face camp”. Палатка понравилась. В лагере есть туалет. До питьевой воды 2 часа хода.

22 апреля

Подъем в 2 ночи. Шерпы готовят чай. В 3:30 выход. Через 2 часа повернул назад Дима. Он спустился дальше до Дингбоче. Шли 6 часов по камням со снегом, подъем градусов 20:

Связались, поползли по камням метров 50 градусов 60. Надели кошки, пошли по леднику часа 2:

Итого в 13:00 дошли до веревок на 6000:

Погода испортилась, темнеет здесь рано. В 13:30 повернули назад:

Соня с Игорем (гидом) попытались пойти дальше, но веревки сняла предыдущая команда.

Cфотографировал флаг своей конторы,
а вдруг захотят стать спонсорами на следующем восхождении

23 апреля

Соня осталась попытаться взойти еще раз. Я, Игорь, Игорь и Дима пошли на Калапатар (это горка высотой 5545 является смотровой площадкой на Эверест), шли 8 часов до Лобуже 4950, наконец, перестала болеть голова!

Грустные мысли: на восхождении характер не был проявлен. После 9 часов подъема сил не осталось, и должен был вступить в игру характер. Но он остался где-то внизу…

24апреля

Пошли дальше по направлению к базовому лагерю Эвереста. Дима повернул вниз. Шли 2.5 часа до Горак. Игори пошли в БЛ, я остался в Горак. Попытался сходить на Калапатар, но пошел снег, и я вернулся. Надо идти завтра с утра.

25 апреля

Проснулись в 4:30, идет снег, чего быть не должно! Все утра всегда были безоблачными. Поспали до 6:30, снег все шел, решили валить вниз. Я отстал: шел, фотографировал, и потерялся. Перешел на другую сторону реки не по тому мосту. Смотрю - красивые новые места. Когда понял, что иду не туда, стало лень возвращаться, пошел дальше, тропа кончилась. Прорвался! В лоджии “Сады Аму-Даблана” народу куча! Все наши ушли вниз. Время 17:30. У меня нет ни сил, ни желания идти в темноте еще 4 часа. Вещи тоже все ушли с шерпами вниз. Помылся первый раз за 8 дней, надел старое. Выпил пиво первый раз за 13 дней, глотнул коньяка из “НЗ командного состава” не пошло. Пойду спать, завтра в 7:00 надо выходить, догонять своих в Намче.

Аму-Даблан на обратном пути

26 апреля

Подъем в 6 утра, выход в 7, в Намче в 11. Отдохнул 2 часа и дальше вниз. Шел, фоткал, пил чай. Вообщем, вместо положенных 3 часов шел 6. Вечером нашли гитару, пели песни, потом танцевали народные непальские танцы.

27 апреля

Встали в 5 утра, дошли до Луклы в 8, сидели до 12, ждали самолет. Вечером китайский ресторан за 10 баксов.

Мысли после путешествия. Я раньше думал, что самые культурные горы – это Альпы. На тропах маркеры, на развилках указатели, кафе, почти везде можно объясниться на английском. Так вот, оказалось, что самый цивилизованный – это Непал. С тропы сбиться невозможно – она выложена камнем или огорожена каменными стенами. Чай, еда, ночлег через каждые несколько километров, на английском говорят все.

Лето и зима в Непале - сезон дождей. Все ездят весной (лучше апрель) или осенью (октябрь). Поэтому тут нет школьников и студентов, основной контингент – около 30. Есть и совсем пожилые трекеры. В основном туристы ходят до базового лагеря Эвереста с заходом на Калапатар или до лагеря Анапурны.

28 апреля

Подъем в 5 утра, поездка в джунгли Четванг, вернулись в 1 ночи.

Дикие носороги

Культурные слоны

Гибискус

Девочка с бананами для слонов

29 апреля

Пошли за сувенирами. У Игоря, Алексея и Иры случайно сегодня оказался самолет, и они побежали собираться. Мне пытались продать ковер за 3 штуки баксов, но я устоял. Поужинали в корейском ресторане, потом с Димой пошли в казино. Охрана пыталась не пустить в шортах, но на вопрос, зачем пришли, мы ответили играть и нас пустили. Казино шикарное: огромные потолки, ковры, все в костюмах. Сколько выиграли - помню плохо, т.к. выпивка там, как и во всех казино, бесплатная.

30 апреля

6 утра… утро туманное… поехали в Храм Будды. Купил мешочек риса, его надо разбрасывать и все будет хорошо. Не успело стать хорошо и на половину, как подбежала обезьяна и вырвала из рук. Фотоаппарат после этого повесил на шею.

Пятно на лбу – это на счастье

Закупка последних сувениров (40 литрового штурмового рюкзака как раз хватило, чтобы все поместились), прокатился на рикше, он требовал 250 рупий, говорил, что такая такса, я не поверил, дал 200. Прилетели в Карачи.

1 мая

В Пакистане тоже выходной! Экскурсия по городу, сувенирные лавки, поездка на кораблике в Индийский океан, купание, вареные крабы, пиво по 5 баксов за баночку (сухой закон, но в океане он не действует).

Мочу сапоги в Индийском океане

Ну, вот и все, прощай плодородный Пакистан

2 мая

Подьем в 2 ночи, в Москве в аэропорту менты забрали нож Гуркхов, сказали холодное оружие, за 100 баксов согласились обойтись без формальностей, но нож не отдали, почувствовал, что на Родине! Надо было DHL-ем из Катманду отправлять!

По деньгам получилось:

Путевка на восхождение $1700, билеты на самолет $750, страховка $50, расходы во время путешествия $500, сувениры еще $500. Итого всего лишь $3500 за мечту!

Жизнь после Непала

Повесил непальские флажки на даче. Думаю, Будда сильно удивился, когда к нему стали поступать молитвы с экзотического Ладожского озера:

Удачи и берегите себя!

(с) 2007 Алексей Сушков

Полная фотоверсия: www.sushkov.ru

Фотографии со штурма (c) Игорь Ревякин.

Читайте на Mountain.Ru:

Дневник восхождения в Непале 2007

Дневник восхождения на Эльбрус 2008

"С группой все всремя был гид..."

Гид может и был, а где была группа??? Куда в результате делась Соня???? Вы же, собственно, взойти собирались..... это не есть "никаких нареканий по организации"....