Автор: Александр Чесноков, г. Москва

Ама-Даблам - 2006

Часть 2.
Начало читайте здесь

30 апреля мы как обычно встали в 6 утра. Будильник можно было не ставить. Каменотесы с шести утра приступили к работе прямо под окнами. Вышли из лоджии в 8 утра и к 8.40 подошли к ступе, от которой открывается вид на Ама-Даблам. С этой точки виден так же Эверест и Нуптце, но они гораздо дальше и наполовину закрыты другими вершинами. А вот Ама-Даблам, открываясь в этой точке, притягивает к себе взгляд и уже не отпускает тебя, только приближаясь с каждым часом, заставляя то и дело доставать фотоаппарат…

Вперед…

И вверх…

Ведь это наши горы…

В 9.30 остановились попить чай в лоджии Hotel Good View перед развилкой троп на Гоки и Пангбоче. В 10.45 спустились к реке, где вдоль притока вращались ступы, приводимые в движение водой. От реки после достаточно приличного набора высоты в 12.30 поднялись к монастырю Тьянгбоче ( 3867 м ) – самому высокогорному монастырю Непала. А вокруг горы 6600, 6700… Очень много самых разных гор…

В 14.30 спустились в рододендроновый лес, в Ama Dablam Garden Lodge . Спуск от Тьянгбоче (3867) до Дибоче (3770) занял 10-15 минут. По пути нам попалась неработающая водяная ступа, которую по легенде, рассказанной нам Димой и Юрой, они уже чинили в 2000 году, когда делали попытку восхождения на Лхотце… Бросив вещи в лоджии и взяв инвентарь у хозяина, отправились на Непальский субботник по починке ступы. Как водится, сначала все разобрали до основания, потом собрали, но то ли был маловат напор воды, то ли не хватало лопастей, но ступа делала от силы три четверти оборота и застывала в одном и том же положении… Но, тем не менее, как обычно пишут в школьных сочинениях, «усталые, но довольные» мы вернулись в лоджию.

1 мая в 10.25 вышли из Дибоче в сторону Пангбоче. После перехода реки вновь открылась Ама-Даблам. Она стала еще ближе, еще крупнее, позволяя разглядывать все новые и новые детали. В 11.25 пришли в Пангбоче и, бросив рюкзаки, чуть ли не полчаса метались по разным лоджиям, выбирая максимально комфортную. После обеда состоялась премьера спектакля « No Job – No Money !». Режиссер – Виктор Бобок. Главные действующие лица – наш гид Пасанг и безымянный Як Драйвер (в России это был бы «водитель кобылы»). Сценарий был прост. По договоренности наши грузы должны были поднять на яках в Передовой Базовый Лагерь ( ABC ) на 5400. Но вернувшиеся с заброски Пасанг и Як Мен сообщили, что не дошли до места ABC примерно час. Яки не смогли преодолеть снежный взлет, и один из них упал с поклажей. Там очень много снега, говорил Як Мен и проводил рукой поперек груди, показывая сколько его. При его росте около 150 см - это было действительно глубоко. Пасанг же, говоря про снег, проводил рукой в районе своего колена. И тут, как по Станиславскому, с криками «Не Верю!!!», но в нашей интерпретации: « No Job – No Money !», и с характерным жестом из двух рук, когда на согнутую в локте правую руку на локтевой сгиб кладется кисть левой руки, Виктор Бобок сыграл потрясающую сольную партию, после которой Пасанг и незадачливый Як Драйвер отправились на поиски местных портеров, чтобы, все-таки, занести наши баулы на 5400…

А вечером пошел дождь со снегом, и когда стемнело, снегом были покрыты крыши всех окрестных лоджий.

