Горы мира > Крым > Обзоры, очерки, статьи

Автор: Анатолий Брынза, Украина

Ангара-Бурун по правой части Ангарской стены, 4А (90 м,V)

Несмотря на то, что Ангарская стена Чатыр-дага хорошо видна с Ангарского перевала, мало кто знает, что на ней проложено несколько маршрутов от 2-й до 5-й категории сложности. По ее правой части проходит тройка, описанная в «Альпах в Крыму» еще в 1968г. Этот маршрут довольно интересный, однако ходится довольно редко.

Ангарская стена
Я лет тридцать назад прошел этот маршрут с ребятами из секции Днепропетровского института инженеров железнодорожного транспорта, которую тогда тренировал.
Сейчас снова начал тренировать у себя в университете и со мной уже новые воспитанники, студенты Леша Даличук и Виталий Сиденко.

От Ангарского перевала двигаться на запад в сторону Ангарской стены, сначала по асфальтированной дороге, переходящей выше в грунтовую, а далее вверх по лесной тропе. Подход под стену занимает примерно 1.5 часа. Маршрут проходит по правой части стены.

На участке R0-R1 вверх по правой стороне заросшего травой и кустарником «треугольника», хорошо видного снизу при подходе к стене, до тиса под началом камина. Скалы сильно разрушены (35 м, III, 700).

На участке R1-R2 вверх 40 м по вертикальному камину. Страховка через шлямбура и закладки. От него 10 м влево и вверх до небольшой полки (40 м, V, 800 10 м, III, 700).

На участке R2-R3 вверх и влево 60 м до станции («морковка» и шлямбур) (60 м, IV, 800). Отсюда начинается переход влево и вверх на полку, заросшую травой и кустарником. По ней двигаться влево до двух каминов. Левый - более простой. Однако нами был выбран другой вариант дальнейшего прохождения.

На участке R3-R4 в основном вверх 60 м по крутым разрушенным скалам до выхода на плечо стены (55 м, V, 800). С плеча можно уйти в кулуар и спуститься вниз.

На участке R4-R5 вверх по разрушенному гребню. Двигаться сначала по его левой стороне, а затем прямо по нему на вершину стены. На ней тур. Здесь альпинистская часть маршрута заканчивается (55 м, IV, 700).

Далее по плохой тропе влево и вверх 300 м до выхода на верхнее плато Чатырдага у вершины Ангара-Бурун.

Спуск по тропе в юго-восточной части верхнего плато.

Протяженность основной части маршрута 260 м.

Восхождение занимает 4 часа.