Автор: Марины Кадниковой, г.Алматы

Отчет о горном туристском путешествии 2 к.с. по Северному Тянь-Шаню, совершенном с 01 по 10 августа 2021 г.

Справочные сведения

Сведения о маршруте

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км.

Продолжительность, дни.

01.08.2021- 10.08.2021

Нитка маршрута:

Заявленный маршрут:

г. Алматы - ГЛК Чимбулак - ущ.Малоалматинское - пер. Молодежный 1Б - ущ. Кумбельсу - пер.Кумбель-су (н/к) - ущ.Шукур - ущ. Большое Алматинское - БАО - р.Озерная - пер.Искра, 1Б лёд.Дмитриева - р. Конституция - пер.Орлиное гнездо, н/к - пер.МЮД 1Б- лёд.Богатырь - р.ЮВ Талгар - р.Чилик - р.Желькарагай - пер.Дружные ребята 1Б- лёд.Горного Института - р.Тургень - ур.Ойкарагай - вод.Кайракский - пос.Батан- г. Алматы

Протяженность маршрута активным способом - 141 км. (с коэф.1.2)

Пройденный маршрут:

г. Алматы - ГЛК Чимбулак - ущ.Малоалматинское - пер. Молодежный 1Б ущ. - Кумбкльсу - пер.Кумбель-су (н/к) - ущ.Шукур - ущ. Большое Алматинское - БАО - р.Озерная - пер.Искра, 1Б лёд.Дмитриева - р. Конституция - пер.Орлиное гнездо, н/к - пер.МЮД 1Б- лёд.Богатырь - р.ЮВ Талгар - р.Чилик - р.Желькарагай - пер.Дружные ребята 1Б- лёд.Горного Института - р.Тургень - пос.Батан- г. Алматы

Протяженность маршрута активным способом - 143 км. (с коэф.1.2)

Карта-схема пройденного маршрута

Снимок 1. Общий план

Снимок 1: ГЛК Чимбулак - ущ.Малоалматинское - пер. Молодежный 1Б ущ. - Кумбкльсу - пер.Кумбель-су (н/к) - ущ.Шукур - ущ. Большое Алматинское - БАО - р.Озерная - пер.Искра, 1Б лёд.Дмитриева - р. Конституция - пер.Орлиное гнездо, н/к - пер.МЮД 1Б

Снимок 3: пер.МЮД 1Б- лёд.Богатырь - р.ЮВ Талгар - р.Чилик - р.Желькарагай - пер.Дружные ребята 1Б

Снимок 4: пер.Дружные ребята 1Б- лёд.Горного Института - р.Тургень - пос.Батан

Летописец

ПВД

Адрес хранения отчета:

Маршрутно-квалификационная комиссия Федерации спортивного туризма г. Алматы.

Сайт: fstalmaty.kz

Отчет о походе рассмотрен МКК Федерации спортивного туризма г. Алматы «___»___________2021г, участникам похода и руководителю выданы соответствующие справки.

Фотоальбом похода: https://vk.com/album-152222386_282427797

Идея похода.

Была создана группа из нескольких ребят, прошедших курс НТП в Турклубе Монте, а также ребята, ходившие 1кс под руководством Вуколова В.Н.

Основой для проведения данного похода послужили следующие идеи:

-развитие горного туризма в г.Алматы

-пропаганда здорового образа жизни

-подготовить спортивную группу, которая в дальнейшем сможет проходить более сложные походы.

• применить навыки, полученные в процессе обучения по программе НТП в турклубе
  • пройти новые для всех участников перевалы и ущелья

Краткий обзор района путешествия

Заилийский Алата у (каз. Іле Алатауы, кирг. Иле Ала-Тоосу) - горный хребет на северо-западе Тянь-Шаня (на границе Казахстана и Киргизии).

Преобладающие высоты - 4000- 4600 м, высшая точка - пик Талгар (4973- 4979 м). Северный склон сравнительно пологий, сильно расчленён левыми притоками реки Или, южный склон круто обрывается к долинам рек Чилик и Чон-Кемин (правый приток Чу). Перемычкой между истоками этих рек, называемой Чон-Кеминской, соединяется с лежащим к югу хребтом Кюнгёй-Ала-Тоо, лежащем уже в Киргизии. Имеется большое количество озёр, в основном моренного происхождения. Самыми крупными и известными озёрами в Заилийском Алатау являются Большое Алматинское озеро и озеро Иссык. Преобладает высокогорный рельеф. В северных предгорьях расположен город-миллионник Алма-Ата - южная столица Казахстана. Здесь же находятся знаменитый спортивный комплекс Медео и высокогорная горнолыжная база Чимбулак.

Изучение элементов водного баланса горных водосборов Заилийского Алатау связано с именем А. Ф. Литовченко.

Сухие степи сменяются с высотой кустарниково-степной растительностью и лесами (яблоня, осина, выше - ель тянь-шанская). В пригребневой зоне около 460 ледников общей площадью более 490 кмx. На северном склоне располагается знаменитый Алматинский заповедник, преобразованный в 1996 году в Иле-Алатауский национальный парк. Водятся: Тянь-шаньский бурый медведь, снежный барс, горный козёл, улар, кеклики.

В 1971 году на склонах Заилийского Алатау обнаружены уникальные для Средней Азии заросли зонтичного растения Ferula assa-foetida, из смолы которого делают специю асафетиду.

В 1989- 1990 годах в результате проводимой милицией кампанией по борьбе с «дикими наркотическими насаждениями» значительная часть растений была уничтожена - сожжена, вытоптана, срезана с дерном бульдозерами, несмотря на то, что это растение никакого отношения к наркотикам не имеет.

Некоторые вершины покрыты ледниками. Общая площадь оледенения 484 кмx.

Из ледников Заилийского Алатау берут начало многочисленные реки. Бурные, полноводные потоки, нередко шириною в 7-30 м, мчатся по узким извилистым ущельям. Уровень их резко изменяется в течение суток. Летом, в период сильного таяния ледников, уровень горных рек начинает повышаться с 9-10 часов утра, достигая максимальной величины, примерно, к 15-17 часам. Уровень рек повышается почти в два раза, увеличиваясь в ряде случаев до одного метра. Если рано утром в верховьях человек довольно легко может перейти реку в брод, то в середине дня она делается недоступной даже для лошади.

Выйдя на равнины, реки быстро мелеют, отдавая живительную влагу полям и садам. До р. Или доходят только Талгар, Тургень, Чилик и Каскелен, принявший в себя воды Чималгана, Аксая, Большой и Малой Алматинок.

