Автор: Андрей Савочкин, г. Москва

Альпинизм в Красной Поляне.
Восточная стена Черной Пирамиды

В последнее время Красная Поляна привлекает все больше любителей экстрима, среди которых наверняка бывает немало альпинистов. Поэтому после долгих колебаний я решил поделиться своим опытом экстремального альпинизма в этом районе. Может быть, кому-то пригодится.

В Красной Поляне есть только одна гора с альпийскими формами – это Черная Пирамида. Высота – 2350 м. Восточная стена Черной Пирамиды хорошо смотрится с канатной дороги и возбуждает у альпинистов здоровое желание. Восхождений на эту стену, по-видимому, еще не было, хотя от аэропорта в Адлере до ее подножия можно при желании добраться за 3 часа. Хорошая фотография восточной стены есть в журнале «Вертикальный мир» №11 за 1998/99 гг., стр.13.

В августе 2000 г. мы с моим старым другом Олегом Парфеновым решили съездить к морю с семьями и с друзьями и попутно полазать по скалам и сходить в горы. Сам я, может быть, и не стал бы все это мешать в одном флаконе. Был у меня в молодости опыт летнего сольного восхождения на гору Сокол в Судаке. Семья загорала на пляже, а я сначала пер полный рюкзак железа, потом морально готовился, потом получил тепловой удар и едва слез, потом приходил в чувство. Отдохнул, в общем. Но Олег всегда был истинным спортсменом, а тогда ситуация усугублялась тем, что он совсем недавно вернулся в большой спорт после долгого перерыва, вызванного серьезной черепно-мозговой травмой, и прямо-таки рвался в бой. Не мог же я бросить напарника. К тому же подумал, что подбодриться и мне не помешает, т.к. я как раз отходил от перелома позвоночника, который случился менее года назад (сидеть и поднимать что-либо тяжелее стакана было еще нельзя).

План был такой: десять дней живем в Адлере, купаемся и лазаем по Орлиным скалам, потом пять дней проводим на высоте в Красной Поляне, потом отходняк на море – и домой.

Про «высоту» Олег понял буквально: от моря мы за один день поднялись более чем на два километра и остановились под самым хребтом рядом со снежником, из которого потом топили воду. Накануне я переел копченой форели (не верю, что это могло быть Прасковейское Каберне) и подъем помню смутно. Высотный рацион мы доверили нашим друзьям, поэтому он состоял в основном из ядовитых супчиков. Благо, я догадался запастись коньяком – запивать. Короче говоря, учитывая мою и без того нулевую физическую форму, я себя чувствовал, но плохо. А Олег – наоборот, оживился. Люблю, говорит, горы, а жару не люблю.

Пару дней потратили на акклиматизацию и рекогносцировку. На вид стена не сложнее тройки-четверки. Крупные блоки, полки, зацепок и трещин – немеряно. Вот только акклиматизация у меня никак не наступает, а супчики, пардон, проходят навылет и без видимых изменений. Но делать нечего: «пистолет куплен – надо застрелиться».

Меня сразу насторожило, что по простому, вроде бы, рельефу Олег полез очень медленно. Но когда у него из-под ноги рухнула полка размером с половину письменного стола, причина стала ясна: вся стена сложена из поставленных друг на друга и ничем не скрепленных блоков. Ходят ступени под ногами, раздвигаются трещины под руками. Крючья, забитые между самыми большими блоками, достаются без молотка. А при обилии полок участки лазания в основном отвесные, иногда еще с шевелящимся карнизом перед выходом на очередную полку.

На первой станции посовещались. Я предложил спускаться, Олег высказался за продолжение. Решили все же лезть дальше, так как, кроме всего прочего, на дюльфере пришлось бы оставлять веревку: она у нас была только одна (что уж теперь скрывать), а делать на вертикали промежуточную спусковую станцию было равносильно самоубийству.

Двинулись вверх, все время забирая налево, чтобы не стоять друг под другом и в перспективе выйти на гребень. Сказать, что было страшно – ничего не сказать. Но когда в конце очередной веревки Олег крикнул, чтобы я страховал внимательнее, стало понятно, что наша затея близка к логическому завершению. Через довольно продолжительное время с облегчением слышу: «Страховка готова!». Лезу – и оказываюсь на почти отвесном 30-метровом участке густо заросшего травой слоистого гнилого известняка. В траве прикопаны закладки. Сверху – ТРАВЯНОЙ (!!!) карниз. На карнизе сидит Олег. Я, говорит, уже думал, что отлазались, но скремнился, зацепился за верх карниза клювиком скального молотка – и вылез.

Дальше, честно говоря, уже стало все равно. Добравшись до гребня, поняли, что спаслись.
В лагерь нужно было возвращаться километра два-три по хорошей тропе вдоль хребта. Олег убежал вперед, а я попил воды из ручья, посидел и поплелся следом. Блудить было абсолютно негде, но я, видимо, попал в разрыв пространственно-временного континуума, потому что до лагеря-то я дошел, но, как оказалось, двигался в этот момент по тропе в противоположном направлении и высматривал лагерь с другой стороны хребта в поднявшемся облаке. Хорошо, жена вышла меня встречать, а то убрел бы в Абхазию.

Воистину: «бывают старые альпинисты, бывают смелые альпинисты, а старых смелых (и глупых) альпинистов не бывает».

Если кому интересно: маршрут начинается по белой стенке с карнизом немного левее восточного контрфорса (см. фото). Первая веревка – вертикальная, дальше – галсами влево и вверх до выхода на южный гребень. По гребню ~ 2 веревки несложного и сравнительно безопасного лазания до вершины. С вершины простой спуск до тропы. Средняя крутизна, по нашим оценкам, ~70º, перепад ~ 300 м, протяженность – раза в полтора больше. Затраченное время – 8,5 часов, категория ~ 4А. До выхода на гребень срыв первого почти наверняка привел бы к срыву всей связки.