Горы мира > Западная Европа >

Автор: Максим Шакиров, г. Москва

Проект “Новый год на абсолютных вершинах континентов, стран и горных массивов Земли».

2002 год - Монблан

Это по-настоящему полезно, потому что красиво…
«Маленький принц», Антуан де Сент-Экзюпери

Автор проекта - Максим Шакиров

Днем рождения проекта можно считать 28 ноября 1998 года. Именно в тот день я получил в Российском Авторском Обществе свидетельство о регистрации проекта за № 3297. А началось все с того, что надвигалось Время смены эпох и мне захотелось встретить его в подобающем такому событию Пространстве. Захотелось посмотреть, показать и рассказать людям про последний Закат XX века и первый Восход Солнца в новом тысячелетии. В общем, слова из песни Визбора «…я видел воочию Пространство и Время…» хотелось произнести от первого лица.

Пространством была выбрана Западная вершина Эльбруса (5642 м) - высшая точка Европы и России, в ее нынешних границах. Ну а Время само выбрало нас – Миллениум.

Пять лет подряд - 2001-й – Эльбрус (5 642 м. Европа), 2002-ой – Монблан (4 807 м. Альпы), 2003-ий – Килиманджаро (5 895 м. Африка), 2004-ый – Аконкагуа (6 962 м. Южная Америка) и 2005-й - Фудзияма (3 776 м. Япония) в первый день наступившего года мы стоим на вершине.

С каждым годом я все больше и больше удивляюсь и радуюсь только одному обстоятельству – горы пускают нас к себе, а Он дает нам погоду и силы добраться до вершины и спуститься вниз. Спасибо, Господи!

Состав Команды: Максим Маланчук, Виктор Володин, Сергей Ларин, Петр Крауш, Михаил Туркевич - младший, Максим Шакиров.

Вершина: подъем – утро 01 января 2002 года совместно с Егором Тиме, Максимом Темеревым и Олегом Васильковым (СКА им. А. С. Демченко).

Эмоции

Надо признать, что это восхождение было намного тяжелее прошлогоднего. Монблан на 800 метров ниже Эльбруса, и при подготовке к восхождению казалось, что этот факт значительно облегчит нашу участь… Но аксиома о том, что легких Гор не бывает, вновь напомнила о себе.

Признаться честно, больше всего на свете мне не хотелось идти на вершину в Новогоднюю ночь. Апатия, вызванная, скорее всего, упадком сил, который, в свою очередь, приключился из-за болей в желудке при попадании в него буржуйских сублимированных продуктов, была настолько сильна, что если бы Максим Маланчук был способен идти наверх, я, возможно, отказался бы от Горы…

Но с «надутым» от мороза пальцем Макса продвигаться куда-либо было не реально, и мне пришлось собираться для выполнения главной задачи проекта – съемок первого восхода солнца Международного года Гор с высшей точки Альп.

Странно смотреть на празднование Нового года в долине Шамони с почти четырехкилометровой высоты. «Море огней» и кажущиеся крохотными яркие вспышки фейерверков.

Наверное так же сквозь иллюминаторы орбитальной станции видят Землю космонавты. Все видно как на ладони, но ощущение бездны, отделяющей тебя от всего мира, космическим холодом заполняет душу и на мгновение становится жутко, как в кошмарном сне.

Эмоции кратковременны и быстро отступают под натиском неотложных дел:
- надо что-то съесть и попить горячего чая
- еще раз проверить и уложить в рюкзак аккумуляторы, фотоаппарат видеокамеру, флаги, запасные перчатки
- проверить крепления «кошек» и снегоступов.

Путь освещает почти полная луна. Несколько раз я ловил себя на мысли, что засыпаю на ходу, убаюкиваемый ветром и монотонной ходьбой. Но все заканчивается…

Ночь закончилась, и наступил рассвет. Темнота сменяется какой-то серостью, которая мгновенно приобретает фиолетово-ультрамариново-сине-голубые оттенки, и вдруг становится «легче дышать» и намного «веселее» идти. На розовой полосе, разделяющей небо и землю, появляется гигантская тень от Монблана - «конус Тьмы». Остановка и съемки. Эта картина столь же великолепна, как и быстротечна.

Съемки удались, и вот уже видно вершину.

Через некоторое время вершинный ветер вырывает из наших рук российский триколор и флаги ETERNA, Ростокино-Лада и AUTO.RU.

Спуск

Осталось самое трудное – спуститься.
Дошли до хижины с поэтическим названием «Вершина полдника». Высота 3 800 метров. Здесь мы оставили наших друзей, которые из-за полученных обморожений и плохого самочувствия не смогли разделить с нами радость достижения вершины. Они поздравили нас с Горой, и все вместе мы стали решать, что делать дальше. Было принято решение связаться со спасателями и на вертолете эвакуировать травмированных.

Французские горные спасатели работают очень быстро и слаженно. Через 30 минут над нами завис вертолет, и началась работа. Единственный их недостаток – не знают русского языка. Надо было учить – пригодилось бы. Почему-то они решили спустить вниз всех – и здоровых и больных. Наверное, чтобы не возиться с нами потом (оставался самый опасный участок спуска). Но русские не сдаются, а тем боле не оставляют за собой бардак в хижине, которая на несколько часов стала домом.

