Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Авторская страница Вадима Алферова >


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Вадим Алферов, г. Воронеж

Казбек - такой близкий и далекий

Продолжение (Начало здесь)

ДУШЕВНЫЙ РАЗГОВОР … ЗА «СТАКАНЧИКОМ» ЧАЧИ

Минули годы... Второе свидание с Казбеком произошло накануне 60-летнего юбилея альпинизма СССР. Как не отметить такую дату с «помпой»? Будучи инструктором альплагеря «Торпедо», я с группой выехал на Казбек для совершения восхождения. А какое юбилейное восхождение без бюста Ленина и красного государственного флага? Сразу признаюсь, тут-то я и влип.

Начальник учебной части альплагеря Акритов В.П., напутствуя нас при отъезде, велел зайти к одному известному в селе Казбеги грузину, взять у него бюст Ленина и флаг СССР.

По Военно-Грузинской дороге мы добрались до Гергети и остановились в вестибюле тамошней гостиницы. Хороший вестибюль. На номера денег не было. Да и не планировали. Для альпиниста, что для зэка, небо над головой - голубая мечта. На Гергети обрушился ливень. Такой может быть только в тропиках или в горах. Отсиживались столько, сколько могли, а вечером - хочешь, не хочешь – вдвоём пошли искать того самого грузина. Благо, что Казбеги (*) - напротив через мост.

(*) Казбеги Александр [8(20).1.184 .[Село Степанцминда, ныне Казбеги, посёлок городского типа, расположен на высоте 1750 м. в верхнем течении реки Терек, в 46 км к Югу от г. Владикавказ], грузинский писатель. Родился в семье правителя Горского округа. После смерти отца вёл помещичье хозяйство. Он освободил крестьян от податей, но вскоре, отказавшись от положения властительного феодала, ушёл в горы пастушествовать, вёл жизнь, полную лишений, глубоко узнал обычаи и законы общины. В 1879 поселился в Тбилиси, стал сотрудником газеты. Им написаны ряд романов, в которых он разоблачал беззакония царских чиновников и феодалов, создавал героические образы благородных и мужественных крестьян. Почти все его герои гибнут в неравной борьбе, и, тем не менее, его произведения проникнуты верой в неиссякаемые силы народа. Лишения и преследования привели Казбеги к тяжёлой душевной болезни. Умер он в одиночестве и нищете.

Идём по селу. Дождь хлещет безжалостно. Под ногами чавкает. Темнота. Единственный на всё село светящийся фонарь раскачивался, поскрипывая. Когда не знаешь номера дома, то найти его весьма проблематично. Полагались на местных жителей, но непогода разогнала всех по домам. На узких улочках пусто. Казбекская «экзотика» напрочь вырубила у нас энтузиазм. Мы загрустили. (Спустя годы, я изредка задумывался: зачем, собственно, искали? Чудачество или безрассудный фанатизм двигали нами?) И вдруг, навстречу, через стену дождя «едут фары» - наша надежда.

Фары остановились. Из побитого жизнью «жигулёнка» на миг показалась голова. Заглянув в салон машины, объяснили водителю кого ищем. Грузин пригласил нас в машину, вселив в нaс надежду на благополучное окончание наших поисков. Расплывшись в улыбке и что-то громко буркнув, он рванул с места. Потом, так же резко, остановил своего «жигулёнка» у какого-то дома. Посигналил – тишина. Доехали до другого . Тут нас ждала удача. Вышла женщина в чёрном и провела нас в дом, где двое заросших щетиной людей в полумраке сидели за столом, который украшали бутыль изрядных размеров и стаканы.

Мы представились. Мне показалось, что для них мы были инопланетянами. По той погоде, когда хозяин собаку не выгонит, трудно ожидать в гости незнакомцев. Хозяин, замешкавшись на миг, вдруг, то ли на радостях, то ли с грустью, выдал со специфическим акцентом: «Ви – наши гости». Делая ударение на первое «а», добавил: «Дарагие гости!» И посадил за стол. Он бросил женщине несколько непонятных нам фраз, и та засуетилась. Смахнула крошки с грубого деревянного стола. На минуту вышла и вернулась со стаканами. С закуской было плоховато, но мне запомнились сыр, лаваш и зелень.

