Перевод: Анна Самоделко, Mountain.RU

Томас Хумар: «Я могу летать, друзья мои».
Новый маршрут на Аннапурну.

Томаш Хумар. Нанга Парбат-2005
Томаш Хумар и Алеш Кожели. Новый маршрут по Южной Стене Аконкагуа

28 октября 2007 года Томас Хумар (Tomaz Humar) закончил соло-прохождение нового маршрута в исключительно альпийском по правой стороне Южной стены Аннапурны.
До 7500 метров Томас поднимался по девственному участку, затем вышел на Восточный гребень, по которому проследовал до Восточной вершины (8047 м).

Красная линия – маршрут Томаса Хумара 2007 года
оранжевая линия – маршрут Хайзера-Кукучки 1988 года.
фото Томаса Хумара.

Маршрут

Абсолютно новый на стене, пройденной лишь однажды польской командой Hajzer - Kukuczka в 1988 году.

При детальной сверке обеих линий с Артуром Хайзером (Arthur Hajzer) было установлено, что маршрут Хумара и маршрут Хайзера-Кукучки до Восточного гребня полностью независимы, за исключением одной точки пересечения на высоте 5800 на ледовом участке, где Хумар установил первый бивуак.

Информация о маршруте 1988 года предоставлена в American Alpine Journal (стр 217-219) за 1989 или на соответствующем сайте.

Томас отмечает: «Я проложил новый маршрут в альпийском стиле, не предполагая, что стена была пройдена еще в 1988 году по линии, очень близкой к моему маршруту. На это мне понадобилось два дня (включая спуск) при чудовищных погодных условиях. Весь сентябрь был особенно дождлив и снежен лишь с немногими прояснениями.
В начале моего восхождения дул северо-северо-западный ветер, порывами до 100-150 км/час. В 1997 году такой же ветер стал причиной гибели моего напарника Янеша Йеглича (Janez Jeglic)».

Восхождение

24 октября 2007.

Стартовали вместе с другом-напарником Ягатом Лимбу (Jagat Limbu). Пересекли ледник и продолжили путь по микстовым скалам и ледовым желобам до 5800, где разбили первый бивуак на небольшом ледовом участке отрезка стены под названием Rock Island (между 5000 и 5800 метрами).

25 октября 2007.

Вынужденная отсидка в палатке из-за очень сильного ветра и моих проблем с желудком. К тому же акклиматизация у меня была недостаточной: восхождение на Tharpu Chuli (5690 м) и ни одной ночевки выше 5300 м, что явно недостаточно для восхождения на восьмитысячник.

26 октября 2007.

Начало восхождения в 6 утра. С собой ни каски, ни веревки, ни обвязки - только бивуачное снаряжение, немного еды и газ. Все остальное я оставил напарнику на случай, если я не вернусь и ему предстоял бы спуск по леднику в одиночку. В 3 часа дня я начал рыть пещеру на высоте 7200 метров для второго лагеря».

Целый день я провел в пещере для более полной акклиматизации и чтобы избежать любого риска отека. Ветер был сильный, порывами более 100 км/час.

Бивак 1 (5800 м) на маленьком участке льда.
Фото: Томас Хумар.

Путь к Аннапурне Восточной (8047 м).

28 октября 2007.

Будильник сработал в 6 утра. Я все равно не спал. Просто ждал подходящего момента для выхода. Небо - ясное, ветер - сильный и холод. (Прогноз швейцарских синоптиков предупреждал: не выходи на гребень - сильный штормовой ветер из-за прихода холодных масс!) Я начал подъем налегке, взяв с собой только 2 литра сока, который замерз в течение первого же часа. Через 2 часа я вышел на Восточный гребень на высоте 7500, где Лоретан и Джосс (Loretan, Joss) прошли в 1984 году. Несмотря на сильнейшие порывы ветра я направился по направлению к Восточной вершине.

К 10 часам утра я прошел большую часть гребня, и вершина казалась уже на расстоянии вытянутой руки. Ветер усиливался. Чем выше я поднимался, тем чаще и сильнее падал снег и лед, и риск схода лавин увеличивался.

Томас Хумар перед выходом на вершину
на заднем плане видны Дхаулагири и Нилиджири.
Фото: Томас Хумар
В районе 3-х часов дня я стоял на Восточной вершине (8047 метров). Я благодарил Бога, молился, что остался цел! Даже при хорошей погоде я никогда бы не решился продолжить восхождение к Главной вершине – Бог позволил мне побывать там в 1995, это был мой первый 8000-к. Вот ответ на вопрос, «Почему Аннапурна?» С тех пор альпинизм стал для меня смыслом жизни в течение двадцати лет.

Спускаться начал сразу же. Тени от снежных карнизов увеличивались. Я позвонил Ягату и сообщил, что нахожусь уже на обратном пути. Он действительно обрадовался, услышав меня. Последний раз я выходил на связь в 10 утра, и все это время он молился за меня. С наступлением темноты я достиг начала Восточного гребня.