Я не знаю, кто кого неправильно понял, но я, Сергей Ларин и Егор Тимме остались в приюте до утра (навести порядок), уверенные в том, что завтра прилетит борт и спустит нас вниз…

Завтра наступило, но вертолет не прилетел. Как спустить личные вещи и вещи ребят, забытые ими в спешке стремительных сборов – эту головоломку мы решали полтора часа и, оставив будущим восходителям на Монблан 50 метров веревки, каремат, газовый баллон и несколько килограммов еды, в 11 часов 30 минут двинули вниз.

Егор пошел побыстрее, а нам с Серегой нужно было зайти в хижину на отметке 3 167 метров – забрать оставленные вещи и мои документы.

16 часов 30 минут: попив чайку, вышли с 3 167 м. Я сильно сдал – еле иду.
17 часов 45 минут: стемнело, и мы проскочили нужный нам поворот.
19 часов 00 минут: нашли правильный путь, правда пришлось подняться на 300 метров.
19 часов 15 минут: теперь каждый год 2 января я буду отмечать свой второй день рождения. Серега успел схватить меня за капюшон куртки и не отпустил до того момента, пока внезапно поехавшая подо мной снежная доска по непонятной причине вдруг не остановилась…
21 час: подошли к верхней станции канатной дороги – 1 820 метров. Ноги уже не идут, а ведь надо скинуть еще 900 метров по высоте…
23 часа 30 минут: мы внизу и еще не верим этому. Через 15 минут приехала наша Элечка и привезла Петю с Максом, которые сразу же стали отпаивать нас пивом…

Спасибо!

В том, что встречи Нового года в горах стали доброй традицией, заслуга огромного числа неравнодушных и хороших людей.

На протяжении трех лет они оказывали и оказывают мне посильную помощь в подготовке и проведении экспедиций – земной поклон им за это.

Я думаю, что все вместе мы делаем действительно нужное и полезное дело, показывая красоту и величие гор такой большой аудитории и в такое для абсолютного большинства комфортно-уютное время, как Новогодние праздники.

Я искренне благодарен и признателен:
Александру Повшенко, Алексею Кортневу, Кириллу Смирнову, Вячеславу Князеву, Василию Волкову, Александру Верченко, Алексею Жильцову, Юлии и Елене Борзенковым, Сергею и Владимиру Богдановым, Наталье Ефимовой, Аркадию Клепинину, Андрею Прошутинскому, Кириллу Клейменову, Григорию Кричевскому, Денису Шуйскому, Захару Мухину, Юрию Брезгину, Андрею Малахову, Кириллу Шахновичу, Евгению Штилю, Ксении Серковой, Владимиру Фомину, Дмитрию Гусеву, Олегу Кушлевичу, Михаилу Туркевичу, Владимиру Родионову, Кириллу Кирину, Валентине Копыловой, Вере Власовой, Александру Кочерову, Дмитрию, Александру и Сергею Романовым, Кириллу и Льву Абрамовичу Лубенским, Федору Приймачуку, Дмитрию Богомолову, Олегу Матыцину, Дмитрию Денисову, Николаю Рыбкину, Сергею Гурьянову, Андрею Курняеву, Натану Кеттингелу, Дмитрию Сергееву и Михаилу Рогальскому, Владимиру Рогалеву и Олегу Павличенко.

Особая благодарность швейцарской часовой компании «ETERNA», чей шедевр часового мастерства с конца прошлого века показывает нам точное время на всех высотах и в любых погодных условиях.

Большое спасибо компании «Ростокино - ЛАДА» за достойно показавший себя в 10 000 километровом путешествии по Европе автомобиль ВАЗ 21113.

Спасибо российской фирме «БАСК» изготавливающей теплую, прочную и качественную экипировку для путешественников.

Спасибо коллективау журнала «Connect! Мир связи» за первый анонс моего проекта.

Спасибо фирме «ПИРО - КЛАСС», фейерверками от которой мы встречаем каждый Новый год, а также молдавским виноделам с заводов «ASCONI», чьей продукцией мы по традиции отмечаем спуск с вершины.

Спасибо родителям и моей семье.

Спасибо друзьям.

Спасибо Александру Ковалю, Владимиру Копылову, Юрию Савельеву, Игорю Череску, Сергею Ларину, Максиму Маланчуку, Виктору Володину и Петру Краушу – участникам проекта в составе команды.

Спасибо всем Вам!

с

Здравствуйте, Меня зовут Лиза Алисова, я журналист, живу и работаю в Париже. Я с большим интересом прочитала Ваш рассказ о восхождении на Монблан на сайте mountain.ru Дело в том, что коллеги с франко-германского телеканала Арте попросили помочь им, они собираются снимать фильм о людях, которые совершают восхождение на Монблан. По мнению некоторых проводников, люди из России и бывших советских республик, - одни из самых упорных, одновременно романтически настроенных и иногда бесшабашных. Поэтому мы хотим найти людей, которые бы планировали восхождение в этом августе (то ест через полтора месяца). Может быть вы знаете таких людей? Или могли бы посоветовать, где, на каких сайтах или форумах можно поискать? Или повесить объявление? Заранее Вам благодарна, С уважением, Лиза Алисова тел. 00 33 6 62 84 27 82 lisa.alissova@gmail.com