Горы мира > Тибет >

Королевство Непал – глазами фотографа

Читайте статьи Д. Константинова на Mountain.RU
Большая Хатипара
Кавказ с фотоаппаратом. Эльбрусский район. Август 2006 г.

В
фотографии и экспедиционном деле нет ничего ценнее практического опыта. Вот этим самым опытом мы и постараемся поделиться со всеми, кто собирается посетить королевство Непал с целью не только отдохнуть, а еще и пофотографировать. Совершенно не обязательно во всем следовать нашим советам и рекомендациям т.к. во первых данная статья написана на основании опыта проведения фотографической экспедиции, а не турпоездки, а во вторых наше знание страны и местных особенностей далеко не полное.

Целесообразность
проведения профессиональных фотосъемок в Непале

Если вы знакомы с особенностями международного фотомаркетинга, целесообразность и рентабельность проведения фотосъемок в такой стране как Непал не вызывает сомнений. Периодических изданий о туризме, альпинизме, путешествиях, фотографии, истории и религии такое множество, что публиковать в них свои непальские материалы можно просто до бесконечности. Мы уже не говорим о возможностях сбросить весь архив в какое-либо фотоагентство. Сложностей с реализацией обычно не возникает (конечно при условии высокого качества материала).

Что же там можно снимать:

• Люди. Непал – хотя и маленькая страна, но на ее территории проживает множество племен и народностей, что в результате дает огромное разнообразие типажей. Особый колорит привносит разнообразие религий, национальных одежд, каст и профессий.

• Пейзажи. Основное удобство в том, что все находится достаточно близко. Соответственно доставка себя и своего оборудования не требует больших затрат времени и денег. За десять дней пути вы можете успеть поснимать в полулистопадных лесах предгорий, горных джунглях, тиссовых, рододендровых и хвойных лесах, в березовых криволесьях и горных степях. А если прибавить еще три дня – то и на ледниках. О всяческих видах величественных гор и говорить нечего, “их там везде”.

• Архитектура. Непал является “родиной” такого архитектурного стиля, как пагоды (индуистские и шиваистские храмы). Самые известные и почитаемые буддистские ступы находятся так же в Непале. Плотность расположения и количество всяческих архитектурных достопримечательностей в долине Катманду вызывает сначала восхищение (типа “ну мы их щас, как все заснимим”), а по прошествии некоторого времени – ощущение бессилия (“все равно на все это никакой пленки не хватит”).

• Этнография, религия. Религиозные праздники, как буддистские так и индуистские, фестивали и всяческие церемонии, происходят практически каждодневно. Все достаточно открыто и в большинстве случаев фотосъемка не запрещена.

• Животный и
    растительный мир
    . Тут и говорить нечего. Это тропики со всем их биоразнообразием и экзотикой в виде летучих лисиц, слонов, тигров и носорогов.

Оборудование и снаряжение.

Выбор одежды зависит как от сезона (весна, лето, осень – жара, зимой – прохладно, май-сентябрь – мокро), так и от высоты над уровнем моря (чем выше – тем холоднее). Для большинства сезонов и для высоты до 4000 метров над уровнем моря одежды нужно минимум и она может быть достаточно открытой. В любое время года необходима либо шляпа, либо кепка с большим козырьком т.к. физиономия обгорает очень легко, да и солнечный удар только и ждет, как бы ему случиться. Основное индивидуальное туристическое снаряжение для путешествий по Непалу – это рюкзак и спальный
мешок, пенополиуретановый коврик и палатка обычно не требуются.

Всяческие мелкие особенности в выборе одежды и снаряжения в зависимости от предполагаемого местопребывания (для теплых времен года и для высот менее 4000м.н.у.м.):

Горы. Прочная, на рифленой подошве обувь. В идеале горные сандалии или кросовки (в горных ботинках из-за жары легко заработать опрелости и пр. неудобства, к тому же они слишком тяжелые). От правильного выбора обуви зависит ваша безопасность т.к. сверзнуться в какую-нибудь пропасть не так уж и сложно, особенно ночью, после дождя или на естественных отправлениях какого-нибудь наглого скота.

Палатки до 3500 м.н.у.м. не нужны, отчасти из-за отсутствия мест для их установки, а также из-за обилия и дешевизны лоджий (маленьких гостиниц). Умеренно теплая одежда (штормовой костюм, свитер) в непогоду и по вечерам не окажется лишней. Всякие там альпенштоки и прочая чепуха фотографу без надобности. Если уж приспичит быть похожим на западных треккеров, в качестве альпенштока можно использовать штатив.

