Автор: Евгений Полтавец, Валентин Сипавин, Харьков

Ироническая зарисовка о том, что так хорошо бывает, к сожалению, редко…

Читайте статьи Евгения Полтавца, Валентина Сипавина на Mountain.RU:
Прохождение маршрута «Соколиный»
…Или Большие «малые» горы
Сорокалетию «Зенита» посвящается…
Как мы первопроход ходили
Описание маршрута "Ход конём"

Летний выезд команды “Харьков Extreme-Team” в горы успешно завершился. и побывали в Узунколе на Гвандре Восточной (1Б), Двойняшке Восточной (4Б), Даларе, по маршруту Ю.Порохни (5Б), и на Кирпиче по ромбу З стены (6А). Вот первые впечатления и комментарии.

Есть расхожее мнение, что если вас двое, у вас плохая физуха, вы не умеете лазить по льду и ходить по снегу – вам дорога в Узункол. Забегая вперёд, скажу – на 100% ошибочное.

Так было сначала. Джон

Елена

Валико

Заехали. Погранпропуска, скальные занятия - всё как всегда. Узнав, что хотим выйти «на лёд», начуч рассмеялся. Мол, в районе его мало, да и тот на перевале Буревестник. Я вам скажу, что под Кирпичом нашли отличный лед, как для новичков, так и для неленивых разрядников, ничем не хуже Уллу-Тау или Домбая. Всласть полазив, находившись и побегав, пошли на снег. Имея в отношении страховки на снегу некую фобию, испытывали её надежность на коротком ледорубе. Джон страховал, я разбегался тридцатью метрами выше и с глазами, круглыми, как фары, то кубарем, то вниз головой летел по склону. Иронично, без попытки самозадержаться. С протравливанием Джон удерживал. Странно. На заметку разрядникам: на снегу масса тела участника растёт прямо пропорционально расстоянию полёта по снегу за счёт увеличения количества снега под термобельём.

Лёд для новичков

...и для разрядников

Льда и снега в Узунколе мало....

Да, чуть не забыл. Было нас всё-таки трое. Ещё Лена - наблюдательница. Она же повар, она же фотокор. По совместительству. На ледово-снежных занятиях оценка «отлично». Спасибо обучавшим :)

Разминочная гора. Кто бывал на Гвандре, тот знает, почему в «Узунколе» её уважительно называют «наша Победа». 1Б нам далась труднее всех. Всё усугублялось непогодой, Ленкой и грозой на спуске. Когда местный Кракэн* стал метать нам молнии в зад, у Джона загудел ледоруб и волосы демонстративно вылезли через вентиляцию на каске, мы поняли, что надо переждать. Переждали, все обошлось.

Потом был выход на Двойняшку. Льда в Узунколе нет. Это прописная истина. Тогда как назвать 5 часов подхода по ледовым буеракам, мостам и желобам под «остров» на ночёвку, а?! Когда-то я ходил по Кашкаташу вверх до перевала, но такого не помню.

Ночёвка под Двойняшкой

В первые дни отдыха

La Sportiva art

Утром нам повезло. Выход на перемычку таил остатки ещё не стаявшего снега. Шлось хорошо. Маршрут отличный, только длинный. На спуске увидели, что кто-то лезет на Далар по бастиону плеча. Так красиво смотрелось, что, вернувшись в лагерь, решили сразу идти на 5Б. И не прогадали. Только спать на льду под стеной - мука адская. Заснули только к трём утра, обнявшись и проспав звонок будильника в 3.30. На этом маршруте Джон был в ударе по части метания крючьев.