Разлили напиток. Оказалось - известная грузинская чача. Хозяин встал, рука с гранёным стаканом застыла на уровне плеча. Красивые слова говорил хозяин о гостях. Как не выпить за себя? Выпили. После короткой паузы они ставят стаканы, едва пригубив. «Что за чёрт? Спаивают?» - дурная мысль посетила меня и тут же погасла. (Позже узнал, что и у них есть обычай наподобие нашей штрафной рюмки). Потом выпили за хозяев, за гостеприимную землю Грузии…

Я объяснил, от кого и зачем пожаловали. «Хароший он человек. Помним, помним его отца», - изрёк хозяин. То есть от кого мы - он понял, зачем – нет. Я сказал о флаге – он понял. И друг понял. Я попросил бюст. Вот тут их и заклинило. Чувствую, что до них никак не доходит. Я и так, и сяк – не хватает моей эрудиции. Когда уже язык запинался и не знал, что говорить, подключил руки и показал, как мог то, что демонстрируют мужчины, говоря об округлых женских формах. Хозяин, переговорив с односельчанином на своём наречии, вдруг искоса взглянул на жену. Я притих.

Ну, думаю, влип. Непонимание полное. Уже более осторожно я ему напомнил про бюст и флаг, а он в ответ про то, что если бы пришли двумя-тремя днями раньше, то дал бы лошадей. Я им про то, что сами мы как ишаки и любому из них «дадим фору» в части перетаскивания груза. Что альпинизм и есть ишачество - перенос груза снизу вверх на большие расстояния с туманной целью, и что нам лошади не нужны... А он с гордостью объясняет их достоинства: как хорошо на них верхом скакать, или рядом спокойно идти, да иной раз к другу в гости заехать… Сенокос, опять же… (Сколько раз я, про себя, «добрым» словом вспоминал начуча за то, что не включали в программу обучение альпинистов разговорной грузинской речи).

Долго объяснять одно и то же – трудно, ибо мозги помутнели, не столько от выпитого, сколько от языкового барьера. Словом, диалог глухого с немым подходил к логическому завершению и закончился рукопожатием, переходящим в объятия. Я понял это как напутствие: хорошие, мол, вы ребята, но… И мы в долгу не остались, поблагодарили хозяев за тёплый приём. Выйдя из дома, мы с грустью смотрели на потоки дождя, представляя себе, как будем месить грязь по пути назад. И, всё же, радовало ощущение обретаемой свободы. Однако…ох, как был я не прав: от грузина так просто не уйдёшь. Радушие хозяина не знало предела. Он что-то торжественно объявил другу и гордо, опять же с акцентом, произнёс: «Давезут, тэбя, генацвали! И тэбя, дарагой!».

Тут же, из темноты юрко подрулил самосвал и резко затормозил, дверь открылась, а за рулём, улыбаясь, восседал тот самый усатый друг, с кем только что мы выпивали чачу. «Залэзай, прокачу!» - бросил он нам. «ПРИехали …», - подумал я, влезая с опаской в кабину. Он, слившись воедино с баранкой руля, врубил далеко не первую скорость. Мрачные, глухие, узкие, залитые потоками грязи казбекские улочках огласились рёвом движка. Выписывая крутые зигзаги, самосвал вприпрыжку помчался по каменным кочкам. Мы всё же успешно ДОехали…

С тех пор я не люблю слово «бюст» и не в восторге от самосвалов, но с большим, чем ранее, уважением, отношусь к грузинам: даже выпивший грузин надёжен, и летает по горным улочкам так, как горный орёл по ущельям. Не раз, позже, я от души поднимал тост за моих друзей из замечательной Грузии, и за двух дорогих мне казбегских знакомых - в первую очередь. Добрых, радушных и непонятливых. Я им казался, видимо, таким-же.

