Горы мира > Крым > Сокол

Автор: Александр Кузмицкий, г. Москва, Сергей Надточий (Террорист), г. Симферополь

Guidebook
Сокол
Сектор 3 (левый край южной стены)

Сектор 1 (юго-восточная стена)
Сектор 2 (южная стена)
Сектор 4 (юго-западная стена)
Сектор 5 (юго-западная стена)
P.S.
Несколько слов о «Категориях сложности».
После опубликования описаний первых двух секторов, возникло довольно много вопросов по поводу системы оценки нами альпинистских маршрутов на Соколе. И это вполне объяснимо, поскольку мы начали опубликовывать описания секторов, не предварив их каким-то вводным текстом, где бы мы пояснили, что и как мы оценивали. Попробуем исправить эту оплошность.

Итак, категорию сложности веревки (уровень лазания / уровень ИТО) мы даем по самому сложному месту на веревке, в отличие от общепринятой интегральной оценки. То есть если на веревке длинной 45 м есть кусок с лазанием 6с, то мы при описании веревки просто пишем: «45м, 6с». Может быть, это кому-то не нравится, но это наш авторский взгляд на описания маршрутов. Фактически мы даем категорию сложности по ключу. К разговору об возможных ошибках, можно сказать, что, скорее всего, ошибка будет в оценке скалолазной составляющей маршрутов. Мы не профессиональные скалолазы, и даем оценку той или иной веревки по своим ощущениям трудности. К тому же, немаловажную роль играет и реальная опасность, в таких ситуациях всё кажется немного труднее, чем есть на самом деле. Но если реальная трудность веревки 6b, мы не поставим 5с. Речь идет об ошибке в 1/3 категории, вряд ли больше. Скорее всего, мы оценим это место не как 6b, а как 6c.

Что касается общей оценки сложности маршрутов, то по некоторым маршрутам мы предлагаем оценку, отличную от общепринятой. Делали мы это на основании сравнительного анализа сложности маршрутов на Соколе между собой, привязываясь при этом к классическим маршрутам на других горных массивах Крыма. К тому же пришлось вносить корректировки из-за общей тенденции к понижению уровня существующих маршрутов. Связано это с тем, что "7-ую категорию", которую так и не могут до сих пор принять к использованию, вводят виртуально, просто понижая существующие маршруты. Так, например, «Гребневая 2Б» в гайде оценена, как 2А. Сравните с двойками на юго-восточной стене, и вы согласитесь с нами. Другие маршруты наоборот получили большую цену.

Если у кого-то в ходе прохождения маршрутов появятся замечания или какие-нибудь дополнения по нашим описаниям, то пожайлуста присылайте их на мою почту manull(собака)bk.ru. Все они будут учтены при следующем издании путеводителя.
А. Кузмицкий

В этом секторе находятся маршруты: «Между грудей» 4Б, «Косая четверка» 4А, «Правее косой» 3Б, бесчисленные «Деревянной тройки» и некоторые другие. Сектор легко найти хоть на фотографии, хоть на стене. Если в районе километрового столба «4км» поднять голову и посмотреть на стену, вы при любой сексуальной ориентации, заметите два огромных бастиона, внешне напоминающих бюст молодой девушки (может правильнее гору называть Соколиха?). Между бастионами вы увидите белую извилистую полосу, выбитую на скале водой и камнями, там проложен маршрут «Между грудей». Ко всем маршрутам этого сектора легко подобраться по полкам из понижения на скалах нижнего яруса. Маршруты этого направления довольно длинные, а солнце приходит уже в 6.30 (летом) поэтому начинать нужно пораньше, чтобы в 9–9.30 быть на плато, либо стартовать после 15.00, но тогда верхние веревки попадают на сумерки или даже на ночь. Не забудьте налобный фонарик. Все маршруты, кроме «Января» имеют общий финиш, хотя можно уходить на яйлу и по левому варианту (последние три веревки «Галочки»).

Январь 5А к.с. [№19]
(А. Шелхаков, 9-11 января 2006)

Маршрут начинается от станции R2 маршрута «Деревянная тройка».

