Горы мира > Сибирь >

Автор: Артем Угловский, Якутск

Цветной пояс Сунтар Хаята

Комбинированный пеше-водный поход V категории сложности
по цветному поясу гор хребта Сунтар Хаята.

Июль 2022 года

Идея похода принадлежит Георгию Ионовичу Цыпандину и посвящена 100-летию образования Якутской АССР. Экспедиция была поддержана Русским географическим обществом (Отделение в Республике Саха (Якутия)), от РГО было получено задание по дополнительному изучению ранее уже исследованных территорий хребта Сунтар Хаята, совершению восхождений на безымянные вершины хребта и присвоение им имен знаменитых государственных деятелей Якутии.

Участники похода:

• Георгий Цыпандин (руководитель группы)
  • Евгений Кривошапкин
  • Василий Местников
  • Константин Оконешников
  • Ньургустана Ширяева
  • Артем Угловский
  • Это не официальный туристский отчет, это скорее мои личные заметки, сделанные большей частью по памяти.

Район похода – северные горно-ледовые массивы хребта Сунтар Хаята в Оймяконском улусе Республики Саха (Якутия) (Муус Хайа и Палатка) и немножко (у самой границы) в Хабаровском крае. Время похода – июль 2022 года. Рюкзаки + - 40кг, газ - 8 баллонов по 450гр. и 4 баллона по 230гр., продукты – 500 гр. на чел./день. две веревки по 50м, вспомогательные веревки разные, карабины, ледобуры, у каждого кошки, обвязки, самостраховки, спусковухи, каска и ледоруб. Газовых горелок было 3, пользовались двумя, очень всем понравилась Костина 4 литровая ковея – отличный аппарат. Плавсредства (два катамарана - 4 и 2) забросили отдельно до Алта Чуккуй.

Цветные горы Сунтар Хаята …
    05.07.2022 – 06.07.2022

Якутск – Ючюгей. Маршрут многим знакомый, трасса Колыма, две паромные переправы. Тайга, горы, Восточная Хандыга и суровое напоминание о непростых моментах в истории нашей родины.

06.07.2022 – 09.07.2022

В с.Ючюгей Ночевали в гостях у Павла Павловича Сивцева, спасибо огромное Павлу за гостеприимство. Потом весь вечер следующего дня ремонтировали вездеход, благодаря Костиному непосредственному участию в ремонте около 12 ночи выехали из Ючюгей в сторону р.Агаякан и дальше на оз.Кнорий. Через сутки мы были в назначенном месте. По пути заезжали в гости к местным жителям - оленеводам, база неподалеку от Кнорий, пили чай, разговаривали – спасибо большое Прохору за радушие и теплый прием. К месту прибыли ночью, не ужиная, наспех поставили палатки на высоком берегу озера, немного вдалеке от воды и легли спать, всем требовался отдых после утомительной заброски.

Вот так немного сурово встретил нас вечером Кнорий

Есть надежда на хорошую погоду

09.07.2022

Утром погода замечательная, облачности нет. Настроение отличное

Озеро очень красивое, со всех сторон горы

Любуемся красотой озера. После завтрака распределили снаряжение, оставили часть продуктов, лишний газ и костровое, костер теперь будет только, когда вернемся, и двинулись в путь. Обошли оз.Кнорий и пошли по руслу в западном направлении до второго по ходу левого притока Кнория.

Вид в долину вверх по р.Кнорий с того места, откуда начнем подьем по ручью к л.42.
    И вид вниз, в сторону озера, оттуда пришли

В устье ручей бурлит и пенится, прорываясь между камней, образует небольшие каскады

Почти сразу вылезли наверх по поросшему травой склону (по левому берегу), здесь трава заканчивается, дальше только камни и холодная горно-ледовая пустыня почти лишенная растительности, однако изредка на пути все же можно встретить невеликие размером, но удивительно красивые растения, многие из которых к тому же, в это время цветут. Сразу ощутимый набор высоты, рюкзак тяжелый, пока не втянешься идти трудно, но в общем терпимо, в каньоне навалено камней, частые броды. Обедали у воды в низине, по левому берегу есть небольшая котловинка с водой. Погода хорошая, солнце.

Дальше шли по краю воды или по воде. Думали, где встать на ночлег, везде получается рядом с потоком воды либо большие камни. Василий разведал хорошее ровное место для ночевки чуть дальше и повыше.

Место ночевки

Вечером обсудили планы завтрашнего восхождения на в. Муус - Хайа. Ночью холодно, по ощущению в районе ноля.
    Ночевка: 62o35'37,3'', 140o59'04,7''. Высота – 2088м.

