Автор: Андрей Цибанов (Москва)

Индийские Гималаи

Гора Шивлинг (Shivling, 6543 м)
Это маленький рассказ о том, как мы посетили районы Ганготри и Кумаон в Индийских Гималаях, а также Корбетт - национальный парк диких животных.

Вот мы и вернулись все-таки из Индии, хотя возможностей там сгинуть было предостаточно. По приезду в Москву было непреодолимое желание никогда больше в Индию не ездить, а сейчас мне наоборот снова хочется туда, особенно в Сикким, но только в горную часть Индии.

Объясняется это тем, что сама Индия и Индийские Гималаи - абсолютно разные вещи. Люди, которые живут в горах, мне показались абсолютно другими и темп жизни там другой, они очень дружелюбно настроены, очень искренние и добрые люди.
Внизу, ниже 3000 метров, идет беспрерывная грызня, борьба за выживание и место. Все очень густо заселено, везде, на всей территории Индии - сплошной город. Old Delhi - старая часть Дели, в которой мы прожили в разное время в общей сложности дней 7, является чем-то вроде эпицентра взрыва бактериологической бомбы - вонь и духота стоят неимоверные.

Первые впечатления от увиденного были жутковатые: по улицам ползают и попрошайничают калеки, которых в жизни я представить себе не мог - непонятно вообще на каких конечностях они передвигаются - вместо ног и рук - как-будто щупальца осьминогов, некоторые без конечностей вообще или они гниют. Видел многих с отгнившей нижней челюстью, короче - фильм ужасов. Попадаются среди них и маленькие дети.

Никак нельзя это все снять на камеру. Стоит только достать ее, как все женщины и девушки тут же отворачиваются, мужчины начинают таращиться, показывать пальцем, махать руками, а дети - просить бакшиш. Это как в Москве достать гранатомет и попытаться его на кого-нибудь навести. Я уж пытался снимать и спиной, используя экран, и вообще на широкий угол из-под одежды. Бесполезно - ты в центре внимания и все видят твои движения.

Индус и обезьяны
Есть богатые индусы, которые очень надменно ведут себя по отношению к нищим и калекам, ничего им не подают и смотрят на них взглядом типа "чтоб ты сдох". Вообщем, жизнь человека там не стоит ни копейки. Все происходит в 36-градусную жару в тени, солнце в зените и тень не найдешь, улицы шириной 2 метра, поэтому калек и живущих собственной жизнью коров обойти не удасться, отовсюду непрерывно доносятся голоса: "Hello, бакшиш", "OK, Mister Boss", "yes, Sir", "How much your give?", "What do you like?", "Where are you from?", "No problem?".

Индусы хватают за руки (меня не хватали, все-таки я их покрупнее), уговаривают сесть в мото- или велорикшу. Хватают рюкзаки и настойчиво желают донести хоть куда-нибудь наши вещи, просят рупии, у некоторых иностранцев - в грубой форме, короче, вьются как комары и понимают только кулак или палку, английский не понимают и родной язык Хинди тоже не воспринимают от иностранцев.

Отшельник, живущий на леднике
Вообще в начале, после аэропорта, когда мы три дня добирались до истоков Великого Ганга, у нас был шок, разговаривать мы не могли даже с водителем, такси взяли прямо в аэропорту, там еще понимали английский. Я в принципе был в порядке, поскольку мне вообще по жизни все по фигу. Женя испытала стресс, и ей сначала очень хотелось домой.

Кошмары закончились, когда мы приехали в Ганготри, на 3000 метров (Гарвальские Гималаи - Garwhal). Оттуда мы поднялись под Талай Сагар (Thalay Sagar, 6904 м), на 5000 метров, а потом в другое основное ущелье, к истоком Ганга, под горы Бхагиратхи (Bhagirathi, 6856 м) и Шивлинг (Shivling, 6543 м). Там все очень впечатляет - невероятные стены, жуткий рельеф, большие перепады высот. Чтобы хоть куда-нибудь взойти, нужна целая экспедиция.

Массив Талай Cагар (Thalay Sagar, 6904 м)

Талай Сагар (Thalay Sagar, 6904 м)

Массив Бхагиратхи (Bhagirathi, 6856 м)
Сначала были планы грандиозные - хотели несанкционированно взойти куда-нибудь. Выше 6000 везде нужен пермит, на леднике Ганготри (Gangotri) местных гидов много шастает и они за нами следили, их привлекло наше снаряжение - веревки, ледорубы даже крючья и френды у нас были. Нам постоянно твердили, что если мы пойдем на восхождение, у нас будут проблемы. Сначала мы их просто посылали на фиг, а потом проще было говорить, что не пойдем на восхождение, потому что не хотим этих пресловутых проблем.