Без бюста и флага, но зато в сопровождении приблудного пса, восходившего на Казбек, судя по всему, не впервые, мы благополучно поднялись в пушкинское «соседство бога» - на заоблачную вершину Мкинварцвери. Здесь здорово!

Кстати, ни все грузины знают, что Казбек носит ещё одно имя: Мкинварцвери. По крайней мере, не все воронежские грузины. Это уж точно. Проверено.

МКИНВАРЦВЕРИ: ИСТОРИЯ И СТАТИСТИКА

Как известно, Кавказ условно делится на Западный (до Эльбруса), Центральный (от Эльбруса до Казбека) и Восточный (восточнее Казбека). Из них наиболее низок - Западный Кавказ. Его «населяют» в основном трёхтысячные вершины. Исключение составляет лишь Домбай-Ульген, высота которого 4040 м. Центральный Кавказ отличается величественными вершинами, множество из которых выше 4000 м. Здесь расположены все восемь пятитысячников Большого Кавказа. Далее горы опять понижаются в абсолютном исчислении, но Восточный Кавказ насчитывает сотни трёхтысячников и три десятка четырёхтысячников. Первая половина Центрального Кавказа - Балкаро-Сванетские горы - протянулась на 90 км до поперечного сечения от реки Псыгансу в Северной Дигории до Цхенисцкали в Грузии. Вторая половина Центрального Кавказа - Осетино-Рачинские горы (90 км) - заканчивается на востоке массивом Казбека, целиком относящимся к ним.

Если заглянуть в словари, то можно найти следующее: Казбек, гора, вершина Кавказа, под 42°41´´ северной широты и 44°29´´ восточной долготы. Казбек - потухший вулкан. У него две вершины. Высота первой - 5033 м., вторая чуть ниже 5015 м. Снеговая линия на уровне 3200 – 3300 м. Окружают его 8 ледников, из которых самый значительный - на восточном склоне – Орцвери. Погода в районе Казбека неустойчива и всегда может преподнести «подарок»: от полного штиля на вершине до метели в летнее время.

Вершина Казбек расположена на восточной оконечности Центрального Кавказа, на территории суверенной Грузии. Рядом Дагестан и Ингушетия. Казбек – последний, восьмой из пятитысячников Кавказа (*), что никоим образом не умоляет его достоинств. Здесь нет сверхсложных маршрутов, если подниматься нормальным путём «без наворотов». Один из маршрутов проходит по юго-восточному снежно-ледовому склону (3Б категории сложности). Второй – классический. О нём шла речь выше. Третий пройден недавно – по «Скалам Дракона». Одновременно это очень красивая, достойная, кавказского характера вершина. Недаром гора воспета поэтами. В хорошую погоду её снежно-ледовая папаха облагораживает панораму Владикавказа.

(*) - Высшие точки Кавказа: Эльбрус (5642), Дыхтау (5204), Коштан-тау (5151), пик Пушкина (5100м), Джанги-тау (5085), Шхара (5068), Мижирги (5050), Казбек (5033).

Казбек назван русскими в начале XIX в. по имени грузинского Великого Моурави Казибека (**). Другие названия этой вершины:
- грузинское – «Мкинварцвери» - дословно означает «Гора с ледовой вершиной», встречается ещё и «Гора ледников»
- ингушское – «Баш-Лоам», что означает «Тающая гора», видимо, подразумеваются ледники на горе (см. Барахоев М.В. http://www.ingushetiya.ru) Шат-гора (ингушское «ша» - снег, лед)
- осетинское «Урс-Хох», то есть «Белая гора». Раньше называли «Чырысти-Хох», то есть «Гора Христа»
- чеченское название «Беш-Лам» - означает «Гора общин» (***).