10.07.2022

Утром облачно, солнца нет, пасмурно, дымка. По каньону дошли до морены Л.42, там поставили палатки, вещи оставили, взяли только необходимое снаряжение, газ и продукты на обед.

Идем в верховье ручья под ледник 42. Здесь поставим палатки и уйдем наверх

Обогнув морену налево, вышли на Л.42

Вначале шли рядом со льдом, справа, так до конца моренного выхода, на конце морены надели кошки и дальше по леднику.

Надели кошки и вперед

Язык ледника в общем пологий и широкий, имеются продольные трещины (ледовые желоба), по которым быстрыми потоками течет вода, питающая ручей, по которому поднимались и соответственно р.Кнорий. Идти несложно. Промоины перепрыгиваются без особого труда. Сам ледник чуть выше, залегает довольно круто, при движении по нему чувствуется набор высоты.

Поверхность ледника местами покрыта розоватым налетом, видимо, это простые одноклеточные водоросли (возможно, хломидоманада?), занесенные сюда ветром, либо птицами, пожалуй, можно предположить, что наличие данной субстанции в сочетании со скальной пылью меняет светоотражающие свойства ледника, как результат, количество поглощаемой ледником солнечной радиации будет возрастать, что в свою очередь приведет к ускорению таяния. Поднявшись до участка, где склон становится крутым, обедали и определились с направлением восхождения, решили идти на перевал Муус - Хайа Южный.

Поднимались по ледовому склону, Евгений шел первым, я страховал и организовывал станции, на самый гребень зашли по сыпухе, здесь довольно круто, осыпь почти не держится. С гребня провесили перила для группы.

Поднимаемся по ледовому склону в направлении пер.Муус Хайа Южный

Георгий и Женя наверху на гребне

По гребню шли в связках по 3 (безопасность лишней не бывает), идти не сложно, но нужно быть осторожным, гребень неширокий, могут встречаться снежные надувы - козырьки. Есть небольшие жандармы, они обходятся преимущественно справа. На перевале тур, в нем записку не обнаружили, оставили свою.

Дошли до вершины, радовались, фотографировались, в туре сняли записку якутских туристов. Видимость из-за тумана и облачности плохая, но иногда, на какие-нибудь секунды, ее сдувает, и открываются поражающие своей грандиозностью, ослепительно сверкающие на солнце ледники Большой Муус Хайа - на западе и 34, 39 - на севере.

Южный гребень, по нему пришли. Слева от гребня если смотреть на юг, Л42, справа - Л32 Бол.Муус Хайа

Вид с вершины Муус Хайа на Северо-Восток. Ледники 39 и немного 37 слева

Дальше пошли в направлении пер. Муус - Хайа Восточный, оттуда при помощи веревок спустились на ледник. Хватило одной сдвоенной веревки, чтобы пролезть полуразрушенный кулуарчик, веревку сдернули и дальше пешком по осыпи.

Вид по восточному гребню. Впереди в.Кулаковского (Динозавр)

Внизу на леднике

Вернулись в лагерь поздно вечером. Под одной из палаток образовалась река, палатку переставили. Я варил суп, когда он уже был готов, я случайно задел и опрокинул котел, вылил все содержимое, сильно нервничал и переживал по этому поводу. Спасибо Жеке, он помог по-быстрому приготовить другой ужин, в общем, меня простили.
    Ночевка: 62o35'58,9'', 140o58'55,0''. Высота – 2245м.

11.07.2022

Перевал Запорожье. Соединяет верховья левого притока Кнория (Л.41) и Л.40 бассейна р.Делиндя. К северу от места ночевки ведет узкий каньон, расширяется к верхней части и заканчивается вверху водопадом.

Фото вниз по каньону, оттуда пришли. И водопад в верховье каньона

В К. нагромождение камней, есть небольшие наледи, по дну течет ручей. Шли вначале левым берегом, потом перешли на правый. Сейчас думаю, может и ошибаюсь, но наверное, можно сразу вылезть наверх правобережной террасы, хотя не исключено, что идти верхом может оказаться сложно. В конце каньона можно подняться на левую сторону по ходу движения по осыпи недалеко от вдп. (так прошел Евгений) либо залезть по полуразрушенным скалам, не доходя вдп. метров 50. Лезть с рюкзаком тяжело, все камни живые, держаться не за что, так поднялись мы с Георгием и закрепили перила. Перевальный тур находится здесь же на верху, примерно на траверзе вдп., в туре сняли записку 1980г. первопроходцев - группы Б.Мельничука из г.Запорожья, они поднялись на перевал, но судя по описанию в записке дальше через перевал не прошли, была разведка.

Сам же перевал находится чуть дальше - это водораздельная часть между Л.41 и Л.40. Под ледником 41 маленькое, но очень красивое озеро с лазурной водой. Палатки ставили под дождем, тем не менее, решили, что сил еще хватит сходить на две вершины (по заданию РГО).