Они помогут нам…

Непальский субботник

Первая встреча…

2 мая выпавший накануне снег стал подтаивать в лучах утреннего солнца и с шумом съезжать с крыш лоджий. На сегодня мы запланировали прогуляться из нашего Базового Лагеря (ВС) в Пангбоче (4252) в сторону АВС. Звучит интересно: Базовый Лагерь прямо в деревне. Такое решение было принято намеренно, чтобы сократить расходы на организацию отдельного высокогорного ВС, в котором было бы нужно обеспечить (а, значит, и оплатить) проживание и питание Офицера Связи, содержание повара и китчен-боя ( kitchen boy ), ну и пошло-поехало… Другие экспедиции обустраиваются в традиционном ВС на высоте 4576 м на травяной террасе на берегу ручья. К этому месту мы и решили прогуляться сегодня. В 10.00 мы вышли из нашего ВС, спустились к реке к навесному мосту и затем по левому (по ходу) берегу притока двинулись по хорошей тропе вверх. К 11.45 мы были в «плановом» ВС, и про себя я отметил, что наш «неплановый» ВС в Пангбоче все же комфортней… На террасе в ВС стояло три экспедиции: немецкая, швейцарская и итальянская. Не задерживаясь надолго на террасе, мы пошли выше «планового» ВС. Пройдя еще 1 час вверх до высоты 4900 м по альтиметру Юры Сойфера, я повернул вниз. Но без внутреннего удовлетворения, так - как фигурка Виктора Бобка на моренном гребне все еще продолжала двигаться вверх, а значит, он опять всех нас делал… Каково же было мое удивление, когда спустившись к 14.25 в Пангбоче, я увидел Виктора в нашей лоджии… Оказывается, мы с ним разминулись на моренном гребне: он уже успел спуститься по гребню, когда я еще только вылезал с травяной террасы сбоку на гребень и принял фигуру другого человека, идущего вверх по гребню, за Виктора… М-да, хорошо, что я не пытался догнать этого псевдо-Виктора… Сегодня во время выхода мы еще, пусть ненамного, но приблизились к Горе и смогли увидеть Ама-Даблам чуть ближе…

Место традиционного BC на террасе, 4576 м

Такая близкая…

Такая разная…

3 мая у нас был день отдыха. Кино, вино и домино… Ну, в общем, так все и было, только вместо домино был преферанс. Один вист – одна Рупия… Под натиском Виктора было трудно отвертеться от игры… Результаты каждый игры Виктор скрупулезно сводил в общую таблицу. По его плану проигравший на обратном пути в Катманду должен был сводить всех в bakery . А поскольку Виктору нравились непальские булочки, и к тому же он постоянно выигрывал, то в игру были втянуты все. Иногда мне удавалось брать тайм-аут, но только с предоставлением замены в виде Юры Сойфера или Димы Москалева… Другими словами не играть мог только один человек, и за это место нужно было еще побороться…

Кстати вчера наш гид Пасаг с компанией шерпов все-таки поднял наши баулы до АВС и установил палатку. Пасанг вернулся около ужина загорелый как негр, мы даже не сразу узнали его. Ну что ж, пока все идет по плану…

4 мая уже обычный ранний подъем в шесть утра. Сегодня у нас по плану выход в АВС. В 7.20 на тропу вышел Виктор, в 7.25 – Юра, в 7.30 – я. Шли каждый в своем темпе, и в 9.20 я был в «плановом» ВС. Потом, по разведанной Виктором тропе, поднялся на гребень морены, и по гребню не спеша начал набор высоты. Через некоторое время догнал Илью и вместе с ним подошел к снежному взлету, по которому уже проложили свои следы Виктор и Юра. Про себя я пожалел наших яков, которые несколько дней назад корячились по этому снегу с баулами на спинах, но так и не смогли преодолеть этот склон. Но как бы то ни было, в 12.25 я поднялся в АВС, где Виктор и Юра уже во всю перетаскивали баулы и устанавливали палатку. Я присоединился к процессу обустройства нашего лагеря, а в 14.10 Юра напоил нас чудесным горячим бульоном из кубиков. Юра знает, как создать атмосферу уюта…

ABC, 5400 м

Снежная подушка Лагеря 3

ABC, вид в долину

Ну, вот мы и на 5400… И вид на Ама-Даблам уже другой… Все больше подробностей, все больше внутреннего нетерпения, все больше мыслей, а как там дальше… Погоды тут разные: то набегут облака, то выглянет солнышко, то начинается снег…

5 мая, первая ночевка в палатке, высота 5400… В 6.45 нас разбудило солнышко, и мы начали бороться с каплями падающего на нас с крыши палатки конденсата… Эх, нет в мире совершенства… Долина Пангбоче затянута облаками, мы над ними. Но над Ама-Дабламом тоже появились первые облачка… В 8.15 позавтракали, и перед выходом померили процентное содержание кислорода в крови. В среднем по палате оказалось 75%. Нормальный результат. В 9.45 вышли в сторону Лагеря 1. Путь к нему начинается по тропе до осыпного склона. После траверса по крупной осыпи подход под некрутой разрушенный скальный склон, по которому и выходят на гребень. Гребень сильно разрушен и на нем есть подготовленные места для палаток. В 11.45 я вылез на гребень и еще с полчаса «рулил» до площадки, которую уже застолбил Виктор. По всему видно, что Виктор – спортсмен, а мы так, физкультурники. Перед выходом без лишних слов Витя забросил к себе в рюкзак палатку и взлетел к Лагерю 1. Юра шел у Вити на хвосте, а мы тихо подползали… Высота 5800 м , и это чувствуется… Аппетит по инерции пока хороший. Есть трофеи: Витя нашел немецкую прозрачную линейку и с особым смаком расчертил лист для очередной «пули». Периодически натягивало облака, и шел снежок. В девять вечера решили залечь по спальникам.

