Автор: Сергей Богомолов, Саратов

Я больше сюда не вернусь

Новости экспедиции:

Нет, не получается гора
Пятый выход. Переход во второй лагерь
Пришел муссон?
C погодой тоже самое...
Молотки, кошки звенели только так
Прогноз отрицательный
"Уже неприлично писать про погоду"
Погода дала просвет
Гора тоже подождет
Занесли груз и обработали к /ф до 6200.
Новости от Сергея Богомолова
Залезли в л2.

По следам Международной Гималайской экспедиции на в. Аннапурна,
Северная сторона, апрель-май 2007года

в составе: Тортладзе Гия – Грузия – 8х8000 – рук.
Очоа Иньяки – Испания – 16х8000
Локк Андрэ – Австралия – 15х8000
Богомолов Сергей – Россия - 13х8000
Колибасану Хория – Румыния – 3х8000
Мамедов Эмиль – Россия – 0х8000

Часть 1

Цирк Аннапурны с Севера – это угрюмый гигантский кратер, по краям которого висят ледопады, в любую минуту готовые сорваться вниз, и чем выше высота схода, тем более зловещи результаты лавины.

Теперь я чётко представляю, почему самая гнетущая статистика именно на Аннапурне. В своих сводках я специально не делал акцент на лавинах, беря весь негатив этого явления внутрь себя, не будоража воображение родных и друзей.

Но дело в том, что всё это запечатлено на видеокадрах в самых непредсказуемых ситуациях и стоит описания.

Мы долго не могли добраться до базового лагеря (БЛ). Хотя весь график движения был расписан по дням и часам. Фирма «Чо-ойю треккинг», через которую мы оформлялись уже третий год и были положительного мнения о ней, не выказывала и малейшего беспокойства по поводу пешего перехода в БЛ.

Нотки тревоги возникли в деревне Лете (2300м), где направление движения резко меняется с северного на восточное. Там был привлечён местный портер (носильщик), который обратил внимание на выпавший на склонах и на предстоящем перевале снег и оговорился о необходимости верёвок и крючьев.

В принципе, это у нас всегда есть в наличии и особых забот не вызвало. Когда же мы стали подниматься в сторону перевала сначала по очень крутой лесной скально-травянисто-землистой тропе, а потом и по снегу, то я понял обоснованность этого желания.

Первыми среагировали портеры, они устроили забастовку, обосновав требования сложностью снежной обстановки и невозможностью дальнейшего безопасного передвижения. Даже увеличение дневного жалования в два раза нашим сирдаром (старшим над портерами) Кульбадуром не возымело никакого действия.

Мы сами обследовали место узкой тропы, забитой снегом, и траверса по ней и поняли, что нужно провесить 600 метров перил и оставить их портерам на обратный путь. Чего мы позволить себе никак не могли.

А потом, представьте себе портеров в кедах, кроссовках на ногах, с тридцати-килограмовой корзиной или баулом или бочкой на налобной ленте за спиной. Любое его проскальзывание, неверный шаг вызовет судорожное движение, которое может повлечь падение груза в километровую теснину. А там всё твоё снаряжение. И что делать? Сразу заканчивать экспедицию?

Поэтому мы решили отступить. Вернулись в Лете и стали разрабатывать тактику дальнейшего движения. Созвонились с фирмой. Они стали уговаривать на повторном движении. Это понять можно. В этих портеров, в количестве пятидесяти человек, уже вложены деньги.

Мы же стали настаивать на гарантированном средстве передвижения – вертолёте. Дав поговорить представителям фирмы с местными портерами и не получив гарантий, принимающая сторона согласилась с нашими доводами. В дальнейшем, придя к консенсенсу в финансовом вопросе, мы стали ждать обещанный вертолёт.

Дело оказалось долгое, аж шесть дней, но, как впоследствии поймётся, логичное. Сезон весны в этом году не идеальный, а даже наоборот. И уже вылетев 18 апреля в район БЛ, мы были вынуждены повернуть в сторону Покхары (это второй по величине город Непала), не дотянув по высоте всего 200м из-за облачности.