Обе вершины расположены чуть к северо-востоку от озера между ними перевал, за ним к югу Л.43. Во время подъема проливной дождь, туман и очень сильный ветер. Поднялись на обе вершины. Подъем технически прост по мелкой и средней осыпи, сложность создают метеоусловия в виде дождя и шквального ветра. От дождя камни скользкие, ветер сильный, порывистый, особенно нужно внимание при движении по гребню.

Вид с перевала на «ту» сторону, почти на Восток, там прямо вдалеке слияние р.Кнорий и реки Конгор, которая берет свое начало с ледников центрального горного массива хребта Сунтар Хайата.

Тоже крупнее. Завтра по плану обогнуть этот небольшой массив, на котором стоим в направлении на Северо-Восток вдоль р.Делындя и через пер.Связка спуститься на Юг по каньону, который виден впереди. Наверное при желании можно спуститься и с этого перевала, даже будет короче, но тогда не будет возможности полюбоваться ледниками Муус Хайа со стороны Делындя, да и сама долина р.Делындя очень красива.

Вид на озеро сверху. Спуск с вершины

Данные плохо видно, идет дождь, высота на приборе 2877 м.

Вид с в.Аммосова на Юг. Сквозь туман виднеется язык ледника 43

Вася и Костя пишут записку на в.Ойунского. Женя и Вася на вершине на фоне тура

Вершины предложено назвать именами М.К.Аммосова и П.А.Ойунского, перевал между ними - 100 лет ЯАССР. Обе горы приблизительно одной высоты, отметка северной вершины (Аммосова) по гармину - 2877м, координаты - 62o36'53,5'', 141o00'52,0'', высота, указанная на топокарте 2873, Южная вершина (Ойунского) на карте не обозначена, координаты 62o 36' 17,46'', 141o 00' 34,62''. По возвращении грелись, кушали, праздновали.
    Ночевка: 62o36'27,0'', 141o59'34,0''. Высота – 2489м.

12.07.2022

Утро и весь день солнце, очень кстати, можно хоть немного просушиться после вчерашнего продолжительного дождя. Обошли озеро, прошли по вытянутой моренной куче и вышли на ледник. Здесь перевал Запорожье.

Рюкзаки собраны, минутная готовность. Фото на память

Идем на оз.Кнорий через р.Делындя и пер.Связка. Ледники слепят своей белизной, искрятся, смотрим чуть назад, на юго-запад, вершины Муус Хайа и Кулаковского (в.Динозавр) выглядят великолепно, на фоне темно синее небо и ослепительный покров ледника создают потрясающий контраст, цвета насыщенные и глубокие, горы-великаны утопают в бездонном небе, поворачиваем на юго-восток, там величественно возвышаются пройденные нами вчера вершины М.Аммосова и П.Ойунского.

Вид на ледники 39 и 40. Отроги восточного гребня Муус Хайа. в.Кулаковского

Идем не спеша, даже лениво, не хочется уходить, хочется любоваться. Прошли Л.41, и по Л.40 вышли в верховье р.Делындя. Книзу после небольшого перегиба ледник выполаживается, вытягивается и, как часто бывает, заканчивается небольшим озером, боковые морены с глубокими промоинами.

Дальше шли в основном террасами правого берега, местность безлесна, русло реки - широкий каньон, наверное, если идти низом. неизбежны частые броды, обедали, сушились, отдыхали.

Нельзя не отметить очень красивые горы на левом берегу Делынди - на солнце, как золотые. К перевалу Связка пришли вечером, местность холмистая, растет трава, встречаются цветы, чуть ниже - мелкий кустарник, карликовая береза. Множество бараньих троп, перевальная часть очень широкая - плато, выраженная седловина отсутствует, тур не обнаружили, сложили свой, ночевали ниже чуть левее (орагр.) русла ручья, вытекающего с Л.43 - левого притока Кнория, впадающего перед самым его устьем.

Справа и слева горы, на склонах трава, наверху видимо тоже, относительная высота метров 100. Утром во время завтрака к всеобщему удивлению увидели большое стадо чубуку на верху левобережного хребта, долго наблюдали, фотографировали.
    Ночевка: 62o36'12,1'', 141o06'01,3''. Высота –1694м.

13.07.2022

Решили не идти к самому слиянию рек Кнорий и Конгор, а срезать почти на Юг, для этого пришлось взобраться и перелезть через правобережный хребтик.

