Автор: Сергей Богомолов, Саратов

Читайте на Mountain.RU

Симоне Моро. Весна 2004 Барунтзе (7129м) и Аннапурна (8091м). Северные стены

Аннапурна. Траверс - 1984

По следам интернациональной Гималайской экспедиции на в. Аннапурна с Южной стороны по маршруту Бонингтона весной 2004 года в составе:
Пустельник Пётр - рук. - Польша
Залузски Дарек Польша
Юзефович Павел Польша
Хамор Петер Словакия
Штраба Владо Словакия
Габлик Мартин Словакия
Маркач Алёша Словения
Богомолов Сергей Россия

Это счастье! Это счастье, когда твои палатки стоят под сераком, под карнизом. Но начну по порядку. 18 мая мы обработали маршрут до 7200 м., хотели найти место под палатку, но не нашли, вернулись в лагерь 3. Погода благоприятствовала. Поскольку силы были на исходе и надвигался конец экспедиции, решили 19 мая отдохнуть и затем сделать решающий рывок на вершину. Хотя это расстояние не малое, и налицо большие технические трудности. Наметили встать в 0 часов и выйти в 2.00 часа ночи. Уже с вечера стал сыпать снег, и 1-й звонок «прозвенел» в 20.00, когда частично завалило мою палатку. Я её откопал, затратив немало сил. С 0 часов стали копошиться, хотя снег продолжал сыпать. С обеих сторон нашего «кармана» вовсю скатывались лавинки. В 2.00 я откопал перильную верёвку и начал движение. И здесь ахнуло. Меня накрыло приличной лавиной, хорошо, что уже был на зажиме на перилах, а то бы снесло. Выбравшись из-под снега, вернулся к палаткам, которые заносило с обеих сторон. Так вот, я и говорю: « Это счастье, когда палатки стоят под карнизом».

А до этого мы уже почти 40 дней находились под Южной стеной в. Аннапурна и успели сделать 4 выхода. Пятый, последний, планировался так: сначала четвёрка Богомолов - Хамор - Пустельник – Залузски, на следующий день Габлик – Маркач. Ранее ушли шерпы Пемба и Таманг. С вечера зажгли ритуальный огонь. Дело святое. Погода стоит, и надо шанс использовать.

А днём ранее в базовый лагерь пришёл парень, Игорь. Родился в Казани, сейчас живёт в Израиле. Путешествует по Непалу. Пришёл специально поговорить с русским. Говорит, что кругом маоисты, стоят даже в Гандрунге. Это 5 часов от нас. До этого слышал, что в районе Макалу они орудуют. Ну, думаю, пусть Ильинский с ними «разбирается». Дай бог ему здоровья. А тут под боком!

- Чего хотят?
- Революционной справедливости.
- Это как?
- Вот дашь 1000 рупий на революционную законность и Святую Аннапурну, тогда можешь проходить. Особенно их много в районе Королевской тропы. Это где принц Чарльз ходил круговым маршрутом 4 дня, около Покхары. Там люди бальзаковского возраста, состоятельные.
- Вот незадача. Лучше уж на стену. А там посмотрим.

Лагерь 1 – это 5000 м. Набор 1 км. Иногда его называют АВС (передовой базовый лагерь). Но это неверно. Основные приметы АВС – кухня и повар. Здесь же обычный промежуточный лагерь. Дело в том, что это нижняя часть Южного гребня и после нижнего ледопада идёт травянистый склон. Ну, а где трава, там вроде должен быть АВС. Ход был не быстрый, но уверенный. Это и понятно, ведь уже 5-й выход. Ледопад, как всегда, в движении. В двух местах было трудновато. Пришлось налаживать провешенные перила. Где-то порвалось, где-то обнажился лёд. Много взяли перекуса, извлекая уроки из предыдущих выходов: рис, яйца, чапати (местные лепёшки) и яблоки.

Вид на Аннапурну с юга
По ходу экспедиции, когда шли треккингом к базовому лагерю, казалось, что сил у всех немеряно, и это настраивало на благодушный лад. Самый молодой из нашего состава Алёша, ему 22 года. Высокий, худощавый, он летел по тропе впереди всех. В ВС он разминался на большом камне, делая скалолазные растяжки. А когда появился в базовом лагере Мартин (он чуть задержался), то его буйной энергии не было предела. Достаточно вспомнить два больших снегопада, когда весь базовый лагерь ночью засыпало 50-сантиметровым слоем снега, а он бегал от палатки к палатке, стряхивая снег, и так продолжалось бесконечно. С такими парнями «горы можно сворачивать».