Для желающих получить качественные снимки водопадов рекомендуется обзавестись хотя бы одной основной веревкой, обвязкой и стандартным комплектом железяк.

Также необходимо помнить о том, что электричество есть только в крупных поселках (к примеру на Эверестовском маршруте это Лукла и Намчи Базар). Соответственно нужно запастись фонарями и не рассчитывать на частые возможности подзарядки аккумуляторов.

Долина Катманду отличается очень высокой плотностью населения и наличием большого процента жителей так или иначе зарабатывающих на международном туризме. Соответственно, чем больше вы будете похожи на приехавшего за экзотикой буржуя, тем сильнее вы будете подвергаться навязчивому сервису и тем больший интерес вы будете представлять для уличных торговцев. Соответственно в выборе одежды вы должны руководствоваться не только соображениями удобства и приличия. Наш скромный опыт показывает, что для русского фотографа работающего в Непале лучшей формой одежды являются спецназовские камуфлированные штаны, майка с какой-нибудь неприятной надписью на английском и недоброе выражение лица.

Города Индии и Непала довольно грязные, а фотографу часто приходится опускаться на колено или садиться на всякие ступеньки и бордюры в ожидании “кадра” или с целью отдохновения. Уже через час съемок в каком-нибудь храме или на улицах города вы будете в пыли и на вас будут резвиться миллионы самых экзотических микробов.
В этих условиях минимум раз в три дня приходится заниматься стиркой, что в свою очередь накладывает необходимость наличия запасного комплекта рабочей одежды.

Документы и деньги лучше носить при себе либо в поясной сумке, либо в ксивнике (кошелек на веревочке). Кстати, этот самый ксивник, являются тибетским изобретением и приобрести его можно уже по приезде в страну.

Крайне необходимой вещью в долине Катманду является хороший путеводитель. В Катманду практически нет названий улиц, а уж номеров домов и подавно. Большинство архитектурных достопримечательностей лишено пояснительных табличек из которых можно узнать их название. А общение с таксистами часто вообще невозможно без схемы города. Покупать путеводитель лучше непосредственно в Катманду т.к. во первых их там большой выбор (самый крупный книжный магазин: Pilgrims Book House Kathmandu, тел.: 424942, http://gfas.com/pilgrims), во вторых можно найти подержанный в два раза дешевле (Walden Book House (Тамел) тел.: 244306).

Читван и пр. национальные парки в тераях. Если вы посещаете парк по обычной туристической программе включающей катание на лодке к крокодилам, посещение слоновьей фермы, экскурсию на слонах к панцирным носорогам и однодневную пешую прогулку с гайдом, ничего особенного из снаряжения и одежды вам не потребуется. Ну разве что, для экскурсии на слонах полезно припасти метровую палку с рогулькой на конце. Дело в том, что вас могут повезти через джунгли, а такой палкой удобно отводить от своего уязвимого организма колючие лианы и ветви деревьев.

Фотооборудование и расходные материалы. Что взять с собой в Непал из фотооборудования советовать достаточно глупо, что у фотографа есть, то он обычно и таскает с собой в поездки. Редко у кого из российских фотографов есть возможность покопаться в барахле и порассуждать, что бы эдакое с собой взять – Лейку с комплектом оптики, или пятый Никон, али скажем помучиться с выбором между Лингофом и Хорсманом.

Что есть, то и берите, порекомендовать можно лишь следующее:

1. Обязательно наличие запасной камеры т.к. с квалифицированным ремонтом в Непале большая проблема.

2. Желательно наличие штатива (водопады всякие на длинных выдержках и восходы с закатами в горах без него особо не поснимаешь).

3. Ультрафиолетовый фильтр или скайлайт также могут оказаться необходимыми.

Что же касается расходных материалов, то их надо приобретать еще дома. В принципе все можно купить и в Катманду (часто вполне дешево), но условия хранения пленок, плюс местная жара не способствует их нормальной сохранности. Если вы снимаете на слайд, то лучше использовать профессиональные пленки Fuji, т.к. они менее подвержены воздейтсвию высоких температур.

Макаки, птицы, пиявки, “плохие” растения и пр. чудеса природы

Сначала я попытался создать статью в жанре классических путевых заметок. "Взрезая крылами низкие облака, наш самолет скользил над гористой долиной Катманду… и т.д. и т.п."  Раз десять за нее брался, но так ничего у меня и
не получилось. На журналиста все же не зря по пять лет учат. В итоге плюнул я на это дело и написал без оглядки на законы жанра, в стиле "изустного творчества".