(**) - Великий Моурави - Георгий Саакадзе (около 1580-1629) - человек уникальной судьбы, незаурядного ума, силы духа и безграничной любви к Родине. Выходец из небогатого грузинского рода, стал не только выдающимся полководцем и политиком, но и поистине легендарным героем средневековой истории. Сторонник объединения Грузии. В 1625 возглавил восстание против иранского шаха. Потерпев поражение в борьбе с грузинским царем Теймуразом I, бежал в Турцию, где был убит. (***) - Своим религиозным центром беглецы избрали Казбек… До сих пор на Казбеке сохранились остатки святилищ нескольких народов Кавказа (вайнахов, осетин и народов горной Грузии). Вершина Казбека именуется на чеченском языке «Ир», то есть: вершина, острие (см.: http://www.getto.ru/anarh/a_08.html) .

Эти фотографии разделяет почти столетие. Их авторы Г. Раев и Э. Манукянц Снимки сделаны с близких исходных точек. В центре возвышается Казбек. На переднем плане снимков слева - дворец князей казбекских, а на правом – россыпь мелких штришков – дома селения Казбеги. На холме и там, и там видны «пики» Самебы. Прекрасный вид и отличные снимки! Время летит, а Казбек остаётся столь же великим и неизменным, как и прежде.

Кстати, и на Гербе республики Ингушетия разместился Казбек. Для меня это было неожиданностью. Почему там Казбек? Столько раз кроили границы этих земель, и сегодня Казбек принадлежит Грузии.

А в давние времена Чечено-Ингушские земли и земли восточной Грузии представляли единое административное образование. Их населяли близкие народы. Так, среди племён, населявших в VII веке «Азиатскую Сарматию», куда входили и горы Северо-Восточного Кавказа, называются нахчаматьяны и кусты (кисты). Нахче - самоназвание чеченцев, кисты - одно из грузинских наименований вайнахов, в частности ингушей. Древнейшие вайнахские племена занимали территорию в горах Северо-Восточного Кавказа.

Как вы видите, герб представляет собой круг, в центре которого изображён орёл с распростертыми крыльями - символ благородства и мужества, мудрости и верности. В центре герба по вертикальной оси на фоне Кавказских гор - боевая башня, символизирующая древнюю и молодую Ингушетию. Слева от башни изображена Столовая гора, справа - гора Казбек. Над горами и башней изображен полукруг солнца, находящегося в зените, от которого исходят вниз семь прямых лучей. В нижней части малого круга изображён солярный знак, символизирующий вечное движение Солнца и Земли, взаимосвязь и бесконечность всего сущего. Дугообразные лучи солярного знака повернуты против движения часовой стрелки. Между большим и малым кругами надпись: вверху - Республика Ингушетия, внизу - Гиалгиай Мокх.

Коль речь зашла о геральдике, то следует отметить, что и на гербе столицы Северной Осетии - города Владикавказ присутствует Казбек. Это понятно. Вот описание герба: В верхней части щита на фоне голубого неба белеет вершина горы Казбек и протянулась линия Чёрных гор, напоминающая своим контуром Столовую гору. Ниже размещена зелёная полоска лесистых гор. В центре герба - закрытые ворота крепости, золотистого цвета. На красном фоне нижней части щита герба по диагонали расположен золотой ключ с прорезью в виде креста - символ веры и малая корона - знак твердости и власти. Щит увенчан большой царской короной с крестом и обрамлён венком из дубовых веток с золотистыми листьями, перевитыми муаровой лентой голубого цвета.

*

История восхождений на Казбек уходит корнями в далёкое прошлое. Считается, что впервые на Казбек поднялись в 1868 году. Во главе экспедиция стоял Дуглас Фрешфильд (*). Однако есть и иное мнение. Так, знаток истории Грузии Иоанн Батонишвили в рукописи «Калмасоба» указывал, что ещё во второй половине XVIII века, при царе Ираклии II (1744-1798 гг.), на вершину Мкинварцвери взошёл горец-грузин Иосиф-Мохевец. Причём ни точная дата восхождения, ни документальное подтверждения не дошли до наших дней. Да и вряд ли могли дойти? А как была благородна его цель: взглянуть на мир с высоты! Он был современником первовосходителей на Монблан. И здесь не всё однозначно. Расхождения в том, что Иосиф – это Иосиф Бузуртанов. Он не мохевец, а ингуш из села Гвилетти. Мохевцы - грузины, живущие на территории исторической области Грузии Хеви - ныне в пределах Казбегского района. В прошлом представляли собой этническую группу, разговаривали на мохевском диалекте грузинского языка. Их отличали детали культуры и быта. Род Бузуртановых дал целую династию известных альпинистов – проводников.