Во время путешествия наблюдал за цветами, по возможности, фотографировал. Горно-тундровая флора при своей суровости и скромности очень красива и богата разнообразием, думаю, в этих труднодоступных и малопосещаемых краях она, еще далеко не полностью изучена и систематизирована. Учитывая, что на маршруте приходится придерживаться темпа движения группы, не всегда удается хорошенько разглядеть или удачно сфотографировать интересное растение, вот некоторые из них:

С вершины этого небольшого отрога, который решили срезать, уже виден лес, тайга, озера и реки, это дает ощущение близкого отдыха, костра, рыбалки, наконец, можно будет выспаться и восстановить силы.

Спускались через тайгу бурелом, несколько раз на разбоях бродили Кнорий, в один из бродов у меня из-под ноги ушел камень и пришлось плавать с рюкзаком, боялся за фотоаппарат в кармане рюкзака, к счастью все обошлось. На озеро пришли к обеду. Была дневка, рыбалка, отдых. К вечеру появились тучки, прошел небольшой дождь. Кругосветка закончена, дальше поход до р.Сунтар, пройдем через несколько перевалов и сплавимся по Сунтару до автотрассы.

14.07.2022

Утром небо затянуто облачностью, но осадков нет, видимо давление растет. Отсортировали продукты, кое-что оставили, груз распределили по рюкзакам, пошли в том же направлении, что и 6 дней тому назад. Каньон р.Кнорий неглубокий, и широкий, но есть места, где сужение значительно.

Ниже правого притока (Правый Кнорий, он берет начало с Л.54) сложный участок, если идти низом, может понадобиться веревка, сложность такого прохождения также будет зависеть от количества воды в каньоне. Мы двигались вначале низом, затем, почти до самого ледника шли травянистыми полками правого берега. Миновали ручей, где поднялись в прошлый раз и прошли до ручья Спрингис, чуть выше его устья остановились на ночлег.

Каньон, по которому поднимались в прошлый раз, когда шли на в.Муус Хайа и дальше через пер.Запорожье

Устье правого притока Кнория - р.Спрингис

К вечеру тучи исчезли, выглянуло солнце, горы засветились красками. С одной из близлежащих гор красного цвета течет два небольших ручья, место по которому они текут поросло зеленым и коричневым мхом. Думали из какого из этих ручьев взять воду для приготовления еды. Стали пробовать, в одном из источников вода имеет тухловато-хлористый привкус, а в другом - кислый, очень напоминает аскорбинку. Решили, лучше кислый, чем тухлый. Оказалось, что после кипячения вода приобрела густой бурый цвет (как чай с молоком) если в такой чай добавить сухое молоко, оно тут же сворачивается. Выбирать было не из чего, идти на Кнорий было далеко, все устали, подумали, ничего страшного, немного минералов нашим организмам не повредит. К тому же, по рассказам местных жителей, олени приходят сюда восстанавливать здоровье.

Место, в котором мы ночевали невероятно красивое, можно смотреть в любую сторону и будешь поражен красотой и разноцветием гор и каньонов. Это цветные горы хребта Сунтар Хаята. Такое цветовое разнообразие, видимо, обусловлено обилием различных минералов и металлов заключенных в недрах этих гор.
    Ночевка: 62o33'50,2'', 141o00'20,7''. Высота – 1622м.

15.07.2022

Утром погода хорошая, но видны зачатки кучевой облачности, она еще только начинает формироваться, возможно, к вечеру она перерастет в дождевую, в горах перемена погоды может быть быстрой, скальные и осыпные склоны под воздействием солнечных лучей быстро прогреются и сотни тонн теплого воздуха утекут с их вершин в атмосферу, достигнув температуры точки росы, вся эта масса водяного пара, насыщаясь превратится в красивые белоснежные клубы кучевых облаков, к вечеру давление и температура могут понизиться и все это может обернуться осадками или грозой.

Подходим к леднику 48, растительность закончилась, теперь только камни и лед. У подножья Л. бурный поток, рвущийся вниз по нагромождению камней – это исток Кнория, пришлось бродить с правого на левый берег.

У боковой (левобережной) морены озеро, судя по всему, здесь ледник отступает, и дно кара заполняется водой. Мы пришли к озеру уже вечером. Холодно, ветер, моросит дождь. Палатки ставили у озера, все завалено крупными камнями, пришлось потрудиться с расчисткой площадок.

Думали, как дальше пойти, по имеющимся описаниям, предпочтителен путь через пер. Исыть, соединяющий Л.48 и Л.47, в западном цирке, так оптимальнее при движении в верховья р.Харонь и дальше на пер. Аметистовый. Решили завтра не торопиться идти через перевал, а сходить на разведку и изучить Л. 48.
    Ночевка: 62o32'55,6'', 140o53'03,1''. Высота – 1622м.