Типа вступления.

“ - Кинь в нее камень, она на тебя не смотрит!”.

“ - Не буду, она опять на меня кинется…”.

“ - Да кинь и беги, первый раз, что ли…”

“ - Сами кидайте, а ну как догонит, она ж психованная…”

Этот странный диалог происходил в храмовом комплексе Сваямбхунат ступы – одной из величайших буддийских святынь. Юный монах, наблюдавший за странными действиями двух сэров, ничего не понимал, но получал истинное удовольствие. В действительности же ничего интересного, а тем более странного, не происходило. Хотелось получить снимок, на котором присутствуют и фотограф,и обезьяна с детенышем, причем обезьяна должна была смотреть в объектив фотоаппарата. Сюжет – типа “фотограф анималист за работой”. А именно этого она делать и не желала, т.к. была всецело поглощена выуживанием блох из шкурки своего отпрыска. При попытках фотографа обратить на себя внимание она немедленно переходила к действию, безо всяких там взглядов в объектив. То есть кидалась и пыталась доступными ей средствами (то биш зубами) устранить раздражитель.

Глава номер раз. Макаки непальских храмов

Наиболее забавны и фотогеничны макакины дети. Фотографировать их можно только телеобъективами т.к. охраняет их не только мать, но и та банда, членом которой она является. Приближаться к ним рекомендуется не напрямую, а по касательной. Таким образом можно ввести в заблуждение сородичей детеныша и подойти на 5-7 метров.

Ступа Сваямбхунат – идеальное место для фотосъемки макак-рузусов. Непальцы считают их вполне священными, но безо всяких крайностей в плане почитания. То есть им позволяется жрать ритуальные подношения богам, бегать где ни поподя и гадить в почитаемых местах. Во всем остальном к ним относятся, как к людям.

Впервые приехав в Непал, мы не знали всех тонкостей взаимоотношений между местными жителями и макаками. Поэтому когда в мой кофр с оптикой полез какой-то наглый, вызывающе половозрелый самец и начал, задумчиво теребя бороду, выбрасывать на асфальт объективы, я некоторое время пребывал в растерянности. Первая банальная мысль - дать ему штативом промеж бакенбард - боролась с вопросом “А куда девать тело?”. Положение спас неопределимого возраста йог, без долгих раздумий врезавший мародеру посохом.

Некоторые йоги весьма значительное время тратят на охранный бизнес. Заняв позицию рядом с какой-нибудь кафешкой и вооружившись крепким посохом и горстью камней, этакий ирокез в боевой раскраске в одиночку достаточно эффективно противостоит обезьяньим бандам. Платит ему хозяин кафешки, изредка перепадает и от посетителей. И это не рекламное шоу. Вот типичный пример: солидный дядька из группы фланирующих германских туристов купил своему пятилетнему сыну пакет попкорна. Стоило ему отвернуться и малыш был нагло ограблен обезьяной. Далее следует обычная сцена: возмущенный отец устремляется к сидящему на бордюре и поедающему попкорн обидчику, но с позором ретируется т.к. обезьяна делает демонстративный рывок ему навстречу. Далее вступает в действие охрана, в обезьяну летит камень и справедливость восстанавливается.

Обезьяны, живущие близ непальских храмов, отнюдь не ручные. Они охотно берут из рук людей еду, но если к примеру эту самую еду показать, а когда они уже стали считать ее своей, съесть все у них на глазах… все непальские боги отвернутся от вас и будет просто беда…

Помимо вездесущих макак, в окрестностях непальских храмов много и другой живности. В частности, черных коршунов, индийских ворон, сизых голубей, майн (это такие скворцы розового цвета), коз, коров и классических собак-парий. Как это ни удивительно, полностью отсутствуют кошки. Встречали мы их только в горных селениях, причем все они были одной породы, отличающейся пепельно-голубой окраской. По всей видимости, они не выдерживают конкуренции с обезьянами и бродячими собаками.

Глава номер два. Всяки разные птицы

Что касается дикой природы Непала, то она крайне разнообразна. Наша экспедиция работала в долине Катманду, на маршрутах к Эвересту и Аннапурне, а также в национальном парке Читван (на границе с Индией). Один только список видов птиц, отмеченных экспедицией, насчитывает более 180 видов.

К сожалению, непальских птиц почти невозможно снимать “с подхода” объективами менее 500мм т.к. они крайне пугливы даже по сравнению с европейскими.