Так кто же был первый? К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос нет.

(*) – Побеждённые вершины. 1970-1971 г. «Семья покорителей вершин». О. Гигинеишвили. Стр. 365, а также «К вершинам». П.С. Рототаев. Стр. 27. Дуглас Фрешфильд (см. фото) - Председатель Английского Королевского Географического Общества, основал в Лондоне первый альпийский клуб, стал инициатором в деле исследования Кавказских гор. Почетный член Русского Горного общества.

В июле 1889 года молодой офицер, военный топограф Андрей Васильевич Пастухов (*) установил красный флаг на вершине Казбека. На вершину он поднялся в двойке с осетином Т. Цараховым. Через год Пастухов взошёл на Эльбрус и ночевал с казаками на высоте 4800 м. Позже скалы эти стали называться «Скалами Пастухова» и многие из нас останавливались на них. Возможно, что первым русским восходителем был В. Козьмин, поднявшийся на вершину Казбек 15 июня 1878 года (по другим источникам Кузьмин поднимался в 1873 г), но и об этом восхождении сведения расплывчаты. (*) – Пастухов А.В. – исследователь гор, выдающийся альпинист своего времени, покоривший такие вершины, как Казбек, Арарат, обе вершины Эльбруса. Похоронен на склонах горы Машук (г. Пятигорск).

Первое восхождение в советское время было совершено Марией Павловной Преображенской, учительницей из Владикавказа и её проводником Яни Бузуртановым. Произошло это в 1920 году. Она же стала и первой женщиной, поднявшейся на Казбек. Позже выходы восходителей-одиночек уступают место коллективным горовосхождениям. 27 августа 1923 г. группа восходителей под руководством доцента Тбилисского госуниверситета, профессора Георгия Николаевича Николадзе (см. медаль) по Девдоракскому леднику начали подъём в заоблачную высь. Далеко ни всем было суждено пройти весь путь. Вышли 27 человек и только 18-ть достигли вершины Казбека. В их числе 5-ть девушек. Среди них и Маро Ткавадзе - будущая грузинская поэтесса. Одна из девушек была шестиклассницей. Дата эта особо значима, поскольку её принято считать официальной датой рождения альпинизма в Советской Союзе. Сам же Николадзе отмечал: «Так пусть наша экспедиция послужит началом, фундаментальным камнем развития нашего альпинизма, требующего, правда, настойчивости, отваги и некоторых средств, но дающего человеку столько здоровья, выносливости и знаний, а главное, столько возвышенных благородных чувствований и мыслей». Так оно и случилось.

Интересны также его воспоминания, напечатанные в сборнике «К вершинам Советской земли», посвящённом 25-летию альпинизма (см.: гос. издат. географической литературы, М., 1949, стр. 159-173). Вот строки: «Особое внимание обратили на обувь, которую сшили себе по образцу наших мохевцев, так называемые «бандули» - особый вид чувяков, у которых вместо подошвы плетёная сетка из ремней».

Далее он продолжает: «Требуется особое искусство в одевании бандулей. Во-первых, нужна особая трава, которую мы накануне набрали по дороге в определённом месте, указанном нам проводниками. Рвать её очень трудно: она жёсткая и режет пальцы. Резать же ножом, оказывается, не полагается, так как тогда она получается слишком короткая. Обложив этой травой изнутри бандулю, натягиваем её на ногу и затягиваем ремни. Ноге и мягко и тепло… подобная обувь в горах много лучше швейцарских сапог с гвоздями…». Вместо кошек использовали специальные шипы, приделываемые к ногам для хождения по льду.

