Горы мира > Памиро-Алай >

Автор: Владимир Белоусов

Восхождение на стену Аксу Сев. Июль 2006 г.

Параметры восхождения:

Ущ. Ляйляк, июль 2006 г.
Вершина: Аксу С.
Высота: 5217 м
Маршрут: Трощиненко (6А)

Состав:

Белоусов Владимир Александрович (капитан),
Новиков Александр Викторович (штурман).

Когда сходишь интересную гору…

Когда сходишь интересную гору, хочется после поделиться впечатлениями. Садишься изливать впечатления, и понимаешь, что все, что осталось в голове, это количество веревок, кто и как их лез, где и как ночевали и другие технические моменты. Если не считать того, что я один раз летанул, что на вершине выкурили по сигаре, и что на спуске закончились продукты – восхождение было таким, каким и должно было быть: умеренно долгим и умеренно трудным. Единственно, что заставляет меня удивляться – это погода, которая держалась в течение всего нашего восхождения великолепной. Только лишь один (если все просуммировать) пасмурный день выдался на горе, да и то без осадков.

Немного статистики:

Итак, на горе мы провели в общей сложности девять дней. Семь дней мы с боями пробивались к вершине, и два дня вырывались из ее объятий. Восемь ночевок на горе, из которых две в гамаке, одна на подвешенном бауле, одна на наклонной полочке, и четыре в палатке (на «Союзе», на гребне и две на спуске).

Снаряжение:

Лезли с двумя веревками, одной динамической и одной статической пятидесятиметровками. Использовали расширенный комплект френдов со спаренными средними номерами и двумя камалотами, полтора комплекта стопперов, 5 крючьев (два тонких стальных швеллера и 3 v-образных кэмповских), 3 якорных крюка, 7 ледобуров, в том числе и самовыкрут, десять оттяжек, петли, один скальный и один ледовый молоток для забивания и выбивания крючьев. Так же в запасе имелся набор из 10 спитов, но мы их не били. Бивуак состоял из двухместной палатки, двухместного гамака (спасибо Шабалину), одного каремата, одного спальника, горелки, котелочка с кружкой и пары ложек, и 4-х маленьких баллонов газа. Еда составляла 350-400 г на человека в день и была рассчитана только на подъем. Для транспортировки груза у нас был баул на 140 л и маленький рюкзачок на 45 л. Баул тянули с помощью pro-traction.

Отбросим все эти…

Отбросим все эти технические подробности и обратимся к тому, что не осталось за кадром. Я представлю вам около сотни фотографий, и постараюсь каждую прокомментировать как можно подробнее, чтобы получился небольшой иллюстрированный рассказ.

