Идея, реализация и фотографии: Mariusz Egert, Lodz, Poland
Литературное оформление: Соломия Ягныщак, г. Львов, Украина

В поисках следов Робин Гуда или 10 дней в Peak District

Ура! Мои первые каникулы в Англии.

На родине, во Львове, каникулы - это обязательно поход в Карпаты. Но сейчас они так далеко…

На ловца и зверь бежит.

Не успела я приехать в Англию, как девушки познакомили меня с одним парнем из Польши. Он, как оказалось, не только любит велосипед и философские разговоры, но и увлекается скалолазанием. Как же мне не попробовать, что это такое?!

Сначала поехали в Broadstears (небольшой городок в Юго-Восточной Англии) на стену, а потом в Royal Tonbridge Well на небольшие скалы.

И вот Мариуш предложил мне поездку в Peak District - Мекку английских скалолазов. Peak District - это национальный парк, расположенный в северной части Midlands, недалеко от известных городов Sheffield и Manchester, состоящий из двух частей. White peak - это «глубокие, вымытые водой известняковые обрывы и небольшие сёла из серо-голубого камня. Ближе к северу известняк сменяется блестящим, тёмным, грубозернистым песчаником, трава сменяется зарослями вереса – начинается Dark Peak».

Итак, билеты куплены за месяц, так дешевле, карты и гайдбук - тоже. И вот долгожданный день, пятница, 7 мая, 6 утра. Canterbury только просыпается, утренняя прохлада заставляет первых прохожих идти быстрее, а нас гонит возбуждение, хорошо знакомое всем путешественникам.

Сначала едем в Лондон, потом в Шеффилд и уже оттуда пригородним автобусом к селу Хасерсейдж (Hathersage).

Пока Мариуш изучает карту и ищет нужную тропу к нашему кемпингу, я заглядываю в церквушку, стоящую рядом. Там нашла могилу Маленького Джона, да-да, того самого приятеля Робин Гуда. Потом уже в книге о Peak District я прочла, что в 1784 году могилу раскопали и нашли скелет, бедровая кость которого имела длину 76 см, рост мужчины, таким образом, – 2,25.

Но над нами собираются тучи, и Мариуш спешит в кемпинг. Расположен он в красивой местности, минутах в 20-ти от нашей конечной цели - Stanage Edge. За оградой кемпинга, вдоль тропинки – целое озеро цветов, с другой стороны журчит ручеёк.

В Англии, люди, добирающиеся пешком к месту назначения, – это скорее исключение, поэтому встретили нас очень радушно, хотя у ворот была табличка «camping is full». Но узнав, откуда мы, сразу приютили и взяли денег меньше, чем положено, да ещё и извинялись. Не успели мы поставить палатку, как нас поприветствовал дождь. На счастье, был он единственный за все 10 дней. Мариуш говорит, что у меня хорошие отношения с Богом.

Утро следующего дня хмурое, но прогноз погоды, вывешенный на дверях в душ, обещает солнце после обеда. Быстрый завтрак - и мы у цели.

Это песчаные скалы, высотой около 25 метров, протяженностью 5 км. Суббота и воскресенье - дни паломничества для скалолазов. Когда смотришь издалека – будто мухи облепили стену, а вблизи – висят, как гроздья винограда.

Мариуш находит первый маршрут и начинает подготовку: верёвка, система… Обвешивается железом да ёще и за мной наблюдает.

Вдруг я чувствую, что мне очень хочется подумать в укромном местечке, но такого нету, да и народа полно. Так что я начинаю молиться и тоже надеваю систему.

Я никогда не ходила первая, и, может, для кого-то это вовсе не скалолазание, но я всё равно боюсь. Но главное - начать. Потом уже возникает желание поскорее очутиться наверху, а иногда и повоевать со скалой.

На более трудных маршрутах даже моё упрямство не помогает, и я начинаю нецензурный разговор со скалой, только, почему-то, по-польски. Это действует, и я начинаю лучше видеть хваты и зацепы. Правду говоря, первые два дня удовольствия не испытываю.

Но вот долгожданный выходной, и вся власть в моих руках.

Ещё в Сanterbury мы поделили обязанности. Он отвечает за скалолазание, а я - за выходные дни. Изучаю карту и выбираю цель.

