Горы мира > Кавказ > Безенги >

Фото: В. Белоусов и А. Новиков

Ак-Кая. Альпинизм и скалолазание

Авторская страница Владимира Белоусова

Предыдущее прохождение free м-та Васильева на Ак-Кае.

Вы бывали когда нибудь на Кавказе весной? Я, вот к примеру, не был. Зимой был, летом был, осенью тоже. А вот кавказская весна оставалась «на очереди».

Весна в альпийском сообществе считается межсезоньем. Сложная лавиная обстановка, зимние холода ночью, летняя жара днем. А ведь и на самом деле, кому интересно тропить по пояс в снегу под палящим солцем под маршрут, когда через месяц другой здесь можно будет пробежать в кроссовках по тропе.

Нет правил без исключений. Таким исключением в весеннем межсезонье можно считать Ак-Каю. Массив высотой 3400 м протянулся с востока на запад километров на 10, не меньше. Стена только в одном-двух местах образует кулуары, пригодные для спуска. Южная экспозиция обещает безснежные подходы и теплые скалы днем. Ночью, при этом, температура запросто может упасть ниже нуля. Средний перепад стены – 500 м, от 2900 до 3400 м.

Еще зимой, размышляя о весенних планах, я наткнулся на статью Кострова об Ак-Кае. Хотелось стены, хорошего сложного маршрута. Альтернативы в виде Крыма или Турции почему то не прельщали. И на горизонте начала все четче вырисовываться стена Ак-Каи. Поиски описаний, врочем, как и просто, упоминаний о ней, ограничивались статьей Макса и отчетом Валеры Шамало о зимнем прохождении маршрута Васильева. Макс так же описывал маршрут Васильева. Точнее – вариант его прохождения свободным лазанием.

Лазание 6с по французской шкале – ключ маршрута. Ну что ж, вообщем то вполне реально. Только одно но – на маршруте практически нет стационарных крючьев. Нужно готовиться к лазанию и страховке на маршруте своими силами. Некоторые называют это TRAD.

Поехали…

Итак, решились ехать. Практически целый день потребовался нам для того чтоб добраться до места. Уже в сумерках, увидели стену, которая белела снегами на полках. Оптимизма увиденое не прибавило. Мы все таки расчитывали на южную стену с теплыми скалами. Озираясь на черную громадину стены, в кромешной тьме, поставили палатку под большим камнем у дороги, и завалились спать. Всю ночь было холодно, явно ниже нуля, что еще сильнее нас озадачило.

Приехали...

Стена

На фоне повсеместного гомна...

Утро. На часах восемь, а солнца нет. В чем дело?! Наконец я не выдерживаю, выскакиваю из палатки и тут же попадаю в струю ослепляюшего теплого солнечного света. Оказывается, мы неудачно поставили полатку... В тени... Ха ха...

Первые наблюдения за стеной показывают, что солнце на ней показывается в 9:30. Стена часто закрыта туманом, который ни с того ни с сего налетает снизу. Оглядываюсь. Макс не обманул! Камни, камни камни... Не зря захватили с собой крашпад. Но это потом, а сегодня хотим подняться под стену, найти начало маршрута и обработать первую веревку. В день восхождения, с утра, не хотелось морозить на ней руки.

Ох уж эти сказочки... ох уж эти сказочники...

Удивленные лошадки

Многообещающее утро

До стены 600 м перепада. Тяжело дыша доходим по стену. Очень необычное ощущение – идешь все время вверх, без тропы, напролом, по заледеневшей траве и камням. Вот и стена. Первая веревка – 6а+. Кто полезет? Я или Новиков:

[Новиков] - Ты уже в Крыму лазил недавно, а я с нового года скал не трогал, давай я полезу.

[Я] - Ладно, давай, ты где нить до 10-ой веревки тогда будешь работать а я остальное.

[Мы] - Договорились!

Все шло просто замечательно. Уверенные в своих силах, спустились к палатке. Спустился туман. Начало что то капать... Как выяснилось впоследствии – надолго.

Близняшки

Болдеринговый сайт «В урочище».

Погода...

Пока мы ходили под стену – приехала тройка из Харькова. Вечером пошли знакомиться. Собираются на маршрут Бершова. Он находится в 100 метрах правее маршрута Васильева. Серия каминов. А там лед... брррр!!!

Остров в море облаков

Если коротко, то следующие четыре дня погоды не было. К нам приехало подкрепление в виде жены Сани и Ксюхи со своим другом. Тройка харьковчан, несмортя ни на что, провешивала веревки по своему маршруту. Мы бродили между камнями и с умным видом придумывали болдеринги. Лазить – не лазали – холодно и мокро.

В один из дней поднялся ветер, раздул облака. Сильно похолодало. Мы, обрадовавшись перемене погоды – побежали к подсыхающим камням и принялись осваивать придуманные проблемы. Было холодно, но в перерывах между порывами ветра солнце грело. Лезли, падали, радовались.. И посматривали на стену с мыслями «НУ ВСЕ!!! ЗАВТРА РВЕМ!!!»