Поднимаясь вверх по долине Малой Алматинки на протяжении 30 км можно наблюдать следующие растительные пояса, сменяющие друг друга:

Садово-степной (700 - 1300м) - наиболее освоенная и переделанная человеком территория долины. Первоначальная степная растительность сохранилась, на гребнях

Кустарников и лиственных лесов (1300-1700м) - выражен не ярко, имеет большое разнообразие растительности

Хвойных лесов (1700 - 2700м) - охватывает большую полосу от Медео до ворот ТуюкСу. Альпийских лугов (2800 - 3500м) - сочные, цветущие высокогорные джайляу.

Предгорья в нижней части, особенно в районах селений, заняты садами, в которых преобладает знаменитый алматинский апорт. Выше склоны покрыты лиственными лесами и рощами диких яблонь и урюка. Примерно на высоте 1 300 - 1 500 м, среди светлой зелени осины, рябины, березы и боярышника, появляются стройные ели в темно-зеленом уборе. По мере подъема елей становится все больше, лиственные леса постепенно сменяются густыми ельниками, которые тянутся до высоты 2 700 - 2900 м. Но ели растут, главным образом, на северных склонах. На южных склонах лесов нет - тут, как и в зоне, расположенной выше лесов, растут солнцелюбивые травы и можжевельник. Из съедобных трав представляют интерес дикий лук и ревень.

Высоко, по-соседству с ледниками, растут эдельвейсы, часто покрывающие сплошным серебристым ковром высокогорные поляны.

Разнообразная растительность насчитывает около 1000 видов, из них более половины встречается в кустарниково-лесном поясе. Вниз и вверх от этой зоны количество видов растений заметно сокращается.

Заилийский Алатау славится своими живописными озерами. Одни из них, как например, озеро Иссык, образовались в результате гигантского обвала, другие - моренного происхождения. К последним относится красивое озеро Джасыл-коль (БАО) в верховье р. Б. Алматинки [1].

Подъезды и отъезды.

Подъезд под маршрут был осуществлен группой на общественном автобусе №12, от остановки расположенной на пересечении улиц Курмангазы и Достык (г. Алматы) до высокогорного катка «Медео», стоимость проезда - 80 тг, далее на экобасе до ГЛК Чимбулак, 500тг/чел.

Отъезд был осуществлен на частном автобусе с пос.Батан до г.Алматы, ожидавший нас в указанное время (тк связь отсутствует в ущ. Тургень и в пос. Батан)

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

Запасные варианты:

Вместо перевала Искра, 1Б - пер.Молодая Гвардия, 1Б, либо пер.Туристов, 1А

Вместо пер.МЮД, 1Б - пер.Попова 1Б Аварийные выходы:

Пер. Молодежный - МАУ, а/л Туюксу

Пер.Искра - оз.БАО, БАУ

Пер. МЮД - ущ.Левый Талгар - пер.Талгарский - ГЛК Чимбулак

р.ЮИссык - пер.Кокбулак - ущ.Иссык - оз.Иссык

Изменения маршрута и их причины.

Было несколько незначительных изменений по маршруту:

1. В связи с травмой, полученной участницей Сасс Олей, путь от Лунной поляны до БАО был изменен. Вместо пути по тропе, мы спустились к дороге, чтобы проводить Олю, откуда она уже смогла спуститься по дороге к шлагбауму и вернуться в город на такси.
  2. В связи с отставанием от графика, было решено спускаться по левому (орфографически) берегу р. Тургень и не заходить в ур.Ойжайляу (на правом берегу) и не посещать водопад Кайракский.

Дневник похода Составлено Каплин Иваном, дополнено Кадниковой Мариной.

День:1 1.08.21

Фото 1. Группа на старте

8.50 Вышли с Чимбулака 11:50 обед на Мынжилки

12:52 вышли с обеда.

15:50 встали на ночёвку у второго озера, нас замучили оводы, за чистой водой пришлось идти очень далеко от поляны на ледник. Весь вечер и ночь с ледника Молодежки падали камни.

Фото 2. Лагерь под вершиной Молодежной.

Сочувствие группы отличное настроение позитивное.

19:00 ужин чечевичный суп

День 2_ 2.08.21

Подъём, завтрак в 5:00 собрались с опозданием на 10 минут

В 7:43 подошли к перевалу Молодёжный

8:55 взошли на перевал Молодёжный

10:35 спустились с перевала, на спуске нас немного удивил крутой спуск с очень подвижной осыпью

12:50 Подошли к домику селевика. Никого нет, спустились к реке Кумбельсу. Пообедали и выдвинулись на перевал Кумбельсу подъём дался очень быстро, но спуск без матов описать не возможно пару раз хотелось всё бросить и вернуться домой (стопы горели адским огнём, пальцы от долгого и крутого спуска отбились) На перевале Кумбельсу нас застиг небольшой дождь.

19:35 спустились на Лунную поляну и встали на ночёвку сходили в Альпийскую розу купили 5 литров Колы, шоколад и устроили вечерний праздник. Разожгли костер в специальной полубочке, ужинали сидя в беседке прям как цивилизованные туристы) Было очень классно, но Олю беспокоила нога, во время этого безумно продолжительного спуска уже теряя концентрацию Оля (и не только она) несколько раз падала подскользнувшись на мелкой осыпи на тропе. У всех остальных самочувствие нормальное.

21:00 легли спать

День:3_3.08.21

Подъём в 4:30 выход из Лагеря в 5:33

К утру опухшая нога Оли не прошла, наступать было больно и было принято решение спускать Олю вниз, дойдя до дороги мы отправили Олю вниз, а сами пошли вверх. Связь ловила прекрасно, мы предупредили выпускающего в МКК о том, что участник сошел и попросили Олю тоже написать нам как она добралась.

Наш маршрут проходил через БАО всю дорогу до БАО было пасмурно и шёл небольшой дождик.

13:20 дошли до места, где дорога упирается в реку Озерная. Быстро пообедали под дождем (дождь усилился) и мы пошли дальше.

Фото 3. Марина переходит вброд р.Кызылсай. Идет дождь.

Дошли до реки Кызылсай, где её пришлось переходить в брод, а после начались морены. Путь начали после брода по зеленке обходя морену слева (по ходу), там удобный карман с травой и камнями и постепенный набор высоты. Вскоре увидели удобный подъем на морену и начали слегка уходить вправо в поисках очередной песочной поляны для ночлега, шли в основном в низине не выходя на гребни морен, там где удобно поворачивая вправо. Немного начал отставать Толя, медленно, но верно он дошел до лагеря будучи на связи с нами по рации и наблюдая красивый закат.

Закат этим вечером был просто потрясающий.

Фото 4. Закат над вершинами Туран, Турист

20:05 Вышли на поляну. Кругом песочек, почва слегка влажная.

