Автор: Анатолий Джулий, г. Москва

Высотный Тянь-Шань.
Обзор района.

На Конкурс "Лучшее описание горного района"

Продолжение (Начало здесь)

Освоение района

Хребет Сарыджаз

Перевалы хребта Тенгритаг соединяют ледники южный и северный Иныльчек. Лишь на его западной оконечности имеется простой перевал для выхода в обход озера Мерцбахера на С. Иныльчек (Броненосц-Мирошкина). Дальше же на восток нет ни одного простого перевала, причем в основном это перевалы 3Б-3Б*.

Вид с перевала Опасный на юг. Внизу – ледник
северный Иныльчек, на переднем плане –
п. Горького, пер. Вертолетчиков 3Б*.
Самый сложный из них, вероятно, Вертолетный 3Б* - впервые и единожды пройден группой под руководством В. Будникова в 1989-м году. Подъем на него с севера проходит по маршруту на п. Горького с севера (в классификаторе его нет, но, по-моему, его ходили, 5Б). Подъем заканчивается на 5600, на плече п. Горького, т. е. почти на километр выше седловины, спуск- это совершенно безумный карнизный гребень до седловины и далее длинный ледовый склон, ледопад ледника Створа (притока Ю. Иныльчека).

Пик Хан-Тенгри и перевалы восточное и
западное седло Хан-Тенгри с севера. Слева –
п. Гутмана, справа – п. 6200 (Петька),
за западным седлом – п. Чапаева. Хорошо
видно ребро Студенина)(м-т подъема
на перевал Вост. седло), ребро Куз
Наиболее популярный перевал через Тенгритаг – несомненно, западное седло Хан-Тенгри, 3Б. 5800. И с севера и с юга маршрут на перевал совпадает с наиболее популярными (т. е. простыми) маршрутами на п. Хан-Тенгри.

С севера это через предвершину п. Чапаева высотой 6200 (соответственно, п. Петька), правда, иногда с плато на 5300 поднимаются траверсом и через карнизы прямо на седловину – этот путь проще, но нужно попасть в окно, когда там не лавиноопасно, что, на мой взгляд, бывает редко (мы с севера поднимались через 6200).

Северная стена п. Хан-Тенгри и западное
седло Хан-Тенгри 3Б с севера. Ребро п. 6200 –
м-т подъема на западное седло (и на п.
Хан-Тенгри – ранее 5Б, нынче 5А).
С юга – это по леднику Семеновского через ледопад и «горло» до седловины. Здесь путь существенно проще северной стороны (если нет тропы, можно оценивать на уровне 2Б, с пробитой тропой – скорее 2А), но длинный, и регулярно простреливается обвалами-лавинами, в основном с пика Чапаева, но иногда и с Хан-Тенгри.

Собственно, этот скальный пояс п. 6200 –
ключевой участок подъема на зап. седло с севера
(и на п. Хан-Тенгри). При отсутствии
веревок проходить вполне интересно.
То, что летит с Чапаева, нередко перехлестывает весь ледник по ширине, а вниз иногда вылетает на тело южного Иныльчека. Поэтому относительно безопасно здесь только рано утром, и до 8-00 нужно успеть подняться до 5300 – выхода из «горла» ледника Семеновского. Но и это не гарантирует вам безопасного пути, о чем говорит недавняя трагедия, унесшая 11 человек в 6 часов утра.

Последний взлет с юга, с ледника
Семеновского на западное седло
Хан-Тенгри. Вид от верхнего
яруса пещер.
В моей практике не было ни одного случая, когда при прохождении по леднику Семеновского мы не наблюдали бы хотя бы один обвал. Правда, всегда после нашего прохождения (ходил я там раз семь). Тем не менее, особенно с учетом постоянного пребывания здесь людей, перевал этот – самый простой путь через хребет Тенгритаг (какая-то часть все-время протоптана, на сложных участках висят веревки).

Прохождение бергшрунда на
перевале Восточное седло
Хан-Тенгри.

Пик Гутмана и перевал Восточное седло
Хан-Тенгри 3Б с юга, выше
ледопада ледника
Разорванный.
С восточной стороны от п. Хан-Тенгри находится, соответственно, перевал восточное седло Хан-Тенгри, 3Б, 6100. С севера – это ребро Студенина (нижняя его часть к п. Гутмана), с юга – ледопад ледника Разорванный и относительно несложный снежно-ледовый перевальный взлет.
Пройден не единожды, но все равно все туристские прохождения этого перевала можно пересчитать по пальцам.

Далее на восток идет то, что мы назвали перевалом Шатер З. 3Б*, 6637 м. Пройден единственный раз, группой под моим руководством в 1991 году.

Ледник Разорванный, Восточное седло Хан-
Тенгри 3Б, Шатер З. 3Б*. Снежное ребро на
п. Шатер З. – м-т 5А
Подъем с юга совпадает с подъемом на перевал В. седло Хан-Тенгри, дальше подъем по западному гребню на п. Шатер З., спуск – на перемычку между Шатрами и далее по северному склону и северному ребру п. Шатер В. – на ледник С. Иныльчек.
На прохождение требуется минимум 4-5 дней.

Вид с перевала Карлытау на юг. Справа –
седловины восточного седла Хан-Тенгри с
п. Гутмана, слева – в. Шатер западный и
западный гребень – м-т подъема на
перевал Шатер З. 3Б*.
Брат-близнец этого перевала – Шатер В. 3Б*, 6700, пройденный в 1989 году Виктором Будниковым из Томска. Тоже единственный раз. Подъем с юга – по гребню с седловины перевала Иныльчекский, спуск – по северному ребру п. Шатер В.

