Люди и горы > Полемика >

Автор: Дмитрий Костюков, Севастополь

Несколько фотографий с комментариями к разговору о шлямбурах на крымских стенах

Alex Huber на
маршруте Salathe
5.13b (F8a)
Информация для размышления - небольшая цитата из книги Александра Хубера (Alexander Huber) и Хейнц Зака (Heinz Zak) «YOSEMITE: Half a Century of Dynamic Rock Climbing»:

"...Другое, заслуживающее внимания, событие этого периода (период первых скалолазов Йосемити – прим. авт.) было впечатляющее и вызывающее много споров первое восхождение на Half Dome.

Half Dome
В 1875 году, после многочисленных неудачных попыток взобраться на вершину, George Anderson, Йосемитский кузнец, нашел решение проблемы, используя примитивную технику ИТО. Он взял на восхождение специальные железные колья с ушками, которые он вбивал в дырки. От одной проделанной дырки к другой он медленно, но верно прокладывал свой путь наверх.

Продемонстрировав чрезвычайную стойкость и решимость, после более чем ста пробитых дырок и вставленных кольев он закончил этот удивительный маршрут.

Он собирался открыть его, как via ferrata и пускать туристов на восхождение, но его идея, и его метод были сомнительными и подвергнуты критике мо стороны Muir (Muir – один из пионеров скалолазания в Йосемити – прим. авт.) и прочих. Даже до того, как скалолазание было определенно как спорт, начались дебаты о чрезмерном использовании болтов.

После этого нетрадиционного восхождения, последующие восхождения, к счастью, обрели более спортивный характер… "

В сентябре прошлого года я вернулся в Крым, и попал как раз на разгар споров о пробивке - непробивке стен шлямбурами. Сначала я вообще не мог понять, в чем проблема и чего это кто-то решил забивать шлямбура там, где их не было, и быть не должно.

Потом, появился материал Владимира Могилы на эту тему. После таких подробных, доступных и четких объяснений стало ясно, что если люди чего-то не понимают, то они либо издеваются, либо просто не хотят понимать. И мы (я и Максим Люльченко) решили ни с кем не спорить, а просто пролезть несколько скалолазных маршрутов со своими точками страховки. Объясню почему…

Дело в том, что в западном мире вообще нет такого четкого, как у нас, разделения на альпинистов и скалолазов, есть просто climbers. Одни из них больше лазят болдринги, другие пробитые маршруты, третьи BigWall, но при этом тот же болдрингист может полезть на скалолазный маршрут со своими точками (пример - Крис Шарма). И если он решил пролезть именно этот маршрут, а он не пробит, это не повод брать в руки перфоратор и делать так, как тебе удобно.

Вообще классическим скалолазным маршрутом считается именно непробитый маршрут, а вот если маршрут оборудован шлямбурами, это отдельно оговаривается даже в Guide Books, так как в этом особенность маршрута.

Взять тот же маршрут Separate Reality в Yosemite – один из самых известных скалолазных маршрутов мира, но он не пробит, и никогда таким не был, хотя его сложность 7a/7a+.

Непробитые скалолазные маршруты это не что-то сверхъестественное, их лазают очень многие, и 7a+ это далеко не предел (см. иллюстрации).

У нас же все с точностью наоборот – везде должны быть шлямбура. Зачем спрашивается? Ведь есть столько «зеркал», которые со своими точками пролезть крайне проблематично, вот пусть там и будут шлямбура.

Так называемая The Free-Climbing Revolution произошла в Yosemite в начале 70-х, у нас она даже сейчас не очень-то хочет происходить.

Господа скалолазы, кто у вас кумир? Например, Юджи Хирояма. Но между прочим, он со своими точками на El Cap по ИТОошной стене залез. Есть фотография, где Хирояма свободным лазаньем, страхуясь коперхедами и прочей гадостью, проходит траверс.

Почему он полез на El Capitan? Ну, наверное, потому что хотел пройти эту известную стену по известному маршруту. Но ведь при этом он же не стал пробивать этот маршрут шлямбурами.