Вечером собрали шмотки, приготовили питье. Но у небесной канцелярии были свои планы. Потянулись нехорошие облака. У меня появились сомнения. Ночью пошел снег и утром мы естейственно никуда не полезли. Зато поиграли снежки.

Борьба

Нашел в стене грот...

арОл

Неожиданно наше подкрепление не выдержало, дружно обозвало нас придурками, и засобиралось куда нить подальше от этого холода и снега. Идеи были ехать чуть ли не в Карелию. После обеда они уехали. Мы с Саней переглянулись и улыбнулись погоде, которая наконец то начала устанавливаться. Стена ждала и мы были готовы.

Итак, утром старт. Будильник ставим на 6. В 7 назначем выход. В 8:30 планируем быть под стеной, в 9:30 поднявшись по перилам, начать лезть. Как раз должно появиться солнце. Лезть планируем нон-стоп, без ночевки, поэтому с собой ничего не брем, кроме пары сникерсов и сладкого чая. Расчитываем в тот же вечер быть на верху и к ночи вернуться к палатке.

Наши соседи-минеры

Тельняшка

Собираемся

На маршруте...

Лезли достаточно быстро. Дул сильный ветер и солнце не грело. Руки приходилось отогревать несколько раз за веревку, встав в распор или каким то другим вариантом. Такой роскоши, как нагрузить оттяжку, мы не могли себе позволить, да и не всегда была возможность ее нагрузить, потому что оттяжка отсутствовала. Саня лез в Five-Ten. Я смотрел на его ноги и мне становилось не по себе. Я был в ботинках, но ножки у меня слегка подмерзали. Какого же было ему. Второй (то есть я), по возможности лез лазанием, что на практике – быстрее, чем двигаться по перилам. Да и устаешь гораздо меньше. Нитка очень извилистая, со множеством траверсов, поэтому порой второму приходится устраивать маятники.

Саша на первой веревке. Крюк.

Где то на маршруте

Где то на 11-ой веревке мы сменились. Я пролез один участок 6а/45 м и один участок 4b/25 м. Мы очутились под карнизом, через который идет ключевая веревка 6с. Взгляд наверх удручает. Разруха. Запасшись всем необходимым, я полез. Пишу подробно, потому что лез я и помню свои переживания. Метра через 4 есть место для закладки или для петли. Кладу хорошую закладку за откол. Рядом все крошится. Саня уже получил кирпичем. Ворчит. Лезу дальше. Такая же разруха, щели глухие. Зацепок много. Метра через 4 хочу опять что нить положить или забить. Саня кричит, что Макс (Макс Костров, лезший первым в июле 2005 - Прим.ред.) под карнизом френду клал. Подлезаю под карниз, шарю рукой – тонкая щель, пальцы не влезают. Возвращаюсь на пару перехватов назад. Нет, надо что-то здесь придумать, потому что под карнизом разве что крюк бить. Достаю заготовленный на оттяжке якорь и пытаюсь его заколотить в щель. В одну... В другую... Бестолку. Слева от себя замечаю раковину. Достаю френд и пытаюсь его в ней разместить. Сидит, но совсем не глубоко. Рядом еще одна раковинка, но чуть похуже. Туда пихаю еще один френд. Вщелкиваюсь. Такая видимость страховки. Хотя даже нагружать эту конструкцию не хочу. Достаю V-образный в зубы и опять под карниз. Пытаюсь забить. Как то не козяво забивается. Неа... Не забивается. Если б я бил с лесенки, то забил бы без сомнения, а тут я левой рукой держусь за небольшую зацепочку, а правой колочу молотком по крюку, при этом страшно боюсь что он вылетит, я его тогда не поймаю. Ну и самому бы не навернуться! Ретируюсь на удобные зацепы. Дышу, отмахиваюсь и чертыхаюсь.. Ну, надо лезть. Лезу под карниз, правой вкрест в щель под карнизом, и левой нащупываю за карнизом зацепку. Выглядываю за карниз и вижу дупло – туда правой рукой. Направо виден более-менее развитой рельеф, на который надо выкатывать. Но чувствую что бензин закончился и начинаю паниковать. Новиков голосит: «Вован давай...». А чего давать... Щас как дерябнусь к нему на полку. Короче, возвращаюсь на место где можно постоять. Собираюсь предпринять еще одну попытку, но душу гложет червь сомнения и я понимаю, что боюсь. И это мне не нравится. Лезу еще раз, но остановливаюсь на том же месте. Не могу.

Затишье... и солнышко греет

Ключ маршрута. Где бы тут якорек пристроить?