В высокогорье масса крупных падальщиков-парителей: грифы, сипы, кумаи и пр. В лесах ни счесть всяческих экзотических воробьиных. Даже синицы либо разноцветные, либо со всякими украшательствами типа хохолков. Определение непальских птиц – занятие весьма сложное, более-менее приличный полевой определитель был издан только этой зимой, нам же пришлось довольствоваться весьма посредственной литературой.

Но и определитель – не панацея. Особенно трудно определять очень разнообразных мелких птиц обитающих в кустарниках и подлеске т.к. увидеть их большинстве случаев удается лишь на мгновение, за которое не удается составить сколько-нибудь полное впечатление о характерных особенностях их окраски. Даже по фотографии, не всегда удается правильно определить видовую принадлежность птицы. У меня так и остался незаархивированным целый конверт слайдов всяких мелких птичек в просторечии называемых “безжопиками”. Это либо представители нескольких систематических групп с очень короткими хвостиками, либо птицы лишенные хвостов по причине осенней линьки.

С чем связана крайняя пугливость местных птиц непонятно, вроде бы все они священные, да и охота в Непале развита крайне слабо. Но факт остается фактом, фотографировать их можно только на прикормочных площадках, у гнезд или на водопоях. Так что фотоохотники могут отдыхать.

Горные джунгли. Не глава, а просто лирическое отступление

Леса Непала разнообразны. Если в высокогорных хвойных и лиственных лесах еще можно почувствовать себя “дома”, то во влажных горных джунглях все таинственно и незнакомо.

Облик горных джунглей меняется прямо на глазах, чтобы уловить и заснять происходящее, требуется понимание, которого невозможно достичь, постоянно перемещаясь. Вот ветер пригнал облако и все потонуло в густом белесом тумане. Прошло пять минут и от тумана остались лишь отдельные клочки, разбивающиеся об оплетенные орхидеями и папортниками кроны деревьев. Появилось солнце и в бороде свисающего с ветвей эпифитного лишайника засверкали капельки росы. Прихотливая игра света и облаков создает бесконечное разнообразие сюжетов. В шахте установленного на штатив фотоаппарата крутится непрерывное кино, отдельные кадры которого можно унести с собой.

Глава номер три. Сухопутные пиявки

Туристический сезон в Непале начинается с октября, после окончания муссонных дождей. Но для фотографии лучшее время - начало и конец муссона т.е. май и сентябрь. В это время первая половина дня безоблачна, после полудня появляются облака, в к вечеру начинается дождь. Таким образом для каждого сюжета можно найти наиболее благоприятное освещение.

Проведение съемок в этот период осложняется регулярными нападениями пиявок. В джунглях сравнительно мало комаров и москитов, но природа позаботилась о заполнении пустующей ниши, создав сухопутных пиявок. Защиты от них за исключением плотных брезентовых чулок выше колен - нет. Если вы идете, они набрасываются на вас с травы и ветвей подлеска. Если вы сидите неподвижно, они сами ползут к ногам, ориентируясь на тепло вашего тела. Проникновение под одежду и в обувь для них не составляет никакого труда. После того как пиявка удовлетворила на вас свои естественные потребности, она отваливается, из ранки еще некоторое время течет кровь (10-30 мин.), потом все заживает, но еще несколько недель чешется. В защиту этих чудесных божьих созданий можно сказать лишь одно – в отличии от кровососущих насекомых они питаются вами безболезненно и не переносят никакой экзотической заразы типа малярии. Так что если вам не лень стирать испачканную кровью одежду, этих зверушек можно просто игнорировать.

Глава номер четыре. Тропы

Помимо пиявок в горных джунглях против фотографа играют сложный рельеф и растительность. В большинстве случаев фотосъемка возможна только с караванной тропы т.к. либо склон слишком крут, либо все плотно заросло всяческой флорой. Ответвления караванной тропы многочисленны только около поселков, но для выбора точек съемки пейзажей ими пользоваться сложно т.к. пробиты они коровами, мулами или козами и ведут соответственно не к какому-то “месту”, а по скотьим делам.

В Гималаях совершенно не обязательно штурмовать восьмитысячники, чтобы сломать себе шею. Значительные участки караванной тропы проходят по местам, где с трудом расходятся два встречных человека, а некоторые пропасти таковы, что на пути до дна можно успеть проорать завещание. Один из участников нашей экспедиции, весьма уважаемый профессор, возвращаясь в сумерках в поселок, поскользнулся на коровьей мине и сверзнулся с тропы. По счастью, он был человеком весьма крупным и пролетая сквозь заросли бамбука, намертво там застрял. В лучших законах жанра на протяжении часа с перевала слышались гулкие крики “Help me, вашу маму…”, пока перепуганные непальцы не прибежали из поселка ему на помощь.

