Автор: Александр Парфёнов, Новосибирск

Пик Военных Топографов.
Рабочие будни

Всю ночь посыпало снегом. Между стенкой палатки и склоном насыпало и утрамбовало снег на три четверти нашего домика. Хорошо, что мы растянули на бурах дно и запустили самку внутрь палатки: за ночь нас может подвинуть с полки.

Сегодня рельеф ИТОшный и работает снова Леха. Ему нужно доработать зеркало, подойти под нависающую бровь, зацепиться за щель в основании брови, по ней добраться до внутреннего угла, образованного гиганстским отщепом и по нему выйти на полку (надеюсь, она есть).

Примерно за час-полтора проходим обработанные перила, Ратмир и Лёха полезли, я за кинооператора. В этот День Лёха так усердствовал, что сломал пробойник, - в горах не надёжен ни камень, ни лёд, ни скала, ни фирмовое ***** железо. Но, к счастью, всё в горах можно отремонтировать с помощью армированного скотча, а если не все, - то мало взяли скотча. Примотали сверло к пробойнику и опять за своё. Угол со щелью под нависающей бровью не то чтобы прибавил скорости: кромки трещины покрыты трухой, местами живые камни. Да, это вам не Каравшин, здесь вообще от начала времен никто не был.

К вечеру выбрались на полочку, уставшие, но довольные: опять возвращаться в располагу уже не хватило бы веревок. Завтра лидирует Ратмир: рельеф вроде бы лазательный, надо ускориться: форекаст и трекер вангуют ж@пу с 5 на 6е, и полную ж@пу 7го.

И я (с ограничениями) и Леха можем передвигаться по пятёрочному рельефу лазанием в кошках, но смотреть, как лезет Ратмир, - просто песня! Кажется, он будто вообще не напрягается, только изредка в лучах слепящего солнца разглядывает, куда поставить ногу. Ещё до обеда выбрались на большую полку. Впереди опять нависание. Слева гигантский карниз, но вроде можно не рубиться, а пролезть по серии нависающих внутренних углов. До следующей полки явно не успеваем, поэтому оставляем Леху на хозяйстве: сушить подмокшие за 3 дня спальник, палатку и прочее шмотьё. До конца дня обработали две полные растянутые веревки или 5 участков по 25-30м.

Когда вечером вернулись на полку, нас ждали сухой спальник, горячее питьё и идеальный порядок. Девчонки, рекомендую: Леха))

По традиции в мой день мокрый снег и гладкая стена. И всё бы ничего, но в середине дня разболтался отремонтированный скотчем пробойник и при очередной смене рук единственный бур улетел к началу маршрута. У меня легкая паника. Неужели всё? Дюльферять, не доработав до крыши 30 метров?!

Таак… Что мы можем сделать? Пробить 30 дырок фифой и якорями, - ну вряд ли… Остаётся качать маятники: справа есть щель, заканчивающаяся под карнизом, по ней можно набрать метров 12 высоты и уйти ещё правее: там вроде есть ещё какая-то складчатость. После второго маятника удаётся зацепиться за полку, шириной в полстопы, по ней можно двигаться в подхват. Прохожу 7метров. Впереди ещё один траверс по гладкой плите, с зацепками уровня 6с, дальше хороший рельеф под свободное лазание. Предлагаю Ратмиру смениться. Леха, матерясь и бросая на маятниках точки, подходит ко мне, делает перила для Ратмира. Передаю железо, меняемся. Ратмир набирает по простому рельефу метров 10, затем перетанцовывая по микрозацепам уходит к более простому рельефу, дальше без проблем идёт вверх по расщелине, затем по камину и Эврика!,- он вышел на полку, с которой начинается скальный гребень, уже южной экспозиции.

Весь следующий день мы работали гребень. Примерно до 6520 снежно-ледовые участки сменяются V-V+ лазанием. Вишенка на торте — стометровый участок пятёрочного лазания на высоте 6500! После такого можно уже проситься в гималайские экспедиции! Когда вышли на снежные поля, тропить вызвался Лёха,- он умеет идти по лавиноопасному склону и не бояться. К вечеру 6го дня мы выбрались на западный гребень. Впереди, метрах в 300 Западная вершина Военных Топографов. А прямо перед нами великолепная, ровная площадка в мульде под скальным карнизом, — награда за 6 дней болтания ногами в пустоте.