Но погода внесла коррективы, плюс я переболел непонятно чем - температура, озноб, не горняшка точно, потому что на 5500 мы вылезли с рюкзаками на 3 день и чувствовали себя хорошо. На 7-ой день заскандалила Женя: мол, надоело таскать рюкзак, хочу поехать в джунгли или на океан отдохнуть.

Озеро в национальном парке Корбетт (Corbett)
Решили и поехали в Corbett Nathional Animals Park, на родину Маугли и Шерхана. Парк интересный. Диких животных тьма: слоны, крокодилы, тигры, кабаны, олени, павлины, лисы, обезьян видов пять, и т.д. Воздух очень влажный и насыщенный, настоящие джунгли. Самое интересное, что жили мы в маленьком поселке, в который на ночь сбегается вся живность из леса, прячась от тигров. Тигры в деревню не заходят. Вся деревня ночью кипит кабанами, оленями, обезьянами. Они подпускают к себе человека на 3 метра и при желании можно ухватить за ногу маленького кабанчика или оленя.

Из деревни нам разрешали выходить только на слоне или на маленьком джипе. Все удовольствие стоило 50 долларов за 3 полных дня.

Наверное, дней 10 мы провели в дороге и в поездах за все это время. 200 км в день - хороший результат при том, что машина едет на пределе возможности по горному серпантину, и колеса срываются в свист на поворотах. Мы только повторяли без конца: "Slowly speed please!"-помедленнее мол, эта фраза у них написана на столбах через каждые 1 км, правда, в различных вариантах, типа "время деньги, но жизнь дороже". В ответ всегда получали: "Окей, Мистер Босс" и водила продолжал гнать еще сильней. В последний свой рейс с гор мы чудом остались на дороге, машину местной марки Ambassador развернуло на лысых колесах, обрыв метров 200 в святой Ганг оказался перед капотом. После очень шумной матерной беседы и хватания за шею водителя мы действительно поехали медленно, впервые за это время. Возможно, эти их гонки обусловлены желанием угодить и получить бакшиш за это.

Насчет святого Ганга надо пояснить. В высокогорье реки Ганг живет очень много народу, живет в таких труднодоступных местах, в какие у нас, наверное, люди даже не заходят, почти у самых ледников. Зато у всех есть природой данная канализация - этакие ручейки, текучие с гор через их туалеты и деревни прямо по главной улице и дальше прямо в Ганг. Как только горы заканчиваются, Ганг втекает в священный город Ришикеш, вода становится какой-то густой и другого цвета, совершенно не похожего на цвет у его истоков. Тем не менее, все индусы пьют воду из него, купаются, и даже богатые индусы мочат в Ганге руки и хлопают ими себя по лицу.

Обезьяна и очки
Вот еще говорят, что корова там священное животное. Это, видимо, каждый для себя решает сам. Однажды видел, как индус бил доской с гвоздями корову в центре Дели и очень старался, чтоб гвозди именно впились в нее. Видел, как дети гоняли обезьяну с целью ее убить, а не просто так. Много странного в Индии, особенно пища, которая мало того, что абсолютно вегетарианская, она вся обсижена мухами и наполовину состоит из специй. Брат очень сильно отравился в национальном парке - то ли водой в кувшинах, то ли подливкой. Он не мог ходить, блевал, бредил, дрыгал ногами и весь трясся как укушенный змеей, я очень волновался, но через 3 дня он вылечился сильными индийскими антибиотиками. Неправду говорят, что у индусов на заразу выработался иммунитет - я много раз видел, как их тошнит, и взрослых и детей, они также страдают от этой грязи, особенно маленькие дети.

Однако в каждой деревне есть аптека в виде частной лавки. В ней идеальная чистота и отсутствие бесконечных зловоний, продавец обязательно будет хорошо разбираться в медицине и там есть замечательные лекарства от всего.

Что же можно поесть, если вы едите в горы? Да все, кроме мяса, рыбы, курицы, любых молочных продуктов, сыра и яиц. Из этого всего оставшегося непонятно чего мы кроме бананов и мандаринов ничего не ели, просто страшно это есть. Похудел я на 12 киллограм. За наши 6 рублей (0.23 $) можно купить 10 бананов или 6 мандаринов огромного размера.

