Автор: Сергей Сумберг, СПб

Скалы и скалолазание в Абхазии

Насколько мне известно, нет ни одной пробитой современной трассы под нижнюю страховку. Неделю назад я провёл там пару дней, и вот что увидел в плане потенциала.

По пути на озеро Рица есть Юпшарский каньон – он же «Каменный мешок», он же «Юпшарские ворота». Чуть не доезжая самого мешка, справа от дороги, начинаясь почти от асфальта, стоит высокая, вертикальная и нависающая скала. В её левой части есть надпись «старт» — следы советских соревнований. Место хорошее, но с финиша нависающих трасс будете приземляться в лобовое стекло автобусов.

Озеро большая Рица в феврале

Чуть дальше по дороге к Рице — сам «мешок». Основная часть массива, высотой 200-300 метров, состоит или из гладких зеркал, или из чрезвычайно заросшей вертикальной лежачки. Я прошёл под скалой и внимательно её рассмотрел.

На выезде из «мешка», за мостом через реку, находится самая интересная часть. Эти скалы на фото, фото подписаны.

Подъезд к каменному мешку со стороны моря

Слева от дороги — очень нависающий сектор, восьмёрки-девятки, натуральные зацепы редко, но присутствуют в достаточном количестве. Прямо под скалой русло реки. В начале февраля было сухое. Если в тёплое время года там вода, лазать будет невозможно (проблематично). В таком случае, раз там сухо зимой — это отличный драйтулинговый полигон высшего качества, по натуральному рельефу. Потенциал 10-15 маршрутов (я про топчик).

Слева - сектор сложных трасс или драйтулинг. Справа виден мост, с которого сделана следующая фотография

Справа от дороги — тоже нависающий, но уже на семёрочно-восьмёрочные трассы, сектор наивысшего качества. Есть даже недоразвитые колонеты. Трассы высокие, и находятся вне русла реки. Навскидку 10-20 отличных маршрутов. Правее этого сектора начинаются те самые гладкие зеркала с карнизами. Красиво, но линий с зацепами крайне мало.

Сектор для лазания руками, не в русле. На границе зеленого и бело-серого, можно понять угол нависания этой части скалы. Дальше, там где внизу русло реки, с рельефом гораздо беднее

Если кто-нибудь найдёт в Абхазии бюджет на пробивку первых трасс в стране, я с удовольствием выполню эту работу в таком интересном месте. А если когда-нибудь у меня появится много свободного времени, вдохновение и другие стечения обстоятельств, то просто приеду и что-нибудь сделаю. Проблема в том, что теперь за вход-въезд в заповедник, а это уже заповедник, берут 700 рублей. Когда я был здесь первый раз, в 2007 году, было бесплатно. Мешок я тогда осмотрел, но пробивкой не интересовался. Так-то, за 700 рублей приехать чтобы полазать, не очень популярные маршруты будут, учитывая что в основном сложные. Простых не заросших скал в глаза не бросилось, лишь единичные вкрапления.

Скалы над руслом реки, которые высокие

Для интереса я погуглил насчёт скалолазания в Абхазии. Вот что выдала первая страница поиска:
Сайт Баурок. Автор: Sanek. Про Юпшарский мешок:
«...Здесь могли бы получится отличные мультипитчевые маршруты, через безумные карнизы, зеркала и нависания – экстра класса. Однако, пробивка этих скал – отдельная история. Чтобы начать пробивать маршрут сверху вниз, надо сперва подняться наверх, а это будет действительно сложно: найти дорогу в джунглях, подняться с инструментами и 200 метрами веревки. А как пробивать карнизы сверху вниз? Остается только долбить скалу снизу вверх, стоя в лесенках на собственных шлямбурах. Тем не менее, при желании, все возможно».
От себя: пройти наверх можно, выше по дороге, если посмотреть назад, на мешок, видны пути захода. Зима, листьев нет, а летом может и не видно - сплошные джунгли. Но идти долго и высоко, без тропы. Карнизы пробивать легко, если есть гроздь Пецль Пульсов

Эта же команда Баурока искала подход к другой скале, в другом районе — Гумиста, около моста, но увидели надпись «заминировано», и решили не рисковать. В 2007 году, пройдя пешком от Псху до Сухума, на подходе к Сухуму я прям видел как разминировали лес вдоль дороги. Думаю, опасения бауроковцев были не напрасными, и их статья примерно тех же лет.

Вот что пишет про скалы Гумисты некто skrip с абхазского форума:
«...Все альпинисты бывшей АРФА (Абхазская Республиканская Федерация Альпинизма) больше всего любили тренироваться на Гумисте. Прямо рядом с автомобильным мостом. Это ну практически черта города Сухум. Там стенки высотой почти в веревку градусов 80 самой различной категории (насколько помню)».
Вернёмся к Юпшарскому каньону. Статья на Риск.ру от Леонида Мача:
«...В 1976 году здесь, в ущелье Юпшара, состоялись первые в истории международные соревнования по спортивному скалолазанию.
В первых международных соревнованиях по скалолазанию приняли участие спортсмены из 8 стран. Австрия, Япония, Франция, Румыния, Польша, ГДР, СССР, ФРГ».
К этой статье Мача, некто Alexeich оставил такой комментарий:
«..В те, якобы "застойные" времена, наша секция два раза в год (апрель и ноябрь) выезжала туда на скальные занятия. Но не в ущелье Юпшары, а к Гегскому водопаду. Тоже отличные скалы и людей было гораздо меньше - все ехали в основном на Рицу. Один год Бычков А.Я. проводил там первенство (или кубок) России по скалолазанию».
А это просто прикольный комментарий от некто Kobizskiy:
«... Я в октябре 1985-го выступал от сборной Харькова на Кубке Хергиани. Парную гонку у грузина тогда выиграл и веселье на стартах было еще то. За своих грузины болели очень азартно и буквально вытягивали их на веревке, а их соперникам выбирали с сильным провисом, так что она всю гонку была у меня ниже колен, но никто за это на организаторов этого замечательного Кубка не обижался».
От меня: Если кто хочет узнать актуальные планы по развитию скалолазания в Абхазии (которое сейчас сводится к строительству сто-пятьсотого зиплайна), обращайтесь (цитата тоже с форума):
«...Планируется создание альплагеря, там будет скалодром. Старое всё рухнуло. Подробности в Гаграх, дом отдыха "Закавказье"-возле рынка».

Скалолазание в Азербайджане, гора Бешбармаг

Маршрут «Силовая машина» готов

Закончена работа над сектором «Бигвол»

Как на скалах появляются трассы?

Новые трассы в Бахчисарае

Перспективы скалолазания в Крыму

Сильнейшие скалолазы страны встретятся на фестивале «Скалы Крыма-2022»