Лагерь 2 расположен на седловине гребня, на 6000 м. Перепад также 1000м. Выход сделали в 4.00 ночи. Это необходимо, чтобы на снегу был жёсткий наст и чтобы проскочить по верхнему ледопаду стену Южного гребня, так как, когда начинает припекать солнце, с него начинают сыпаться камни. Погода к нам благоволит. И всё равно переход занял 8 часов. Организм максимально мобилизован, т.к. расслабляться негде. На этой высоте восстановления нет. Только за счёт внутренних ресурсов. Хорошо, что идём по гребню. С самой вершины и со стены постоянно летят с воем камни. Палатки не так здорово засыпало, зато они «врастают» в снег, как бы утапливаются. Беда от галок. Их вездесущие клювы порвали пакеты с едой. Всё надо прятать.

В предыдущих выходах, на этом переходе в основном, стали возникать разные проблемы. Когда на третьем выходе стали надевать кошки в «депо» (место перед верхним ледопадом, где оставляли всё «железо»), «забузил» Алёша. Мол, почему вторая группа, всегда идёт второй и по следам?

Пришлось «блеснуть» красноречием, вместе с Петером еле его уговорили двигаться дальше.
- Видишь, Мартина «покинули» силы, Владо «дохает». Пётр тоже не в ладах с кашлем.

Нам просто надо молча «тянуть лямку».
Но, видно, что-то «надломилось» у него внутри. Топтать снег он выходил мало, как, впрочем, и шерпы, которые шли вместе с нами. А тут, как нарочно, когда мы проходили самый напряжённый участок вдоль стен Южного гребня, услышали сверху шум нарастающей лавины. Мы буквально вжались в рельеф, кто в скалу, кто в рядом стоящий серак. Хотя понятно, что если она попадёт, то всё без толку. Маленькая, тонн на 50, мокрая лавина пролетела метрах в 50-ти. После этого шерпы бросили рюкзаки и резко пошли вниз, сказав, что боги не пускают на гору. Опять пришлось говорить, что всё прошло, что второй лавины не будет. И - можете себе представить? - уговорил. Но вперёд они не вышли. И мы вдвоём с Петером ещё добрых 2 часа «месили» этот глубокий мокрый снег на изматывающей жаре, пока не подошли к основанию нашего контрфорса, ведущего на седловину. Меня «достало», я выбивался из сил, хотя и пил каждые три часа все «ньювейсовские» подкормки, всю энергетику. Тут я не выдержал и разразился тирадой:
- Я, дед, и я вам топчу следы! А вы молодые и слабаки. И, к тому же, вы хитрозадые. Берёте груза мало, а получить денег хотите много.
Но на этом приключения не кончились. В том месте, где мы оставили, как нам казалось в тот момент, совершенно безопасно палки, снежную лопату, ледоруб, ничего не было. Один лавинный конус. Шерпаки, или отдохнув, или озадаченные моим красноречием, а скорее всего, видя скорую развязку и, главное, безопасное движение, резво «поскакали» вверх по перилам впереди нас. Мне же в этот день надо было ещё провалиться в бергшрунд для полноты счастья.

Третий лагерь расположили на 6800 м. Перепад 800 м. Протяжённость перехода 1000 м. Крутизна ледово-снежного гребня 50-60 градусов. Движение заняло 7,5 часов. Болят голеностопы и ступни, ведь идем, большей частью, на передних зубьях кошек. Это уже серьёзно. Утром хотели выйти в 5.00, но внизу, за Мачапучаре, очевидно над Покхарой, стоял грозовой фронт. Зрелище впечатляющее. Мы думали, погоды не будет. Но к 6.00 всё растянуло. По приходе в лагерь 3, как всегда, пришлось восстанавливать его. У одной палатки сломалась дуга. Но её восстановили. Стоят две двухместные палатки под сераком. Снег только задувает. Дальше придётся уже провешивать верёвки.

Этот лагерь дался нам «большой кровью». Два выхода было потрачено на его установку. Сначала мы с Петером провесили до 6400 м, 2 часа ковыляя по колено в снегу только на подходе под снежно – ледовый гребень. Затем вчетвером ( Петер, я, Мартин, Пётр), пытались пробиться уже с палатками и спальниками. Но противостояние враждебных условий человеческому организму и духу закончилось не в нашу пользу. На 6700 м нас накрыла пурга, когда всепроникающая снежная взвесь поражает дыхание и не даёт нигде укрыться. И эти 9-ти миллиметровые верёвки, на которых мы болтаемся, становятся нам роднее родных. Только галопом вниз можешь принести себе спасение. Постоянно накрывают пылевые лавины, после которых вытряхиваешь полрюкзака снега.

