Автор: Игорь Паша, Москва

Еще раз про «Семерку» Донгуз-Оруна и не только... Памяти Юры Драхлина
Арктангенс Донгузоруна

ПРЕДИСЛОВИЕ

Герой моих прошлогодних приэльбрусских заметок Вовак(от "Вова К" на его большой пластмассовой кружке). повел себя на этот раз совсем не героически. Всю весну кормил "намерением, но не обещанием" пойти опять, а за неделю до отъезда, уже с билетом в кармане, взял самоотвод. То ли крыша прохудилась вдруг у бабушки его в деревне, то ли папе подкатили фуру с табаком и надо было срочно разгрузить ее. Может, там какая-то еще отмаза прозвучала - уже не помню, да и не важно это. По-любому, недоучел Вовак, что место литературного героя свято, а святое место не пустует. На нем сейчас Иван. Он был с нами тем летом, но только на маршруте из Шхельды в Юсеньги.

С Воваком (справа) и Иваном (слева) в объятиях Ушбы.
Снимок с вершины пика Физкультурник над цирком ледника Ахсу.

Утренний вид на Эльбрус, Донгузорун и верховье Юсеньги.
Снимок с вершины Юсеньги Северная над цирком Ахсу.

Ледник и цирк Ахсу.
Снимок с вершины Юсеньги Северная.

Ушба с Мазери и Шхельдой по флангам.
Снимок с вершины пика Физкультурник.

Теперь Иван стал главной опорой. Мы прошли с ним пять маршрутов, отчетно-спортивных задач при этом не ставили и просто получали удовольствие, а также фотографировали горы с удобных и интересных мест. Все маршруты были четырехдневными, с полноценным суточным пересменком.

1) 3 - 6 июля. Акклиматизация на Когутае. Пик Интеркосмос - снежное плато Когутая - пер. Жемчужина Приморья - вершина г. Малый Когутай.

Вид на Эльбрус с вершины Когутая.

Поверх Когутайского плато.

2) 8 - 11 июля. По восточным отрогам Эльбруса. Пос. Верхний Баксан - ущелье Кыртык - пер. Джикыауганкёз - вершинка 3814 - ледовое плато ("озеро") Эльбруса - пер. Ирикчат - ущелье р. Ирикчат - пер. Российских Офицеров - вершина г. Кезген - ущелье р. Ирик - пос. Эльбрус.

Эльбрус с цветочного склона Кезгена.

Иван на вершине Кезгена.

3) 13 - 16 июля. Вылазка в Адылсу. Из-за затяжной непогоды 14 - 18 июля маршрут был сокращен: ущелье р. Адылсу - пер. Джантуган - Джантуганское плато.

Вид на плато Джантугана со стороны Башкары.

Закатный вид из-под Джантугана.

4) 19 - 22 июля. К восточной вершине Донгузоруна. Ущелье р. Юсеньги - пер. Юсеньги Переметный - пер. Высокая Долра - восточный гребень Донгуза.

Эльбрус и братья Когутаи
с восточного гребня Донгузоруна.

Вечерние сумерки на перевала Высокая Долра в гребне Донгуза.

5) 24 - 27 июля. К вершинам Эльбруса.

Рассвет на Эльбрусе.
Вид с западной вершины в сторону восточной.

Рассветная тень Эльбруса.
Вид с западной вершины.

"Когутайские записи" открывают новую серию маршрутных заметок в продолжение цикла "Приэльбрусье в фотографиях".

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. НА ПУТИ К ИНТЕРКОСМОСУ

В первый раз я поехал в горы с дочерью, уже студенткой. Женя давно хотела полюбоваться снежными вершинами с близкого расстояния, но всё не задавалось как-то.

30 июня ранним утром, после суточной духоты в фешенебельном нальчикском поезде, мы сошли на станции Котляревская (барышня-соседка по вагону вопросительно - как Алиса в другой чудесной стране - поразмышляла вслух о котлетах).

Непогодный вид на Азау из окошка Шамика.
Там нас встретили Анита и ее папа. Анита - замечательная девушка из Майского, пусть и неравнодушная к своему мегазнаменитому земляку-распевале, а ее папа - о, это папа! (Он нам подвез потом в Терскол восемь полуторалитровых бутылей чистейшего домашнего вина - двенадцать литров роскоши!) Они завезли нас к себе домой для душа и завтрака, и там мы познакомились с Антоном, братом Аниты, отъявленным 11-летним футболистом и фаном Лэмпарда.

В полдесятого Анитин папа повез весь коллектив в Терскол. Погода по мере продвижения плавно перетекала из солнечной в пасмурную и за Тырныаузом стала осадочной. Мы выгрузились у "Отеля Шамик" и сняли в нем - как и в том году - трехместный номер с видом на Когутай. Увы, этого вида теперь не было: дом, что за год вырос рядом, закрыл его. Я повздыхал, и мы переселились в номер напротив, с видом на Азау. После трапезы с вином и окороком наша подобревшая группа вышла на прогулку в ущелье Терскол. Накрапывало, но в сером небе вдруг проглядывало солнце, и было красиво и приятно - от природы и благодарных ей барышень.