Горные тропы, являются единственными транспортными артериями Гималаев и в светлое время суток на них наблюдается весьма интенсивное движение носильщиков и туристов, а так же караванов вьючных цзо (гибриды между яками и коровами), что создает некоторые неудобства стационарно работающему фотографу. Непальцы крайне любопытны вне зависимости от возраста и профессии. Встреча с фотографом для них – прекрасный повод устроить привал. Как можно заниматься макросъемкой или карабкаться по скалам к водопаду, если на вас затаив дыхание смотрит десяток зрителей, для которых любые ваши действия являются бесплатным кино? Объяснить им то, что они мешают невозможно, ждать, когда они уйдут бесполезно, т.к. их место к этому времени займут другие. Единственный выход – использовать поведенческие стереотипы буддийских монахов и спокойно заниматься своими делами, будто рядом никого нет.

Глава номер пять. Нехорошие растения

Работая в горных джунглях не следует забывать, что вас окружает совершенно незнакомый и часто враждебный мир. Исследовать его, конечно, нужно, но следует проявлять осторожность. В составе нашей экспедиции был ветеринар, а в багаже имелась довольно неплохая аптечка, что позволяло пускаться в мелкие исследовательские авантюры. Методом проб и ошибок довольно быстро было установлено, что в сентябре в горах из подножного корма можно употреблять только несколько видов грибов, а так же ягоды шиповника и какой-то разновидности костяники.

В тропиках (да и везде, если быть честным) встречается довольно много опасных растений. Некоторые участники экспедиции получили небольшие химические ожоги в результате соприкосновения с растениями типа нашей купены (растет на юге России, выделяет вещество воздействующее на кожные покровы человека подобно газу иприт). Нам, к сожалению, не удалось их идентифицировать, т.к. результат соприкосновения с ними становится заметным только спустя довольно продолжительное время.

В влажной горной лощине было найдено очень похожее на нашу крапиву растение, только покрупнее раза в два. Тут же возник вопрос: а как оно “работает”? После недолгих раздумий я сунул в “крапиву” левую руку (в случае чего фотографировать можно и правой). Как оказалось, жжется она чуть сильнее нашей, через некоторое время конечность немеет и становится почти парализованной, длится это удовольствие более часа, в зависимости от площади повреждения. В общем, достаточно войти в заросли этой травки в шортах и майке и можно “расслабиться” по полной программе.

Глава номер шесть. Муравьи

Путешествуя в джунглях постоянно сталкиваешься со всяческими непонятностями. В маленьком королевском парке Джумачек, расположенном неподалеку от Катманду, в кроне дерева на высоте 8-ми метров было обнаружено большое шарообразное гнездо. Исследовать его был отправлен мой молодой напарник. Я же, вооружившись телевиком, остался внизу снимать Тогоктовыскочитизгнезда. Никого достойного снимка оттуда, увы не выскочило… Без суеты, в слаженных порядках из “гнезда” вышла рота древесных муравьев и стала делать а-та-та незваному гостю… С тех пор мой напарник исследовать гнезда категорически отказывается, о чем я глубоко сожалею, т.к. уверен, что более проворного в перемещениях по деревьям человека мне уже врядли доведется увидеть.

К слову сказать, некоторые виды непальских древесных муравьев весьма занятны. Их способы воздействия на врага совершеннее, чем у отечественных представителей этого славного племени. Если наши муравьи делают укус жвалами, а затем азартно писают на ранку, то некоторые тропические имеют на конце брюшка хорошо развитое, начиненное ядом жало. Воздействие этого жала на жертву крайне убедительно и как писал один великий путешественник, “пробирает до самого естества”.

Глава последняя.

Фотосъемка и исследовательская работа в природе – это совершенно специфическая форма деятельности. Если вы поедете в Непал в качестве обычного туриста, скорее всего вы не столкнетесь ни с чем из описанного в этой статье. Поэтому не следует впадать в заблуждение относительно опасности туристических поездок в это маленькое горное королевство.

Также хочу предостеречь от иллюзий относительно “увлекательности” работы фотографа-путешественника. Это кажется увлекательным только из-за того, что никто не рассказывает о самой работе которая в целом достаточно скучна и утомительна, как впрочем и любая другая работа.