16.07.2022

Ледник 48 - довольно большой долинный ледник, его длина более 4 км, залегает в обширном вытянутом с юго-востока на северо-запад чашеобразном углублении, язык выходит в долину на северо-восток, со всех сторон ледник окружен красивым высоким скальным гребнем с зубчатым контуром и с выраженными седловинами перевалов. В нижней части язык ледника имеет промоины, по бокам большие моренные валы.

Обошли озеро справа, поднялись по большой боковой холмообразной морене в северной части кара, наверху холма широкая площадка, осмотрелись и обнаружили, что кулуары, ведущие к перевалам, пустые – не заняты снежно-фирновым покровом и в данное время представляют собой довольно крутые осыпные склоны с полуразрушенными скалами. Решили, что проще будет подняться на гребень в северо-западном направлении и попробовать перевалить на Л.45.
    Ночевка: там же.

17.07.2022

Солнца нет, небо мутное в тучах, дымка.
    Подъем на перевал занял около часа, идти очень трудно, сыпуха не держится, делаешь шаг вперед и скатываешься на метр назад, ноги вязнут в осыпи. Склон крутоват. Подъем очень энергозатратный, отнимает много сил. В итоге вышли на гребень метрах в 300 севернее от перевала Кнорий.

Вид книзу ледника, оттуда пришли. На подъеме

Складчатая структура из спрессованных обломков горной породы как бы выдавлена наружу, выступает под разными углами и образует вот такие причудливые формы

Вид на ледник 48. Вершина Панорамная, перевалы Осыпной и Зубр

Вид на ледник 45. Перевал Бастион

Вид с перевала на Л 45, видно, как влево уходит долина, нам дальше туда, к леднику 47

Спуск с перевала

Спустились здесь же, Георгий предлагает назвать перевал Хори – Сунтар, возражений нет. Мы с Женей спускались крайними, Женя попросил взять его рюкзак, идти с двумя огромными рюкзаками оказалось сложно, поэтому я привязал его рюкзак к обвязке и так продолжил спуск. Женька предложил отпустить его Р. по ледовому склону, мне идея не очень понравилась, но он настоял, чтобы рюкзак продолжил дальнейший спуск самостоятельно. Вобщем Р. не пострадал, вылетел газовый баллон, который потом нашли. С этой стороны открывается восхитительный вид на гребень, разделяющий Л.45 и Л.44 «Одинокий», здесь в западной части хребта пер. Бастион, рядом огромная монолитная башня почти отвесная на юг.

Вообще, как альтернативный и не менее интересный вариант пути на Харонь, на мой взгляд, может быть выход на ледник Одинокий через одноименный перевал с последующим прохождением перевала Бастион (спуск с пер. потребует наличия снаряжения и необходимых альп. навыков). Ночевали у ледника 47, едва успели поставить палатки, как разразилась сильная гроза, от молний было светло, как днем, грохот грома был невероятный, полил проливной дождь. Несмотря на непогоду, команда настойчиво требовала от дежурных ужин (дежурными на этот раз были Георгий и Василий). Без преувеличения, это было самое экстремальное дежурство за весь поход, готовили они на улице, вообще это отдельная история.

Гроза кончилась, ужинали, немного спорили, как завтра перевалить на Харонь, мнения было два, идти в восточном или в южном направлении. С места ночевки не было видно восточной оконечности цирка, окружающего ледник, по ощущению там должно быть понижение и выполаживание в рельефе. После ужина я предпринял попытку разведать восточную сторону, но пройдя траверсом около км по осыпному склону, понял, что в бивачных калошах дальнейший путь небезопасен, поэтому вернулся.

День закончился весьма живописным закатом. Решили утром пойти на юг, юго-запад, но по пути оглядеться и выбрать оптимальный путь.
    Ночевка: 62o32'34,7'', 140o49'28,1''. Высота – 1622м.

18.07.2022

Утром погода миллион на миллион. С ледника путь в южном направлении выглядит предпочтительнее. Поднялись с Женей под самый верх гребня, где кончается лед и начинается осыпь. На подъем провесили 5 веревок, где-то в средней части подъема вертикальная снежно-ледовая полка 2м высотой. На самый верх перевала лазаньем поднялся Женя и закрепил перила, это ключевое место, от верхней станции смотрится два варианта: есть возможность пойти влево и по гребню чуть спуститься на перевал (так на вид положе, но дальше), можно вправо – там чуть круче, но путь короче, сложность примерно одинаковая, решили направо. Подниматься здесь без веревок с рюкзаками будет очень трудно.

Готовимся и идем на перевал

На верху веселились, думали, как назвать перевал, Василий предложил - "Ясный" приняли единогласно. Координаты перевала 62o31'48,8'', 140o48'56,9'', высота по гармину 2519м, по нашей оценке, категория 1Б-2А.

