Горы мира > Африка >

Автор: Максим Шакиров, г. Москва

Проект “Новый год на абсолютных вершинах континентов, стран и горных массивов Земли».

2003 год - Килиманджаро

Это по-настоящему полезно, потому что красиво…
«Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери

Автор проекта - Максим Шакиров

Днем рождения проекта можно считать 28 ноября 1998 года. Именно в тот день я получил в Российском Авторском Обществе свидетельство о регистрации проекта за № 3297. А началось все с того, что надвигалось Время смены эпох и мне захотелось встретить его в подобающем такому событию Пространстве. Захотелось посмотреть, показать и рассказать людям про последний Закат XX века и первый Восход Солнца в новом тысячелетии. В общем, слова из песни Визбора «…я видел воочию Пространство и Время…» хотелось произнести от первого лица.

Пространством была выбрана Западная вершина Эльбруса (5642 м) - высшая точка Европы и России, в ее нынешних границах. Ну а Время само выбрало нас – Миллениум.

Пять лет подряд - 2001-й – Эльбрус (5 642 м. Европа), 2002-ой – Монблан (4 807 м. Альпы), 2003-ий – Килиманджаро (5 895 м. Африка), 2004-ый – Аконкагуа (6 962 м. Южная Америка) и 2005-й - Фудзияма (3 776 м. Япония) в первый день наступившего года мы стоим на вершине.

С каждым годом я все больше и больше удивляюсь и радуюсь только одному обстоятельству – горы пускают нас к себе, а Он дает нам погоду и силы добраться до вершины и спуститься вниз. Спасибо, Господи!

Состав Команды: Сергей Филатов, Максим Шакиров.

Вершина: подъем – 31 декабря кратер Килиманджаро (ночевка), утро 01 января 2003 года Пик Ухуро (вершина).

Третий этап проекта состоялся в Африке на горе Килиманджаро (5 895 м).

Из-за финансовых недоразумений в путешествие к высшей точке «черного» континента мы отправились вдвоём: я и Сергей Филатов. Цель та же – встретить первый рассвет 2003-го года на вершине и показать, как это красиво, всем тем, кто внизу.

Впервые, за время осуществления проекта, я решил взять в экспедицию вместо привычной пленочной фотокамеры цифровую. И вот почему. В прошлом году мы столкнулись с тем, что опоздали с публикациями некоторых фотографий в печатных СМИ. Пока добирались до Москвы (во Франции я не рискнул отдать пленки на проявку в экспресс - лаборатории, а солидных фотоцентров в курортных городках нет), «новостийность» некоторых кадров прошла. Африка, понятное дело, будем от Москвы еще дальше, чем Европа, поэтому до отъезда мне предстояло выбрать себе средство фотопроизводства.

Прямо скажу: выбор был не из легких. Сначала я думал остановиться на привычном «Canon» и присматривался к D 60-му, но 2 с лишним тысячи «американских рублей»… По совету своего большого друга и одного из лучших фотографов страны Владимира Копылова обратил внимание на «Minolta Dimage». Володя убедил меня в том, что характеристик этой камеры хватит за глаза (вообще-то я больше снимаю на видео, поэтому немного не в «теме» фото новинок), и посоветовал обратиться в компанию «Alion» для того, чтобы «познакомиться с ней поближе».

Камера «Minolta Dimage» 7Hi мне понравилась через три секунды после того, как легла в правую руку. Может быть это блажь, но я привык, когда объект съёмки в кадре приближается и удаляется по-взрослому – кольцом на объективе. Второе, что меня сильно порадовало, - это конечно же ее вес… Ну а самое главное - мои фантазии совпали с пожеланием компании «Alion» испытать новинку от «Minolta» в экстремальных условиях высокогорья.

Наверное, необходимо отметить, что отданная мне на «растерзание» камера была серийной и без всякой специальной подготовки. Дополнительно к стандартной комплектации мне дали Battery Holder BH – 100, который, по большому счету, так и не понадобился.

25 декабря утомительный перелет в Южное полушарие нашей планеты завершился в танзанийском международном аэропорте «Килиманджаро».

Утром следующего дня мы, познакомившись со своим гидом и его помощниками, отправились к воротам национального парка «Килиманджаро». Оттуда, собственно, и должно было начаться восхождение к вершине горы.

Национальные парки Танзании приносят существенную прибавку к бюджету этой небогатой африканской страны. Например, наше с Сергеем восьмидневное пребывание на маршруте обошлось каждому в 1.300 у.е. В эту сумму входят плата за нахождение на территории парка, оплаты услуг гида, носильщиков и так называемых «кукеров» – работников кухни.