Вскоре на Казбек поднялись участники первой научной экспедиции Геофизической обсерватории Грузии во главе с А. Дидебулидзе (на фото А. Дидебулидзе и состав первой экспедиции на Казбек. См.: http://www.photomuseum.org.ge/didebulidze/). Это произошло 3 сентября. В составе 8-ми человек на вершину взошла и Александра Джапаридзе. Позже фамилия эта обрела известность среди восходителей не только Грузии, но и всего СССР.

Неоднократный чемпион СССР по альпинизму, мастер спорта международного класса А. Лебедихин (см.: Альпинизм в России, http://alpclub.ur.ru/retro/ist-alp.html) справедливо отмечал, что: «В этих восхождениях начали вырисовываться свои особые черты советского альпинизма — это массовость, организованность, предварительная теоретическая и практическая подготовка восходителей перед штурмом основной вершины. Постепенно была создана стройная система подготовки альпинистов от начинающих до спортсменов высокого уровня с параллельно существующей системой подготовки инструкторов-методистов разных категорий»

Автор энциклопедического словаря «Школа альпинизма» П.П. Захаров отмечает ещё на одну сторону альпинизма тех лет: «Массовое привлечение к высокогорному спорту молодёжи, вскоре стало основным направлением в альпинистской работе. Отсутствие традиций, материальной базы, инструкторских кадров, организационной базы - всё это вполне было способно надолго отодвинуть развитие альпинизма в стране. Ставка на привлечение студенчества и молодых рабочих дала ощутимые результаты - освоение горных районов, подготовка кадров, изучение техники передвижения в горах, хоть и проводившееся на «ходу» позволили приобрести широкий круг энтузиастов и пропагандистов горовосхождений на местах» (см.: http://www.mountain.ru/useful/enciclop/poni2.shtml). Он же приводит интересную статистику: официальный отсчёт начала Российского альпинизма - год создания Российского Горного Общества - 1901-й. За период с 1788 по 1917 гг. было совершено восхождений: на Ключевскую сопку – 3 чел на Эльбрус – 110 чел на Арарат – 125 чел на Казбек – 200 чел на Белуху – 2 человека. Всего – 440 человек.

Как видите, в те далёкие годы Казбек уже был в числе наиболее почитаемых вершин. С годами его популярность не уменьшилась. 30-40-е годы примечательны массовыми восхождениями, которые получили название «Альпиниад». (Иногда их называют «Казбекиадами», что естественно. Потом «зародилось» и слово «Эльбрусиада»). Военные не только дали жизнь этому слову, но и наполнили его содержанием. Основная суть его – массовость (коллективизм), поэтому их мероприятия проходили с размахом. Так, в 1927 году организован первый поход на Казбек армейских альпинистов — курсантов Тифлисской пехотной школы. При этом Центральный Дом Красной Армии, зачастую, выступал в качестве организатора альпиниад. Это было во времена, когда начальником Генштаба РККА являлся Михаил Тухачевский. Для развития горного движения немало сделал и будущей маршал - Климент Ворошилов, возглавлявший военное ведомство. Были введены специальные должности, типа помполит школы альпинизма РККА… Восхождения с полной боевой выкладкой, альпиниады сводных батальонов и командиров… и подобные мероприятия проводились постоянно. И даже жёны командиров Красной Армии в непростых зимних условиях 1935 года участвовали в альпиниаде на Казбек и добились успеха. От военных на склонах Казбека осталось монументальное сооружение тех лет - метеостанция.