Покхара оставила хорошее впечатление и своей смиренной летней погодой, и чистым, с лесным запахом, озером, а самое главное, своей безмятежностью и спокойствием ко всем экстремальным изыскам, возникающим у неё под боком, буквально в пятидесяти-ста километрах от неё.

Часть 2

Наконец-то 19 числа, в 7.00 утра мы прибыли в БЛ, заваленный в снегом. Наш русский МИ-17 сел на прекрасный мореный плёс на высоте 4200м, разбудив спавших испаноговорящих товарищей.

Разгрузка заняла десяток минут, после чего пилоты, помахав нам рукой, легко взмыли и удалились в единственно возможном направлении, на запад.

Три дня ушло на акклиматизацию и подготовку к выходу. Первое броское впечатление – крутизна и опасность. Видимая часть ледопада, первая ступень, крута, но, как оказывается, обходится по скалам. Но везде, где бы ты ни шёл, над тобой висит. Висит с гребней, уровня 7000м, под которыми мы вынуждены идти, а другой дороги нет.

Испанцы уже успели сделать лагерь 1 (Л1-5100м) и заброску в лагерь 2 (Л2-5600м). Мы ночуем в Л1 и уходим в Л2. День жаркий, на кошки налип, снег по голень. Разгорается жаркий спор с Гией. Он обеспокоен лавиноопасностью, я не вижу ничего особенного. Он говорит, что подрежем склон, траверсируя, и отказывается идти. И только когда я прохожу всю верёвку и подхожу к скалам, начинает движение.

Не сразу достигнув Л2 и сделав промежуточную ночёвку, мы хорошо поработали эти два дня, получив акклиматизацию и закинув снаряжение. Проблема одна, где-то с 12.00 начинает садиться облачность, не давая работать.

Когда мы еще ночевали в Л2, испанцы нам передали, что у нашего повара Кульбадура отёк лёгких. Они вызвали санрейс. И вот когда мы спустились в БЛ, то узнали, что у нас новый пом. повара, Ляльбадур. Да, к сожалению, болезнь на высоте развивается мгновенно, и хорошо, что оперативно сработала фирма.

Второй выход развивался более драматично. По приходу в Л1 я отослал SMS : «У нас второй выход. Переход в Л1. Испанцы работают во втором и выше».

Так бы и было, если бы в 18.30 на нас не свалилась огромная лавина с вершинного гребня между Восточной вершиной и Центральной. С самого верха. Сначала Гия услышал хлопок и выглянул из палатки. Увидел, что идёт лавина, позвал нас, секунд 40 мы заворожено наблюдали. Но, когда я стал понимать неотвратимость надвигающегося ужаса в виде быстро приближающегося «локомотива» с десятиэтажный дом клубящейся снежной пыли, то меня охватила паника. С криком – «бежим» - я первым выскочил из палатки в одних носках, выпутываясь из спальника и пуховых чуней, опрокинув кастрюлю с водой и проваливаясь в снег. На карачках вскарабкался на ледовый гребень и спрятался за ним.

Резко потянуло холодом. Потом этот холод пронзила снежная мгла, всё более усиливавшаяся. Я стал задыхаться. Уткнулся в куртку. Мои руки и ноги всё более вонзались в тот небольшой слой снега, покрывавший ледовый гребень.

Так продолжалось минут пять, затем напор холода и ветра стал ослабевать. Я стал чувствовать, как замёрзли мои руки, а носки насквозь промокли. Вышел из укрытия к палатке. Вокруг всё не узнать – всё белым – бело. Наша и соседняя палатка завалены на бок. Поправил и заглянул. По телу прошёл озноб, внутри слой снежной пыли. Ребят нет. Закричал. Голоса раздались из соседней палатки. Гия и Эмиль вышли. Увидев меня, они заржали: оказывается, я был весь белый в слое снежной пыли.

Вот чёрт, пять минут ужаса и такого натворила. Но как знать, вроде не должна пересечь лавина весь цирк. Но есть другие примеры, лучше подстраховаться. Не было печали, так черти накачали. Стали всё вычищать, вытряхивать и согреваться. Высотные ботинки, стоявшие в «предбаннике» и забитые снегом оставили до утра.

Физически никто не пострадал, но морально мы были «убиты» и всю ночь вскакивали на каждый грохот, с любой стороны.