R0–R1: 50м, 6a, А2. По косой полуразрушенной щели со своей страховкой. Иногда есть шлямбура. Станция на полке слева от трещины на двух шлямбурах.
R1–R2: 50м, 5a. Система трещин в направлении деревца (можжевельник) не доходя дерева уходить влево. Страховка крючьевая + шлямбура первопроходцев. Станция на травянистой полке.
R2–R3: 50м, 5с. Проблемная организация страховки между системами трещин. Страховка своя, крючья, закладки + шлямбура первопроходцев. Станция на небольшой травянистой полке на двух шлямбурах.
R3–R4: 25-30м: 5с. Очень проблемная организация страховки. Страховка кроме первой точки своя, на крючьях и закладках. Внимание: плита лежит на честном слове. Станция на полочке на двух шлямбурах.
R4–R5: 35м, 6b+, А2. Придерживаться шлямбуров. При выходе на полочку много живых камней. Ищите дырочки под скайхуки перед рыжей полочкой. По нависающей трещине до разрушенного пояса. Станция на дереве на яйле.

Рекомендованное снаряжение:
Веревка 50-60м, полуторный комплект закладок, френды средних номеров, разные крючья 12-20 шт. (чем больше, тем лучше), петли, скайхуки дырочные (диаметром 8мм) 1шт и рельефные 2-3 шт., 2 лесенки (крюконоги облегчит жизнь на последней веревке).

Общее впечатление:
Честная 5А, хотя и короткая. Маршрут потенциально опасен, особенно последняя веревка. Требует хорошего опыта работы со снаряжением, и тонкого ощущения своих действий. Маршрут похож на Парагельменскую «Жабу» 5А, только без наколоченного железа.

Деревянная тройка 3Б к.с. [№20]

Деревянной её называют потому, что большинство станций маршрута делаются на деревьях. Этот маршрут имеет наибольшее количество вариантов начала маршрута, но все, они по трудности примерно одинаковые и на общую цену маршрута не влияют.

Классический вариант:

R0-R1: 45м, 5b+. Движение от большого дерева на полке можно считать началом маршрута, до этого момента подходы. Страховка своя, организовывается легко. Станция на дереве на удобной полке.
R1-R2: 50м, 5а. Страховка своя, организовывается легко. Станция на сухом крупном дереве.
R2-R3: 35м, 5с. Страховка по крючьям и по необходимости своя. Станция на полке на шлямбуре + свое в щели чуть выше.
R3-R4: 50м, 4с. Страховка по деревьям по необходимости своя. Веревка камнеопасна для второго!!!. Станция на дереве.
R4-R5: 50м, 5с. Страховка по шлямбурам (так называемый «траверс через зеркала»). Станция на можжевельнике, на полке.
R5-R6: 50-55м, 5а. Страховка по шлямбурам (ушки у этих двух шлямбуров под карабин ирбис). Станция во внутреннем углу у дерева на морковке + швеллер.
R6-R7: 50-55м, 5b+. Страховка по шлямбурам и крючьям. Станцию на шлямбуре над маленьким деревцем у вывала (48м) лучше не делать, поскольку через 5 метров на удобной полке «инвентарная станция» на двух шлямбурах.
R7-R8: 50м, 6а. Страховка по крючьям и шлямбурам. Дерево с заклиненным камнем обходить слева, с камня можно встегнуться в морковку забитую в раковину. Станция на краю плато на двух шлямбурах.

Рекомендованное снаряжение:
Веревка 50-60м, 12 оттяжек, 5-6 средних френд, комплект закладок, 3-4 больших и 2-3 средних петли. Молотки не требуется.

Общее впечатление:
Красивая простая тройка. Можно рекомендовать как первую тройку для прохождения лидером. Категория слегка завышена, скорее это сложная 3А.

Второй вариант маршрута:
R0-R1: 50м, 5b. Стартовать от дерева на огромной полке. Простое плитовое лазание, правда, со страховкой некоторые проблемы. Станция в конце щели на большом дереве.
R1-R2: 50м, 5b. Проcтое лазание до полки, потом по ней. Станция на дереве на полке.
R2-R3: 50м, 5с. Страховка организовывается легко. Примерно через сорок метров выход на классический вариант. Станцию делать лучше на маленьком деревце после подъема на вторую полку. Дальше двигаться к станции R3 классического варианта.

Третий вариант маршрута:
R0-R1: От дерева на полке траверс налево в сторону большого дерева. Страховка организуется легко. Станция на дереве, довольно неудобная.
R1-R2: 40м, 5b. Страховка организуется легко, много на деревьях. Станция на большой полке на двух шлямбурах. Со станции не просматривается второй участник, и не прослушивается.
R2-R3: 50м, 5с+. Приятное лазание по внутреннему углу, страховка по шлямбурам и крючьям + по необходимости своя. Станция на полке на маленьком можжевеловом дереве. Станция дохловатая, неплохо бы пристраховаться еще и на корни того же деревца!!!
R3-R4: 50м, 5с. Довольно интересный выход на большую полку на присоединение к классическому варианту. Станцию делать как R3 для классического варианта на полке на шлямбуре.