После всего этого мы отдохнули, повторив осаду после отдыха.

Сход лавины с Аннапурны.
Фото Эда Вистурса
Вновь вышли тройкой: Хамор, я и Мартин. По дороге Мартин, дойдя до «лба», откуда начинается снежно – ледовый гребень, признался, что сил у него больше нет. Господи, что же это творится?! Получается, что люди, разогнавшись из базового лагеря и «взлетев» на 5000-6000м., неожиданно понимают, что они «пустые». Но надо отдать должное Мартину: посидев на «лбу» и придя в себя, он начал потихонечку двигаться за нами. И в результате мы, преодолев «перемычку» и перейдя на другой гребешок, поставили на склоне лагерь на 6750 м.

Чувствовалось, что это не то. Склон крутой, снег не будет задерживаться, а мы тут, здрасте, вырубили площадку. Что и подтвердилось ночью. Палатку присыпало, и нам это не прибавило духу. Наутро Петер ушёл вниз. Говорит: «Устал и гайморит». Я сходил вниз на 3,5 верёвки (по 100 м), очистил всю линию от карабинов и лишних крючьев и принёс оставленные внизу 4 верёвки и 9 снежных кольев. Мартин расширил площадку и переставил палатку. Мы снова заночевали, но уже вдвоём.

А на сто метров выше был прекрасный бергшрунд, и над ним был отличный надув. «Карман» что надо, лучше не придумаешь. Утром «прискакали» шерпы. Я им говорю: «Отнесите груз под надув». Они ни в какую. Вот их кредо: по готовой дороге идём, но не более. С одной стороны, они не умеют, боятся, с другой - не хотят. Сами, пройдя и провесив этот путь, сделали отличную площадку. На смену поднимаются Дарек, Пётр, Алёша, Владо. Владо стучит по груди и говорит, что завтра будет спускаться. Внутри «булькает», кашель. Мужество, конечно, вызывает уважение. Но если пневмония, то «улететь» на тот свет за несколько часов можно.

Ждём, сидим на 6000м, два дня. На второй день, в 11.00 спустился Алёша.
- Почему спустился?
- Сил больше нет… Петер, дай сигарету.
Ну что сказать? Петер тоже курит. Но вот отношение у меня к ним разное. Но демократия, обижаться нельзя. В плане демократичности экспедиция «мягкая», лояльная, без «напряжённостей».

Это тебе не у Ильинского. Там даже если кто и курит, то уйдёт на ту сторону морены, трижды спрячется за камень, и ещё рука с зажатой сигаретой будет вздрагивать при каждой затяжке. Если надо, и Борю Седусова осадит за лишнее стремление «продезинфицировать» желудок, и меня за матерный перебор в разговоре, несмотря на возраст. Но я за такой стиль. Потому что это справедливо и правильно, и там есть результат.

Пётр и Дарек за 2 дня отработали только 80 метров. И тут у меня зародились большие сомнения в успехе нашей экспедиции.

Пришлось сдать билет. А что делать? Стена стоит, а мы на неё не залезли.
Хотели выйти из лагеря 3 на обработку в 5.00. Но метель вдоль склона и холод несколько приуменьшили наш пыл. Вышли в 7.00. Сразу после лагеря крутая верёвка - 70 градусов. Микст. Скалы, лёд, снег. Впереди Петер, я за ним, и позже Пётр с Дареком. Скалы разрушенные. За день прошли 600 метров. Подошли к кулуару. Он ещё круче. Мест для ночёвки нормальных не нашли. Вернулись в лагерь 3. Думаем, что дошли до 7200 м. Пришли после 18.00 страшно уставшие, и сделали день отдыха. Переставили палатки, улучшили место.

Решающий выход наметили в 2.00. Но после того, что случилось, т.е. после лавины, пришлось сказать себе: «Надо запомнить». Гора огрызается. Всю ночь откапывались, но стихия была непредсказуема. Её силы намного превышали наши возможности. В 8.00 утра приняли решение уходить, взяв с собой сколько унесём. На наших глазах лавины засыпали палатки.

Сейчас, когда спало психофизическое напряжение, оглядываешься назад и думаешь: «Какова природа! Пару дней не могла подождать со своими катаклизмами».

Удручает несовершенство прогноза погоды. Ведь мы его слушали 2 раза на день. Но заметных изменений не было. Даже когда мы уходили из базового лагеря вниз, гора так и была в тумане и заснежена.

И опять говорю себе: «Надо запомнить: 8091».