Фото 5.Расположение лагеря под лед.Городецкого на спутниковом снимке

День:4. 4.08.21

Подъём в 4:00 позавтракали противную овсяную кашу и выдвинулись с опозданием в 5:50. Начали путь по моренам, опять по моренам.. прошли два озера. У верхнего озера на другом берегу стоял домик селевиков. Из озера торчала черная длинная труба. Озеро обошли справа (по ходу) прыгая через речку по камням. Один камень оказался скользским и Катя промочила ногу.

Фото 6. Катя поднимается по морене в сторону верхнего озера.

Фото 7. Начиналась закрытая часть ледника Городецкого на подходах к пер.Искра

Дошли до ледника надели кошки и обвязки

9:40 подошли к перевалу Искра, шли группой в связке из 5 человек.

12:30 взошли на перевал Искра, выпили Колы которую специально для этого момента припас Толя!

14:55 спустились с перевала. спуск был крутой, каменистый. часть участка дюльфернули, спустились и сразу устроились на обед

15:20 начали спуск с ледника, радовались красивым видам и настроение после обеда поднялось. Виды ледника Дмитриева всех восхитили, идти по открытому леднику было легко, мы периодически останавливались чтобы сфотографироваться.

Фото 8. На леднике Дмитриева

Фото 9. Лагерь на морене под лед. Дмитриева

20:00 поставили лагерь на песочной поляне возле ледника

22:00 легли спать

Самочувствие хорошее настрой группы боевой.

День:5 _5.08.21

Проснулись в 5:00 шёл небольшой дождик, но мы собирались как обычно с расчетом что погода наладится. Так и было, шли через морену уходя все правее к склонам, перепрыгнули по камням несколько ручьев с лед.Дмитриева. Держались правой стороны (по ходу), прошли буквально один прижим по камням и спускались по тропе с туриками к слиянию с р.Конституция. Бродить Конституцию оказалось нет надобности, все перепрыгнули по камням.

Фото 10. Прижим на левом берегу р.Дмитриева

Фото 11 и 12. Переходим р.Конституция чуть выше слияния с р.Дмитриева

После перехода реки снова пошел дождь, но очень недолго. На обед встали в 11:35 у родника прямо напротив реки Туристов, втекающей одним из ручьев в реку Левый Талгар. Периодически то капает

дождь, то светит солнце. После обеда пошли вдоль берега, уперевшись в стену из арчи решили идти вверх по устойчивой замшелой крупной осыпи вверх. В 12:50 подошли к перевалу Орлиное гнездо.16:24 начали подниматься на перевал.

Фото 13. Поднимаемся на пер.Орлиное гнездо (н/к)

16:55 поднялись на перевал Орлиное гнездо. Здесь решили не залазить на морену, а обойти ее слева в надежде что это сэкономит оставшиеся силы После спуска который занял 10 минут обошли морену и пошли по пересохшему руслу Улкен Мынжилки (прямо под красной горой)

Фото 14. Вид с перевала Орлиное Гнездо на дальнейший путь.

19:40 нашли каменистое место с небольшим ручьём между зеленкой и мореной справа от красной горы и устроились на ночёвку. Состояние группы удовлетворительное под вечер начинает болеть горло.

Фото 15. Вид с места ночевки на долину реки Туристов и перевал Туристов.

День:6_6.08.21

Проснулись в 4:00 долго собирались вышли в 6:00 прошли 2 км по левой (по ходу) боковой морене. Подойдя к леднику надели все необходимое снаряжение и сперва пошли без связок по открытому леднику. Когда начались закрытые участки - связались. Было очень много трещин, в трещинах раздавалось «ухх».

Фото 16. Утро 6-го дня, оборачиваемся и видим долину реки Туристов и пер. Орлиное гнездо.

Фото 17. Первые шаги по лед.Северцова в сторону пер.МЮД

11:20 подошли к перевалу МЮД

13:00 поднялись на перевал МЮД, подъём дался очень тяжело крупная осыпь сменилась на мелкую и перешла в лёд из последних сил ползком Толя и Иван поднялись на перевал первыми. Пробыли на леднике 1час далее связались и пошли по закрытому леднику вниз, через 500 метров начали проваливаться по колено в снег. Прошли 8 км по леднику. Далось все это очень тяжело, сам перевал нас вымотал, и мы не развязываясь шли вместе почти весь ледник.

Как сказал Нурсултан, если бы мы вывязались из связки он бы там и остался. Так тяжело было после перевала МЮД снова куда то бежать. У Кати и Марины промокли ноги, на леднике была каша из снега и воды.

19:50 встали на ночёвку. 21: 40 легли спать

Самочувствие группы: очень сильно устали за день.

День:7_7.08.21

МЫ отставали от графика и ночевка была на километров 5-6км выше чем было запланировано. Было принято решение встать, быстро собрать лагерь и постараться добежать до слияния Юж.Иссык и ЮВ Талгар. Подъем в 4, выход в 5. Прошли поперечную морену, потом был участок, где река приближалась к скале у левого берега, и образовывала небольшой каньонистый участок. Прошли осторожно, поверху, поставили турик. После каньона спуск с морены, по каменистому дну и далее по траве (иногда через колючки и кусты) мы набрали скорость и очень бодро спускались. Но к слиянию подошли только около 9.30.

Оценив обстановку и пройдя налегке вдоль р.Юж.Иссык в поисках места для брода приняли решение встать на полудневку, так как река была бурной, грязной, а также в нашем маршрутном листе наш выпускающий дал нам указание перейти эту реку не позже 7-00 утра.

В 12-00 обед. Все расслабились, помылись в ручье и устроили сиесту после обеда. Вечером сделали костер и наслаждались окружающими видами и общением.

Фото 18. Бивак на слиянии Юж.Иссык и ЮВ Талгар.

Рядом с местом ночевки стоял разрушенный старый деревянный домик.

Отбой в 21.30

День:8_08.21

Проснулись в 4 выход 5:30

БРОД Р.ЮЖ.ИССЫК: Подошли к реке Южный Иссык погода ясна, выйдя к разветвлению реки и начали переправу. Первым пошел Иван как самый крупный и высокий парень, первый рукав реки прошли без проблем все участники без какой либо страховки. Второй участок был наиболее мощным. С первого раза не удалось пройти до берега, было очень сильное течение. Выбрав место чуть выше с еще одним островком (на фото) удалось перейти реку и натянуть верёвку для переправы группы. Веревку держали участники, крепить было не к чему. Невысоким участникам вода захлестывала выше бедра. Честно говоря, брод был достаточно устрашающим. Закончили переправу 6:20.

Фото 19. Катя проходит вброд р.Юж.Иссык

Фото 20. Вид с поляны около ночевки на реку и место брода р.Юж. Иссык

Фото 21. Красными линиями (надо присмотреться) отмечено место перехода вброд.