Поехали…

На трезвую голову не полезем. Спешно переливаем зеленого змия в пластиковые тары. Замечу наперед - не хватило.
Техника в руках дикаря это металлолом. Долго пытались запустить генератор, а когда в результате запустили, то пожгли кучу блоков питания (в том числе и от моего ноутбука). Повезло, что за день починили в Алмате, а то мне же работать )
Лагерь недалеко от Озгоруша. Эта кучка вещей – наша. До Озгоруша, как мне показалось, добирались сутки. Точно помню, выехали четырнадцатого вечером, а приехали на следующий день вечером. Сплошные объезды узбекских погранпостов.
Питер дружно собирает палатку. Привет мужики!!!
Интересно, что за мысли у Марины и Ани?
Свободное от работы время.
Грузим баулы. Груза на три группы общей численностью в шестнадцать человек – много. Договариваемся на определенную сумму, а сколько при этом будет животных – дело наших проводников. По нашим подсчетам – мы однозначно в выигрыше.
От поселка Озгоруш до базового лагеря 5-6 часов пути вверх. Утром шестнадцатого июля мы берем курс на базовый лагерь.
Через пару часов над лесистыми склонами появляется остроконечная Аксу, а вскоре она уже видна от подножия до вершины! Слева на снимке – г. Домашняя, героиня рассказа В. Стеценко.
Домашняя. Вечер того же дня. Мы не теряя времени – заносим немного килограммов в промежуточный лагерь у начала ледника. На обратном пути Сане пришлось забрать у меня пустой (!!!) рюкзак, потому что с ним я еле волочил ноги. Перегрелся наверно!
До подножия отсюда – часа полтора хода по засыпанному камнями, леднику, но это завтра или даже после завтра, а сегодня вниз, на травку.
В долине наступают сумерки.
И вот, через день, весь груз в промежуточном лагере. С утра начинаем таскать его под стену на корейские ночевки. Параллельно с нами работают группы из Питера и из Одессы.
Совещание у одесситов. Саня Максименя идет тоже под стену. У него впереди решающий рывок. Неделю назад его опять согнала непогода. На этот раз он полон решимости. Вообще с виду его ничем не испугаешь.
Наша перевалочная база.
Перемычка Аксу-4600 и спусковой гребень. Склоны засыпаны свежим снегом. Склон под седловиной кажется вполне безобидным. У нас в планах тренировочное восхождение на п. 4600 по маршруту Башкирова (5Б).
Отдыхаем во время одной из двух ходок под стену. Баул… Его несомненное преимущество в том что вещи в него можно загружать не глядя. Все равно влезет. Если попытаться достать что-нибудь со дна, то ничего не получается – не хватает длины рук. Приходится лезть туда двумя руками. Один раз я залез туда ногами, для того чтоб распрямить смятые бока, так и загремел, как будто ноги связанные. Хорошо ничего не сломал и не поранил. Было больно.
Корейские ночевки. Палатка Сани Максименя пока что одиноко стоит среди камней. Вскоре она обрастет соседями.
Погода опять к вечеру хмурится. Начинает накрапывать дождь, который вскоре превратится в ливень, который затянется до утра. Выход на 4600 будет отменен. Наверху выпадет снежок. На фото – пик Блока.
Аксу – правая часть северной стены. Облака. Видно что выпал снежок.
Где то в районе карнизов и большого рыжего пятна проходит маршрут Саши Максименя. Периодически выглядываем из палатки, следим, где он находится. Когда через пару дней стало тепло, и стена начала таять, по линии его маршрута слетел снежный гриб с гребня. Стало как то не по себе. Но на следующий день мы вновь увидели его силуэт в желтых то ли штанах то ли куртке, не смотря ни на что, пробивающий себе новый путь наверх.
Настало время и нам выходить наверх. Питер уже три дня лезет Трощиненко. Они ночевали на большом снежном пятне, где-то на 12-ой веревке. Одесситы обрабатывают свое начало по центру правой части стены. Чуть левее маршрута Кленова. Сложный рельеф не позволяет им идти быстрее веревки в день.
Погода, как видно, наладилась. Но на верху лежит свежий снег, который начинает таять во второй половине дня, превращаясь в потоки воды, извергающиеся по стене вниз. Летят иногда камешки. Нам нужно рано утром проскочить снег внизу под маршрутом и выйти на стену, где опасность камнепада минимальна. Над нами, как раз в этот день будет работать Питер, что придает нам дополнительное ускорение.
Я сегодня работаю вторым. Попросту говоря, шерпа я.
Низ холодного угла. Несколько дней мы наблюдали и слышали как он извергал глыбы льда и камней. Утром пока тихо.
Кадр запечатлел (немного не хронологично), как Питер начинает работать на первой веревке. Видны их оранжевые фигурки.
Еще один кадр для того чтоб разбавить ход событий. Искандер и Петроградец и лучи заходящего солнца.
Столб Адмиралтейца.
Блок вечером.