Из ABC в Лагерь 1

Юра в Лагере 1, 5800 м

Лагерь 1

6 мая еще до шести утра взошло солнце, но мы проснулись еще раньше. Впятером в палатке – это не на шезлонге на пляже. Аппетита вчерашнего нет и в помине, движения заторможенные. Кое-как перекусили, оставили палатку наверху и аккуратно сползли в свой High Camp на 5400.

7 мая отдохнули в High Camp , занимаясь хозяйственными делами и игрой в преферанс, и 8 мая около десяти утра вышли в Лагерь 1. Шли уже знакомой дорогой, но из долины нас догоняли облака. К 12.20 мы уже были на месте, и прямо у палатки наши спортсмены Витя и Юра встретили нас горячим бульоном и колбасой с чесночком. Правда появилась проблема: Юра, борясь с облаками, на подъеме периодически снимал очки, ну и слегка поджег глаза. Теперь он занимался примочками из крепкого чая, а мы сидели в палатке, для профилактики натянув очки. Вечером мы стали участниками еще одного спектакля с участием гида-шерпа из Швейцарской экспедиции. Он пришел к нашей палатке для взимания платы за обновление перил на маршруте. В ответ на это Виктор рванул на груди пуховку, повернулся к гиду спиной с эмблемой « Russian Everest Expedition Central North Wall 2004» и сказал, что в 2004 году он перед Эверестом ходил на Ама-Даблам и сам провешивал здесь перила, и предложил гиду оплатить эту работу сейчас... Ну, в общем, на том мы с гидом и расстались, хотя осадочек все же остался.

Вид на Ама-Даблам из Лагеря 1

Просто Юра…

Вид из Лагеря 1

9 мая мы все как один уже не спали в 5.40. Быстрый завтрак, недолгие сборы, свернули палатку и около девяти, уже «по взрослому», в системах и касках двинулись по гребню к Лагерю 2. Движение вверх по разрушенному скальному гребню, в основном провешенному перилами. Есть крутая стенка метров 30, на которой я использовал второй жумар с петлей для ноги. Перед этой стенкой мы ждали минут 45, когда спустятся наш вчерашний гид-«кондуктор» и два его клиента: британка Клэр с другом. С девушкой Клэр Дима познакомился еще в Антарктиде. Что девушки ищут в горах…?

К 13.00 мы подошли к Лагерю 2 ( 6040 м ). Здесь было место на три палатки, и одно уже было занято. На Запад гребень круто обрывался вниз практически до Пангбоче, и туда не хотелось приближаться даже по неотложной нужде… С Восточной стороны ситуация была лучше, не считая скальной стенки, уходящей на двадцать метров вниз сразу у края площадки. Но на самом деле - это были просто шикарные ночевки. Правда по первоначальному плану мы должны были пройти эти ночевки «транзитом» и остановиться в Лагере 3 перед штурмовым днем. И тогда на штурмовой день пришлось бы меньше работы… Но история не терпит сослагательного наклонения… Нас слегка расхолодил опыт Швейцарской двойки, которая за несколько дней до нашего выхода сходила на вершину из Лагеря 2, а не из Лагеря 3. Ходили они конечно долго, но мы то ребята тоже не промах… И мы убедили себя в том, что тактически выходить из Лагеря 2 ничуть не хуже, чем из Лагеря 3. На самом деле к этому дню произошло уже много нестыковочек с нашим утвержденным «московским» планом… Может быть и причина всех дальнейших событий как раз, и связана с этими нестыковочками…

И вот 10 мая мы выходим на восхождение… Подъем в 6 утра, выход в 8.30. В 11 часов выходим на гребень после большого жандарма. К 12.45 вылезаем к Лагерю 3 на снежную подушку. В лагере установлена палатка North Face немецкой команды, в которую мы все и залезаем, предварительно сняв кошки. Зачем мы в нее залезли, я не могу понять и сегодня…

Часа два минимум мы просидели внутри палатки… Что это, попытка отдохнуть на высоте 6300 без газа и горелки, без нормальной еды и горячего питья? Или это коллективное затуманивание рассудка и попытка хотя бы на время оттянуть решающий штурм ледового склона?.. И даже наш супер-герой – Batman – Виктор Бобок как-то приутих и слегка поник из-за своих проблем с бронхами. Уже второй день он жаловался на горло, сипел и иногда переходил на шепот… В 15.30, подбадриваемые Юрой и Димой, мы вылезли из палатки, надели кошки и двинулись к бергшрунду. Илья остался в палатке. Он был самый крупный из нас, и высота ему давалась тяжелее всех.