У ограды ранчо Когутая.

От этих трав растут молочные удои.

В благодушии. Женя (слева) и Анита.

Мир прекрасен.

Майский цветочек Анита.

Анита, ее папа, Женя.
Легкий попутный разговор.

За прогулкой последовала повторная трапеза в Шамике и поездка на Поляну нарзанов, затем прошли проводы папы и брата Аниты в обратный путь. Я наведался в «Альпиндустрию», к Марине, которая за сотню с носа делает пропуска в погранзону. Срок делопроизводства - день, благо бумага на все приграничные заходы Приэльбрусья разом оформляется теперь на заставе у поселка Эльбрус.

С наступлением сумерек дождик усилился и с перерывами шел всю ночь и утро следующего дня.

1 июля . Когутайский выход намечался на 3-е число. 2-го должны были подъехать Иван и его девушка, они активно разминались сейчас под Кисловодском. Нам же троим надлежало размяться в окрестностях Терскола, и мы собирались взять пешим приступом кафе Ай на чегетском склоне и обсерваторию на склоне напротив. Но первый июльский день удручил погодной унылостью. Мокнуть в травах определенно не хотелось, и максимум на что мы в этот день сподобились, так это на прогулку по шоссе до Азау в тот непродолжительный период, на который дождик взял таймаут.

Под натиском безмолвных льдов.
Домик в Терсколе.

Ель. Туча. Донгуз. Птица.

Долина в облачных разрывах.

Обволакивая горы.

Оттеняя грацию.

Стройная, но не Есенинская.

Пока этот фотограф рыщет.

Тучки - ёлочки.

Тоже ёлочки и тучки, но без солнца.

2 июля поутру было пасмурно, но не дождливо, и, получив добро от внутреннего голоса, мы потянулись в сторону обсерватории. Прихватили с собой плащи, резервную одежду, но едва в 11 часов вышли - погода наладилась.

Обсерваторская дорога в небо.

Малый, но двурогий Донгузорун.

Мы заботливо прикрыли шеи - кремы остались внизу - и пустились в попутные разговоры о горных орлах и козлах, которые то ли возникали изредка вдали, то ли просто мерещились. Особо удавалась эта тема Аните. Местная жительница, она умела придавать своему голосу характерные местные интонации. Ее искрометные саги об "арёлях" и "казёлях" подкупали сюжетной свежестью, но все заканчивались к прямой невыгоде последних. Вот одна из них.

" На горний склони живет казёли. Они там по скала туда-суда бижит, трава зэлёний кущит. А в нэби там арёли кружит. У них крило такой и клуф балшой, и острий когти. Казёли - они глупий такой! Они спишит, когда бижит, и бьёт о каминь свой башка. А арёли врэдний-ой! Он никогда спасыб ни скажит, он только цап казёли - и нет казёли! Кущит он йиво патамущта ".

Сага за сагой, мы добрались до водопада Девичьи Косы. Красивый водопад! Возле него приятно посидеть, поосмотреться, пощупать воду, подкрепиться - что мы и сделали.

Девицы и Девичьи косы.

Почти как негритянские косички.
Только серебристые.

Девичьи косы и девушка с косами.

Трава проросла. Трава прорастёт.

Дальше в сторону обсерватории не пошли, что-то подсказывало, что дело к большим осадкам. Мы двинулись назад. Дневные краски перед скорым пролиянием насытились, базальтовые стены слева от дороги утопали в светоносной гуще, а справа выставились и менялись в цвете виды притерскольских гребней и вершин.

Донгуз прикрылся.

Волчьи ворота.

Прорезая небо.

Орёл в базальтовом оперении.

Хмуро в когутайском заповеднике.

Мир Азау.

К четырем часам мы спустились, и едва переступили порог Шамика - ударил ливень. (Вспомнилась группа, повстречавшаяся на спуске. Она шла к водопаду, и кто-то с тревогой спросил нас, не выпили ли мы из него всю воду. Да, много там теперь воды.) Дождь был серьезный, но непродолжительный, и через четверть часа его не стало, а еще через час приехали Иван и Эля. Мы затарились в «Альпиндустрии» недостающим снаряжением, вкуснейшим образом поужинали в Шамике, закупили еду на предстоящий маршрут и легли с мыслью о раннем подъеме. В этот час, как и вчера, зарядил дождик, с переменной силой барабанивший по крыше всю ночь.

Читать дальше>>>

и долины, и девушки

У автора красивы не только горные вершины, но и долины понизу, и девушки.