Далее нам следовало набрать нихилый темп, чтобы сократить наше отставание. Мы отправились вниз по левому берегу реки и впереди еще ждали несколько бродов рек, за весь день по пути на ночёвку мы перешли 5 рек вброд. Кроме Юж.Иссыка все реки не представляли сложности и проходились вброд индивидуально. После очередной речушки немного сбились с тропы и попали в поле из колючек и арчи с болотом. Оно довольно характерное, рекомендуем не заходить в дебри а сразу идти выше этой поляны, тропа там.

Фото 22. Вид с тропы на лабиринт из колючек и болот

Фото 23. Анатолий бродит реку Жангызкарагай

Фото 24. Невероятный Чилик

Вторым вызовом после утреннего брода стало ущелье Желькарагай. Место, где мы опять вспомнили нецензурную ругань продираясь через какие-то неведомые кушары и колючки!

Вначале, зная по описаниям из других отчетов что оба берега Желькарагай в каких то кушарах и колючках, Марина подумала что мы сделаем умнее и пройдем поверху и этот путь казался логичным, пока мы не уперлись в уже слишком крутые склоны.

Фото 25. Низовья ущ.Желькарагай и первый водопад. Примерная нитка нашего пути после перехода на левый (орф) берег.

Пришлось спуститься на ступень ниже и найти путь к реке. Спуск был достаточно приемлемым (по сравнению с тем что ждало нас впереди), оглядев кушары у реки приняли решение перебраться на левый (орфографически) берег, шли реку вброд (фото 27). На левом берегу по описаниям и стоит идти. Однако прохождение этих зарослей вызывало сомнения. Движение своё продолжили в верх по звериным тропам которые периодически обрывались. И мы уходили все выше и выше в зону альпийских лугов. Не задолго до нашего подъёма был дождь он сильно намочил траву подъём длился долго и тяжело . В ущелье как минимум два красивых водопада. Второй водопад видно только с желтой точки (фото 25 ) где зеленый склон резко обрывается глубокой пропастью (это совсем не очевидно снизу) но зато видно водопад. Дав команду не идти к обрыву другим ребятам и уйдя выше остальные ребята водопад уже не увидели.

Фото 26. Верхний водопад р.Желькарагай.

Фото 27. Брод р.Желькарагай. Ваня бросает свой ботинок на другой берег.

Выйдя в зону лугов мы начали искать место под ночевку, чуть спустившись и пройдя вперед нашли не очень удобную поляну, которую пришлось вытоптать и вырвать несколько кустов. Площадку выбрали из-за близости к реке, но когда пошли за водой уперлись в обрывы. Смеркалось и мы решили, что в темноте по мокрой траве нам не подобраться к воде. Собрали остатки воды и Катя приготовила суп, поели и легли спать в 22:00 измученные зарослями Желькарагая. Эти кушары будут сниться нам в кошмарах..

День:9_9.08.21

Крайне сильно ощущаюсь накопленная за поход усталость. Вставать в 4 не было сил. Проснулись в 5:00 вышли в 5:40 без завтрака так как до воды практически не добраться начали подъём вверх по ущелью. Медленно, как будто и не отдыхали вовсе.

Остановились на завтрак на поляне в 5км от ледника в 8:15 Толя шел медленно и чувствовал себя плохо, пришлось его разгрузить забрать верёвку и пакет с едой 8 дня, но после запоздалого завтрака всем стало лучше, но ненадолго. Справа выглядывал лед.№10, слева лед.№12, а между ними скалы - обошли слева, вышли на такое поле из плоских камней между которыми бежала вода. Пошли по ним огибая морены. Уперлись в Морену, на карте было видно два озера, нашли первое в моренах и от него строго вверх вдоль реки подошли к верхнему озеру, где наконец-то увидели наш ледник номер 11!

Подошли к леднику номер 11 в 14:00 у озера сделали обед с 14:00 до 15:10

Вышли на ледник 15:35 с левой (по ходу) сторону, где более полого и выдвинулись прямо к нашему перевалу, который отлично просматривался.

17:12 на перевал взошли, на спуске почти сразу начал идти снег, потом дождь до самого лагеря.

Фото 28. Ледник Горного института и одноименное озеро

18:20 спустились с ледника Горного института и обошли озеро слева (по ходу) спустившись с поперечной морены примерно на уровне середины озера.

20:00 встали на ночёвку самочувствие группы: безумно уставшее, но все равно отличное так как все ждут последний день, дом, душ, вредную еду. Нурсултан мечтает о донере, Катя об арбузе. День:10_10.08.21

Фото 29. Верховья Тургеня в перерывах между осадками

Проснулись в 4:00 позавтракали на скорую руку и двинулись в 5.50 вниз в Батан под дождем. Дождь лил всю ночь, но это уже не важно, ничто не могло нас остановить на пути домой.

В 8.00 нас должен был ждать водитель, а мы вместо ночевки в Батане ночевали в верховьях и понимали, что при любом раскладе не успеем. Оставалось лишь надеяться, что водитель нас дождется. Конечно от идеи пройти по правому берегу через ур.Ойжайляу и спуститься по реке Кайрак к водопаду нам пришлось отказаться. В максимально быстром темпе с редкими привалами мы шли вниз несколько раз перебравшись то на один то на другой берег реки. В самом конце тропы есть небольшой брод, где часть реки уходит под мостом и нужно перейти на правый берег вброд лишь небольшое ответвление реки. Там уже проходит тропа на Кайракский водопад и широкая лесная тропа к Батану

Фото 30. Первый скользкий мостик ведущий к островку и далее на правый берег.

Фото 31. Переходим на левый берег

в 14:00 вышли в Батан, встретили водителя и были очень этому рады. Кола, донер, мобильная связь, мы все безумно счастливы и поздравляем друг друга с окончанием маршрута.

График движения

Дата

Участок пути

Километры Дата

Характер пути, естественные препятствия, опасные участки

Погода

1.08.21

г. Алматы - ГЛК Чимбулак - ущ.Малоалматинское - гляциолог.станция Т1

Асфальтовая дорога, набитая тропа,

Ясно, облачно, град, вечером дождь

2.08.21

Т1- пер. Молодежный (1Б, 3810м) - ущ. Кумбельсу - пер.Кумбель-су (н/к) - ущ.Шукур

7.9

Набитая тропа, осыпь, грунтовая дорога

Переменная облачность, дождь,

3.08.21

ущ.Шукур - ущ. Большое Алматинское - БАО - р.Озерная - морены перед лед.Городецкого

15.3

8.08.21

брод р. ЮИссык р.Желькарагай

9.08.21

р.Желькарагай - пер.Дружные ребята 1Б, (4150)- лёд.Горного Института - р.Тургень

11.7

10.08.21

р.Тургень - пос.Батан- г. Алматы

10.08.2 1

Техническое описание сложных участков маршрута.