Почин военных не канул в забытье: «гражданские» восхождения стали не менее многочисленными. Вот примеры. Здесь же прошли первая Северо-Осетинская альпиниада рабочих и колхозников, альпиниады допризывников Северного Кавказа, альпинистов профсоюзов, лучших трактористов и комбайнёров Азово-Черноморского края и т.д. Активизировались альпиниады в канун юбилейных дат. Так, в честь 25-летия альпинизма Грузинским альпинистским клубом имени А. Джапаридзе проведена грандиозная альпиниада. Об её масштабах можно судить по воспоминаниям Маро Ткавадзе. В честь 40-летия альпинизма, опять же грузинские спортсмены, организовали альпиниаду. Среди покорителей значилась та самая Ткавадзе, которая ещё 48-м году в дневнике записала: «Счастлива тем, что на моём ледорубе навсегда останутся две зарубки – две памятные даты моих восхождений на вершину Казбека 28 августа 1923 г. и 25 сентября 1948 г. 25 лет назад нас было 18, а сейчас 502». И вот третья зарубка! А позже, в честь 50-летия Советского Союза, проведено ещё более грандиозное мероприятие - 1500 человек поднялись на вершину Казбека. То был рекорд для горы. Хотя, горе то что, а вот для Грузии – почёт. Лично я с неким пристрастием отношусь к правдоподобию таких «астрономических» цифр. Мне представляется, что они завышены. Статистика – «дама невольная» и часто угождала политике, а в то время и того паче.

Поучительны строки описания одного из восхождений на Казбек. Обратите внимание на терминологию и психологию восходителей, их подходы к горам, возвышенный пафос людей тех лет. Однако, всё по порядку. Известно, что С.М. Киров (в будущем видный государственный деятель) в 1910 году поднимался на Казбек со стороны Девдоракского ледника. Свои впечатления о восхождении он изложил в газете «Терек»: «Какой простор! Какая очаровательная красота во всех этих снежных гигантах, мощно возвышающихся к небу!… Как глубоко всё это трогает душу и сердце человека! Им овладевает такое чувство восторга, описать которое – сверх человеческих сил». Прошло 40 лет. В честь этой годовщины было организовано массовое восхождение на Казбек. Гору «обложили» с трёх сторон. Ниже изложены выдержки из статьи В.Я. Катова «Альпиниада имени С.М. Кирова».

В общем «…сотрудники станции тепло встречают альпинистов. Лучшие комнаты они предоставили под штаб, врачебный кабинет, радиостанцию альпиниады. В подарок зимовщикам альпинисты принесли свежие огурцы, помидоры, арбузы, яблоки.
… Здесь, на высоте 4000 м день проходит по установленному распорядку. Новички несколько дней посвятили тренировкам на снежных склонах Ор-цвери, на Гергетском леднике.
…переваливающие из Грузии облака затягивают небо. К рассвету горы были скрыты сплошной облачностью. Но в четыре часа утра все участники альпиниады стоят в строю. Звучит команда:
- На Казбек, шагом марш!

В небо взвивается зелёная ракета. Колонны вышли на штурм.

Группа студентов 2-го Московского медицинского института (В. Корженьянц, Г. Ушаков, В. Фролов, В. Федотов) под руководством инструктора М.И. Токаря, в сопровождении наблюдательной группы вышла в направлении перевала «Одиннадцати». Перевал встретил сильным ветром. Попрощавшись с наблюдателями, которые оставались на перевале, группа вышла на маршрут, пройденный всего один раз более 15 лет назад. Вверх уходили крутые склоны натёчного льда, покрытые почти по всем протяжении сухим настовым снегом, толщиной в 10-15 сантиметров. Крутизна склонов почти на всём протяжении маршрута достигала 60, местами 65-70 градусов.

…Восхождение проходило в исключительно тяжёлых условиях. В тумане едва были видны идущие впереди товарищи. Снег залеплял глаза, забивался в складки одежды. Проложенную накануне тропу замело снегом. Сильно ощущалась разреженность воздуха. Каждый метр высоты давался с большими трудностями, но, несмотря на тяжёлый путь, никто из участников не хотел отдавать товарищу 26-килограммовый скульптурный бюст С.М. Кирова.

… В 12 часов группа по радио рапортовала с вершины. Далеко разнеслась по эфиру здравица в честь знаменосца борьбы за мир во всём мире – Иосифа Виссарионовича Сталина …».

