Автор: Максимов Сергей, г. Москва

Моржи «Серебряного бора» в Непальских Гималаях

... Что делают моржи летом, когда растает прорубь?.

Как только закончился сезон зимнего плавания и растаяла главная прорубь Москвы, у моржей появилось время и возможность проверить свою зимнюю закалку и выносливость в высокогорных условиях.

Мы образовали оперативную группу, для подготовки маршрутов по Непалу и запланировали совершить в апреле 2006 года пеший переход по Непальским Гималаям. Нам хотелось увидеть своими глазами величайшую вершину Мира – Эверест, испытать себя на многокилометровых высокогорных древних тропах уникального природного комплекса массива Аннапурна, ознакомиться с культурой, религией и обычаями народов Непала.

В Катманду мы прилетели третьего апреля во второй половине дня. На следующее утро рейсовый автобус доставил нас к месту нашего первого старта. Реализовав все планы, 30 апреля мы вернулись в Москву. Оперативно прибыть к местам наших стартов помогло местное туристическое агентство, возглавляемое русской Екатериной.

Первый переход, или как сейчас стали называть треккинг, был сделан по кольцу вокруг горного массива Аннапурна с подъемом в зону вечных снегов и ледников на перевал Торонг Ла (5416 м).

Начало маршрута - поселок Бесисахар (800м), расположенный возле городка Покхара. Здесь автомобильная дорога переходит в очень древнюю и длинную высокогорную тропу. Это единственный путь, связывающий жилые поселки, расположенные вокруг горного массива Аннапурна. Грузы доставляются на мулах, ослах, лошадях и на плечах местных жителей, профессия которых называется «портер». Окончание маршрута и тропы - в поселке Бени (850м), где начинается автодорога и можно доехать до Покхары и далее в Катманду.

Маршрут проходил по ущелью реки Марсуанди, которая берет свое начало из высокогорного озера Тиличо (4919м), расположенного у подножия вершины Аннапурна 1 (8091м) и, после перевала Торонг Ла, тропой спускается в ущелье реки Кали Тандаки. Это ущелье считается самым глубоким в мире так, как расположено между двумя вершинами восьмитысячниками- Аннапурной и Дхаулагури.

На протяжении всего маршрута в зависимости от высоты изменяются климатические пояса. Сначала зона тропиков - растут бананы, апельсины, рис. Затем бананы исчезают. На полях преимущественно растут капуста, помидоры. Рисовые поля переходят в пшеничные. Апельсиновые деревья заменяются яблонями, абрикосами. Далее можно любоваться хвойными лесами, кустарниками и наконец зона ослепительно белого снега и ледники. Наших березок мы не встретили.

На четвертый день пешего пути под палящим солнцем через перевалы и многочисленные подвесные тросовые мосты мы дошли до поселка Мананг (3500м). Здесь уже приличная высота, вокруг снежные вершины, и самое подходящее место для подготовки нашего организма к выживанию в высокогорных условиях, к пониженному атмосферному давлению, к очень малому содержанию кислорода в воздухе, к высокой солнечной радиации, сильному пронизывающему ветру и к минусовым температурам. Этот процесс называется акклиматизацией и он необходим, чтобы на критическом пути у нас хватило здоровья и сил преодолеть подъем, подняться на перевал, мобилизовать силы и волю, стать на тропу и идти дальше.

Хорошо отдохнув в местном отеле, в своем спальном мешке и в не отапливаемой комнате, мы горели желанием скорее приступить к акклиматизационным выходам. Первую вершину с отметкой 3800м облюбовали не сговариваясь. Через два часа подъема уже стояли наверху и отчетливо видели цель нашего похода - перевал Торонг Ла. Вокруг нас - изумительная панорама снежных вершин массива Аннапурны. Эту необычайную красоту мы конечно зафиксировали на фото и видео. С чувством сожаления спускались вниз, в поселок. Но акклиматизация превыше всего и мы наметили второй подъем на противоположную гору. Эту гору также облюбовали Тибетские монахи, построив там монастырь. Мы с радостью совместили два мероприятия и стали подниматься вверх. Осмотрели монастырь, подышали высокогорным воздухом и спустились на ночлег в поселок.