Спуск не особо сложный, прошли метров 40 по гребню, дальше траверсом вниз преимущественно по крупной осыпи. Спустились с перевала, это верховье р.Харонь, здесь обедали. Дальше, примерно через 1,5 км долина обрывается книзу большим перепадом, проще обойти слева, немножко подняться на высокий бугор и по нему уйти на левый берег, этот путь более логичен, если планируется дальше идти на пер. Ниткан, т.к. спускаешься сразу на левобережную террасу, правым берегом выходишь к высоченному обрыву с водопадом.

Водопад обходится чуть слева по осыпному круглому склону, местами придется траверсировать перебежками, чтоб не задерживаться на сыпухе. Спустились в долину р.Харонь. Внизу альпийские луга, разнотравье, цветы. Еще сверху увидели "Михаила Потапыча" очень большого размера. Почтительно пропустили его вперед, но пришлось идти по его следу, другого пути нет. По пути часть группы сходила на перевал Ниткан. Ночевали на устье левого истока р.Харонь, завтра по нему пойдем на перевал Аметистовый.

Долина р.Харонь. На фото слева видна огромная ступень в середине каньона, она обходится слева или справа. Левым берегом удобнее, по правому водопад. Оттуда увидели медведя, который шел по руслу

Гора

Георгий предлагает с Аметистового посмотреть, возможно ли подняться на вершину, по которой (если не ошибаюсь) проходит административная граница Якутии и Хабаровского края, на топокарте высота не отмечена, думаю, где-то 2700, ее хорошо видно отсюда, выступает гигантским углом, гора смотрится очень внушительно. Хорошая, сильная гора.
    Ночевка: 62o32'14,4'', 140o45'24,9''. Высота – 1802 м.

19.07.2022

До пер. Аметистовый шли по дну каньона, все время по камням. Перед кулуаром, ведущим на перевал остановились, отдыхали, смотрели красивые камни, здесь попадается кварц с включениями сине-фиолетового и изумрудного цвета. Под перевалом обедали в узком и достаточно крутом месте.

Обедаем недоходя перевала

Кварц

Наверху обширное плато. Гора как бы рассечена большой складкой - мульдой

Планировали ночевать на перевале и оценить возможность восхождения. Седловина широкая наверху тур. Выкопали пару колодцев, в принципе, если здесь ночевать, воду можно добыть. Гора, на которую смотрели снизу, очень красивая, мощная, с перевала кажется, что без скального оборудования не подняться (у нас только ледобуры - крючья, молотки и прочее железо не брали). Посовещавшись, решили оставить на потом, а сейчас сходить на соседнюю вершину - холмообразный осыпной конус к югу от перевала. Чтобы подойти к основанию вершины нужно с перевала взобраться на боковую террасу около 20м высотой, наверху плоская и ровная площадь огромного размера - аэродром. Подъем нетруден, с вершины открывается потрясающий обзор на 360гр.

На фото слева вдалеке в дымке виден Сунтар, на фото справа – долины правых притоков р.Нетаньжа, впадающих в нее в самом верховье

Вокруг вершины цветных гор Сунтар Хаята, смотришь вниз - перед тобой словно карта, видно все. Вершину предложено назвать – Самоцвет. Спустились, ночевали на устье правого истока р.Нетаньжа, отсюда километра 4 вверх по Нетаньже будет перевал Алтын (Агат), ведущий на Ниткан (при наличии времени отсюда можно сходить).
    Ночевка: 62o30'08,1'', 140o39'58,7''. Высота – 1742 м.

20.07.2022

Вниз по Нетаньже вышли на Сунтар, дальше по боковой террасе. Долина реки Сунтар очень широкая, из растительности – мох, трава, кустарник, попадаются деревья, мы спускаемся в зону леса.

По пути видели молодого сахатого, заметив нас, он перебежал на галечник ближе к левому берегу и укрылся за кустарником, во время похода во множестве попадаются куропатки, в зарослях тальника из-под ног выскочил заяц – гад ну и напугал же. Немного ушли от реки, здесь уже тайга, шли через лес, тут встречаются остовы старых стоянок оленеводов, они уже проросли приличной высоты деревьями, видно, что здесь давно не было людей.

Одинокий тополь

Ночевали в районе устья р.Евроньжа (в лесу), где-то здесь же недалеко должно быть устье р.Харонь. На ужин Георгий жарил грибы - вкуснотище. Вечером Георгий сказал, что у нас есть два резервных дня, которые планировали на дневки, и что если у кого-то есть желание, то можно пойти на Палатку. Гора Палатка была давней моей мечтой - не раздумывая, решили идти.
    Ночевка: 62o34'28,5'', 140o34'01,8''. Высота – 1412 м.

