Автор: Иван Пугачёв , Киргизстан, г. Бишкек

Водопад Шар–Каратма

Читайте на Mountain.RU статьи Ивана Пугачева:

Восхождение на пик Нансена (5697м)
Автономная экспедиция на пик Хан-Тенгри, 7010м
Гора в стиле абсолютного SOLO
Мы без этих вершин…. Стихи

Шар-Каратма

Киргизский хребет, Ала-Арча. Своё начало река берёт с пика Павлика Морозова (ныне, по инициативе ФАСиЛ КР, пика Маречека) и сливается с р.Ак-Сай, далее попадая в р.Ала-Арчу

Примерная классификация водопада Шар - Каратма

1-5+

I-VI

5.0-5.7

Классификация водопада Шар-Каратма является личной оценкой автора. Федерация Альпинизма, Скалолазания и Ледолазания Киргизской Республики не имеет никакого отношения к данной статье. Примеряя данную классификацию, я принимаю во внимание условность любых возможных сравнений между Советской, Европейскими и Американскими системами классификации.

Тактика прохождения водопада Шар-Каратма:

• Питч / станция
  • Спуск

Планирование.
Два важных пункта должны играть при планировании прохождения водопада Шар-Каратма главенствующую роль:

1. Самооценка. Очень важно адекватно относиться к собственным ледолазным способностям.

Даже в течение зимы
состояние водопада сильно меняется

2. Реальное состояние водопада. Сложность водопада Шар-Каратма может отличаться от обычных условий на водопаде в обе стороны в пределах одной категории. Особенно в начале и в конце сезона.

P . S . Актуальную информацию можно получить, как правило, у местных ледолазов, а так же в местных альпинистских секциях. Но, к моему глубочайшему сожалению в Киргизии с этим очень большая проблема!!!

Подготовка

- сбор информации о районе

- сбор информации о маршруте

- ознакомление с прогнозами погоды

- ознакомление с лавинной ситуацией

- контакты с людьми недавно лазающие этот водопад (для получения свежей информации)

Тут уж на вкус, на цвет…

Вторым шагом является подготовка необходимого снаряжения и коррекция его ассортимента.

Тайминг

Часто лазание на водопаде Шар-Каратма заканчивается в сумерках из-за малого светового дня. Поэтому необходимо чётко рассчитать время на:

- подъезд из города в ущелье Ала-Арча
- подход по тропе к Шар-Каратме:
- подготовку под маршрутом
- прохождение водопада Шар-Каратма
- дюльфер и спуск по тропе
- отход

P . S . Все временные прикидки субъективны и зависят от личного уровня спортсмена. Во избежание несчастного случая в сумерках нужно уже находиться в Ала-Арче. Я советую очень ранний выезд из города.

Подход !!!

Подходы, Шар-Каратма

Подход начинается из природного парка Ала-Арча по тропе, ведущей на Ак-Сай, к хижине «Рацека» . За 20 минут поднимаетесь до большого камня, где когда-то был приют «Тарасека», а ныне развалины. Ещё через пять минут взбираетесь на большое плато Тапши, где летом весело поют сурки и прыгают кузнечики. А зимой глубокий, девственный снег. Но тропа хорошо набита и вы лишь изредка проваливаетесь в раскисший снег. Далее тропа резко виляет влево, спускается к речке и так же резко поворачивает вправо. Альпинисты, поднимающиеся к хижине «Рацека» проходят, это место, быстро почти не задерживаясь ведь впереди ещё длинный затяжной подъём. Это и есть речка Шар-Каратма.

Небольшая речка с тайным названием Шар-Каратма, которая летом перепрыгивается по камушкам, предоставляет широкие возможности для ледолазов. Несколько морозных дней превращают сливы и небольшие водопады в отличный ледодром с разнообразным рельефом. Лед напыленный, лед натечный, тонкий, толстый, промерзший в теневых местах до такой степени, что инструмент с заводской заточкой категорически не держится в нем. Нависающие микстовые участки любой протяженности. В общем, идеальные условия для современной ледолазной школы и для проведения небольших соревнований.
Как было замечено выше, подход чаще всего сложнее и утомительней, чем выглядит на первый взгляд. Поэтому важно пройти его экономно, в смысле расхода сил, и безопасно в смысле лавинной опасности.

Депо

Ненужные на маршруте вещи нужно складировать на защищенном от камнепада и осколков льда месте, легко достижимом на спуске с маршрута. Перед закладкой депо надо ещё раз проконтролировать, кто что берёт с собой.

Питч, основной каскад

Питчи / выбор станций

Ещё при подъёме к водопаду необходимо просмотреть маршрут, разбить его на питчи, и прикинуть, где станут станции. Не всегда выгодно выходить на полную верёвку и строить станцию шестьюдесятью метрами выше. На сложном льду короткие питчи тактически более удобны. В любом случае надо следовать рельефу, и для станций выбирать, по возможности, более пологие участки. Важно при выборе места для станции думать о следующем участке.

Установка питча, 8 января 2007г

Станции должны установлены со сдвигом в сторону от маршрута, чтобы обезопасить страхующего от падающего льда. Естественно, нужно внимательно выбирать место под ледобуры, на станции должен быть плотный стабильный лёд. Часто на солнышке буры вытаивают.

Основной водопад оборудован мной и моим напарником Потоцким Алексеем 8 января 2007г питчем из двух болтов, сблокированных между собой. В остальных местах имеются дюльферные петли.

Спуск

Спуск необходимо начинать с расчётом на возврат к тропе в Ала-Арче за 1 – 1,5 до наступления сумерек. Спуск происходит по пути подъёма

С уважением ко всем ледолазам, Пугачёв Иван
26 февраля 2007г

Фото: Пугачёв Иван, г. Бишкек, Актаев Кирим, г. Бишкек, Потоцкий Алексей, г. Кант, Александров Максим, г. Бишкек, Даничкин Михаил, г.Бишкек

Шаркыратма

Правильно будет Шаркыратма (означает водопад). А еще не Иныльчек, а Энилчек (означает лишайник). И не Терскей, а Тескей Алатоо ("тескей" означает северный несолнечный склон, антоним - "кунгей"). я понимаю, что многие эти названия вошли в обиход в неправильной форме. Как-то надо исправлять. Все же заметил многие сейчаст говорят и пишут правильно "Тескей Алатоо"

а шлямбура затем

А шлямбура забили для того чтобы во время лазания с верхней страховкой и на спуске не ссатся, поскольку экспозиция водопада югозападная и лёд солнышком накрывает, - буры вытаивают!!

А зачем шлямбура?

Зачем шлямбура набили? все любят когда на спуске 2 крепких, новых, шлямбура. но ведь V-thread аболакова никто не отменял (уж непомню как он там правильно называется по русски). судя по фото льда для этого хватает. в обшем лично мне непонятно зачем скалу испортили... посему только 4. :)

Питч

Извините, но питч это несколько другое понятие. Давно ли на форуме была большая ругачка про использованое западных альпинистских терминов. Если уж использовать, то правильно. Питч - это участок алпинистского или скалолазного маршрута от станции до станции, т.е. веревка в русской алп. терминологии. Вы же установили станцию или промежуточную точку (судя по последней фотке высота водопада до 50 метров). А водопад красив и фотки отличные!