На шестой день наш отдохнувший организм был в полной решимости подняться до Базового лагеря (4810м). Что мы и сделали, пройдя весь световой день и преодалев затяжной крутой подъем. Переночевав в отеле Базового лагеря, в пять часов утра вышли на решающий подъем к перевалу. Идти надо было до победного конца.

В 11 часов на седьмой день, после изнурительного подъема, но с необходимыми перерывами на отдых, мы уже находились на гребне перевала Торонг Ла (5416м), где был развернут флаг Клуба моржей « Серебряного бора». Ветер надувает его, как парус. Вокруг - удивительный снежный высокогорный мир. Здесь человек кажется песчинкой, заброшенной в царство снегов, льда и скальных нагромождений. Перед нами - огромное пространство ущелья, куда нам предстоит спуститься. Там протекает река Кали Ганди, зажатая двумя великанами - восьмитысячниками Аннапурной и Дхаулагури. Позади нас - хребты и вершины, которыми мы любовались, проходя свой шестидневный путь. Всю эту удивительную красоту также сняли на фото и видео. Отдышавшись и насладившись красотами вершин, мы отправились в дальнейший путь, но только вниз.

Не очень крутая тропа по снегу привела нас в высокогорный поселок Муктинатх (3798м). Здесь также по соседству с поселком расположился Тибетский монастырь, очень популярный у местного населения. К монастырю ведет тысячелетний паломнический путь, по которому нам предстоит спуститься вниз и завершить свой маршрут. Красивый отель Боб Марли предоставил нам комнаты для отдыха. Так закончился седьмой решающий день нашего восхождения. Дальше у нас - только спуск.

Рано утром на восьмой день нашего трека спешим к началу монастырской службы. Пообщавшись с Главным монахом и осмотрев величественный монастырь, мы снова стали на тропу, ведущую вниз.

В очередной раз мы проходим через климатические зоны, повстречав и неприятный участок с непрерывным сильным ветром и пылью. Пыль пронизывает тебя насквозь, першит в горле и скрепит на зубах. Мы выдержали и эти испытания.

Наконец пониже появились деревья с почками. Потом уже проходим мимо цветущих деревьев. К вечеру подошли к поселку Марфа (2590м), яблочной столице этого края. Здесь на склоне горы приютился еще один Тибетский монастырь. Он также не остался без нашего внимания.

После поселка Марфа наша команда спускалась по старой паломнической тропе еще два дня и вышли к поселку Типуланг (1050м), расположенному рядом с Бени. От этого места уже идет автодорога в Покхару. Природа здесь резко меняется. Впечатление, как будто попали в рай. Все цветет! Все благоухает! Повсюду слышен оркестр из цикад и кузнечиков. На деревьях висят зрелые апельсины, бананы, папайя. Яркое солнце греет. В Татопани туристы принимают горячие природные ванны. Здесь настоящий санаторий!

После поселка Бени наш путь один день проходил по грунтовой дороге и два дня по старой тибетской высокогорной тропе.

Наконец, на тринадцатый день мы замкнули это великое кольцо и пришли в Покхару. Этот город стоит на берегу красивейшего озера с панорамой всех вершин высокогорного комплекса Аннапурна. Здесь купили билеты на местный авиарейс, заночевали в гостинице и утром улетели в столицу Непала Катманду.

Наш первый высокогорный переход закончился благополучно. Два дня отдыха в Катманду с осмотром главного монастыря и местных достопримечательностей это награда за наш тяжкий тринадцатидневный труд.

