Автор: Марк Лавриченко, Черкесск-Москва

Зимой на Вольную Испанию

Вольная Испания – времена Кизеля прошли … и наверно навсегда

Краткая справка:
пик Вольная Испания (4200м) Кавказ, ущелье Адылсу.

Маршруты:
3А (к) З. гребень
4А (к) В. гребень - Сеел А., 1937
4Б (к) С. склон В. гребня - Осипов А., 1995
5Б (к) В. стена - Мышляев Л., 1959
5Б (к) лев.часть В. стены - Коломыцев В., 1978
5Б (к) С. стена - Кизель В., 1952
5Б (к) С-В ребро - Субартович Б., 1963.

Желание сходить на Вольную Испанию возникло давно. Но то не было времени выбраться на Кавказ, то соответствующей компании.
Наконец один из этих факторов сложился, и работа забросила в сентябре 2006 в Черкесск.
Всю осень и зиму отлично потренировался на Эльбрусе, практически каждый выходной бегая то на Западный, то на Восточный.
Иногда для разнообразия ходил на Курму и Чегеткару. Надо отметить, что, несмотря на значительно большие высоты, Эльбрус однозначно проще для одиночного восхождения, чем, например, Чегеткара, на которой и рельеф сложнее и прочие усложняющие факторы (лавины, трещины) присутствуют.
В качестве описания использовал отчет пятигорского МАК «Фрилайн» о маршруте по Восточному гребню с пер. Кашкаташ (очень подробное, за что спасибо).
Снаряги брал немного, что логично, когда идешь один.
Из тяжелого – продукты(3 консервы, шоколад, сухофрукты, сыр, каша «Быстров», чай и сухари), из расчета завтрак\ужин на 4 дня. Палатка, спальник, газовая горелка, веревка №10 динамика 40 м .

01.03.07 в 7-00 выдвинулся из Джан-Тугана в сторону Вольной. Погода отличная, снега мало (точнее очень жесткий фирн), идешь как по гаревой дорожке.
До ледопада г.Уллукара дошел за 4 часа.
Ледопад действительно «хороший» - прямо передо мной с него обрушилось несколько глыб 2 x 2 м, как раз на то место, где проход. За неделю до этого обвал был более масштабным, и куски льда были разбросаны в радиусе 200 м от ледопада.
Как бы там ни было, но пройти надо, и эти 50 м преодолел бегом. Затем, обходя трещины, за 2 часа вышел на плато и там встал на ночевку. Звезды, тишина, изредка нарушаемая треском ледника.

02.03.07 погода хорошая. Старт в 7-00. К 10-00 подошел на перевал и, свернув направо, начал подъем с ледорубом на снежно-ледовый склон.
Надо сказать, что во всей этой затее основная проблема заключалась в отсутствии напарника и, соответственно, страховки. Поэтому приходилось быть вдвойне осторожным и в некоторых местах двигаться медленнее, а то и возвращаться обратно.
Спасало, то, что снега было много не везде.
Первый жандарм пролез, не снимая рюкзака, но, подойдя ко второму, решил не рисковать и вытянуть рюкзак после того, как пройду основную стену. Также снял перчатки, чтобы чувствовать камень. Хотя руки и подмерзли, но незначительно. Пройдя, уже в сумерках, широкий гребень, спустился в седловину и в 19-00 там остановился.

03.03.07 выход в 6-00. Правая часть гребня по описанию лавиноопасна, но снег всю неделю усиленно грелся, а ночью замерзал, в результате жесткий фирн, и на ледорубе отлично идется. Зуб обходил справа, но страшно без страховки.
К 16-00, пройдя Базальтовый, Гоголь и еще четыре жандарма, полностью вымотанный стоял под вершинным взлетом пика.
Трудное решение: то ли встать на отдых, и со свежими силами взойти завтра, то ли идти сейчас, и тогда неизвестно когда вернусь вниз.
Барометр на часах и ветер говорят о том, что погода на следующий день будет портиться, поэтому решил идти, чтобы не попасть в «проблему».
За 1,5 часа зашел на пик и сразу начал спуск в сторону южного гребня.
К 20-00 сумерки окончательно победили свет, а я еще даже не дошел до «Сковородки».
Ночь, фонарь и трещины снизили темп движения до минимума.
Эта часть восхождения оказалась самой тяжелой и рискованной.
Уже на «автомате» вышел на плато и около часа ночи встал на ночевку. Видимо в силу нервного перенапряжения и переутомления, заснуть так и не удалось, и в 6-00, собрав палатку, ушел на Джан-Туган.
Погода действительно испортилась, навалился густой туман, но все уже было позади.

Примечание ред. Mountain.RU:
Пройденный маршрут - 4А (к) по Восточному гребню (на фото автора - на фоне неба слева направо, вершины на фото не видно)

Молодцом!!!

Где можно фотки посмотреть?

Здорово!

Какова сложность маршрута?

Интересно

Интересно, только небезопасно ходить одному по таким маршрутам. Лучше все-таки не рисковать и иметь напарника а лучше 2. По крайней мере я бы не советовал читателям со слабой горной и физ. подготовкой ввязываться в такие вещи