Автор: Марк Лавриченко, Черкесск-Москва

Пик Гермогенова. Маршрут выходного дня (30.03.2007)

Читайте на Mountain.RU

На Вольную Испанию в марте.

Адыл-Су. Обзор района.

Пик Гермогенова (3990 м), названный именем погибшего на Эльбрусе альпиниста Александра Гермогенова, расположен в северном отроге массива Уллукара, между вершинами Уллукара на юге и Чегеткара на севере. На востоке под пиком лежит ледник Башкара, под западными склонами - ледник Кашкаташ.

В настоящее время на пик существуют три гребневых (классических) маршрута:
по Западному гребню 2Б (Н.Попов, Г.Скорняков, Н.Чекмарев) 11.07.1934 - это самая длинная "двойка" на Кавказе,
по Северному гребню ЗА (А.Старостин, И.Буров, Ю.Пафунина, Ф.Пустометинко) 08.08.1951,
по Юго-Восточному гребню 3Б (Б.Гарф, Б.Балдин, В.Михайлов, Н.Некрасов, П.Поварнин, И.Разовская) 12.07.1949,

в период моды на траверсы через пик было пройдено:
траверс Гермогенова - Уллукара ЗБ* (П.Захаров, А.Глухов, В.Радель, В.Русанович) 11-13.08.1936,
траверс Гермогенова - Башкара 4А к (А.Боровиков) 1940,

в 1980-е годы с появлением нормального ледового железа добавились снежно-ледовые:
по левой части С склона (А. Лаптев) 2Б лс, 1980 (идет с перемычки между Чегет-Карой),
по С склону (И.Хариняк) 3Б лс, 1986.

Не всегда получается выкроить достаточно времени для чего-либо серьезного, но всегда хочется в горы. Особенно, если судьба забросила на Кавказ…
Тем более стараешься не пропустить ни одного выходного.

Неплохим вариантом тренировочного выхода и похода выходного дня является пик Гермогенова (ок. 3900 м).

В часе ходьбы от альплагеря Джан-Туган по морене вдоль ледника Кашкаташ слева по ходу открывается небольшое снежное плато. Если повернуться к нему лицом, то справа возвышается пик Гермогенова, на три четверти с севера и востока покрытый льдом. С этих склонов постоянно сходят большие и малые лавины (в зависимости от снегопадов в предыдущие дни).
Не берусь утверждать, но, судя по лавинным выносам на подходах, в этом году здесь сошла мощная лавина, которая докатилась до самой тропы вдоль ледника.
При наличии напарника можно разнообразить ледовые занятия на Кашкаташе проходом Гермогенова по северному ледовому склону (лучше держаться левой стороны, где менее лавиноопасно).

Я же решил пройти левее льда по узкому кулуару и выйти на плечо с тем, чтобы по нему подняться на пик.

Рассчитывал управиться за 4 часа. Но, чем дальше втягивался в кулуар, тем явнее становилось, что просто так не обойдется. Заснеженные скалы, снег по грудь (причем внутри уже вытаявший) заставляли топтаться на месте и чуть ли не по-пластунски проходить некоторые участки, цепляясь за скалы и руками, и ледорубом.

Через 2 часа только выполз на плечо и начал продвигаться к вершине. Еще через 2.5 часа подошел к предвершинному взлету. В принципе, можно идти и по взлету, по скалам, уйдя потом левее, в кулуар, и подняться по нему практически прямо к вершине, но мне показалось, что проще обойти справа вдоль скал по снегу. Идея оказалась не очень удачной. Снег с северной, теневой стороны был в состоянии «powder» и приходилось частенько в нем барахтаться. Плюс реальная возможность уйти «скорым» вместе со снежной доской вниз на лед и далее «без остановок», поэтому шел жестко вдоль скал, держась за них, и иногда по скалам.

Наконец за 1.5 часа вышел на западное плечо. Еще час несложного лазанья - и я практически на вершине. Осталось метров 150-200 по горизонтали, но надо пройти кулуар, обрывающийся в сторону Чегеткары, а световой день на исходе. Ночевать не входило в планы, поэтому ухожу вниз тем же путем.

Через 3 часа был у подножия. Снег под тонким настом окончательно разрыхлился, и приходилось временами просто плыть. Отчетливо слышно журчание воды под снегом у скал.

Хорошая тренировка, но летом все же лучше.

ОК

Мне тоже этот район нравится