Причём независимо от того, лезет он первым или вторым. Я научился определять по звуку, что улетело: старый «вецепс», титановый Олега Бершова или спонсорский Grivel. «Эх, опять 10 баксов улетело», - думал я, провожая взглядом какой-нибудь гривелевский Rocket. Кому надо, за мзду покажу на фото – можно коллекцию там собрать. Далар - гора большая. За день не долезли 2 веревки до верха бастиона. Ночевали там, где и планировали. На следующий день вылезли на гребень и сходили на вершину. На гребне побросали вещи, взяв воды и обнаружив пропажу темных очков Джона и расходника. Списали всё на проделки Жареного Рака**. «Без расходника, если сильно захотеть, можно и с вершинной башни Далара сдюльферять: (народная поговорка)… Правда, если за 2 дня до этого тут спускалась группа из 5-ти человек и поменяла почти все петли…(P.S. Расходник потом нашёлся в котле). В этот же день слезли к спусковому кулуару. Утро нас встречало восходящим из-за Эльбруса солнцем и походом по Сванетии. Мне было, честно, тяжело. А Джону еще тяжелее без тёмных очков.

Во вторые дни отдыха

Далар

Перед 5Б

Озеро на перевале Далар, должно быть, вселило в нас силу, и мы еще часов шесть метались, шарахались, переправлялись через реки по ветвям деревьев, не перейдя мостик у пограничного блиндажа…

Если сказать, что 2 дня отдыха мы думали, на какую «шестёрку» лезть (на Далар или Кирпич), - значит соврать. Еще в «турпоходе» на Гвандру, увидев Кирпич, Женька обомлел и влюбился в эту стену. Да и я был не супротив этой затеи. На том и порешили.

Плов с земляникой, горячий душ и местные оводы служили нам рекреационно-восстановительными процедурами. Набравшись сил и наглости, выпустились и ушли. Облегчая баул, шли на всяческие ухищрения. Но затюнингованные кошки весили жестоко много. Пришлось снять антиподлипы и мне скрутить по одному переднему зубу. Решили: раз наблюдатель НИ РАЗУ (!) не увидела нас на предыдущих маршрутах (ха, и это-то с камерой с 40-кратным оптическим и 2000-ным цифровым зумом на штативе), то возьмём камеру на стену. В ущерб, правда, фотомашине. И не пожалели, ибо не увидеть на стене двойку в ярко-жёлтых касках с расстояния 1 км в объектив Nikon d50 всё-таки нереально! Но Лене и это удалось…

Настрой был боевой. В 3 встали, в 4 вышли, в 5 полезли. Много общего с Крымом. Реально нависает. Второму тоже нелегко с баулом на маятниковых участках. И отбрасывает. Лезть первым после обеда, отжумарив первые полдня, – по себе скажу, глупая затея. Впервые хватали реальные судороги. Но успели вылезти до классного откола и еще 50 метров обработали. Самое страшное для друга было потом, когда я ему показал видео. Он даже и не подозревал, что на ключевых участках его страхуют одной рукой и снимает скрытая камера… Он-то меня хорошо держал…

Перед 5Б

Ночёвка была знатной. Луна освещала стену. Звёзды. Короче, романтика.

Вершина нас встречала солнцем, отличными пейзажами и остатками колбасы в наших запасах. Обещанные воронежцами на вершине полкило печенья подло сожрали мыши. На спуске глотали слюни, глядя на южные стены Кирпича…

Старт 5Б

ЭПИЛОГ

Завершение летнего выезда ознаменовалось походом на Доломиты (посмотреть на озёра), Карачаевским светлым, концертом группы Ленинград в лице С.Шнурова.

Приезжайте в Узункол!!!

Огромное спасибо Алексееву Диме и ЭЦ «Экстрим» за классное снаряжение (Grivel, Beal, Treksport, Kong), и Олегу Бершову за френды. И всем, кто ждал, верил и волновался за нас.

* лирический герой команды “Харьков Extreme-Team”, отвечающий за непогоду

Так было потом. Джон

Перед концертом...

Супер - Красочно!

Спасибо , Валик, за такой художественный рассказ! Здорово - про волосы вылезающие сквозь вентиляцию у Джона, да и все остальное тоже. Очень ярко представляется! И фоток чуть есть! Как побывал там рядом. Новых вершин в горах и литературе вам!

Приятно читается, порадовали :)

Мы тож были в Узунколе, ходили "тройки". Лед и снег отсутствуют на протяжении всего подхода к Гвандре Восточной, это мы заметили :))