Автор: Сергей Игнатенко, Алматы

То ли прекрасная прогулка, то ли галоп...

Забег первый. Год - 2000.
Когда - то давным-давно в 2000 году в спортивных кругах секции альпинизма ЦСКА родилась идея. Идея, впрочем, была уже не нова. В то время уже делались подобные кольцевые забеги по горам, но, как правило, в марафонской традиции, где главное - это дистанция.

Игумнов Андрей первый среди ЦСКАшников пробовал свои силы в подобных кольцевых маршрутах. И именно он предложил сделать забег по маршруту г Алма-Ата – Большое Алматинское озеро – перевал Туристов (4100 м) – ущелье Левый Талгар – Перевал малый Талгарский – перевал Талгарский (3400 м) – горнолыжная база Чимбулак – г Алма-Ата. Желающих было всего двое - собственно Андрей и я.

Тогда, в первый раз, для нас обоих это было очень ново и мы начинали готовиться к этому событию за 3 месяца. Протяженность маршрута по имеющимся тогда картам составляла более 60 км, однако наличие двух перевалов, один из которых - высотой 4100 м над уровнем моря, делал этот забег весьма непростым делом.

Однако, как позже оказалось, самым непростым делом стал не этот перевал Туристов (4100 м), а спуск с перевала Талгарский – то есть склоны горнолыжной базы Чимбулак.

В первый наш забег мы не брали какую-либо фотоаппаратуру, поскольку у нас было строгое убеждение, что это только помешает. По этой причине у нас не осталось фотографий. Весь маршрут мы тогда в 2000-м году пробежали тогда чуть больше чем за 11 часов 40 мин. Местами - действительно переходя на галоп.

Забег второй. Год - 2005.
И вот наступило время, когда мы порядком насидели свои ж… за PC, впрочем, как и все Вы. Итак, год 2005. Был брошен боевой клич среди ЦСКАшников. Но народ был занят и участников нового забега опять стало двое. На этот раз маршрут был изменён вследствие того, что нам показалось проще подниматься и спускаться с перевала Бутаковского, который находится ниже по ущелью Левый Талгар. Тем самым маршрут удлинился на добрые 10 км.

Теперь с помощью новой технологии можно с уверенностью сказать, что маршрут действительно более 70 км по протяженности с офигенными перепадами высот. Подтверждение тому - кусочек карты от Google Earth, где без учета горного коэффициента (который равен 1.3) маршрут составляет в длину 54 км. Отсюда получим 54 * 1.3=70.2 км.

И профиль высот
В 2005 мы ещё больше «стерлись». Времени на физическую подготовку было очень мало. Того объема, который был накатан на склонах тренировочной горы Кок-Тобе в городе и выходами в «зону смерти» (это место так называется в наших кругах за его пресыщенность) или Альпинград, было явно мало.

Забег продолжался добрых и злых 16 часов. Спуск с перевала Бутаковский к катку Медео был особо жесток. В свете фонарей мы прибыли к катку в 10 часов вечера. Светового дня явно не хватило. После этого забега я проклял свои ботинки за то, что на спуске спотыкаясь, сбил большие пальцы ног. Спустя почти год ногти ног, окрасившиеся в специфический синий цвет в результате того забега, приняли естественный цвет.

Забег третий. Год - 2006.
И вот спустя год всё повторилось. Идея о забеге была наиболее актуальна, так как на забег планировалось уделить всего 1 день. Именно из-за занятости в этом году, как и в прошлом, начертанные совместные с ЦСКАшниками подвиги не состоялись. А забег оказался весьма удачной альтернативой.

Подготовку в этот раз начали задолго. Кок-Тобе стала как родной. По три раза за неделю делались тренировки с забегом на эту гору.

Участников оказалось пятеро:
• Игнатенко Алексей
• Фролов Владимир
• Юртаев Роман
• Игумнов Андрей
• Игнатенко Сергей
На тренировках мы не встречались, каждый из нас - далеко не новичок в спортивных делах и поэтому тренировки имели личный характер. Хотя в последние двое выходных мы совершили совместные выходы в горы.