Спускаюсь на станцию лазанием, так как не верю в ту пару френдов, которые торчат из раковин. Внизу нагружаем их – одна вылетает. Саня принимает у меня эстафету. Рядом с френдой каким-то чудом все-таки забивает якорь. Особо не церемонясь, вылезает за карниз. Там мне уже не видно, что он делает, но что-то забивает. Еще метров 15 лазания приводят на полку со шлямбуром. Ура, ключ пройден, причем без срывов и с первого раза. Немного грустно что не я, но зато Саня!

Время 18:30. Еще час лазания, и мы на вершине Ак-Каи. Итого 15 веревок. Стена заканчивается как в Крыму. Стена - и сразу же практически ровно. На вершине снег... А Сашка в кроссовках.

На вершине.

Сашка и облака.

Длинные тени – скоро стемнеет...

Коштан, Мижирги, Дыхтау.. Гестола...

Кара-Кая

Жандарм

Нитка маршрута с участками
Одеваемся во все, что еще не успели одеть и начинаем спуск. Если быть точнее - начинаем подъем на вершину Кара-Каи, так как спусковой кулуар находится за ней на запад. Обходить по склону нет возможности из-за обилия снега, в который мы и так проваливаемся порой по грудь. Я троплю, а Сашка скачет по следам в кроссовках. Веселое занятие. К девяти вечера спускаемся на перемычку, где должен быть наш кулуар. Уже почти темно. Один взгляд в сторону спуска, и становится ясно, что приключения только начинаются. Включаем фонари. Забраковав пару кулуаров – идем дальше по перемычке на запад. Наконец то находим склоны, которые не сразу обрываются сбросами. Пытаемся спускаться. Метров через 100 наталкиваемся на ступеньку в 10 метров. Решаем дюльферять, так как более позитивного направления для спуска не видим. После дюльфера уходим траверсом вправо на 50 метров и оказываемся в узком кулуаре. Дюльфер через ледовый сбросик. Узкий кулуар полностью забит снегом а в наиболее крутых местах пробивается лед и приходится делать дюльфер. Четыре дюльфера и 200 метров снежного кулуара выводят на расширение. Все – дальше пешком. Убрать веревку! Есть убрать веревку!

15 минут второго ночи мы у палатки. Ура! 18 часов от палатки до палатки. 10 с половиной часов - сам маршрут.

Про болдеринг...

Я уже упоминал, что массив Ак-Каи очень протяженный. И на протяжении всей стены склоны устланы камнями. Маленькими и большими. На самом большом, который я видел, можно пробивать трассы под нижнюю страховку. В основном же – это камни высотой до 5 метров, что вполне укладывается в понятие «болдеринг».

Ak-Kaja-Boulder-Area-Map – расположение болдеринговых камней

Я попытался нарисовать схемку расположения камней вокруг того места где мы жили, и отметить на них проблемы, которые мы лазали или которые придумали.

Нелазанные камни...

Мистер Бин

Если смотреть снизу вверх по склону то справа налево идут:

1. Старт сидя с дупла. Лезть влево вверх. Вылезать на крышу. 6а+/6b.

2. Jump. Дино на дупло. 5с.

В урочище

От Мистера Бина подняться 150 метров по распадку до двух камней. На левом две проблемы.

3. Левый. Старт с подхватов. Лезть левее и вылезать наверх. 6b.

4. Правый. Старт из ниши – на подхват справа и за ним наверх по рыжим щелям. (Ксюхин). 6а+.

Камень мистер Бин с отмеченными проблемами
Нос корабля

5. Проект. Старт справа за углом на полке. (Крутой склон). Выход сразу на лево и далее влево вверх на вершину камня. Примерно 6 a .

6. Проект. Старт с верхнего камня, далее лезть в проход между камнями и затем в распорах выйти на вершину нижнего камня. Примерно 5с-6а.

Стоянка

Южная сторона камня, под которым мы стояли. На стороне с проектами был снег, а к моменту когда он растаял – нам нужно было уже уезжать. Остались проекты.

7. Проект. Старт с дупла. Выход на верх. Надо чистить от травы. Примерно 6b.

8. Проект. Старт с дырки под левую руку. С ногами могут быть проблемы. Выходить враво на длинную косую откидку-подхват и от нее на верх. Примерно 6а-6b.

9. Проект. Старт под дуплом. Через дупло наверх. Примерно 5с.

Ксюха что-то изобретает

Санек на нашей первой проблеме
Нету сил

Этот камень мы обнаружили перед отъездом. В принципе ничем не примечательный, при ближайшем рассмотрении – проглядывается последовательность. Скорее всего достаточно сложная.

10. Проект. Старт с большой губы. Сначала влево, потом вверх и вправо. Категория не ясна.

На перевале «Думала» мы видели очень инетересные камни высотой до 6 метров. Реально хороший рельеф. Там можно было бы придумать много проблем.

Камень у стоянки с отмеченными проблемами

Камень в урочище с отмеченными проблемами