Я такой огромной лавины ещё не видел. Мало того на следующий день, когда испанцы пошли обрабатывать маршрут в лагерь 3 (Л3), прямо с французского маршрута, с середины, сходит тоже большая лавина, прямо на наших глазах.

Я, извиняюсь, в это время был в туалете, но видеокамера была со мной и весь наступающий ужас я заснял со всеми комментариями. Кажется, что ребятам должен быть конец. Но нет, слава богу, лавина «выдохлась» и мужиков только накрыло пылью.

Уже потом, просматривая и анализируя кадры, мы видели, что эта лавина как раз перекрыла нам подход к нашему маршруту.

Но это ещё не всё, в течение первой половины дня, ещё две лавины поменьше сошли на наших глазах непосредственно в цирке, не считая тех, которые шли на других склонах.

Тут же Гия развёл целую теорию о лавиноопасности и невозможности здесь ходить. Русская рулетка! Да, действительно, нас крепко это всё озадачило!

Но когда испанцы вернулись и мы им стали говорить про нашу огромную вчерашнюю лавину, то не увидели ни какой реакции. Очевидно и верно, что она их ни каким боком не задела. Значит это дело только того участка, где она сошла. Также не видно, что бы она натворила дел в цирке. Кусков льда нет, выноса большого снега нет, даже следы не заметны. Лавина же с французкого маршрута тоже вреда не принесла.

Но висит же сверху, когда идёшь. Испанцы и говорят, что опасно, но в определённых местах. Надо рисковать, быстро проходить.

Фото: www.mounteverest.net

Гия же, был категорически против: раз есть малейшая опасность, то надо её избегать. Поэтому он заявил, что прекращает участие в экспедиции. У него клапан опасности открыт полностью и срабатывает при малейшем ветре.

Погода испортилась. Гора вся закрыта. Уходим вниз. Весь день прошел в рассуждениях и раздумьях с Гией, Эмилем и испанцами о сложившийся ситуации.

Следующий день начался с прилёта дважды маленького армейского вертолёта с двумя парами шерпов. Дело в том, что с испанцами в БЛ залетел их офицер связи, как и положено. Но 17 апреля, когда ребята были на горе, он, изнывая от тоски и безделья, ушёл вниз без спальника, без палатки и до сих пор о нём ни слуху, а прошло уже две недели. Мы как раз в то время не могли пройти своим караваном. А каньоны там страшные.

Есть такой ещё анахронизм в экспедициях в Непале – как офицер связи. По идее, он должен способствовать успеху экспедиции, разруливая все спорные вопросы, возникающие в процессе. На самом же деле, все эти люди из разных ведомств, но привлечённые министерством туризма, только получают деньги, максимум доходят-долетают до БЛ и обратно, а дальше отсиживаются дома. Ни какой конкретной пользы от них нет.

3 мая прилетел Андрэ Локк (Австралия), записанный в нашем пермите, после акклиматизации на Шишапангме. Поднялся только до 7800м из-за сильных ветров и снега.

А Гия улетел. Андрэ, оказывается, был здесь в 2005 году вместе с Монденели и Эдом Вистурсом. Рассказал, как погиб Кристиан Кутнер на французском маршруте. Да, они были конкретно под лавиной.

Тут же мы собрались на третий выход, но в последний момент Локк отказался из-за недомогания. А мы с Эмилем, передёргивая время выхода из-за погоды, дошли до Л1 и оказались в «молоке». И уже приняли решение на завтра уходить вниз, раз такая фортуна.

Хочется нормально ходить и работать. И когда с утра далась хорошая погода, мы сразу, в 7.45. рванули в Л2. Испанская палатка огромных размеров, человек на десять, и всё вокруг, стояли на месте.

Дальше выход в 6.30, с целью доработать контрфорс до Л3. Переход под французским маршрутом и выход в кулуар под сераком очень напряжён. Идём на нервах и я готов куда-то бежать в случае опасности. После бергшрунда ледовая стенка 7м, висят две верёвки, сначала непонятно зачем вкручен ледобур, после него разрыв в перилах. Порвало лавиной. Вытянул один конец, надвязал, и быстро вверх, влево, в безопасность. Снег, лёд, круто. Эмиль отстает. Часов в 11 заявляет, что ему тяжело и он с рюкзаком выше не пройдёт. Вот те на. А без рюкзака, без груза, что здесь делать? Я ответил, что-то вроде…..