В двух дорогих ресторанах в Дели нам удалось выпить пива. Один раз за столом в компании респектабельных индийских бизнесменов в белых рубашках с галстуками. Они разливали пиво по 100-мл бокальчикам и долго сосали получившуюся пену. Мне принесли бутылочку, открывалку и 100-мл бокальчик на подноске. Индусы заинтересовались. Достаю ключи от квартиры, и вот уже крышечка полетела по ресторану. Высасываю бутылку из горла почти без остановки (ведь жара стояла неимоверная и просто хотелось пить), с грохотом ставлю пустую бутылку на стол. Индусы оцепенели.

Удивительно, но практически в каждом поселке, деревне, в самом захолустье, на любой высоте есть МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕЛЕФОН. Это типа семейного бизнеса - этакая лавка - и их может быть несколько в деревне. Причем связь с Москвой была такая же хорошая, как из соседней квартиры, никто не верил, что я звоню из сарайчика на окраине Индии. Стоить одна минута вам будет рублей 8 (0.30 $), причем, чем дальше от столицы, тем дешевле.

Чангабенг (Changabang, 6864 м) и Каланка (Kalanka, 6931 м)
После Национального парка Corbett Женя улетела в Москву, а мы отправились в другой район - национальный парк Нанда Деви (Nanda Devi или, как его еще называют - Кумаон). Никого вокруг в радиусе 30 километров, еще круче рельеф. Идем 3 дня и подходим под великие стены Чанга-Бенг (Changabang, 6864 м), Каланка (Kalanka, 6931 м) и Дюнагири (Dunagiri, 7066 м). Поднимаемся под перевал на 5500, а тут сидят и акклиматизируются два великих ледолаза из Америки - у них пермит стоимостью 5000 долларов на восхождение по стене Каланки, (первопрохождение). Зачем там вообще делать пермиты, если никого нет, даже местного населения? У американцев нашлись карты района невероятной точности и подробности. И тут мы видим, что оставшихся 4 -х дней нам недостаточно, чтобы достигнуть нашей главной цели - проникнуть в закрытый парк Нанда-Деви и увидеть с высоты 6000 метров высочайшую вершину Индийских Гималайев Нанда Деви (Nanda Devi, 7816 м). Проникнуть-то мы успеем, а вот подняться с 5000 м на вершину 6300 м, которая ее загораживает - уже нет, и продуктов не хватает и лавиноопасно еще.

Вершина Хардеол (Hardeol, 7151м).

Пик Трисули (Trishuli или Tirsuli, 7074 м) часто путают с соседним Тирсул (Trisul, 7120 м). Находится к юго-западу от Nanda Devi.

Решив не рисковать рейсом на самолет, спустились вниз, за четыре дня добрались до Дели и два дня мариновались в Олд Дели, который нас окончательно доконал. В горах была ранняя весна, на высотах 5000 м ночью до минус 30, а тут ночью плюс 33 с включенным вентилятором, который лениво размешивает в комнате мух и полиэтиленовые пакеты. Приехали в Москву, как хорошо, что все живы и здоровы! Но не тут-то было - прошло два дня и все началось. Не вдаваясь в подробности, скажу лишь, что заразились мы дизентерией или в самолете от манго или от арбузов, которые выдавали пассажирам, а может и в международном аэропорту. Занялись самолечением антибиотиками, 14 дней - и у меня все прошло, а у брата потом начался серьезный рецидив и еще месяц он лечился крутыми американскими антибиотиками.

Немного о ценах. Виза в Индию - 40 долларов. Билеты на самолет Москва-Дели - 440 долларов (прим ред. - зависит от сезона, причем из-за разнице в курсах выгоднее покупать не через Аэрофлот , а в кассах Air India). Такси стоит примерно 50 долларов за 250 км, в аэропорту вдвое дороже. Поезд в вагоне класса AC 4 (это типа нашего плацкарта, только со шторами, вентиляторами, кондиционером и полки на 30% больше наших) стоит вдвое дешевле нашего плацкарта. Есть вагоны общего пользования, с решетками на окнах и стоячими местами, там цена билета может быть в десять раз меньше, но я вам там ехать не советую. Индийская придорожная гостиница - 10 долларов за приличную комнату, но можно найти намного дешевле. Так что счастливого пути!

Спасибо

Спасибо, на одном вздохе все прочитала, почти как вживую увидела. Долго думала, ехать или нет, пока думаю еще.