Четвертый вариант маршрута:
R0–R1: 45м, 5с+. Страховка по деревьям и крючьям, по необходимости своя. Довольно извилистая веревка, с маленьким «торчком» перед станцией. Станция на полке у огромного дерева.
R1-R2: 45м, 5с+. Приятное лазание вдоль внутреннего угла со страховкой по крючьям и шлямбурам. Станция на большой полке на двух шлямбурах совпадает со станцией R2 третьего варианта.

Тройка параллельно «косой» 3Б к.с. [№21]

R0-R1: 50м, 4с. Вправо вверх по простой полке, с периодически встречающимися деревьями. Станция на большой сосне.
R1-R2: 45м, 5b. Продолжить движение вправо вверх, до внутреннего угла слева, по нему сначала влево, а потом вверх. Аккуратно, живые камни! Станция на большом сухом дереве.
R2-R3: 50м, 6а. Вправо вверх 15м (страховка организуется с трудом), до вверх уходящей щели справа, страховка организуется легко (хорошо идут средние размеры френдов), после выхода на полку – по ней налево до группы деревьев (20м), станция на нижнем.
R3-R4: 40-45м, 6а+. Вправо вверх по косой щели, по ходу движения встречается большое количество крючьев, выход из щели – ключевое место (6а+-6b), сразу за ней 10м – по простым скалам до дерева, станция на дереве.
R4-R5: 55-60м, 5а, выход по плитам на маршрут «Деревянная тройка», страховка в основном по деревьям, станция на раздвоенном можжевельнике.
R6-R8: совпадает с м-том «Деревянная тройка» (и с двумя последними веревками м-та «Между грудями»).

Как вариант маршрута можно рассматривать уход на третьей веревке вправо, на м-т «Деревянная тройка» 3Б к.с. Этим самым можно избежать прохождения ключевой четвертой веревки.

Рекомендованное снаряжение:
Веревка 50-60м, набор закладок и френдов, 12-14 оттяжек, 4 больших и 1-2 маленьких петли, молоток, по желанию крючья.

Общее впечатление:
Хорошая 3Б, с интересным разнообразным лазанием, с не всегда простой организацией страховки. Время прохождения средней связкой 3-4 часа.

Косая четверка 4А к.с. [№22]

R0-R1: 50м, 5с. Начинается от дерева правее плеча, с которого начинается м-т «Между грудей». Страховка своя + иногда попадаются крючья. Станцию делать на дереве справа от щели. Иногда станцию делают не на дереве, а на 40-ом метре в достаточно удобном расширении щели, но от туда плохо видно лидера.
R1-R2: 45м, 5с. Страховка организуется легко + в щели достаточно крючьев, и имеются шлямбура, Станция на шлямбуре и крюке, на небольшой полочке.
R2-R3: 20м, 5а. Страховка организуется легко. Станция на верхнем дереве в щели.
R3-R4: 50-55м, 5с+. Страховка временами проблематична, лазание требует внимания (много гудящих отколов). Станция на шлямбуре и крючьях, во внутреннем угле, перед выходом из мульды.
R4-R5: 50м, 5b+. Простое лазание со страховкой через деревья. Через 25-30м соединяется с м-том «Деревянная тройка».

Общее впечатление:
Хорошая 4А, с равномерным щелевым лазанием, с легкой организацией страховки. Время прохождения средней связкой 2,5-4 часа.

Между грудей 4Б к.с. [№23]