И вот осталось время для сборов. Сборы представляли собой следующие мероприятие. Упаковка аптечки. Каждый раз при выходе далее чем обычно от города, где есть угроза здоровью, нужна серьезная аптечка. Аптечка – это где нет таблеток, а лишь ампулы и шприцы (таблетки - это дело каждого участника, по вкусу).

Одежда. Как показывала практика, шорты в этом деле были не так уж и удобны - натертые ими промежности доставляли уйму неудобств во время предыдущих забегов. В этот раз нужно было купить лосины (гей-трико) именно с целью уйти от подобных проблем. И ещё одно приобретение посредством опыта - никаких трусов или подобного нижнего белья. Смешно и не гигиенично, но это очень действенно.

Аптечку обновить оказалось просто - в соседней аптеке нашлось всё, что было нужно - в полную противоположность нашим сборам на Кантбас-Тау в 2003 году , когда пришлось обегать весь город. Старт был запланирован на очень раннее время - 5:00 утра - и по этой причине мы обратились к нашим друзьям, кои могли нас подбросить до назначенного места старта (а в первый забег в 2000 году к месту старта мы добирались городским транспортом).

Идея заключалась в том, чтобы совершить пробежку от города до города так, чтобы успеть вернуться городским автобусом с Медео. В этот раз городской транспорт так рано ещё не ходил, да и осталось сомнение, а есть ли ещё тот маршрут №28, который ходил от кольца микрорайона “Орбита” до ГРЭС. Итак, на заднем сиденье Субару Форестер сидело 4 человека, на переднем сиденье возле водителя сидел ещё один. Настроение было крылатым. Доехав с ветерком до того самого места, мы приняли позицию низкого старта. Одни потому, что очень сильно хотелось спать, другие потому, что резкий перепад температуры по сравнению с городом привел механизм обильного выделения жидкости. Барбашинов Кирилл крикнул: "участники - на старт!" – и махнул платочком с кружевами. Машину он ставил так, чтобы фарами освещались наши физиономии, которые для кино снимал Андрюха.

Утренняя прохлада. Порывы теплого ветра сопровождали нас на протяжении первых 9 км дороги. Дорога идет от конечной автобуса №28 до того места, где резко в гору поднимается труба в сторону Бальшого Алматинского озера.

“-Ну и рвут…кони.” Для моего отца, который, уже не новичок в горных забегах, это было сильно. Темп был действительно хорош, а без него не хватит времени на весь маршрут… Ближе к озеру я тоже стал сдавать. Неделей раньше я накупался в озере Иссык-Куль, да так, как говорится, до соплей. От которых всю оставшуюся до забега неделю пытался избавиться. Потихоньку превращаясь в якорь по этой причине, я уже не видел эти три пары пяток. За озером мы сделали первый привал. Вода, которую несли с собой, резко закончилась. Хотя солнце уже осветило склоны гор, всё еще дул холодный ветерок. И майки явно не хватало.

К слиянию реки Озерной и Мутной мы пришли уже разорванной группой. Сидящие на травке босиком Боб и Рома выдавали недоумени, Андрюха бегал и суетился, как заведенный… Справа стоял пик Озерный, слева виднелась гряда вершин, куда мы направлялись. Погода обещала день безоблачный…

На мои возражения продолжить маршрут я услышал хоровое бурчание и понял, что лучше не рисковать. Был накормлен и напоен с такой тройной заботой, да еще и чем - Э-леу Дура Кок, а по- простому - лимонник, который входил в состав специально приготовленного энергетика. Забота и волшебный энергетик Игумного Андрея тут же придали сил. О да, теперь можно пробовать. И снова впереди пятки. …И в гору до неба… Черт, как трудно держать темп.… Как хочется пить, ведь теперь мы двигаемся исключительно по южному склону пика Советов в самом его подножье, где маловодно…

Подходя под перевал Туристов и видя на его перемычке людские силуэты, я думал: “- Вот и все, пора разворачиваться.” Как оказалось, то были другие люди. Примерно на высоте 4000 м на склонах перевала Андрюха сделал привал.

