Автор: Роман Абилдаев, Новосибирск

Траверс Аксайской подковы. Работа на стене

Началась работа на стене

Изначально хотелось пройти весь пик Бокс с одной ночёвкой, заночевать на перевале Текетор и пойти дальше. Но накопленная усталость, осадки и обилие траверсов на стене не позволили развить хорошую скорость.

Подгоняемые графиком, мы решили, что дальше нужно во что бы то ни стало проходить по две вершины в день. Однако гребень сразу после Текетора оказался не таким простым как хотелось. Большое количество жандармов разной высоты существенно затормозили наше продвижение вперёд. Но самый весёлый (по моим ощущениям) участок нас ожидал после Актоо.

Впрочем, участком этот пилообразный гребень назвать сложно. Напряжение не отпускало фактически до спуска с Двурогой, т.е на напряжённое лазание с баулами по забору ушло несколько дней. Не оправдало ожиданий также ущелье Топ-карагай, по которому я когда-то ходил в турпоходе. Простых обходов сложных препятствий по факту попросту не нашлось, хотя как мне помнилось, подъемы на ключевые перевалы в гребне не должны были представлять проблем.

Перевалы не представляли, зато скальные отроги вокруг них оказались ничуть не проще склонов северной экспозиции. Ничего не поделать, обойти жандармы пешком не получилось. И даже просматривающиеся обходы и ледовые кулуары имели перепад по несколько сотен метров, что предвещало минимум по полдня технической работы ради обхода очередного жандарма.

Нужно отметить, что участок Космонавтов - мушка прицела - Двурогая для меня был настоящей Terra Incognita.

Вдобавок прогноз погоды, который мы получили перед выходом на маршрут, обещал нам три дня снегопада, а потом неделю идеальной погоды и штиль. Первая часть прогноза сбылась, а вот со второй возникло несколько нюансов.

Во время идиллической ночёвки в одной из немногих мульд между Текетором и Актоо пролетели первые смачные циррусы и уже на следующий день началась круговерть со снегом и ветром, которая не отпускала нас до самой пятой башни Короны.

Причём в узких перемычках, где ветер дул как в трубу, порывы ветра пытались постоянно сбить с ног. Вкупе с необходимостью лазания по узким гребням это порой создавало серьёзные неприятности.

Памятуя о прошлогодних холодных ночевках в Безенгах это обстоятельство стало настоящим пунктиком для меня. С приходом вечера я старался присмотреть любую более или менее пригодную площадку, которую можно было бы улучшить и поставить нашу трехместную палатку, поскольку ночёвка без бивака на таком ветру могла светить всем крупными неприятностями.

Но любая непогода не бесконечна, и после пятой башни Короны всё вдруг наладилось и дальнейшее путешествие продолжилось с настоящим кайфом. Хотя впереди нас ждал ещё довольно длинный и утомительный участок...

6Б зимой для группы это значит, что второе прохождение зимой равно 6а, а летом равно 5б. Пусть будет так. Не важно. Заключительный участок требовал от нас выжимки последних ресурсов.

Довольно прохладные ночёвки уже дали свой эффект для организма, продукты практически подошли к концу, да и сроки начали поджимать или требовать переноса дат перелёта.

К счастью, погода, изрядно потрепавшая нас накануне, успокоилась и мы даже немного согрелись на солнце и задумали сделать последний рывок к финишной ленточке.

Оставалось пройти всего лишь траверс всех башен Короны, спуститься на гребень, ведущий к вершине Семёнова-Тян-Шанского, пройти несколько жандармов и распутать паутину гребней и кулуаров выводящих на предвершинный гребень Семёна - высшей точки киргизского алатоо.

Собственно траверс Короны после всего пройденного уже казался обычной прогулкой с дюльферами, жандармы между Короной и Семёном были очередной терра инкогнита, ну а сам Семён и спуск не внушали опасения.

На зубах, на ожесточении воли смогли доработать задуманное, и к 12 ночи спустились в лагерь на стоянках Рацека.

FIN

Траверс Аксайской подковы. Как и почему?