Пик Абалакова и перевал Абалакова 3Б*
с юга, с ледника южный Иныльчек.
В нижней части спуски с Шатра З. и В. частично совпадают. Технически перевал Шатер В. сложнее западного, и также стоит в ряду сложнейших перевалов, пройденных в туризме.

Далее идут перевалы северных отрогов хребта Кокшаалтау. К этим отрогам относятся и хребты Актау, Иныльчектау, Каинды-Катта. Перевалы же Главного хребта, его южных отрогов и Меридионального хребта описаны ниже, в китайской части района.

Перевал Высокий 3Б с запада, перевал
Чонтерен 3Б с севера, с ледника Звездочка
Чаще всего в отрогах Кокшаалтау ходят перевалы Дикий 3А, Высокий 3Б. (Мы их ходили в 1993-м году). Наибольшей популярностью, несомненно, пользуется перевал Дикий. Радиально с ледника Звездочка его ежегодно посещает не один десяток альпинистов и туристов – здесь начинается самый популярный маршрут на п. Победы. С ледника Звездочка определяющим участком здесь несложный ледопад, на проблемных участках которого работники лагерей ежегодно навешивают 1-2 веревки. С запада, на ледник Дикий – длинный (метров 500) снежно-ледовый лавиноопасный склон с серией ледовых сбросов и бергшрундов. При оптимальном выборе пути можно пройти с одновременной страховкой. На спуск такой путь искать сложно, поэтому в нескольких местах приходится спускаться с использованием веревки.

Перевал Высокий 3Б с востока, с ледника
южный Иныльчек. (хребет Актау – северный отрог
хребта Кокшаалтау)
Высокий расположен в хребте Актау, прямо в северном гребне п. Военных топографов. Соединяет он ледник Звездочка с верховьями Ю. Иныльчека. 3Б здесь, на мой взгляд, с натяжкой, но пусть уж остается. С ледника Звездочка – длинный склон 40-45 градусов, местами лед, этот взлет можно обойти по более пологим склонам ближе к п. Лавинный. Мы здесь шли на спуск, в связках, иногда с попеременной страховкой, перила в виде одной веревки провесили только через небольшой бергшрунд. С ледника Ю. Иныльчек основным препятствием является ледопад, который безопаснее проходить по центру. Мы его прошли вдоль левого борта, но там возможны обвалы с прилегающих вершин. Перевальный взлет с этой стороны – также снежно-ледовый, по сложности на уровне 2Б.

В хребте Актау, уже на уровне ледника Северный, было пройдено еще два перевала – Ноктюрн 2Б и Северный 2Б. У меня сложилось впечатление, что за последние годы ледопад ледника Северный всерьез усложнился, а попытка пройти перевалом Ноктюрн (команда из Питера) не увенчалась успехом – не нашли проход в ледопаде. Поэтому эти два перевала из «перечня» пока убрали – сложно указать новую категорию трудности «на глаз».

Перевал Дикий 3А с востока, с ледника
Звездочка. Классический маршрут на
п. Победы – через Важу.
Правее – п. Неру.
Дальше на запад за перевалом Дикий есть перевал Плато Шмита 3Б – еще один из сложнейших перевалов, пройденных в туризме. Соединяет он ледник Комсомолец с ледником Дикий, через верхнее плато ледника Пролетарский турист. Определяющая сторона – восточная, пройдена только на спуск. Перевал на сегодня пройден лишь дважды, впервые – в 1987-м году, группой под руководством С. Москвина (Москва), повторно – в 1997-м, руководитель Г. Сальников (Новосибирск).

В среднем течении ледника Комсомолец на ледник Пролетарский турист есть еще один редко посещаемый перевал – Пролетарский турист, 3А. По описанию это, скорее, нормальная 2Б, для 3А слишком прост. Но с этим стоило бы разобраться после очередного прохождения. Перевал также чисто снежно-ледовый.

Перевал Шокальского 2Б с востока,
с ледника, Шокальского. На подходах к
перевалу Барьер.
Дальше на запад начинается хребет Иныльчекский и ответвляющийся от него хребет Каинды-Катта. В этих хребтах пройдено около 50-ти перевалов, из которых 3А-3Б – 26! Остановимся на некоторых из них.

Перевал Шокальского 2Б с запада,
с ледника Путеводный.
Заслонова 3А. Впервые пройден в конце 80-х, руководитель Чередников С. из Одессы. Этот перевал – самый простой путь на ледник Каинды с ледника Шокальского, что обеспечило ему популярность. Пройден несколько раз, в разных направлениях. Снежно-ледовый, односторонний, основная сложность – с ледника Шокальского, длинный снежно-ледовый склон с серией ледовых сбросов, может быть лавиноопасно.

Параллельно этому перевалу пройден перевал Барьер 3Б* - по западному краю северной стены п. Шокальского. Впервые и единожды пройден в 1993 году, группой под моим руководством. Перевал чисто спортивный, со стороны ледника Шокальского – 35 веревок скал льда и снега. Единственное прохождение заняло 6 дней (5 подъем, 1 спуск). По альпинистской классификации здесь очень неплохая 5А. Возможно, Барьер один из самых сложных перевалов в горном туризме, пройденных на подъем по определяющей стороне.

Северная стена (правый край) п. Шокальского,
перевал Барьер 3Б* (хребет Каинды-
Катта – северный отрог хребта Кокшаалтау)

Перевал Барьер 3Б*.
Прохождение карнизов выше
3-го скального бастиона.

Верхняя часть северной стороны
перевала Барьер 3Б*
с вертолета.

Верхняя часть северной сто-
роны перевала Барьер 3Б*
выше 3-го скального бастиона.