Люди и горы > Полемика >

Автор: Григорий Кочетков, г. Москва

О Чемпионатах и званиях

Дискуссия "О званиях и чемпионатах"
Валерий Балезин
Виктор Володин
Григорий Кочетков
Захаров П.П.
К написанию данной статьи меня подтолкнуло несколько факторов:

1 - Непрекращающаяся полемика в СМИ о необходимости изменений в Российском альпинизме.
2 – Регламент проведения чемпионатов в альпинизме в 2006 и 2007 годах.
3 - Я надеюсь , что мое мнение будет несколько отличным от тех, которые были опубликованы ранее, т.к. я выражаю интересы той части молодых альпинистов, которые не застали эпоху «Золотого века Советского альпинизма.», и которые участвуют в чемпионатах в нынешнее время.

Наш ответ или мнение никому неизвестного молодого МС-а.

В своей статье, с которой началась публичная полемика вокруг таких категорий, как: «Чемпионаты и Звания» А. Одинцов говорит о девальвации спортивного и социального статуса звания Мастер спорта и Чемпион России. Однако ваши предложения о том, как повысить данный статус мне кажутся не совсем верными.

Уменьшение классов в чемпионате приведет лишь к тому , что в них будет участвовать меньше команд, и подтверждение тому прошедший чемпионат России в высотно –техническом классе..

Сейчас, когда спортсмены ездят на соревнования за свои деньги, они будут участвовать в том чемпионате, который подходит под совершенное восхождение, а не наоборот. И Подтверждение этому – Чемпионаты Москвы и СНГ , где команд больше чем на Ч.Р. в 2 раза, и маршрутов шестой категории тоже больше.

Ситуация с Ч.Р. 2007 года, где ограничение по высоте начинается от 5 750 метров и тоже не вселяет большого оптимизма. Назовите мне хоть одну команду состоящую из спортсменов моложе 30 лет, которая ходила бы маршруты относящиеся к высотному и высотно-техническому классу. Лично я не знаю кроме красноярской команды ни одной. Поэтому, если мы хотим участия молодежи в Ч.Р. по альпинизму : нужно либо ввести класс летних технических восхождений, при необходимости переименовав его, так как будет угодно Росспорту. Либо ограничить высоту класса хотя бы 4000 метров по высоте. Это даст возможность многим командам прикоснуться к участию в чемпионатах, почувствовать азарт борьбы и вкус победы тем, кому это нужно. Те кто думают , что можно вынудить больше ходить на высоту только тем, что она попадает под чемпионат, на мой взгляд не правы. Сейчас, когда в альпинизме преобладают тенденции к совершению восхождений в свободном стиле, с высоким уровнем свободного лазания .Многие из молодых альпинистов стараются высоко поднять свой уровень скалолазной подготовки. И далеко не каждый согласится на совершение восхождения в высотном классе, т.к. оно вызовет длительный процесс восстановления скалолазной формы. Но это частности. Я ничего не имею против чемпионатов в высотно-техническом классе, как отдельного класса.

И о соревнованиях в альпинизме вообще:
Я считаю что они нужны.
И именно молодым альпинистам, т.к. личности необходимо утверждаться в той среде, которая представляет для нее ценность и интерес.

Сейчас, в силу благоприятной ситуации в экономике России, все больше людей могут позволить себе поездку в горы. Год от года увеличивается количество приезжающих в альплагеря, все больше забытых в последние десятилетия горных районов становятся открытыми для альпинистов.

Т.е. низ пирамиды быстро восстанавливается, поскольку это достаточно быстрый процесс. Проблемы возникают дальше, при подготовке на первый спортивный разряд и выше. Отсутствуют как сами тренера по альпинизму, так зачастую и методики спортивной подготовки. Сейчас вся подготовка сводится лишь к следующему: бегай кроссы, тренируйся по скалолазным методикам в скалолазании. Во всяком случае так происходит у нас в Москве. Вот основные мысли, которые я хотел высказать.

И еще несколько строк в защиту чемпионатов.

Т. К. участие в Ч.Р.- единственная статья расходов, по которой можно получить деньги от местного спорткомитета, то как это не прискорбно но финансовый вопрос тоже не маловажен. Если команда участвует в чемпионате России, она может получить какое-либо снаряжение или даже частичное финансирование своей поездки.

И к тому же простой вопрос справедливости: Почему те, кто полезут выше 5 750 м. смогут участвовать в чемпионате, получать за это медали, грамоты, мастерские баллы, славу и т.п. А те кто полезет не менее сложный маршрут на несколько сот метров ниже, будут лишены всех этих благ.

Те кому чемпионаты не нужны, в них и так не участвуют, ходят так, как им нравится. И замечательно.

Но развитие отечественного альпинизма- это многогранный процесс, в котором чемпионаты играли и играют важную роль в спортивном совершенствовании спортсменов. Поэтому искусственное ограничение возможности участия в чемпионатах не может способствовать повышению их популярности. Лучше увеличить призовой фонд для победителей и призеров.

Григорий Кочетков , 26 лет.
Мастер Спорта по альпинизму.