Ледолазание на Mountain.RU

Международные соревнования - 2005
Календать международных соревнований по ледолазанию new!

Россия, СНГ 2004-2005
Календарь соревнований
Правила соревнований

Итоговые протоколы Чемпионата Росси-2003

Международный Совет по Спортивному Ледолазанию (CEGC/ICCIC)
Правила ледолазания
Классификация ледовых маршрутов:
вариант Planetmountain.com
вариант "ICE World" (Jeff Lowe)

Новости ледолазания

Автор: Иван Темерев, Томск

Год 2022-й про лед, горы, скалы и немного про «Трамплин Томск».
Часть I

Начался мой календарь с ледолазания на Алтае.

С 30 декабря 2021 по 9 января 2022 мы ездили на замерзшие водопады долины реки Чулышман.

Приехало 15 человек из Томска, Москвы, Хабаровска, Питера и Новосибирска.

Перевал Кату-Ярык встретил нас морозом в -24.

Лазили на водопадах Доол-Озы, Кату-Ярык, Бажа-Кая, речку Саратун по линии "Shaman", Нижний Кулузун, Танцы на льду, Восторг и Удача на Башкаусе.

В первый общий день отдыха с Наилем, Мишей и Романом пошли на близкий к базе Эзен первопроход. Лед висит в верхней части узкого кулуара и его можно заметить, если спускаться с Кату-Ярыка по пешеходной тропе. Так и произошло несколько лет назад, когда мы были в долине с каталонцами. Рафа попытался сходить туда, но один участник неудачно упал на пешеходной части по каскадным ледовым ступеням и пришлось везти его с серьезными травмами головы в больницу.

За пару часов продрались через кусты на подходе и в кошках пешком поднялись под начало более-менее крутого льда. Всего получилось около 4 питчей. Часть лезли со страховкой, часть шли одновременно. Линия любопытная, но физически трудозатратная по подходам с не самым замечательным льдом на маршруте. В общем, было любопытно, но повторять не очень охота. Наверху, судя по навигатору, можно попасть на охотничью тропинку и уйти на пер.Кату-Ярык. Крюк изрядный, дорога непонятная, поэтому покатились вниз.

Дюльфера прошли быстро, а вот дальше начались танцы на льду, потому что постоянно приходилось идти, то лицом вперед, то лицом к склону, где покруче ступени. Так и назвали каскад – "Танцы на льду".

В следующий групповой день отдыха поехали небольшой компанией в пос. Коо – посмотреть лед на водопаде около поселка, купить молока в магазине и доехать до реки Башкаус (приток Чулышмана).

Разведка удалась. Водопад в Коо замерз отлично. Больше того, свернув с дороги и проехав вдоль Башкауса около 1,5 км мы нашли напротив друг-друга два отличных красивых и высоких водопада.

Водопад Восторг

Водопад Удача

Путем длительных переговоров решили, что я, Наиль и Оля лезем на новый водопад на левом берегу Башкауса. Рома с Михаилом занимаются восхождением на новый водопад на правом берегу Башкауса. Около деревно Коо на водопад лезут двумя связками Саша с Леной и Светой и Вова с Пашей и Машей. Подход элеметнарный, нижние ступени простые – сложность повышается с набором высоты. Идеальный вариант на мой взгляд, чтобы полазить и иметь возможность в любой момент развернуться.

Между нашими водопадами около 15 км по долине Чулышмана и еще 2 км в бок по реке Башкаус. Сотовая отсутствует. На радиосвязь при таком удалении я не рассчитываю. Солярки у Димы впритык подняться до Улагана, не погоняешь для ретрансляции, да и толку с нее? Мы между Саратуном и Кулузуном не смогли связаться, хотя там пара километров и разные стороны одной долины. Договариваемся на связь в 16.00. Надеюсь, что к этому времени уже будем ехать обратно.

Стартуем из Эзена рано – до Коо примерно 1,5 часа езды. Высаживаем ребят после 9. На улице низкая облачность и тепло. Минут через 30 выходим сами на берегу Башкауса и расходимся по своим водопадам.

Ледовые очертания вызывают восторг. Под нашим водопадом очень мало льда на подходах, это удивляет, ведь по маршруту прилично льет. Лезу первым, выбирая места посуше и, чтобы карнизов поменьше. Сам лед не сложный, но вода добавляет трудности на подъеме. Укладываемся в три питча – 55, 45 и 50 м. На выходе упираемся в сухой ручей с камнями и деревьями. Выбираем ветки потолще и катимся с них вниз. Ребята напротив уже тоже спускаются. У них общий уклон поменьше, зато длина побольше – 5 участков. Есть несколько приятно сложных и вертикальных. Воды мало, но тоже течет. Называем свою линию "Восторг", а Миша с Романом – "Удача". Дима говорит, что градусник в машине показывал днем на солнце +2. По ощущениям похоже, но почему на сыпухе при этом не растаял свежий снежок – непонятно.

Водопад Восторг:

Водопад Удача:

На этом все хорошее заканчивается. Неожиданно проходит радиосвязь и выясняется, что на первых метрах водопада Коо упал Саша, зацепился кошкой за веревку и кажется поломал ногу. Ребята спустили его вниз, нашли машину медиков и отправили с Машей (она врач) в больницу Улагана. У нас на последнем дюльфере примерзает веревка в проушине – приходится лезть наверх лазанием, страхуясь схватом по веревкам и крутя буры. Веревки обледеневают от текущей по ним воды, схват не двигается, Наиль с Олей на станции мерзнут – мы пошли без мембраны и мокрые почти насквозь. Теряем время и спускаемся вниз после 17.

Через полчаса подбираем ребят в Коо. Рассказывают про спасы, показывают фотографии – рельеф в месте НС пешеходный, обидно за Саню – лазил суровые вертикали и так не повезло на положняке. В больнице выясняем, что Саша решил лечь на вытяжку и теперь на пару недель остается в Улагане.

Прощались в Новосибирске с ребятами тепло – надеюсь, не в последний раз встречаемся в поездках.

Саню через неделю перевезли в Томск и сделали операцию. Восстановление растянулось почти до осени.

Активность интересная, но риски у нее не малые.