Разрыв между группами составил около 1 км. Одна группа - это Игумнов, Фролов, Юртаев, а вторая это Игнатенко+2. И вот мы встретились на этом самом месте (см. фото). Первый вопрос к Андрею: – сколько будем отдыхать? Обрадованные цифрой 20 минут, мы отдыхаем и пьем все, что льется. Разговоры о самочувствии уходят в сторону, когда Андрюха вспоминает про ту группу, которую мы видели. Кемерово разделилось на две половины. Мужчины поднимались по леднику в кошках, женщины - по тропинке на осыпи. Их-то мы и видели издали. Окрыленные этим, мы снова поднимаемся на ноги. Выход на ледник и …о чудо - включается механизм второго дыхания. Наверное, это оттого, что уже виден конец первого этапа – перевал. А может, это из-за девушек?!

Перевал Туристов. Высота 4100 м. Хулиганские фотки - как принято у ЦСКА

Однако тут на нас было обращено пристальное внимание со стороны российских туристов из Кургана. Они поднимались с другой стороны. Группа была очень серьёзно упакована: на лицах - марля, на ногах - кошки…

Чувствовалось, что Фролова Владимира либо узнали (Эверест-1997) либо им не очень часто приходилось видеть человека на леднике в шортах на высоте 4100 м. После короткого знакомства мы вспоминаем про подвиги наши и наших друзей. Фотографируемся на фоне СГУ, откуда съезжали в прошлом году друзья (можете прочесть в разделе. Вне Трасс ) И опять темп, но теперь вниз…

Понимая, что после Эвереста у Боба появились некоторые неудобства, я спускаюсь последним и посматриваю на него, так как аптечка была у меня. Результат наблюдений – на фото:

Выходим на основной ледник после сыпухи. Весьма удобный маршрут, опять же проложен ранними нашими походами в духе а’ля ЦСКА (не ходите дети в Африку гулять).
Как оказалось это более экономный путь как вниз, так и вверх. С тех пор, когда впервые этим маршрутом воспользовались “наши”, отказавшись от тропы, он стал основным для нас. А было это в 1995 году - в то время когда все были бедными студентами и зарабатывали, нанимаясь в портеры. И в этот раз за нами увязались российские туристы из Кемерово. Правда, темп у нас был очень силен и, боюсь, им пришлось поискать место, где можно сойти с ледника. От красот немного забываем про все и тянем время.

И опять Андрюха скрылся из нашего поля зрения
Доходя до озера, где в прошлом году в это время плавали айсберги, я начинаю понимать, видя бурные потоки, что может возникнуть проблема с переходом с ледника на сыпуху. И в подтверждение слышу крики Андрюхи и Ромы, которые уже перебрались на другую сторону и маяковали нам. Местами река уходила под ледник почти целиком. В таком-то месте и сделан переход.

Минуя не очень приятные сыпухи, будто попадаешь в рай зелени и цветов.
Единственное напоминание о реальности - это уже накопившаяся усталость и чувство голода. Долгожданное место отдыха, которое должно вот-вот появиться, все еще находилось на почтенном расстоянии. Все запланировано так, чтобы максимально увидеть окружающие красоты и место для большого отдыха выбиралось так, чтобы можно было передохнуть и не упустить этих видов. Да и на протяжении спуска это место, пожалуй, самое ровное.

Выходим на основной ледник после сыпухи. Весьма удобный маршрут, опять же проложен ранними нашими походами в духе а’ля ЦСКА . Часовой отдых с горячим супом будет весьма полезным для всех. Ноги при входе в холодную воду уже воспринимали это как нечто очень сверхприятное. А ведь это всего чуть больше полпути. Обед был скромен и очень питателен…. Его меню совершенствовалось чуть ли ни целый месяц. И вот после построения своеобразного столика перед нами: суп куриный с вермишелью, бекон в вакуумной упаковке, конина в вакуумной упаковке, горошек зеленый в консервной банке, немного хлеба на хмельных дрожжах. Ну и десерт – всякий шоколад и тому подобное. После быстро пролетевшего часа мы снова набираем темп. Возле скалистых выступов на зеленке, которые мы называем Замком, останавливаемся для фото.