Утром снегопад и туман. С востока ветром приносит облака, и они просыпаются на нашем пути снегом, а иногда снежной крупой, похожей на пенопласт. Только бы не успело зарядить склоны на спусковой 5А! Вначале доходим до западной вершины, снимаем записку Нилова-Головченко 2021 года. Бросаем часть снаряжения здесь, идём в молоке до главной вершины. Вязкое, тягучее пространство. Высота и 6 дней стены дают о себе знать. Передвигаю ногами как робот. А в голове, в качестве мотивации, прокручиваю меню кафешек и баров Бишкека, где официантка в морском кителе и фуражке поджигает В-52, первый, но не последний за вечер. Так доходим до участка, где гребень поворачивает и идёт вниз. В короткое окно видим Китай и ничего выше нас на Востоке. Странно, ведь должен же быть где-то тур.. Но раздумывать некогда, время и погода играют против и похоже заходят с козырей: из-под ног на склоне уже начинают сходить лавины. Идём не связываясь. После того как прошли жандарм «Зуб» и сбросили высоту, разъяснилось. Как будто даже снега здесь выпало меньше. Из тумана слева выплыла громада Победы, а справа показался Хан с нетрадиционного ракурса. На дюльферах пришлось бросать якоря. Последний дюльфер на подушку стоил нам моей новенькой динамики: веревка застряла на сложной 15тиметровой стенке, и, учитывая состояние группы, спасы веревки решили не устраивать.

На плато, перед перевалом начали проваливаться в снег по колено. На кошки налипает и с антиподлипом и без. Снова налетело облако, мы в тумане. После 2-3 шагов на ботинок приклеивается 1,5-2 кг мокрого снега. Вкупе с тропежкой и отсутствием видимости это очень замедляет. На перевальной седловине оказались только к 4м дня. Откопали рюкзак, выкопали площадку под палатку. Снег валит хлопьями. Прячем по рюкзакам все: железо, веревки, кошки. Мокрые, забиваемся в палатку. Пока готовим, несколько раз приходится вылезать, откапывать вход и борта палатки, - иначе нас просто засыпет в яме и схлопнет каркас палатки. Даа… веселый спуск завтра предстоит!

Просыпаемся в 2 ночи, кипятим, собираемся, подходим к перегибу и… никуда не идём: нет видимости, лицо сечет снежная крошка, поднимаемая ветром с долины по трамплину перевала. Ждём до рассвета. Видимость то появляется, то исчезает. В короткие разрывы намечаем конечную точку на длину веревки и спускаемся к ней, и так каждый раз. Вчера не смогли сдёрнуть веревку и поэтому сегодня последний у нас спускается лазанием с нижней страховкой. Снежные поля проходим осторожно, первый тропит, мы готовы в любой момент поймать поехавшего Леху. Склон некрутой, вероятность схода низкая, но чем черт не шутит: свежего снега выпало выше колена.

Итак, в этот, 10-й день, мы проделали 20 километров по леднику «Звёздочка», прежде чем оказались в столовой почти что родного Дома, - лагеря Южный Иныльчек, где девчонки-поварихи любезно оставили ужин и два термоса кипятка и где впервые, под завывание метели, пока осторожно и вдумчиво (как это бывает у мужчин) прозвучало слово «Огре»?!

Читать дальше >>>>>

Пик Военных Топографов. Как облегчиться на горе?

Пик Военных Топографов. Работа

Всё не то и всё не так на пике Военных Топографов

Пик Военных Топографов. Трудности

Пик Военных Топографов. Хроника экспедиции

Пик Военных Топографов. Ближайшие планы

Акклиматизация перед первопроходом на Военных Топографов

Итоги экспедиции. Западный Кокшаал-Тоо, первопроход на пик Королёва (5816м)