R0-R1: 50м, 6а. Страховка по шлямбурам и крючьям, при необходимости своя. Станция на двух шлямбурах на мини-полочке.
R1-R2: 40-45м, 5с. Страховка в основном своя, встречаются шлямбура. Станция на двух шлямбурах на полочке.
R2-R3: 45м, 5а. Страховка своя + по деревьям. Станция в камине на большом дереве.
R3-R4: 35м, 6а. Страховка по крючьям и шлямбурам, станция на дереве в глубине камина.
R4-R5: 50м, 5b. Страховка крючьевая + своя. Осторожно, на выходе живые камни! Станция на дереве на правом бастионе груди.
R5-R6: 50м, 4b Страховка на двух шлямбурах под ирбиса (от станции двигаться в направлении маленького можжевелового кустика, через 25м, первый шлямбур, через 8 м над ним второй, после второго налево вверх, на дерево). Станция на дереве.
R6-R7: 55м, 5с. Страховка по шлямбурам и крючьям, по необходимости своя. Станция на двух шлямбурах, на удобной полке. При веревке 50м приходиться делать промежуточную станцию на шлямбуре за можжевеловым кустом, немного не доходя до основной станции. И затем уже перемещаться на основную.
R7-R8: 50м, 5с+. Страховка по многочисленным шлямбурам и крючьям. Характерное дерево с заклининым камнем обходить слева (лезть аккуратно по камню). Станция на двух шлямбурах на краю плато. Эти последние две веревки совпадают с двумя последними.

Вариант маршрута: R1-R3 можно лезть слева. Он немного более камнеопасный, а по сложности аналогичен основному варианту.

Рекомендованное снаряжение:
Веревка 50-60м, набор закладок и френдов, 14-16 оттяжек, 4 больших и 2-4 маленьких петли.

Общее впечатление:
Сильная 4Б, с хорошим уровнем лазания. Много щелевого лазания. Ключевые веревки: первая и четвертая. Время прохождения средней связкой 3-4 часа. В дождливую погоду маршрут смертельно опасен!!! По кулуару идет поток воды и несет с собой камни…

По контрфорсу левой груди 5А к.с. [№24]

R0-R1: 45м, 6b+. Лазание по системе глухих внутренних углов, с выходом на гребень, с проблемой организовать страховку, особенно в верхней части. Требуется запас прочности по лазанию и психике. Станция на шлямбуре + свое, под нависанием слева. Достаточно опасный переход на станцию, с гребня под нависание!
R1-R2: 30-35м, 6с+, А2. Налево и затем вверх направо, неприятное лазание по подклиненным камням. Далее по вертикальной щели вверх по направлению к дереву. Страховка своя + имеются три шлямбура (один новый), особенно опасен выход к дереву, станция во внутреннем угле после дерева на своем железе.
R2-R3: 25-30м, 5b. Простое лазание по углам и щелям с легкой организацией страховки (аккуратное лазание по живым блокам). Станция на полке на своих элементах.
R3-R4: 50м, 6а+. Аккуратное лазание по системе полок и внутренних углов по направлению к большому коренастому дереву. Страховка организуется легко. Станция в нише за коренастым деревом… утопая в опавшей листве.
R4-R5: 40м, 5а+. Вверх, а затем по бастиону левой груди, обходя жандарм справа. Станция за жандармом на двух шлямбурах (R3 маршрута №25«Галочка»).
R5-R6: 40-45м, 5b+. От жандарма вправо вверх 10-12м, потом траверс до дерева. Станция на дереве. R6-R7: 35-40м, 5b+. От дерева вправо вверх в направлении можжевелового дерева, станция на большом можжевеловом дереве (станция общая с маршрутами «Между грудей», «Косая четверка» и «Деревянная тройка»).
R7-R8: 55м, 5с. Страховка по шлямбурам и крючьям, по необходимости своя. Станция на двух шлямбурах, на удобной полке. При веревке 50м приходиться делать промежуточную станцию на шлямбуре за можжевеловым кустом, немного не доходя до основной станции. И затем уже перемещаться на основную.
R8-R9: 50м, 5с+. Страховка по многочисленным шлямбурам и крючьям. Характерное дерево с заклининым камнем обходить слева (лезть аккуратно по камню). Станция на двух шлямбурах на краю плато.

Вариант маршрута: Со станции R5 уходить на перемычку влево вверх и продолжать по маршруту «Галочка» 3Б к.с.

Рекомендованное снаряжение:
Веревка 50-60м, набор закладок и френдов, 14-18 оттяжек, 4 больших и 2-4 маленьких петли, крючья обязательно, молотки, лесенки по желанию (могут пригодиться в одном-двух местах).

Общее впечатление:
Сильная 5А, с хорошим уровнем лазания. Много лазания по внутренним углам с проблематичной страховкой. Первая-вторая веревки шестерочные, достаточно опасные и требующие лазания на «решимость». Необходим опыт как минимум непробитых 5Б. Время прохождения средней связкой 4.5-5.5 часов.

P.S. Спасибо ребятам из магаза «Ледниковый период» за поддержку наших проектов .