Пер. Молодежный, 1б 3890 м.

Расположен: в Мало-Алматинском отроге хребта Заилийский Алатау севернее пика Молодежный Соединяет: р. Кумбельсу и р. Мал. Алматинка Ориентация склонов: запад - восток. Характер перевала: ледово-осыпной на подъем и осыпной на спуск.

Вышли с стоянки у верхнего моренного озера в 6:40, в 7.43 подошли под перевал, надели каски и обвязки (обвязки не понадобились). Подъем начали по моренному гребню, местами просматривается тропа, далее путь пошел по границе ледника и скал. Седловина была не очевидной сразу и мы поднялись чуть выше полагая что седловина дальше, поняв свою ошибку и разглядев тур по гребню чуть ниже спустились. Участок самой подвижной осыпи был именно под перевалом. Чуть выше седловины по гребню ловит мобильная связь, отзвонились родным что все хорошо)

С перевала снята записка: группы туристов г. Кривой рог, ТК Кривбастур от 26.07.21

Спуск в сторону д. р. Мал. Алматинка представляет собой более крутую и живую осыпь, чем на подъем. Шли плотной группой зигзагами, в касках, самостраховку осуществляли треккинговыми палочками. Спустились к относительно ровному месту в 10.35, далее подошли к дну сухого озера и пошли вниз по направлению к домику селевика. Местами, кажется, что есть тропа, но в основном ее нет, есть несколько туров и площадок помогающих ориентироваться и выбирать логичный путь вниз. К домику селевика подошли в 12.50, обед сделали у ручья с оз.Локомотив.

Фото 32. Под перевалом Молодежный (седловину не видно)

Фото 33. Перевал Молодежный, немного неочевидный. Синяя линия: как мы пошли, красная - как надо было

Фото 34. Группа на перевале, тур за флагом.

Фото 35. Начало спуска с пер. Молодежный

Пер. Искра, 1Б, 4115 м.

Перевал расположен в хребте Заилийский Алатау и ведет с ледника С. Городецкого (ручей Средний, р. Озерная) на ледник Дмитриева (р. Лев. Талгар). Склон с запада снежно-ледовый, с востока осыпной.

Подходим к леднику Городецкого по долине р. Озерная. От места ночевки (фото 5) шли вдоль ручья и далее обходя моренный озера сверху по направлении к правому (орф) борту ледника.

Фото 36. Группа в связке на леднике Сев. Городецкого

Выйдя на ледник сразу надели снаряжение и пока без связки отправились по открытому леднику. Перед первым закрытым участком чуть дальше подъема на пер.Молодая Гвардия связались и двинулись вперед одной связкой из 5 человек. По описанию из других отчетов знали что перевальный взлет крутой и возможно провешивание 3х веревок перил. Обходя слева озера в леднике мы подошли под перевал в 9.40. Перевал был присыпан небольшим 23см жестким снегом и кошки хорошо держались на крутом склоне. Бергшрунд по большей части было отчетливо видно, хотя внутри трещина была засыпана снегом. Проходя берг, Катя умудрилась в него провалиться по колено. От бергшрунда склон стал достаточно крутым около 35-40° и оценив опасность и глубину падения в случае срыва было принято решение организовать промежуточные точки страховки. Пройдя порядка 150м в направлении седловины и выйдя на выполаживание ледобуры крутить перестали. Стратегически сделали наиглупейшую ошибку - оставив большую часть буров у последнего участника, который нес их изначально, поэтому в процессе пришлось их вынимать из рюкзака и передавать выстраховывая участников поочередно. На седловине: 12.30.

Фото 37. Нитка подъема на перевал. Синяя линия - в связке, красная - в связке с пром.точками.

Фото 38. Ваня на подходе к седловине

Фото 39. Ваня пишет перевальную записку рядом с туром на пер.Искра.

Седловина скально-осыпная с туром на левом скальном выступе. Вниз ведет крутой осыпной кулуар, при этом на большом валуне была оставлена станция для спуска (видимо группой из

ТК Кривбастур опережавшей нас на неделю). Оценив состояние веревки, мы сочли станцию достаточно свежей и надежной и использовали для спуска всех участников на сдвоейнной веревке на глубину 25м.

Последние 3 метра веревки - скальная стенка, чтобы спуститься со стенки на землю веревки хватало прям впритык, поэтому советуем брать 60м или удлинить станцию.

При сдергивании веревки из-за перегиба возле станции было невозможно сдернуть веревку, пришлось руководителю без рюкзака в обход скальной стенки по правому (орф) склону кулуара подходить поближе и помочь веревке сдернуться. Кулуар камнеопасный. Для опытных участников можно преодолеть весь путь с седловины и без применения перил, обойдя небольшой скальный сброс справа. Мы себя к особо опытным не относим, да и отработать спуск в реальных условиях было крайне интересно для всех участников.

Далее продолжали спуск по подвижной осыпи, камни периодически летели из-под ног, шли плотной группой то зигзагами, то колонной. Спустились по осыпи довольно быстро, возможно минут за 20-25. В 14.55 вышли с осыпи на ледник Дмитриева. Устроили обед, а после пошли по леднику постепенно приближаясь к срединной морене. Перешагнули много трещин, маленьких и побольше.

Фото 40. Спуск по перилам с перевала Искра

Фото 41. Нитка спуска с пер.Искра. Красная линия: перила, белая линяя - пешком

Пер. МЮД, 1Б, 4270 м.

МЮД - Международный Юношеский День. Соединяет: ледн.Северцова (№147),

р.Улькун-Мынжилки, р.Талгар Лев. - ледн.Богатырь, р.Талгар Юго-Вост. (р.Чилик). Склон: осыпной на подъем и пологий ледник на спуск.

Выход с лагеря в 6.00, прошли последнюю зеленку и двинули по морене между склоном горы (слева по ходу) и гребнем морены. Чуть-чуть поторопились выйдя на гребень морены, прошлись еще один неприятный переход по волнам морен и спустились к правому (орф) борту ледника Северцова. Надев снаряжение выдвинулись не связавшись, но долго так не прошли, Появились трещины и частично закрытые участки. Связались, шли напрямик к перевалу, который отчетливо видно тонкой полосочкой снега с седловины. Наиболее изорванный трещинами участок ледника был непосредственно под перевалом, обойдя крупную трещину лидер подходя к осыпи под перевалом по колено провалился в трещину. Выбрав другой путь, группа подошла на осыпной кусок под перевалом и сняв кошки и убрав веревку в 11.20 мы выдвинулись на сам перевал. Это был очень-очень-очень длинный осыпной перевал. Вначале осыпь была достаточно устойчивой и идти прямо по центру осыпи не представляло камнеопасности и было в некотором смысле удобно, но под самой седловиной осыпь начала сильно мельчать, а склон становится круче (около 35-38°). По границе снега и осыпи идти было очень тяжело, под снегом - лед и ручейки талой воды, а под камнями - тоже лед. Проходящие первыми участники шли по осыпи, но участник в конце колоны уже еле-еле находили сцепление с поверхностью так как часть осыпи была спущена и лед местами оголялся. На перевал вышли в 13.00. Седловина широкая, снежно -ледовая. Тур на скалах слева. Сняли записку - опять украинцев из ТК Кривбастур от 30/07, за которыми идем уже третий перевал.