Проходим снег. Пока не связываемся. Снег не смерзшийся. Налипает. И это около семи утра. Ночью не было мороза. Не хочется задерживаться среди воронок и чернеющих камней.
Уже на стене. Шура лезет третью веревку, коротенький подлаз на полку по которой будет траверс целых 50 метров под второй интеграл.
Двигаемся не быстро. Есть время оглянуться. Искандер и Петроградец. С Искандера льются потоки воды. Тает снежник между пиками.
Это наш состав. Баул и рюкзак.
Пока не хочется думать, что там будет впереди. Просто работаем. В кадре самостраховка YATES. Очень понравилась. Не рекламирую, но советую попробовать в качестве второй самостраховки.
Саня щемится в щели.
Первая ночевка в гамаке. Все непривычно. Какой то тонкий кусок ткани. А мы в нем сидим, готовим пищу, собираемся спать. Сверху полиэтилен, потому что к вечеру начало капать и капало до утра. Тепло. Вода не замерзает.
Горелку и котелок держим на руках. По началу было страшно уронить. Такой инцидент мог перечеркнуть все наши старания.
Второй день. Моя очередь лезть. За вчерашний день прошли 7 веревок. Сегодня пара-тройка несложных веревок по полкам, потом две крутых веревки до снежного пятна и траверс влево во внутренний угол. Итого – шесть.
В ход идут крюконоги. Пальцы на ногах у меня и у Сани до сих пор отекают и немеют. К крюконогам после этого просто любовь какая-то!
Перехожу на лазание. Взяли с собой туфли. Ни разу не одели. Где лезлось – лезли в ботинках. Конечно, в туфлях пролезли бы больше гораздо, но так лень было их одевать! Они так и пролежали на дне баула. Я все время порывался их выкинуть, но Саня меня каждый раз отговаривал. Практичный товарищ.
Первая веревка после красноярской полки. Много лазания. Мокро.
Место второй ночевки поначалу выбрали неверно. Начало заливать.
Пополняем запасы воды. Снег пока не топим, потому что талой воды вокруг хоть утопись.
Сидя верхом на бауле. Кухарничаем. Начинает нравиться.
Третий день. Лезет Саня. Сначала траверсы влево-вправо-влево. Потом долго не могли определиться с углом, по которому проходить вертикальный пояс перед разрухой. Шура в нужном углу не заметил дырку под съемный шлямбур. В конце концов – мы на верном пути.
Греюсь на солнышке.
Тени становятся длинными. Торопимся уйти на полки повыше. Все еще в вертикальном поясе. После него пройдя еще веревку по очень крутым разрушенным скалам, вышли на какое то подобие узенькой полочки, где сесть все равно не получалось, и мы натянули гамак. Получилось даже не удовлетворительно. Ночь прошла не очень спокойно. Плохо отдохнули. С утра твердо решили, а раз решили, так и оставили гамак с полиэтиленом. Все легче. Полиэтилен не нужен, потому что уже не течет. Холодно. А гамак, не нужен, потому что блин, удобнее на бауле верхом!
Четвертый день. Вошли в холодный угол. Сразу лед. Кошки, буры. Микст.
Жмусь больше к скалам. Как-то на них увереннее. На льду в мягких ботинках ноги быстро устают. Очередной, близкий к вертикальному, ледовый взлет, пытался обойти по скалам. Метра три нужно было проитошить. Забил крюк, попрыгал на нем. На первом же прыжке он у меня вылетел, и я совершил небольшой полет до ледобура, который закрутил метрах в трех ниже. Даже не ушибся. Плюнул, и как то, с одним кайлом пролез эту пятиметровую ледовую стеночку. Потом у Шуры забрал второе и стало гораздо легче. Теперь я уже намеренно обходил скалы, хотя ноги уставали безбожно. Все равно получалось гораздо быстрее, чем по скалам. Ночевали на наклонной полочке, расположившись почти рядом. Удалось укрыться спальником обоим.
Пятый день. Если вчера мы думали что вылезем на «Союз», то сегодня на него надо вылезти, потому что хочется поставить палатку, вытянуть ноги, снять систему. Саня начинает первую веревку от ночевки. Середина холодного угла. На скалах левее мы пару раз видели красные ленты со спусковыми спитами. Но все же холодный угол как вариант спуска не рассматривали. Какой то он мрачноватый. И грохочет по нему много.
Скалы. В щелях лед. Совсем не полого. Крупноблочный рельеф.
Стеночка перед Союзом. Долго думали, лезть или остаться на ночевках, что были на веревку раньше. Полезли и не пожалели. Ночевали как короли. Выспались и отдохнули.
Шестой день. Еще один замечательный день нашего восхождения. Сегодня мы переходим из измерения стены в измерение гребня. Гребень хоть и сложный, но все же гребень, и там все ступеньками. Но пока – сами видите, выход на гребень не дает расслабиться. Шестое лазание и ИТО. Скалы залиты льдом. В качестве страховки несколько раз крутил ледобуры.
Наконец то гребень. Сразу как-то теплее, веселее. Снято с места выхода на гребень. В правой части снимка видна вершина.
Столб, по которому идет маршрут Васильева. Тот еще турецкий поход.