Мариуш немного ропщет, но сам припоминает, что я была покорна ему предыдущие дни, и покоряется своей участи.

Что сразу бросается в глаза – так это отсутствие леса. Куда ни посмотришь – зелёные пастбища , ровненько разделённые оградами из камня, и овцы, много овец. Вспоминаю историю Англии и всё понимаю. Возникает идея завезти сюда наших чиновников, которые предпочитают зелёный цвет денег и бессовестно вырубают карпатские леса.

Пока привыкаем к пейзажам, теряем тропу. После недолгих препираний нарушаем право собственности и лезем через ограду.

Сразу чувствуется, что коммунизм в Польше не повлиял на людей так сильно, как у нас. Овцы удивлённо оглядывают нас, а мы шутим ,что впервые ступает здесь нога поляка и украинки.

Наша цель – «гора» Мам Тор (Гора Мать, это с кельтского). Издалека она припоминает Жандармы перед Близницей в Карпатах. С нашей стороны гора обрывается, и песчаная порода выходит на поверхность. Уже предвкушаю, как мы будем подниматься, но тут тропа сворачивает и ведет на совсем неинтересную сторону горы. В этот раз я не смогла убедить Мариуша пройтись чьими-то владениями. Я злюсь, и он предлагает разделиться. Кроме того, аргументирует свой отказ. Разделяться мне не хочется, и в глубине души я понимаю его правоту, мы сворачиваем вместе с тропой.

По дороге на Мам Тор проходим возле ущелья и руин какого-то замка. Как узнаю позже, это ущелье образовалось в результате провала пещерной криши.

Есть легенда об этом ущелье. В 18 веке разбойники убили влюблённую пару, хотевшую тайно обвенчаться. Влюблённые превратились в духов и охотятились здесь на людей. Разбойников не поймали, но один из них покаялся перед смертью и рассказал об участи других. Легенда говорит, что один повесился, другой упал со скалы, третий лишился ума, а на четвёртого обвалилась скала.

Вобще-то этот район известен своими пещерами. В Speedwell Cavern можно попасть на челноке по подземной речке, Peak Cavern действует как музей. В 17 веке здесь жили и работали люди, изготавливающие веревки, которые потом использовались при добыче свинца. Теперь каждый может придти и попробовать сделать свою веревку .

А замок Peveril Castle был построен после завоевания Англии норманнами, приблизительно в 12 веке. Этот замок защищал известные королевские леса и контролировал копальни свинца.

Уже стемнело, когда мы возвратились, и я впервые оценила примус. Не прошло и часа, как мы поужинали, умылись под душем и начали петь колыбельные (храпеть). Завтра нас ожидал трудовой день.

Мы снова ушли на Stanage Edge, но теперь уже все маршруты были наши. А скалолазов можно было совсем немного. И я впервые начала наслаждаться самим процессом лазания. А бутерброд с нутеллой до сих пор вызывает у меня тёплые воспоминания о заслуженном обеденном перерыве, когда не надо считать калории, и о приятной боли в мышцах.

На следующий день поехали мы в Ravensdale.

Это уже совсем другие скалы – известняковые образования, высотой около 50 метров. Окружены небольшим лесом, очень приятные с виду.

Здесь я узнала, что такое двухпитчевый маршрут. Сделали мы только два VS и HVS.

На второй rest day Мариуш остаётся в лагере, а мне не сидится, и я выхожу побродяжничать.

На этот раз шла я вдоль речки Wye и наслаждалась скалами, лесами и ручейками. Увидела величественный Monsal Dale Viaduct - железнодорожный мост.

Как всегда, возвратилась я поздним вечером, еле живая от усталости.

Teперь дни понеслись, как испуганные кони. Следующие два дня уже традиционно я провела в борьбе со страхом и неверием в себя.

В последний выходной пошли мы на недолгую прогулку попрощаться со всеми нашими скалами и даже нашли ятку с мороженым. Это было лучшее мороженое в моей жизни, и это ощущение настоящих каникул незабываемо.

Но в понедельник неугомонный Мариуш потащил меня ещё раз к скалам, потому что он ещё не прошел какие-то маршруты. Ну что ж, фанатиков я уважаю. Но и несколько боюсь.

Сказка окончилась, начались рабочие будни и подготовка планов на следующие каникулы.