Горы мира > Западная Европа >

Перевод: Анна Самоделко, Mountain.RU
Фото: Роберт Яспер

Роберт Яспер: Есть ли жизнь в морозильнике?
или экспедиция в горы Атомфьелла в рай девственных стен.

Читайте на Mountain.RU
Дружить с ветром. История одного первопрохода
Сьерро Мураллон. The Lost World (1000 м, М8)
Есть ли жизнь в морозильнике? или экспедиция в горы Атомфьелла в рай девственных стен.
Первое зимнее восхождение на Fiescher Gabelhorn
Ban zone или пять дней в феврале
Первое "свободное" прохождение маршрута NO SIESTA на Гран Жорасс

Ceresfjt, западная стена

В апреле 2007 года совместная словенско-швейцарско-немецкая экспедиция в составе неразлучных друзей Роберта Яспера из Германии и Маркуса Штофера из Швейцарии, а так же словенцев Греги Кресала, Андерджа Эрсега, Бориса и Клемена Зупанков (Robert Jasper, Markus Stofer, Grega Kresal, Anderj Erceg, Boris и Klemen Zupanc) отправилась на остров Шпицберген (Spitzbergen) в Норвегию. Девственные 900-метровые пики массива Атомфьелла (Atomfjella) стали объектом для многочисленных первопрохождений микстовых маршрутов.

Участники экспедиции насладились фантастически устойчивой погодой, выдержали минусовые температуры до -40°C и даже почти встретились с местным жителем- белым мишкой.

Комментарии Роберта Яспера:

Впервые я задумался о Свальбарде (Svalbard) - так норвежцы называют Шпицберген* - в 1999 году, когда читал отчет об альпинисткой экспедиции в район Атомфьелла. Шпицберген находится всего в 1500 километрах от Северного полюса и, исходя из названия и в противоположность плоскому Полюсу, здесь обещался быть рай для альпинизма.

(* Коментарий Mountain.RU: голландцы назвали этот архипелаг Шпицберген, что означает "Острые горы", после открытия в 1596 году голландским мореплавателем Виллемом Баренцем, русские называли Грумант, современные журналисты часто называют этот край «Островами туманов»).

Chadwickruggen , восточная стена

Chadwickrugge.

Ceresfjt, западная стена

Поэтому когда Грега Кресал из Словении предложил нам присоединиться к команде, направляющейся как раз в горы Атомфьелла - самую высокую и крутую часть острова, мы с Маркусом Штофером очень обрадовались. Грега был там дважды прежде, а для меня приключение в неизвестном районе вместе с предвкушением интересных вертикалей всегда очень увлекательно.

Остров Шпицберген размером примерно с Пиренейский полуостров, а в его столице Лонгиербюене (Longyearbyen) проживает 1500 жителей. Сто лет назад отсюда можно было бы выехать только на собачей упряжке, но сейчас современные норвежцы, как и большинство людей, полагаются достижения технического прогресса. И именно поэтому, когда один из снегоходов сломался сразу после того, как мы покинули границы цивилизации, нам пришлось ждать больше часа в пурге и при минус 20°C механика, направившегося к нам на помощь из соседнего городка. Санные собаки так просто бы не сдались!

Perriertoppen

Базовый лагерь

Восхождение на Свальбард (Svalbard)

К счастью в апреле здесь солнце уже не садится, а световой день в 24 часа позволяет не так пунктуально планировать свое время.

Итак, после почти 18 часов пути мы продолжили буксировку мотосаней и перетягивание нашего багажа на санях по длинному ледовому полю, и достигли верховьев ледника Tryggvebreen . Там, наконец-то, установили наши палатки - базовый лагерь!

Здесь в Заполярном круге температура может понизиться стремительно, и мы зафиксировали минус 28°C в палатке. Словенская сливовица согревала нас изнутри, и как только Klemen и Борис сумели упаковать и провезти ее в таком поразительном количестве в самолете при ограничении в положенные 20 килограмм багажа на человека! Но холод был почти невыносим он стал определяющим фактором жизни здесь. Мы работали на пределе наших возможностей. Наверху или в тени при восхождении термометр иногда зашкаливал за минус 40°C. Давайте поговорим на предмет, есть ли жизнь в морозильнике?!