Иллюстрации из книги Александра Хубера (Alexander Huber) и Хейнц Зака (Heinz Zak) «YOSEMITE: Half a Century of Dynamic Rock Climbing»

Ron Kauk на его собственном маршруте Separate Reality (7A+)

Heinz Zak проходит маршрут High Heaven (7С/7C+) на Glacier Point

Heinz Zak на маршруте Blues Riff (6С+/7А), Tuolumne

Peter Janschek, маршрут Alien (7B+) на Rostrum

Журнал Climbing, № 223, за сентябрь 2004. Tommy Caldwell на девятой веревке (8B/ 8B+) Dihedral Wall, El Capitan. Комментарии к фотографии читайте прямо под ней. И еще обратите внимание, на полочке у Tommy висит молоток (!). Дело в том, что когда нашим ска

Rob Miller на Outer Limits (6B), Cookie Cliff

На фотографиях ниже вы видите Макса Люльченко на пробитом скалолазном маршруте Be cool dad…(6В, Сарыч). Так же со своими точками страховки мы залезли еще несколько щелевых скалолазных маршрутов на Сарыче (маршрут по щели правее «Цукерки») и Уарч-Кае («Акробат»), а также маршрут «Wind» (6А) в Батилимане (Буревестник). Последний идет не по щели, поэтому нам пришлось использовать два шлямбура. Обычные скальные крючья мы ни разу не использовали.

Хотя далеко не все скалолазные маршруты можно лезть со своими точками, таких найдется по два-три в каждом скалолазном районе. По-моему, рядом с такими щелями нельзя забивать шлямбура, а существующие, с разрешения авторов маршрутов, по возможности надо сбить.

Фото Дмитрий Костюков, скалолаз - Макс Люльченко

просто идеальная щель для френдов…

… и закладок

Как видно, шлямбура идут совсем рядом с щелью и часто очень отвлекают, особенно, когда становится тяжело

Макс на спусковом кольце, я спускаюсь. Хорошо видна щель с закладками и шлямбура, идущие рядом

Хорошо видна нитка маршрута. Нижняя часть маршрута совпадает с популярным «Тузиком». Be cool dad… был создан Юрой Ляшенко специально для «школы» на Чемпионате Украины по малым горам, поэтому изначально на соревнованиях он и проходился только со своими точ
Непробитый скалолазный маршрут должен представлять из себя почищенный от «живья» участок скалы, с подписанным названием и сложностью маршрута у основания, и спусковым кольцом в конце маршрута. Желательно он должен находиться в скалолазном районе, чтоб было удобно тренироваться, и иметь описание в Интернете.

Если хочешь лезть этот маршрут – лезь с закладками, не хочешь закладок – лезь другой маршрут, но не лишай удовольствия и мест для тренировок тех, кто хочет лазить со своими точками.

Как показала практика, тренировка новичков на одноверевочных маршрутах дает очень хорошие результаты: начинающего спортсмена можно контролировать, можно заставить отрабатывать то, что на стене никогда не заставишь сделать. И, прежде всего, человека можно научить доверять собственным точкам страховки. Когда после таких тренировок человек оказывается на стене, он не пробует новые приемы на высоте, а точно знает, что и как грамотно сделать. Знает потому, что он уже отрабатывал эти приемы, и отрабатывал по-настоящему, а не страхуясь через шлямбур. Ни это ли залог безопасности на маршруте?

Следует лишь обсудить несколько вопросов:

Разрешается ли при прохождении описанных выше маршрутов использование крючьев, использование ИТО… Тут есть над чем подумать.

А что касается необходимости очистки альпинистких маршрутов от лишних шлямбуров, то в этом, по-моему, даже не может быть никаких сомнений. Я лазил «Кант по канту» после «чистки» - так это просто сказка. И можно лишь сказать спасибо одесситам.

И еще я бы добавил, что мы не одиноки в своих стремлениях почистить стеновые маршруты. Знаменитый Zodiak на El Capitane, тоже был почищен от лишних шлямбуров в конце этого лета. Так что правильной дорогой идем, товарищи!