Часть 3

иди и точка. Сам ушёл выше и скрылся за перегибом. В 12.00 села облачность. Видимость слабая, надо страховаться, Эмиля не видно и не слышно. Складываю снарягу в кучу и ухожу вниз.

Спускаюсь в тумане. Ориентации нет. Ход только по следам Эмиля. Наконец выхожу к первому флажку.

По приходу высказываю своё «фу» таким поведением. Незапланированным уходом с обработки.

Говорит, что потерял рукавицу, устал и т.д.

Я отвечаю, что это не отговорка, альпинисты так не поступают.

Потом выясняется, что он потянул ногу в колене, провалившись в мелкую трещину уже перед Л2. И это новая проблема, чреватая большими последствиями.

Он как медик, знает, что сейчас ногу нагружать нельзя, поэтому на следующий день сидим в Л2. Всё в тумане, не верится, что испанцы сегодня будут подниматься, учитывая, что они в БЛ уже неделю ждут лучший прогноз. Но, к великому удивлению, мы услышали голоса, сначала Эдурне, затем остальных, и, выглянув, увидели выплывающих из тумана людей. Что и говорить, мы приятно удивлены. Это характер. Правда, какая перспектива, непонятно.

С утра Эмиль заявил, что идти тоже не может. Что во мне вызвало негатив. Можно было попробовать с оказией, с прилётом Очоа и Колибасану, переговорить с вертолётчиками о посадке на нижнем плато, на 5100м. Тем более, как говорит Локк, в 2005 году МИ – 17 садился на 5500м.

Связавшись с Иньяки, договорились об этом. Но погода распорядилась по-своему, не дав нам ни каких шансов. Мы пришли на плато в тумане, сидели, ждали до 11.00, и ушли вниз в тумане. Я настраивал Эмиля на отход, не видя другой перспективы. Медленно, но уверенно спустились в БЛ.

Законный день отдыха. И, тем более, сегодня, 9 мая. Игра в гольф с испанцами. Приятно, что друзья - саратовцы с теплотой, с добротой поздравляли с праздником и желали успеха на горе. Эти моменты всегда поддерживают в сложных условиях, тем более спутниковая техника это сейчас позволяет.

Буквально на следующий день звонок от Очоа, который третий день ждёт погоды в деревне, в долине, чтобы залететь. Вертолёт рядом с ними, но пилоты сомневаются, спрашивают, как у нас?

А у нас, вот прямо в БЛ, чисто, а вокруг облака. Говорим, что, если перепрыгните облака или подлезете под ними, то милости просим. Они так и сделали, проскочили в дырку.

Погода стоит ни вашим, ни нашим. Уже неприлично писать про неё в сводках. Из-за неё дома переживают больше, чем мы сами.

К вечеру пришли испанские ребята с горы. Усталые, чёрные, молчаливые. Большого восторга от маршрута нет. Во – первых, не дошли до намеченной ночёвки, использовав все оставшиеся верёвки. А это 450м. Говорят, что ещё нужно 200м. Во – вторых, круто, 50 градусов и лежит снег выше колена. Вот это интересно. Это опасно. Мало того, склоны трещат. Ещё хуже. Короче, все мы озадачены.

Мало того, и в БЛ выпало столько снега, сколько не было с самого начала.

А с Дхаулагири пришло известие о гибели Риккардо. Я его знал. Классный испанец. Небольшая лавина в Л2. Рано утром, когда они ещё спали.

Испанцы все озабочены. Все друг друга, и родственников, знали. На Дхаулагири все прекратили восхождения и уезжают.

А у нас лидер испанцев, Эдурне Пасабан(8х8000) говорит, что уже не до Аннапурны. До этого, там же, их друг Хорхе пролетел 800м, но всё обошлось трёмя рёбрами.

17 мая, втроём: я, Хория и Иньяки, быстро сходили в Л2 и вернулись обратно, для разведки и заброски. На обратном пути уже шли под дождём. Это новое в погоде, вместо снега дождь.