Всего нас с Сергеем обслуживали 6 человек: 2 портера (носильщика), 2 кукера, ассистент гида (портер, который мечтает стать гидом) и гид по имени Нагабона.

Первую ночь на маршруте мы провели в палатках на высоте 3.610 метров над уровнем моря. Меньше чем за сутки набрали по высоте 2 410 метров – предыдущая ночевка была в гостинице близ аэропорта на отметке 1 400 м. Естественно, после такой «гонки» - сначала 4-х часовое путешествие на джипе до отметки 2.500 м, а затем еще 5 часов подъема пешком на километр выше – состояние было соответствующее.

Следующие три дня пути и один день отдыха на высоте 4.600 метров прошли более – менее спокойно. По тому маршруту, которым шли мы, движение не такое интенсивное, как на «классическом» пути. Наш был хотя и живописней, но тяжелей и продолжительней.

У так называемой «Башни из лавы» встретили две группы альпинистов из США. В одной группе шли 6 восходителей, которых обслуживали 49 (!) местных «шерпов», а в составе второй на вершину поднималась целая семья: мама, папа и их совсем взрослые сын и дочь.

Российско-американская встреча на высочайшем (4.600 м) уровне прошла в теплой и дружественной обстановке. Среди американцев были сильные альпинисты (один из них 23 раза доходил до вершины Мак-Кинли – высшей точки Североамериканского континента).

Узнав о моем проекте, они с улыбкой поинтересовались, входит ли в мои планы встретить новый год на Мак-Кинли. Услышав абсолютно серьезный ответ о том, что наша команда планирует 1 января 2006 года поднять российский триколор на высшей точке их родного континента, американцы погрустнели и, уважительно назвав нас сумасшедшими, наверное, еще раз задумались о загадочной русской душе.

Еще раз хочу напомнить, что, снимая с двух рук (на фото- и видеокамеры), больше времени я уделял видеосъёмке (проект-то все-таки телевизионный).

Минольтой пользовался, в основном, на стоянках и «берег» её для вершины.

Кульминацией восхождения и самым тяжелым во всех отношениях днем стало 31 декабря.

Его рассвет мы встретили на отметке 4.900 метров. Затем - легкий завтрак и прощание с нашими носильщиками и поварами.

На вершину идем я, Сергей, Нагабона и его ассистент. С остальными мы встретимся уже в следующем году, на спуске с вершины. Я надеваю свой достаточно тяжелый (13-15 кг) рюкзак, содержимое которого (спутниковый терминал, компьютер, фотоаппарат, аккумуляторы и видеокамеру) я так ни разу и не доверил нести носильщикам, что вызывало у них сначала недоумение, а потом и уважение. Ведь обычно на Килиманджаро все идут «пустыми» – деньги заплачены, зачем напрягаться?

Плохое чуть было не произошло часов в 10 утра. Серега с ассистентом ушли вперед, а я и Нагабона немного отстали, делая видеосъемки красивейшей картины: море облаков, буквально лижущее наши ноги, и, впервые за много дней, открывшаяся верхняя часть горы Килиманджаро, сверкающая льдом и снегом...

Идиллию созерцания нарушил знакомый звук. Я его слышал раньше, но на этот раз он оказался короче. С таким звуком отрывается пласт снега, превращаясь потом в лавину. «Здесь неоткуда взяться лавине!» – мелькнула у меня радостная мысль, а уже в следующее мгновение, одновременно с криком гида: «Камни!!!», я их увидел. Пять огромных, каждый величиной с кресло, валунов, как в замедленных съемках, летели на нас... Крутизна склона в 40 градусов не оставляла надежд на то, что они смогут остановиться. Надеюсь, такого больше не увижу. Камни пронеслись в семи метрах от нас, заставив кровь забурлить от избытка адреналина. Мне даже показалось, что Нагабона превратился из чернокожего в мулата – так побелело его лицо.

Потом все было по плану. Новый год мы встретили в палатке, которую установили в главном кратере Килиманджаро (он называется Кибо) в 145-ти метрах от пика Ухуро – высшей точки горы.

В шесть часов утра мы стояли у вершинного знака и ждали восход солнца. Подошли американцы (семейная экспедиция), и мы радостно обнимались и фотографировали друг друга...

Замерз наш гид, не привыкший к тому, чтобы находиться на вершине два часа подряд, пока его клиенты, т.е. мы, не закончат съемки.

Я отдал ему свою пуховку, он сразу же согрелся, повеселел...

Далее были двухдневный спуск с горы, тропический ливень и мое сильное беспокойство насчет исправности аппаратуры, которая промокла насквозь.

Ну а потом были шикарный отель, бассейн и даже сафари.

Были слоны, жирафы, зебры и львы...

Были пиво и африканский джин...

Была долгая, но такая приятная дорога домой.