Санчо в Лагере 1

Выше облаков…

К Лагерю 2

После бергшрунда Дима первым вышел на ледовый склон. Двигались мы небыстро. Шли в кошках на передних зубьях. В какой-то момент, на очередной перестежке, Юра предложил мне сменить Диму впереди. Я догнал Диму и пошел первым. Погода была благоприятная, за исключением равномерно дующего вдоль склона ветерка. Внутренне мы были настроены на долгую работу на льду и убеждали себя, что готовы двигаться вверх и в темноте при лунном свете. Но вот постепенно садилось солнце, и ветерок стал вызывать только одно желание – дойти до удобной площадки и натянуть пуховку, маску-балаклаву и пуховые рукавицы. Через некоторое время мне удалось это сделать, и настроение мое улучшилось…

Ледовый предвершинный склон Ама-Даблам, воспринимаемый снизу из долины как ровная ледовая стена, на самом деле имел весьма затейливый рельеф с огромными ледовыми сераками, торчащими из склона и гигантскими скальными пальцами. В какой-то момент я даже принял нагромождение сераков за предвершинный взлет…, но, увы, до верха было еще далеко…

Стемнело. Мои мысли были заняты ногами, которые продувал ветер, и я мечтал только о том, как при первой возможности натяну поверх всего самосбросы из мембранной ткани. Где-то около 8 вечера я вылез к основанию скального острова, и, трясясь от холода, волнения и усталости, с трудом натянул самосбросы. От точки перестежки вверх куда-то в темноту уходил буквально веер перил… На скальную полку следом за мной вылез Виктор, за ним – Юра. В воздухе повис вопрос, что будем делать дальше? Виктор однозначно собирался валить вниз, горло его не отпускало, и он продолжал хрипеть. Юра был готов продолжать восхождение. Я был в сомнениях. Мысль о дюльферах в темноте от скального острова до Лагеря 3 вызывала прилив внутреннего волнения, хотя в тот момент я был в неплохом физическом состоянии для человека, находящегося на высоте 6600 после целого дня работы… Я почти не сомневался, что если не за два, то часа за четыре я дошел бы до вершины, но в какой кондиции мне пришлось бы спускаться… Решили ждать Диму. Дима не добавил оптимизма, он был за возвращение к палатке в Лагерь 3. Виктор без долгой лирики сказал, что вверх не пойдет, «сел на дюльфер» и скрылся за перегибом. Юра с затаенной надеждой смотрел то на меня, то на Диму. Я сдался и сказал, что поддерживаю решение Дмитрия спускаться. Юра как-то обреченно согласился с нами и пристегнулся к перилам для спуска. Я последовал за Юрой, а Дима замкнул нашу процессию…

Лагерь 2, 6040 м

Площадки под палатки в Лагере 2

К Лагерю 3 в день штурма…

За спуском в ночи последовала отсидка в Лагере 3 в чужой палатке верхом на касках до рассвета. Интересно, а если бы там не было этой палатки? Около 6 утра вышли вниз, в сторону Лагеря 2, и тут же повстречали итальянца, который шел на восхождение. Правда, в отличие от нас, он вышел из Лагеря 2 около двух ночи, а не в 8.30, как мы накануне… Вот вам и тактика, вот вам и стратегия…

В этот день почти без приключений, если не считать упущенных мною в пропасть стоек от палатки, мы спустились до нашего High Camp или ABC . Кстати, пока мы отъедались и восстанавливали силы в Лагере 2, с вершины уже вернулся утренний итальянец… А мужичку-то на вид около «полтинника»… Вот и повод для размышлений…

Вид на Лагерь 2 с гребня

Обход жандарма

Над облаками…

В общем, по временному раскладу получалось, что сделать вторую попытку восхождения мы ну никак не успеваем, не хватает пары дней… Вот и застряла в голове строчка из песни: «…А поезд длинный смешной чудак, так терзает меня вопрос, что же, что же не так, не так, что же не удалось…». Больше всего мне было не понятно, как, при такой концентрации опытных гималайцев на «один квадратный метр» нашей экспедиции, мы не достигли цели? Или концентрация оказалась слишком большой?

Санчо собрался вниз

Большая Ступа

Три Богатыря в Катманду загадали желание…

Ну, а дальше все полетело как в убыстренном кино:

12 мая – High Camp – Пангбоче
13 мая – Пангбоче – Намче-Базар
14 мая – Намче-Базар – Лукла
15 мая – Лукла – Катманду
И, 19 мая, Москва!!!

P . S . А фотография Ама-Даблама так и висит на прежнем месте у меня на работе… Действительно – это очень красивая Гора…