21.07.2022

Наверное, это был самый жаркий за все время похода день, шли довольно быстро, в какой-то момент Василий сказал, что видит людей с лодкой. Действительно, метров 100 от нас на Сунтаре два человека тащили лодку вверх по течению. Обменявшись приветствиями, отправились навстречу друг другу. Это оказались известный путешественник Сергей Ермаков и его жена Нина. Нечасто можно вот так встретить людей в эти краях, они рассказали нам о своем путешествии, мы о своем, сказали нам, что договаривались на маршруте встретиться с Мариной Галкиной приблизительно в этом районе, мы сделали фото на память и отправились дальше, они вверх, мы вниз.

Фото с Сергеем и Ниной Ермаковыми

В этот день мы прошли где-то 35км, по плану было оставить часть вещей в доме на устье р.Нейдагычан, но не найдя дом, решили не тратить времени на поиск, а оставить вещи прямо так, с собой только палатка, спальники, горное снаряжение и немного продуктов.

Если не ошибаюсь, Парусник. Поединок

Вообще путь, которым мы шли лично мне казался не вполне логичным, получается идешь на север, поворачиваешь по Нейдагычану и так километров 8 на восток, дальше по Мугалу еще километров 10 обратно на Юго-Восток, т.е. огибаешь петлю длиною около 25 км по лесам и горам. Примерно 8км выше устья Нейдагычана, напротив устья левого притока Улынжья в Сунтар впадает правый его приток, вытекающий с ледника №8 "Западный". Я не слышал, чтобы по нему ходили, но если он проходной, то путь к Палатке сокращается примерно на день. Возможно, ручей окажется непроходимым из-за воды с ледника. В общем мое предложение принято не было, позже ровно на том месте, где по моему предположению можно было перевалить на Мугал я оступлюсь, прыгая на камень и упаду в воду, бурный поток Мугала моментально выхватит и унесет одну из моих палок. Потом будем много иронизировать по этому поводу, что это произошло в этом самом месте и что когда-нибудь придется вернуться и пройти этот перевал. Итак, дальше поднимались по р.Нейдагычан левым берегом по лесу.

На ночевку встали на небольшой, но очень уютной поляне на самом берегу Нейдагычана, немного не доходя до левого притока - р.Мугал.
    Ночевка: 62o45'33,3'', 140o27'02,0''. Высота – 1343 м.

22.07.2022

Гора Палатка известна своим непростым характером, не раз я слышал, что, если не захочет пустить, точно не пустит. Вчера был прекрасный летний день и вечер не предвещал перемены погоды, но сегодня, хоть по-прежнему тепло и солнечно, но видно, что в районе горы висят мощные темно-серые тучи. Суеверно решили не обсуждать погоду, как будет, так будет.

Р.Мугал
    Наверное, нужно рассказать о том, как шли по каньонам Нейдагычана и Мугала, обойдусь без подробного описания, скажу, что по Нейдагычану шли левым берегом, вначале немного срезали к реке через горку, дальше по краю леса, потом после водопада спустились к воде и шли преимущественно по дну каньона, часто (почти все время) бродили, иногда выбирались на берег, по Мугалу есть возможность идти боковыми покрытыми мхом полками правого берега, спускаясь и поднимаясь преодолевая каньончики впадающих ручьев, но мы шли по низу. Отдельные участки каньона Нейдагычан, особенно перед устьем Мугала - это высоченные, сотни метров, монолитные отвесные стены. Ну и конечно же на Нейдагычане есть три больших и восхитительно красивых водопада.

Водопады на р.Нейдагычан

Где-то в середине Мугал также преграждает водопад метров 10 высотой, он обходится слева по осыпному склону.

Водопад на р.Мугал преграждает путь по днищу каньона, обходим слева

Верховье каньона р.Мугал - труднопроходимое нагромождение больших камней и узкий кулуарчик с водой и натечным льдом, уходящий вверх – на Юг (налево по ходу движения), а прямо на Восток – виден не широкий, но тоже красивый довольно высокий водопад (наверное, с ледников 10а, 10б).

Верховье каньона Мугал, подходим к предвершинному цирку

Примерно в 16 часов мы были на предвершинной морене, погода была уже совсем непохожая на вчерашнюю. Было холодно, дул ветер, моросил дождь со снегом. Здесь, в самом верху каньона - словно гигантская корона – цирк над которым возвышается вершина.

Палатка. Внутри цирка, на плато памятник туристам из Казани, погибшим под перевалом Агидель в 2008 году

Отсюда едва виднеется триангуляционная вышка на вершине, до нее метров 700.
    Ночевка: 62o42'40,6'', 140o37'26,2''. Высота – 2180 м.