Фото 42. Только-только вышли на ледник Северцова. Впереди видно вершину МЮД

Фото 43. Обходим трещину под перевалом МЮД.

Фото 44. Группа на осыпи под перевалом, снимаем кошки. Сам перевал со стороны фотографа.

Фото 45. Примерно посередине подъема на пер. МЮД

Фото 46. Нитка подъема на пер.МЮД

Фото 47. Группа на перевале МЮД

Фото 48. Спуск с перевала МЮД по леднику Богатырь. Анатолий требует привала.

Спуск - очень пологий закрытый ледник. Трещин не видно вообще. Знаем, что они есть справа (по ходу) поэтому двигаемся ближе к центральной части ледника в связке. Впереди 8 км ледника, на 2-ом км начинаем проваливаться по колено или глубже - темп замедляется, ботинки начинают промокать. На 3-3.5 км снег сменяется снежной кашей и ручейками. Нормально отдохнуть положив рюкзак на сухое место не получается, поэтому идем не развязываясь вниз. Погода портится, участники (еще в шоке от подъема на МЮД) чувствуют себя крайне уставшими, идем «на автомате». У гряды из черной осыпи делаем обед. Далее без связок, в кошах спускаемся по леднику еще 1-2 км. Не так то просто было найти удобный и логичный выход с ледника. Ледник оканчивается огромной стеной из под которой вытекает грязный поток реки Ю-В Талгар. Обход нашли, периодически разведывая налегке путь с левого берега. После ледника путь по морене не представляет особой сложности, без крутых спусков и подъемов, имеется чистая вода в боковых ручьях. Есть места для ночевок.

Пер. Дружные ребята (1Б, 4150 м.)

Перевал находится в главном хребте Заилийского Алатау и соединяет долину р.Желькарагай (лед.№11 /Желькарагай) и лед.Горного Института (долина р.Тургень)

Взлет со стороны лед.Желькарагай представляет собой крутой осыпной склон со скальными островами высотой 100-150 м. Крутизна склона максимальна в нижней части. Склон камнеопасен, каски и движение плотной группой обязательны. В верхней части склон выполаживается и становится менее опасным.

На ледник подошли с крайней левой (по ходу) стороны в 15.35, где ледник положе. По открытому леднику пошли в кошках, системах, касках, без связок. Ледник небольшой и был полностью открыт, перешагнув пару трещин в наиболее узких местах подошли под перевал. С виду перевал кажется более устрашающим и совсем недружелюбным, чем на самом деле.

Начали подъем с крайней левой точки подножия перевала косым траверсом вправо. Идем по крупным камням плотной группой. Камни подвижные, но пройти аккуратно получается. Движемся вверх и вправо под скалы. Когда скалы заканчиваются, склон уже становится более пологим (20-25?).

Снизу у перевала видны две седловины, разделенные скальной вершинкой. Правильная седловина - правая.

Фото 49. Катя обходит трещину на лед.11 (Желькарагай)

Фото 50. Вид на лед. 11 и перевал Дружные ребята

Фото 52. Нитка подъема ( не видно начала) на пер. Дружные ребята.

Фото 53. На перевале Дружные ребята

Фото 54. Спуск с пер. Дружные ребята, перешагиваем засыпанный бергшрунд

На перевал вышли в 17:12. Тур на скальном выступе слева. Обнаружена записка клуба «Альпийская роза» 2018 года

Спуск с перевала простой, по некрутому снежному склону. В самом начале спуска имеется большой бергшрунд, в нашем случае забитый снегом и пройденный почти незамеченным. Спускаясь, опять проваливались в размякшем снегу по колено, к этому добавился снег, дождь и ветер и опять невозможность нормально отдохнуть. В 18.20 спустились с ледника под проливным дождем. Обходя озеро слева, мы нашли выход с морены на зеленку, где и разбили лагерь.

Дополнительные сведения о походе.

Часть маршрута проходит в приграничной зоне, обязательно иметь документы удостоверяющие личность для всех участников. Нами ни один пограничник не встречен.

Данный поход проходил в рамках туриады «Мой город - Алматы», и группа параллельно выполняла экспедиционные задания. Мы изучали топонимы местных названий, провели экологическую акцию, а также собрали снимки флоры в фотогербарий.

Изначально на маршрут заявляли 7 участников, но к сожалению в день похода у 7го участника все еще держалась температура и он не вышел на маршрут.

Перечень индивидуального снаряжения

12.

Носки толстые

13.

Ботинки «вибрам» (пластик или кожа)

14.

Кроссовки (или легкие трекинговые ботинки)

1,0

20.

Перчатки теплые

21.

Миска, кружка, ложка, нож, фляжка.

комплект

Кол-во

Описание

1. Обезболивающие

Цитрамон П (содержит кофеин, если понижен. АД)

При головных болях, простуде. Анальгетик. 1 таб 3 раза в день. Сут доза 3 шт.

Кетонов

Головная боль, воспаление, 1т. 2 раза в день

2. Противошоковые

Кетонал

Внутримышечно. Отек мозга, отек легких, черепно-мозговая травма, критические состояния. 4 мг каждые 6 часов. Не колоть при острых вирусных инфекциях.

3. Сердечно-сосудистые

Валидол (сердце, боль в груди)

Успокаивающие. 1 таб. под язык. Суточная доза 3 таблетки.

4. Антибиотики

Амоксициллин 0,5 (содержит пеницилин)\Ципролет

Бактериальные инфекции, травмы, грипп, бронхит, пневмония. Курс 1 таб 3 раза в день в течении 6 дней. После еды.

5. При заболевания ЖКТ

Смекта

Противодиарейный препарат, до 6 уп в сутки

сенаде

слабительное, 1 раз/сут вечером перед сном, запивая водой

Уголь активированный

Абсорбент. 1 таб на 10 кг веса.

6. Жаропонижающее

Ибупрофен

Противовоспалительное, анальгезирующее, жаропонижающее. Сут доза 800 мг. Противопоказания - желудочные кровотечения, сердечная недостаточность.

Парацетомол

Жаропонижающее

7. От заболеваний дыхательных путей

Стрепсилс\Граммидин

От боли в горле

Таблетки от кашля\Бромгексидин

Отхаркивающее. 1 таб. 3 раза в день. Бромгексидин по 8 мг 3-4 раза/сут

Фервекс/Терафлю

От гриппа и простуды. На стакан горячей воды. Каждые 4 часа.