И вот мы снова со своими рюкзаками в маленьком самолетике местных авиалиний летим в город Лукла (2866м). Нам не терпится поскорее подойти к величайшей вершине Мира – Эвересту (8848м). Увидеть его в близи своими глазами, впитать его мощную энергетику.

Так начался второй треккинг. В нашем распоряжении всего четыре дня и желание, как можно ближе подойти к Эвересту. Решили - будем идти каждый полный световой день. Для облегчения задачи, привлекаем за отдельную плату местного носильщика. И сразу результат. За первый день дошли до поселка Намче Базар (3443м). Здесь открылась величественная панорама белоснежных вершин Непальских Гималаев. Ближайшая из них - Амадаблан. За ним левее и дальше долгожданный Эверест. Естественно мы сделали первые фото и видео.

К концу второго дня поднялись в поселок Панг Боче (3985м). С утра погода не радовала. Тучи закрыли небо и горы. Мы подумали, что природа решила нам помочь набрать километры. Идти будем только вперед и никаких отвлечений. Первый снег появился, когда прошли поселок Тенг Боче (3867м).

Третий день нас порадовал. С раннего утра небосклон чист, солнце светит, горы сияют в своем белоснежном величии. Оказывается наш отель стоит у подножия Амадаблан (6812м). За ним чуть дальше по ущелью – Эверест. Вид потрясающий. Вот была работа для нашей фото и теле аппаратуры.

Мы увидели тебя величественный Эверест! Но Он нам недоступен. Даже не по тому, что времени нет, а по тому, что разрешение дорого стоит. Местные власти установили плату за восхождение - десять тысяч долларов с человека. Эверест пока остается нашей мечтой. До появления спонсора.

Наша задача выполнена, но Эверест влечет. Что делать? Идти дальше, или повернуть и вернуться в Луклу. Как хочется подойти еще ближе. До Кала Патара недалеко. С этого места до Эвереста, как говорится, рукой подать. Да и обратный путь по времени нисколько не короче, проходить нужно те же перевалы. Нам к самолету надо успеть заранее, иначе есть риск остаться без места.

Полюбовавшись высокогорной панорамой и подчиняясь здравому разуму, мы решили повернуть и идти обратно в Луклу. Зато у нас появилось время познакомиться с монахами и осмотреть монастырь в поселке Тенг Боче. В ясную погоду мы увидели прекрасное архитектурное сооружение на фоне вершин АмаДаблана и Эвереста. Вид потрясающий. Монахи приветливые.

Возвращаясь через поселок Намче Базар, мы в последний раз взглянули на Эверест. Теперь ближайшие горы закроют его. Великая гора останется в нашей памяти, на фотографиях и видеозаписях. Четырех дней нам хватило, чтобы увидеть Эверест и приблизиться к нему.

На пятый день маленький самолетик благополучно доставил нас из Луклы в Катманду. Ура, реализован еще один трек. Закончился последний этап нашего тяжкого, но радостного труда!

Оптимально используя наше драгоценное время, мы оставили еще три дня на знакомство с Катманду. Мы побывали в старой столице Непала – Патан, прикоснулись к быту местного народа, побывали на свадьбе, услышали народные песни, потанцевали, осмотрели индусский монастырь, где кремируют усопших.

Наши наблюдения за почти месячный срок пребывания в этой удивительной стране убеждают в том, что каждый Непалец носит в своей душе доброту, заботу, любовь и веру. Их практичный разум позволил создать и поддерживать в рабочем состоянии уникальные поля-террасы с системой полива и орошения. Они отработали до удивления простой, но очень эффективный метод обработки горных пород и камней, позволяющий в местных условиях создавать материалы и изделия для строительства добротных и красивых домов, монастырей и сооружений. Они создали уникальную систему жизнеобеспечения в этом высокогорном, суровом, но очень красивом крае.

Счастья Вам люди Непала и мирной жизни. Улетая на Родину, мы покидаем этот удивительный мир с надеждой еще вернуться…..