Я был очень уставшим, длительное время без еды и питья. В абсолютной темноте я не видел даже моих следов. Чувствовал себя очень одиноким, но в душе знал, что Господь со мной. Налобный фонарь отказался работать при низкой температуре, и мне пришлось ждать появления луны, чтобы продолжать спуск. В 8.25 я достиг бивуака на 7200 метрах , полностью изможденный, и отправил sms:

"СЛАВА БОГУ, УЖЕ В БИВУАКЕ, НОВЫЙ МАРШРУТ ДО 7500+, ЗАТЕМ ДЛИННЕЙШИЙ ПУТЬ К СЕБЕ. АННАПУРНА ВОСТОЧНАЯ ВОСЬМИТЫСЯЧНИК И ОБРАТНО ПОСЛЕ 14 ЧАСОВ. ВСЕ БЫЛО ОК, НО ЕСЛИ ВЕТЕР БУДЕТ 60 КМ/ЧАС СПУСКАТЬСЯ БУДУ МЕДЛЕННО."

Затем я впадаю в созерцание, готовлю чашку чая и жду рассвета.

Вид с вершины на Восточное ребро.
Базовый лагерь примостился между облаками
и на заднем плане видна Hiunchuli. Фото: Томас Хумар.

Скальный остров- Rock Island
(участок между 5000 and 5800 метрами)

29 октября 2007.

В 8 утра начал спуск по направлению к первому бивуаку на 5800. встретился с Ягатом после четырех часов спуска и сброса 1400 метров по высоте. Затем звонок доктору, Анде Пердан (Anda Perdan), ждущей вестей в базовом лагере, а так же звонок родителям, своей девушке, детям, агенту...что все в порядке, я достиг вершины и спустился в целости и сохранности. Мы продолжили спуск в базовый лагерь (4150м) и 8.30 вечера достигли его.

До 2 часов ночи рассказывал подробности восхождения, а затем мы собрали лагерь, собрались возвращаться домой. Но в полдень следующего дня пришлось организовывать работа по оказанию помощи корейской экспедиции на Annapurna Fang. Только потом спустились в Chumrung на высоте 2100 метров .

Вид на Южную стену Аннапурны с высоты 5800 метров.
Фото: Томас Хумар.

Вид из второго бивуака, 7200 м.

2 ноября 2007.

Прибыли в Катманду из Покхары. Я встретился с Элизабет Хоули (Elizabeth Hawley) и Ричардом Солзбури (Richard Salisbury) и в течение четырех часов предоставлял им официальный отчет и фотографии.

7 ноября 2007.

Я возвратился в Словению.

Этим восхождением Томас сполна рассчитался за те неприятности, которые выпали на его долю на Нанга Парбате в 2005 году.

Наметив новый соло-маршрут на отвесной Рупальской стене Томас попал в непогоду и застрял в ледовом лабиринте и неустойчивом снеге. Тяжелые снегопады и чрезвычайная лавинная опасность не позволяли ему ни продвигаться вверх ни начать спуск. И в этой ловушке – в полусидящем положении в небольшой снежной дыре- он просидел шесть дней, в то время как со всех сторон проносились лавины.

А незадолго до самой этой экспедиции Томас потерял своего главного спонсора. Поэтому экспедиция на Рупальскую стену была особо значима для него.

Ягат и Томас на спуске к АВС (5100 м)... Опасность миновала.

Аннапурна.

Но сейчас, многие в альпинистском сообществе подвергают этот факт обструкции за то, что сам попал в неприятности, да еще и рисковал жизнями спасателей.

И пока Томас приходил в себя и осознавал, что остался в живых, его оппоненты (здесь речь идет о Винсе Андерсоне и Стиве Хаузе с их восхождением по диретиссиме Рупальской стены на Нанга Парбате) выиграли Piolet d ' Or за свое восхождение на ту же вершину. «Они даже не пытались помочь мне», говорит Томас . «А мы ничего не знали», - слышит он в ответ .

Томас вернулся домой и прибавил громкости композиции группы Queen "The Show Must Go On" в своем автоответчике. Вот, собственно, что он должен делать.

Behind the curtain, in the pantomime
I can fly - my friends
I'll face it with a grin
Im never giving in
On - with the show -
Ill top the bill, Ill overkill
I have to find the will to carry on...

За кулисой пантомимы…
Я могу летать, друзья мои…
Я встречусь с судьбой с улыбкой на лице…
Я никогда не сдамся…
Шоу продолжается!
Я оплачу по счету…
Я даже переплачу…
Мне надо собрать волю и идти дальше.
Дальше!

Что, собственно, он доказал на Аннапурне.

Вид БЛ из палатки Томаса.

Томас Хумар.
Автопортрет.

Томас Хумар родился 18 февраля 1969 года в Любляне в Словении. В настоящее время живет в Страни (Stranje) и работает в таможенном управлении в Любляне. Является членом отделения Kamnik branch Альпийского клуба с 1987, и совершил около 1500 восхождений, 70 из которых - первопроходы у себя на родине и за рубежом.

Наиболее выдающиеся его достижения это тяжелые маршруты на высотах «чуть пониже»: новые линии на Ама Даблам, Лобуче, Нуптзе Западной, Дхалаугири (не достиг вершины), Аконкагуа по Южной Стене и другие.