Однако, с погодой нам повезло. Зона высокого давления доминировала в метеорологической карте наступающей недели, а позже мы узнали, что это было рекордное за последние сто лет чрезвычайно холодное, но стабильное погодное окно. Мы выходили на маршруты каждый день: множество стен с фантастическими смешанными микстами утвердили в том, что наша мечта - открытие новых современных микстовых или драйтуллинговых линий без каких либо шлямбуров в горах, подобных Альпам.

А девственные, почти 900-метровые стены здесь очень похожи на Северные Альпийские экспозиции. Но ощущение огромной отдаленности от всего мира было настолько сильное, что всякий раз при виде самолета, направляющегося к Северному полюсу (только в дни хорошей погоды), в наших сердцах загоралось желание человеческой теплоты и тоска по цивилизации.

Здесь мы были гостями в королевстве полярных медведей и защищали наш лагерь охранной сигнализацией и даже винтовкой: и однажды внезапно поняли, что все это не было игрой, когда обнаружили свежие медвежьи следы размером со сковородку на леднике вблизи от нашего лагеря. К счастью, они вели вниз по направлению к фьорду. Наверное, мишка посчитал, что альпинисты промерзнут быстрее, чем жирные тюлени, развалившиеся на льдинах!

Svalbard

Первопроходы в горах Атомфьелла , остров Шпицберген, Норвегия

17.04.2007
Chadwickrуggen, Северная стена, 1600 метров
Маршрут "Knut" M5, (600 метров, 2,5 часа), первовосхождение (возм.).
Спуск: через восточную стену и южный перевал (500 метров, 40°/45°. 45 мин)

19.04.07
Ceresfjt, западная стена, 1677 метров
Координаты: N79°08.166´ E016°55.662´
Маршрут "Northern Siesta" M6 (750 метров, 4часа), первопроход
Спуск: От вершины приблизительно 500 метров на восток по гребню, вниз по южной стене 40° к леднику, затем на запад к перевалу. Продолжение спуска по западной стене, 45°, по направлению к нашей заброске в начале маршрута, приблизительно 1 час.

20.04.07
Perriertoppen, 1717 метров , Южная стена ,
Координаты : N79°09.237´ E016°46.763.
Маршрут "Ich moechte kein Eisb ае r sein" M7 (900 метров , 4,75 часа ), первопроход
Спуск: чрез вершину на Западную Юго-западную сторону, затем на перевал, вниз по восточному кулуару, 600m, 40°- 45° по направлению к нашей заброске в начале маршрута.

22.04.07
Chadwickr u ggen , 1641 метр, Восточная стена,
Координаты: N79°05.787´ E016°47.890´.
Маршрута "Polar Pow(d)er" M6 (700 метров, 4 часа), первопроход.
Спуск: От главной вершины вниз через Южный кулуар 700 метров, 45 °, 25 мин. назад к началу маршрута.

24.04.07
"Triangle", Северо-западная стена.
"Deutsch Slowenische Freundschaft" M7 (450 метров, за 7 часов), первопроход
Спуск: От главной вершины дюльфер приблизительно 80 метров вниз через Северную экспозицию в желоб. Затем спуск 400 метров 45 ° к началу маршрута.
Robert Jasper & Andrej Erceg

25.04.07
"Mission North Pole" M9 (30 метров )
Координаты : N79°07.652´ E016°53.070´.
Первопроход Robert Jasper (redpoint, 2- ая попытка )
Второе прохождение Markus Stofer на 27.04. ( redpoint ).
Все маршруты пройдены в альпийском стиле свободным лазанием без использования шлямбуров (только френды, закладки nuts , колышки для организации страховки). Все - восхождения - первопрохождения от начала до конца .