Боб и Рома вспоминают, когда была выложена надпись ЦСКА на “стране дураков” (поляна в верховье ущелья Левый Талгар). 1995г. “– Нужно её подправить, небось, заросла.” И опять только пятки и видны… Не могу разогнаться, разрыв неумолимо растет…Останавливаются и ждут якорь.

После “ясной поляны”, темп забега спал до неприемлемого. Сопли сделали свое дело. Боб как джентльмен остался разделять мои трудности. Мой отец стал более подвижен и схватил в руки фотоаппарат…
В общем, чувствовалась солидарность и некое обречение на ночевку.… А ночевать совсем не входило в наши планы. И тогда у Боба в рюкзаке появились сланцы. Оставалось сомнение в их использовании, так как была высока вероятность получить травму ног: впереди еще предстояло прыгать по недавно сошедшим селевым выносам в Левом Талгаре.

Но уже через несколько метров, когда я поменял жесткие ботинки на сандалии, Рома и Андрюха говорили: “– щас он нас еще обставит.

- Боб твои сандалии с крылышками что ли!?”

В конце концов, после смены обуви на мягкие сланцы дело было поправлено. Темп поднялся, и поляны в ущелье Талгар стали мелькать, как и предполагалось ранее. Уже 14 часов мы были на ногах, причем в хорошем темпе.

Наступало время вечера. Спустя 50 км пути нам предстояло набрать 600 м по высоте и пересечь перевал Бутаковский, что между ущельями Левый Талгар и Бутаковка. И все это нужно было сделать как можно скорее т.к. светлого времени оставалось около 2-х часов. Надежды на то, что поляжет травища, которая стояла в этом ущелье в середине июля, в два роста человека, развеялась. Трава постоянно цеплялась за палочки, мешая подниматься вверх. Было очень трудно ещё и оттого, что вода будет только в самом верху под перевалом. Мы шли, пыхтя как паровозы, и просто терпели, почти не разговаривая.

На перевал вылезли довольно рано, солнце заходило большим огненным шаром за горизонт. Но при всём этом оптимизма как-то не прибавлялось. Спустя минуту мы достаем фонари и надеваем их заранее. Контрольный звонок. Как и было оговорено с встречающим нас Константином Ляпуновым, мы звонили ему прямо с перевала в 20:00 и подтвердили, что ему нужно подъехать к стадиону Медео к 22:00.

И вот начинается самая трудная часть этого маршрута. При сумеречном свете нам удается пройти почти весь траверс до гребня горы Фурмановка. Было видно, что темп снизился из-за темноты. Но главное сил уже не было совсем … Возле домика у канаток на лавочке, на воне мерцающих огней города, виднелись два огонька - то были Андрюха и Рома.

Создавалось впечатление, что они совсем не устали. Спускаясь ниже, справедливо зашла речь об успокоительных средствах. Всем было ясно, что после таких нагрузок запросто можно лишиться сна.… У каждого были свои идеи на этот счет. Уже стоя на грунтовой дороге мне все не терпелось, ну когда же закончится этот склон. Шаг стал коротеньким как будто мне уже за 90 лет.

“- Рома позвони, пожалуйста, Косте, пускай подъедет как можно ближе я все, стерся.”

Рома сказал : “-окей!” и пропал в темноте.

Как радостно стало, увидев свет фар, хотя не было уверенности, что это Костик, ведь в этом месте, неподалёку от Медео, очень много отдыхающих.

“- Не проходите мимо, господа участники забега! “

Костя стоял возле машины. Здесь закончился мой маршрут, да и отец уже был уставшим. Мы сели и догнали Боба, Андрея и Рому лишь только на Медео. Они прошли полный маршрут более 70 км, минуя 2 перевала за 16 часов с небольшим, из которых более 2-х часов ушло на отдых.