23.07.2022

Утром я проснулся первым, не терпелось. Еще не было 6ти, я стал готовить завтрак, где-то в 6 поднял остальных, погода как будто давала шанс, было тихо и даже появлялось солнце, хотя чувствовалось, что это все ненадолго. Время решили не терять, налегке наверх. Прямо с Юга, кулуаром чуть правее вершины по живой осыпи. Таких живых осыпей у нас в этом походе еще не было, местами приходилось траверсировать склон перебежками, чтобы не улететь вместе с каменной рекой с шумом и грохотом уходящей из-под ног на сотни метров вниз. Видимо склон представляет собой деградирующий ледник, укрытый моренным плащом, осыпь не держится. В верхней трети походу налево обошли скальный пояс, перешли на предвершинный гребень и по нему на самый верх. Наверху ржавая триангуляционная вышка, собранная на болтах советскими геодезистами, возле вышки железная печка, брезент палатки, лопата, и немного дров, сколько лет всему этому хозяйству – история умалчивает. Внутри вышки железный столик, под ним тур, сняли записку Местникова Славы (г.Якутск) и Максима Лучко (г.Новосибирск), а чуть ниже, со стороны северного склона на снежном наддуве нашли еще один контейнер с запиской группы туристов из Москвы под руководством Д.Маслова (2009 год). Интересно, что несколько лет тому назад, прочитав его отчет, я разговаривал с Дмитрием и предлагал снова совершить подобный поход по этим местам, но Дмитрий сказал, что сейчас у него нет такой возможности. Тем не менее, мне было приятно отправить ему на электронную почту фото его записки. Весь подъем у нас занял чуть больше часа.

На верху поздравляли друг друга, фотографировали

С Вершины открывается замечательный вид на северный цирк, ледник №3 «Палатка», а на юго-восток, приглядевшись, можно разглядеть Муус Хайа

Еще когда были на вершине пошел снег, по всей видимости основное направление ветра сменилось на южное, видно, как с Юга подтягивает дым, там в Хабаровском крае горит тайга. Спускались примерно также, по пути подъема. Внизу перекус, собрали палатку и снова по каньону вниз.

Спуск с вершины

От усталости, быстрого темпа и постоянных бродов, растянул голеностоп, досадно, идти стало тяжело, успокаивает, что пешая часть заканчивается, все же эти два крайних ходовых дня были для меня очень сложными. Темп был хороший и сил было достаточно, если бы не моя нога, могли бы уже сегодня вернуться на базу.
    Переночевали, где и позавчера, место очень красивое.
    Ночевка: 62o45'33,3'', 140o27'02,0''. Высота – 1343м.

24.07.2022

Спустились к оставленным накануне вещам, вышли к Сунтару, здесь и стоит дом, в котором хотели оставить часть своих вещей перед восхождением. Дом большой, новый, с пластиковыми окнами и железной крышей. Большая ровная поляна вокруг дома. Долго не отдыхали, пошли бродить Сунтар. Шли по левому берегу, вдалеке от Сунтара, лес сменяют обширные поляны. На одной из них остановились на обед. Едва успела в котле вскипеть вода, ударила мощнейшая гроза, пошел ливень с крупным градом, подумали, вот так провожает нас Сунтар Хаята, рядом был ручей, убежали туда и укрылись под деревом. Где-то через час все закончилось. Примерно в 15 часов были на базе Алта Чуккуй. Дальше был ужин с пирожками - огромное спасибо Ньургустане, баня с веником из карликовой березы (спасибо Васе за веник) и ночевка в избе, прошлой ночью здесь же переночевала известная путешественница Марина Галкина и отправилась вверх по Сунтару, к ледникам Муус Хайа и дальше на Юдому. Пешая часть похода завершена, дальше сплав по р.Сунтар.

25.07.2022 – 27.07.2022

Сплавлялись на двух катамаранах, четверка и двойка. Сплав начали в районе реки Колтако. В верховье большая наледь, здесь много утомительных волоков, дальше проток становится меньше, а река глубже, начинается хороший сплав. Больших технических сложностей во время сплава не было, из препятствий – высокие волны, часто захлестывает водой по пояс и по грудь, как правило, всегда мокрая одежда, большие обливные камни – необходимо слажено маневрировать, что бы не повиснуть и не перевернуться на них, шиверы, перекаты, ближе к мосту два хороших порога.

Рыбачили на пропитание, в верховье хорошо ловится крупный хариус, кушали в вареном, жареном и сыром виде – объедение. Погода во время сплава была хорошая, одежда успевала сохнуть. Сплав завершили у моста через Сунтар, просушили снаряжение, пообедали, машина не заставила ждать, погрузили вещи и отправились в обратный путь. В Якутск прибыли 29.07.2022.