8. Профилактика и лечение горной болезни

Аспирин

Разжижает кровь. (при обморожении, при горной болезни) Минимум 1/4 таб. После еды. Нельзя при кровотечении

9. При заболеваниях ЛОР

Альбуцид

1 шт

Глазные капли. Противомикробное. По 2-3 капли 4-6 раз в день

Нафазолин

Спрей от насморка. 2-3 раза в сутки

10. Антисептики

Левомеколь

Мазь-антибиотик. Гнойные и ожоговые раны.

Перекись водорода/Хлоргексидин

1 бут

Обработка ран. Остановка кровотечения.

Йод

Для введения препаратов внутримышечно

Супрастин

1шт

Аллергия. 1 таб 1 раз в сутки.

Термоодело

17.

Пуговицы

шт

Расчет веса рюкзака и список общественного снаряжения

1. Общий вес общественного снаряжения (в том числе продукты ) - 49,6кг

Вес общественного снаряжения на одного участника похода - 7 кг в среднем, + с невыходом на маршрут одного участника - около 8 кг/уч

1. Личное снаряжение - около 11,1 кг.
  2. 8+11,1=19,1 кг - стартовый вес рюкзака

Итоги, выводы и рекомендации

Поход выдался очень богатым на красивые виды, разнообразным, но достаточно напряженным. К концу похода накопленная усталость иногда мешала воспринимать окружающую красоту. Данный маршрут рекомендуем проходить не за 10, а за 11-12 дней в более спокойном режиме и с обязательной дневкой. Идеальное место для дневки - долина реки Чилик поразившее нас своей живописностью и ландшафтами в самое сердце.

Либо, можно уменьшить напряженность убрав первый перевал из нитки или заменив его на другое более легкое ЛП.

Для многих участников такого рода препятствия и многочисленные ледники были первыми в их спортивно-туристской жизни, поэтому всем участникам перед прохождением 3кс рекомендуется прохождение ледовых занятий, занятий по самовылазу и спасению из трещин.

О нитке: Нитка маршрута подбиралась таким образом, чтобы для всех участников похода это были новые перевалы и ущелья, где они еще не были. Тем самым прохождение маршрута было крайне интересным и позволило получить новых впечатлений от красот Заилийского Алатау

О погоде: несмотря на то, что 9 из 10 дней лил дождь, можно сказать нам повезло с погодой. Заливало сильно нас всего трижды, у реки Озерной, на леднике Горного института и в последний день с утра. Остальные осадки не мешали нам продолжать движение, и стойко переносились всеми участниками похода.

О тактике похода: необходимо более тщательно продумывать логичный путь через морены, так как очень много времени и сил забирают эти вверх-вниз скитания по моренным валам.

О весе рюкзака: очень тяжелый рюкзак одного из участников сильно повлиял на выносливость, самочувствие и темп участника, а соответственно и темп всей группы, из этого логичный вывод что вес рюкзака с личными вещами следует также строго регламентировать перед походом. К тому же на маршрут не вышел участник, из-за температуры (реакция на вакцину от COVID-19) и утром мы взяли вместо 4х местки - 3хместку, но состав продуктов было уже поздно пересматривать, что легло на плечи участков дополнительными 0.5-0.8 кг

О снаряжении: Взяли с собой из специально снаряжения 1 веревку 50м, 1 веревку 30 метров, 8 буров, 8 оттяжек, 2 петли, 2 кардалеты, 6 общ.карабинов. Оттяжками, которые задумывались для буров так и не воспользовались, крепили обычные карабины.

Из личного снаряжения: каска, обвязка, усы самостраховки, 4 карабина, страховочное устройство, репшнур - понадобилось все!

О питании: по личным ощущениям участников немного не хватало жиров, в частности было бы не плохо взять с собой сало. В этот раз как-то не предусмотрели.

О сезоне: август - отличный месяц для такого похода, так как ледники преимущественно открыты, что повышает безопасность похода. За одним минусом - в зоне альпийских лугов нас пожирали слепни.

Выполнение экспедиционных заданий

В рамках международной детско-юношеской туристской экспедиции «Мой город - Алматы» в рамках Программы «Туан жер» республиканской экспедиции «Моя Родина - Казахстан» нашей командой была проведена экологическая акция в горах Заилийского Алатау по пройденому маршруту.

Большая часть пути проходит в диких, отдаленных горных участках, в связи с этим мусора оставленными туристами здесь не так много, однако ледники и ущелья Заилийского Алатау засоряют шарики, прилетевшие скорее всего с города. Мало кто знает, но это крайне неоэкологичные материалы. Есть шары из латекса - их защитники говорят, что этот материал разлагается в почве. Но нужно учитывать, что современные воздушные шары делают не из чистого безопасного латекса, в них всегда присутствуют химические добавки, которые придают яркий цвет и повышают прочность. Такой шар уже нельзя назвать экологичным. Помимо этого сейчас распространены светодиодные шары, украшенные маленькими лампочками, работающими от миниатюрных батареек. Все это - опасные отходы, которые требуют очень внимательной утилизации. Попадая в воду и почву, они отравляют окружающую среду.

В остатках шаров, в лентах, которыми их перевязывают, в металлических конструкциях бумажных фонариков застревают животные. Часто животные, птицы и рыбы принимают яркие остатки шаров за пищу. Трижды за 10 дней похода наша команда находила и забирала с собой такой мусор. Также мы забрали мусор, состоящий из одноразовой посуды рядом со старым домиков в верховьях ущелье Чилик. Предположительно его могли оставить туристы добравшиеся на лошадях до этого места.

Также интересным заданием в рамках экспедиции было исследование топонимики местных названий:

Заилийский Алатау. Заилийский означает «находящийся за рекой Или». Тюрк. алатау - «пестрые горы», т. е. горы, в высокогорной части которых перемежаются белые пятна снега, черные каменистые россыпи, зеленые участки травянистой растительности, серые гранитные массивы.

Большое Алматинское Озеро (БАО). Горное озеро, расположенное на высоте 2497 м над уровнем моря в долине реки Большой Алматы (от истоков и до слияния с р. Проходной ее также называют Озерной). Длина озера около 1 км, ширина до 500 м, максимальная глубина - 38 м. Максимальная температура достигает 12,8°. Озеро образовалось подпруживанием долины реки конечной мореной древнего ледника, сверху которой лежат обломки скал обвального происхождения. Раньше вода, вытекая из озера через край морены, образовывала водопад. В годы войны и в первые послевоенные годы на реке Большой Алматы построен каскад ГЭС, и вода из озера пущена по мощной трубе. На участках с небольшим уклоном пешие туристы идут к озеру обычно по трубе. Выше озера, на высоте 2750 м, расположена обсерватория Астрофизического института. Ее по старинке называют ГАИШ (в советские времена это был Государственный астрономический институт им. Штернберга). Выше обсерватории, на перевале Джусалы-Кезень расположена космостанция. От центра города до озера 38 км, от начала ущелья (угол улиц Навои и проспекта аль-Фараби) 25 км. К озеру ведет очень крутая дорога.