С 20 числа даётся хороший прогноз на перспективу. Все мы решаем, что надо использовать последний шанс. Поджимают нас сроки, авиабилеты и муссон.

Сначала договорились о совместном с испанцами выходе. Потом Очоа, Колибасану Локк сдвигают выход на день назад и ставят меня об этом в известность. Но, при этом, ближе к вечеру, всё – таки, состоится общее собрание.

И когда я увидел глаза испанцев, эквадорца Ивана Валехо, колумбийца Фернандо Гонсалеса после речи Иньяки, то понял, для них это - как снег на голову.

Естественный вопрос – почему испанцы всегда идут первыми, тратят верёвки и другое снаряжение, а Очоа, приехавший последним, и не думает им помогать. Кстати, в телефонных разговорах, он делал акцент на обратном.

Но Иньяки был непреклонен, мол, это мой стиль и я не должен ни на кого обращать внимание. Тогда испанец Ферран потребовал денежной компенсации со всех тех, кто не работал. Вроде на этом и порешили.

В меня как кол забили. Я подписался, будучи загнанным в угол обстоятельствами. Один же я не пойду! И я сидел весь вечер за ужином ни проронив ни слова.

После еды ко мне подошёл Андрэ спросил, доволен ли я раскладом.

Я резко ответил, что крайне не удовлетворён.

- Мы просто обманули ребят. «Кинули их на ржавые гвозди».

Он сказал, что тоже не очень доволен и тогда давай вместе с ними пойдём.

Ну, это другой разговор, какого чёрта надо было менять мнение в обед.

Пусть Иньяки и Хория идут в двойке, в своём стиле, и сами несут за себя ответственность.

Мы это «проходили», во времена Букреева. Ну хочет человек - пусть сделает себе маршрут, сам, и бегает по нему хоть сто раз. А не так, по чужим перилам, быстро и резво, а потом кулаком себя в грудь. Увы, такие «умельцы» и раньше были, и сейчас имеются, и у нас, и за рубежом.

Как решили – так и сделали, выйдя рано утром в Л2. Погода действительно установилась, по – крайней мере, до часу дня.

Дружной командой мы двигались до мифического Л3, которого до сих пор не было, и который должен находиться под сераками под косой полкой.

Действительность ничего хорошего нам не принесла. Ожидаемого прохода не оказалось, а наклонённые сераки были размером с пятиэтажку, и под ними тошно было даже останавливаться. Но деваться некуда: туман… Хошь, не хошь, а встанешь.

Вечером развеяло, и мы с Андрэ пошли искать нить прохода. Вроде подсмотрели путь движения, пусть длинный, но, вроде, идущийся.

С утра такая ситуация: все вроде готовятся, но никто не торопится выходить вперёд. Я это встречал и в международных лагерях, и в гималайских экспедициях с соседями. И знаю, что это надо ломать сразу. Просто идти вперёд, остальные сами пристроятся.

Чем ближе к сераку, тем круче. Лёд очень жёсткий. И молотки, и кошки отскакивают, приходится переударять.

Прошёл десять метров, кручу ледобур, чувствую - рюкзак надо снимать. Нельзя сказать, что отвес, а так, взлётами. Ну и пошло: ледобуры, страховка и т.д. В одном месте вроде логично, а на самом деле отрицаловка. Обозлился, думаю, сейчас молотками, кошками, бам – бам и выскочу. Фиг. Срыв. Но Андрэ держит.

Фернандо смотрит снизу, видит, как корячусь, кричит – давай я.

Я устал, говорю – иди.

Он проделал мой путь и тоже там заторчал.

Тут появляется Иьяки. Я удивился. Сколько же времени, раз он нас догнал.

Заменив Фернандо, Очоа при двух ледобурах проходит отрицаловку и выходит за перегиб. Через некоторое время возвращается, говоря – идти можно, но нужны ледобуры.

Чувствуя, что больше желающих поработать нет, я спустился, собрал ледобуры и долез до конца этот путь. Время было за двенадцать.

Посовещавшись, Андрэ с Иваном кричат мне, чтобы я спускался, т.к. ночевать опять будем на старом месте.