Главная вершина Аксу. 5335 м. Размышляем, что на нее чтоб попасть нужно еще дня три хорошей работы.
…взгляд не отрывая от вершины…
Закатное солнце. Любуемся видами с ночевки. Прошли 11 веревок, из которых 6 по гребню. Вышли на удобную площадку где то посреди четверошных веревок.
Вершина.
На связи. Каждый день, в 9, в 16 и в 20 часов связь со всеми группами. Узнаем новости, делимся своими. Все группы работают на маршрутах. Одесситы оторвались. Питер ночует на спуске. Одесско-Киевская молодежь спустилась с Блока.
Сумерки.
Седьмой день. Утренняя связь. Искандер.
Саня лезет смешной участок, в конце которого куча петель, которыми он воспользовался и лез с правой стороны гребня. Его художество на следующей фотографии.
Ох уж эти маятники. Выдергивание точек под нагрузкой.
Провал. До дюльферной петли, откуда начинают спуск – две веревки.
Такая вот точка зрения. Немного не ровная.
Вот. Дюльферная петля. Баул с рюкзаком бросаем здесь. Бегом на вершину.
Простой троечный гребень, двадцать минут…
И Сашка на вершине. Я страхую.
Фото на вершине. Традиционное.
Я из Москвы захватил пару сигар, загадал выкурить их на вершине, хотя ни я, ни Шура не курим.
Дымим. Крыши сносит, только держись!
В позе гида в Альпах.
Отрывались на вершине больше часа. К спусковой петле спустились, было уже пол седьмого. Начали спуск в семь. Поздновато конечно. Через восемь дюльферов должна быть площадка.
Пока все идет хорошо. Веревка цепляется на сдергивании, но умеренно.
Блок.
На гребне солнце. Вскоре стемнело. Для начала в темноте мы пару раз промахнулись мимо петель и оставляли свои, но завершил этот день эпизод с заклиниванием веревки, которую пришлось резать, и мы остались с одним полтинником динамики. Гребень нас особо не пугал, но перспектива спускаться с перемычки по льду с одной веревкой не очень радовала. С грехом пополам сделав еще пару дюльферов по пол веревки мы прибыли на какое-то подобие полки, наполовину забитое льдом. Помахав минут 10 ледорубом, очистили площадочку и кое-как поставили палатку, закрепив ее на ледобурах. Проснувшись на следующее утро, ниже на 15 метров обнаружили шикарную площадку. Но в темноте ее мы не отыскали. Несмотря на все это – спали отлично. Был праздничный ужин с пятьдесят грамм за победу.
Восьмой день. Утром, съев последние мюсли, собрав все остатки съестного, завязали в пакетик с тем чтоб оставить его Саше Максименя. Он был перед нами на гребне, и Питер по связи передал, что у него закончились продукты. Кстати, удачно выпросили у питерцев веревку. Они нам оставили ее на перемычке. Им не тащить вниз, а нам проще спускаться. Вообщем, все складывалось отлично. На снимке Саша Максименя работает на гребне.
Встреча на гребне. Здорово встретиться, поговорить, рассказать, пожелать удачи, выслушать советы по спуску.
Перекур.
Это скоро упадет вниз. А пока можно рядом сфотографироваться. Красиво.
Если лезть здесь наверх, то это 5Б. Очень серьезная.
Веревка то осталась одна. Короткими перебежками.
Наконец перемычка. Везде журчит вода. Текут реки практически. Журчание воды не прекращается и ночью. Забираем у озерца веревку. На последних ста метрах перед озерцом прокатился на бауле верхом. Здорово едет.
Ночуем на перемычке, хотя Саня торопит вниз, и хотя нет продуктов. Боюсь, что будет сыпать. И по темноте плутать внизу тоже не хочется. Вечером погрызли остаток орехов. На утро оставили пакетик чая и по три кусочка сахара.
Девятый день. Всю ночь снилась еда. Вот, всеми силами стараюсь о ней не думать, но не получается. Сегодня сборы быстрые. Всего только - попить чаю. В шесть уже начали спуск и к девятичасовой связи были внизу на леднике. У нас была идея фикс, спускаться через ночевки под Блоком, но, выйдя к ним и затратив на это полтора часа, выяснили, что в ту сторону ведет разорванный ледник. Вернулись обратно. На фото – пик 4600. Хорошо видна косая щель, по которой идет маршрут Башкирова. Подход сильно потаял.
Аксу почти в профиль.
Отдыхаем. Шура выползает из-под баула.
Я пытаюсь привести в порядок затекшие плечи.
По этому каменному хаосу нам идти.
До лагеря остался один переход. Кидаем взгляд на Аксу. Два дня отъедались, нас кормили то питерцы, то одесситы. Еда у нас осталась вся под стеной. Шура стер ноги до крови и передвигался исключительно в моих мягких бахилах. На третий день я с Олегом из Питера отправились на эвакуацию нашего лагеря, Олег правда, должен был забрать немного железа, чтоб сходить на домашнюю. В результате – загрузились так, что еле дошли.
И вот, третье августа. Мы идем вниз, нас сопровождает проводник с двумя ишаками.
Аксу просыпается утром.
Быстро бежим налегке. Животные не успевают за нами.