Большой Алматы (большая алматинка). Река в Заилийском Алатау, правый приток р.

Каскелен. Длина 89 км, площадь бассейна 498 кмx. Формируется в результате слияния двух рек - Озерной и Проходной. На реке построена 40-метровая железобетонная плотина с селехранилищем.

Чилик, Шилик, Челек - река и поселок. Шилик - казахское название разновидности ивы, которая в изобилии произрастает в дельте реки Шилик. На карте И. Рената 1720 г. эта река именуется Силик. На последней географической карте Казахстана - Челек. Полагают, что название данной местности восходит к старокиргизскому диалекту. В Киргизии есть горное озеро Сарычелек. Но до сих пор киргизские топонимисты не выяснили смысл слова «челек» в этом названии. В наше время имеет широкое хождение наивное и абсолютно ошибочное толкование: челек - ведро (каз.) или бочка (кирг.) Такое объяснение - классический пример народной этимологии. Оно не имеет под собой абсолютно никакой основы. Наиболее вероятно первичное название местности Чилик. Это киргизское слово означает - чаща, заросли. Действительно, даже в наше время здесь густые, непроходимые заросли, состоящие из ивняка, облепихи, барбариса, тамариска занимают площадь во много сотен га. Нигде более в бассейне реки Или не известны столь грандиозные заросли такого рода. Интересно, что русское слово «чилига», означающее заросли, восходит к своему тюркскому «собрату». Есть местное диалектное слово «шилик» -лишний. Шилик по В. Радлоау - растения для топлива.

Тургень. Тюрк., означает «быстрая». Река в Заилийском Алатау. Длина 90 км. Площадь бассейна 905 кмx. Берет начало на северном склоне тремя потоками: левый - Улькен (из казахского улькен «большой») Тургень, средний - Тургень, правый - Киши (из казахского киши «малый») Тургень. Не доходя до Или, теряется в рыхлых отложениях. Одно из излюбленных мест отдыха алматинцев и приезжих. В ущелье имеются форелевое хозяйство, страусиновая ферма. Есть также красивые водопады.

айра - в переводе с казахского языка - точило, так как водопад проточил себе дорогу в ущелье

Талгар - основное толкование: от монгольского слова Дэлгэр (широкая, обширная). Еще вариант: «тал» - плоская (кирг.) и «гар» - гора (согд.). Еще одна версия. В монгольском языке есть слово «тавхтар» - вершина с плоским верхом. Не исключено, что Талгар есть искаженное слово тавхтар.

Жель- ветер

Карагай - ель

Другой интересной темой является топонимика названий пиков, перевалов и ледников, пройденных в основном в советское время туристами, альпинистами, исследователями:

Ледни к Богатырь - котловинный ледник в Казахстане, располагается на южном склоне хребта Заилийского Алатау, у истока реки Юго-Восточный Талгар (приток реки Чилик).

Границы ограничены боковым отрогом Жусалды-Кунгей, а с севера - Иссыкским отрогом. Верховья ледника разделены на три камеры среди туристов северная камера носит неформальное название Шуйца («левая рука»), серединная - Голова, юго-восточная - Десница («правая рука»). Площадь ледника составляет 30,3 км, длина - 9,1 км, область абляции оценивается в 10,2 кмx, объем массы льда 4,5 кмx. Фирновая линия проходит на высоте 4020 м над уровнем моря. Внизу язык ледника покрыт моренными отложениями

По наблюдениям последних лет установлено значительное сокращение объема ледника в 1984 году.

Назван первооткрывателем Дмитриевым С. Е. в 1910 году.

Ледник Городецкого - ледник на северном склоне хребта Заилийского Алатау. Состоит из левой и правой ветвей. Впервые в 1916 году ледник посетил дендролог и археолог Владимир Дмитриевич Городецкий (1878- 1943), спустя 20 лет ледник назван его именем. В советское время на леднике работали видные гляциологи, среди которых был академик Академии наук Казахской ССР Николай Никитич Пальгов (1889- 1970)

Левая ветвь. Левая ветвь ледника начинается с крутых склонов осевого гребня, вершины которого возвышаются до 4000 м высоты. Объём льда ледника в этой ветви 0,14 км . Фирновая линия ветви расположена на высоте 3770 м. Длина ветви 5,5 км, площадь 3,8 кмx. С 1982 года эта ветвь ледника отступает. Конец левой ветви с 1938 по 1961 годы отступил на 320 м, правый с 1923 по 1960 на 173 м.

Правая ветвь расположена в западном направлении. Начинается от гребня бокового отрога, который отделяет бассейн реки Большая Алматинка от бассейна реки Талгар. Кончается ветвь на высоте 3650 м. Объём льда правой ветви равен 0,10 км . На высоте 3830 м проходит фирновая линия.

МЮД - Международного юношеского дня

Ледник Дмитриева. Впервые ледник Дитриева был посещен в 1936 году В. Г. Горбуновым и им же назван в честь первоисследователя ледников Заилийского Алатау С.Е.Дмитриева. Ледник является самым крупным во всем бассейне Левого Талгара. По типу он более всего подходит к котловинным. Ледник начинается с основного гребня хребта, где в центре находится вершина в 4468 метров над уровнем моря, к востоку от нее - пик ЦДКА, а еще дальше, в юго-восточном углу - пик Конституции

ФОТОГЕРБАРИЙ

Фотогербарий скромный, так как большую часть похода проводили в моренах и на ледниках

Астраканта (лат. Astracantha) - род цветковых растений семейства Бобовые. Верховья р.Чилик

Эдельвейс, или леонтоподиум (лат. Leontopdium)
Горечавка Кауфмана (Gentiana kaufmanniana Regel & Schmalh.).

Список использованных источников

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Заилийский_Алатау
  2. Алматы: Энциклопедия. - Алматы, 1996. Горбунов А. П. Горы Центральной Азии. Толковый словарь географических названий и терминов». - Алматы, 2006.Источник: http://tianshan.alnaz.ru/toponim.html

3. Горбунов А.П. Географические имена в горах Центральной Азии. http://timc.kz/2019/04/12/asia/
  4. Статья «Поэзия горных названий» Валерий КОРАБЛЁВ, журнал «Ветер Странствий» http://veters.kz/poeziya-gornyx-nazvanij-2/