Когда я подошёл к ночёвкам, там находились Эдурне с шерпами и Иньяки сХория. Хория лежал и спал, так его морило сном. Они были готовы к спуску, мотивируя это тем, что нельзя считать маршрутом место, где неизвестно что дальше, и тем, что под сераком – это не ночёвка. Вообще-то они правы. Предыдущая ночь прошла на нервах, с реакцией на любой шум.

Уже потом ребята скажут, что по одной из двух палаток прошелся кусок льда. Хорошо, что там никого не было. Просто нам повезло. Рулетка!

В конце концов, и Эдурне с компанией, и Очоа с напарником, ушли.

Дальше события развивались для меня вообще непредсказуемо. Оставшись ночевать вчетвером в двух палатках, я вдруг часов в 20.00 почувствовал резкую боль в глазах.

Непонятное ощущение сменилось бешеной тревогой. Стал анализировать ситуацию и пришёл к выводу, что, очевидно, поджёг глаза на обработке.

Вышли рано, солнца не было, я очки не надевал, потом повесил рюкзак и продолжал работать. Надел очки только тогда, когда спустился к рюкзаку. Это уже было к 11.00. Но как бы там ни было, схватил «беляка».

Боль не проходила всю ночь, мало того, она просто меня вымотала. Я стал прикладывать старую заварку от чая. Но какая сейчас заварка, одна краска. Не помогает. Глотать подряд обезболивающие таблетки - бестолку. Не додумался только приложить тампоны с мочой.

Утром, разбитый, видя перед собой только туман, я сидел в палатке, полностью опустошённый. Локк, видя мои сострадания, сочувствовал, и говорил, что он будет меня сопровождать вниз.

Но, потихоньку, всё становилось на свои места. Договорились, что ребята будут втроём испытывать судьбу вверх, а останусь в палатке в Л3 их ждать.

Так и порешили. Я до 9.00 посидел, поел. Подумал, что сидеть тошно. Боль перетерплю, а дорога - по верёвкам и следам.

Начал спускаться. Снег хороший, жёсткий. Глаза болят, но терплю. Дошёл до опасного участка. Тут уж побыстрее, на руках, ведь солнце светит вовсю. Но вообще похеризм какой-то наступил. Когда к Л2 стал подходить, стало качать. Значит, напряжение психики стало спадать.

Переход до Л1 сделал еле-еле, в тумане, по раскисшему снегу. Рюкзак, после снятия второго лагеря, окончательно придавил. В «депо», где мы складывали обвязки и высотные ботинки, заснул. Но, на силе воли, доплёлся до БЛ.

Состояние усталости, разбитости, непонимания происходящего!

Связи с верхом нормальной нет. Непонятно, что делают ребята.

А у Иньяки новый бзик. Повторить рывок в сторону вершины за 20 часов. Ферран только покрутил пальцем у виска.

Они вышли с Хория в 16.00 предыдущего дня, в дождь. А уже в 11.00 следующего были снова в БЛ возбуждённые, с округлёнными глазами. На контрфорсе их накрыло ледопадом, как раз после бергшрунда. Пятиметровые куски летели рядом, в нескольких метрах. Чувствовалось, что это их здорово озадачило. Это произошло в три часа ночи. Хория по приходу практически сразу заснул за столом.

К вечеру спустились трое ребят, вполне бодрые, но не удовлетворённые.

Гора расставила точки над «и». Нам не в чем себя упрекнуть.

С одной стороны неуспешно, а с другой - вполне успешно, все живы.

Но я больше с этой стороны на Аннапурну ни ногой.

БЛ северной стороны Аннапурны,

27 мая 2007года,

P . S . К сожалению, гора «взяла» своё. Утром, 28 мая, уже улетая из БЛ, между двумя рейсами МИ – 17, прилетел маленький армейский вертолётик, ища четырёх армейцев, вышедших на поиски того офицера связи ещё неделю назад, но до сих пор себя никак не проявивших.

Статья выходила частями, и, глядя на заголовок, расстроился, что Вы вообще отказались от Анапурны. На после этой фразы в конце "Но я больше с ЭТОЙ СТОРОНЫ на Аннапурну ни ногой. ", хочу сказать Удачи! Ну и Удачи с К2!