Привёл эти слова я не из желания посмеяться над организацией альпинистского мероприятием. Упаси, Боже. (Хотя литературный перегиб есть: вряд ли никто не хотел отдавать другому столь внушительный по весу бюст. Ведь 26 кг – не шутка. Пусть это останется неким героическо-патриотическим «эксклюзивом» тех лет, приукрашенным литераторами. Так же приукрашено и то, что начинающие альпинисты преодолевали склоны крутизной до 75 градусов и тем более натёчный лёд). Кстати, организация была на высоком уровне. Приведённой выдержкой из статьи, я хотел ещё раз подчеркнуть то, с каким вниманием и энтузиазмом проходили восхождения. Более того, в скудные 30-е и последующие годы выделялись значительные средства на выезд в горы не только с целью «стирания белых пятен», но и демонстрации своих возможностей. Порой, решения о проведении восхождений или траверсов (траверсы Ушбы и Шхельды, массива Тихтенгена и др.) принимались на самом высоком административном уровне, вплоть до правительства. В одной из своих статей я отмечал, что экспедицию 1956 года (объединённая команда «Спартак» и Казахского комитета физкультуры и спорта под руководством В. Абалакова) на пик Победы финансировало военное ведомство. Экспедиция обошлась в копеечку: 300 тысяч советских рублей и, повторюсь, была возведена в ранг государственного мероприятия. Если учесть то, что альпинистские лагеря строились и развивались, армия брала на вооружение горную технику и сама придавала импульс в организации альпиниад и т.д., то станет более понятным: что привнёс людям альпинизм. «Альпинизм тех лет был одним из могучих средств воспитания у людей нашей страны самого прекрасного чувства – чувства советского патриотизма. В занятиях этим видом спорта воспитывается коллективизм, развивается дружба, закаляется воля, молодёжь учится настойчивости в преодолении трудностей и достижении победы». Не мои это слова. Эта выдержка - философия жизни тех лет. Напомню, что с Казбека исходили истоки альпинизма, здесь закладывались принципы, которые заслуженно выделяли нашу школу альпинизма.

Шло время. Казбек оставался одной из наиболее популярных вершин. Здесь тысячи альпинистов и горных туристов не только оттачивали мастерство, но и свой характер. Его склоны стали испытательным полигоном и для людей с ограниченными физическими возможностями. В 1995 году под руководством известного путешественника Дмитрия Шпаро Клуб «Приключения» организовал уникальную экспедицию, в которую вошли спортсмены из Армении, Азербайджана, Грузии, Норвегии и России, передвигающиеся на инвалидных колясках. 11 октября они поднялись на Казбек, продемонстрировав силу воли и характера. Единственным российским участником восхождения был Владимир Крупенников. Он вспоминал: «…гора довольно сложная. Три недели тренировок на высоте четырёх тысяч метров, на леднике. Жили на заброшенной метеобазе. Даже с помощью печки – «буржуйки» не удавалось поднять температуру в помещении выше +5 градусов. Однако ещё тяжелее было переносить разрежённый воздух высокогорья…».

Впоследствии, Владимир поднялся на Эльбрус, совершил переход по местам армии генераллисимуса А.В. Суворова в Швейцарских Альпах и осуществил 300 километровый маршрут по рекам Заполярья. Он добился многого в жизни и спорте, став неоднократным Чемпионом мира и России по армрестлингу и пауэрлифтингу (жим штанги лёжа). Он же стал первым лауреатом премии «Своя колея» (*), учреждённой Благотворительным фондом Владимира Высоцкого, Министерством культуры России и комитетом по культуре города Москвы.

(*) - Лауреатами Премии становятся те, кто не изменяет своим убеждениям, кому сегодня захотел бы посвятить песню В. Высоцкий, людям, чья жизнь и творчество созвучны темам его поэзии.(см.: http://www.nikita-vysotsky.ru/).

Далее >>


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100