Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Тянь-Шань >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Автор: Сергей Лавров, г.Алматы

Вот такая она Победа!


Победа на подлёте к
базовому лагерю


Лагерь 4500


Сорокатый и Пузырёв
на 6400

Лагерь на "обелиске"

Сорокатый и Лавров
на вершине


Пузырёв, Лавров, Сорокатый
в базе и их любимые
девушки Таня и Света


Ледопад на пути к
перевалу Дикий

Лагерь на 6400 на фоне
пика Неру

Снежные "ножи" на 7300

Ветерок на гребне Победы

Пузырёв и Лавров
на вершине
Название для этой статьи заимствовано у одноимённой книги изданной в семидесятые годы. Занимаясь подростком горным туризмом на Кавказе, я в захлёб читал и перечитывал эту книгу. Тогда даже и не думалось, что целых семь сезонов подряд придётся пытаться взойти на великую и страшную Победу. К счастью, мне повезло это сделать дважды: в 1996 и 1998 годах. Но первый раз мне дался очень тяжело, т. к. много работал гидом в МАЛ "Хан-Тенгри" и акклиматизация была на уровне 5600м. Тогда, начиная с высоты 6200м я уже не ел и не спал два дня подряд. Но гора нас пустила к себе и с миром отпустила. К большому сожалению, Александр Баймаханов погиб в автокатастрофе той же осенью, возвращаясь с Чо-Ойи, а Константин Фарафонов ныне живёт в Канаде.

После неудачной двухразовой попытки 1997 года, на следующий, 1998 год, команда а/к "Хан-Тенгри" в составе Распопова Алексея, Лаврова Сергея, Сорокатого Сергея и Пузырёва Василия была полна сил и решимости взойти на гору. Но Алексею не повезло, хотя как посмотреть, он попал в лавину на Хан-Тенгри и сломал себе ключицу и рёбра. Перед отъездом на Южный Иныльчек мы все его проведывали в больнице - ничего себе начало. В первых числах августа мы втроём собрались в базовом лагере. Полный пансион с вертолётом обеспечивал МАЛ "Хан-Тенгри" - Казбеку Валиеву огромное спасибо!

На акклиматизацию вышли параллельно с тремя японцами и их группой поддержки. Ночевали на 5900 под самыми скалами, а утром в 7.00 рванули вниз, т. к. начал идти плохой снег. Японцы тут же передали по рации: " Казак пати икима сен!", что в переводе означало: "Эти плохие-злые казахи почему-то уходят вниз и не хотят топтать нам тропу!". Видимо где-то мы были не правы и в качестве предупреждения свыше, в средней части снежных подушек в ста метрах от нас оторвалась "доска" метров двести шириной и глубиной больше метра, прямо от края тропы, и ушла в сторону ледника Дикого. Мы все перекрестились и продолжили спуск. К обеду уже были в базе. К вечеру вернулись японцы и группа Повалоцкого.

Четыре дня мы себе положили на отдых. Но через два дня немецкая группа запросила гидов для работы на "подушках", после некоторого замешательства выбор пал не нас. Но напряжение уже появилось. В момент нашего выхода на вершинном гребне стали просить о помощи другая группа японцев, совершившая восхождение, но не сумевшая вернуться на Важу Пшавелу до окончания периода хорошей погоды. Те гиды, за которых заплатили немцы, получили команду идти на помощь японцам, а с самими немцами долго объяснялся начальник базы - по рации, через переводчика. Представьте ситуацию! Нас, естественно, просят помочь по мере возможности. На 5900 пришли к вечеру, наши места под палатку заняты испанцами, их питерский гид с ассистентом отрывают старую пещеру, погода снова портиться. Помогли испанцам переместиться в пещеру, сами рядом поставили свою палатку. Сверху спустился Глеб Соколов, рекомендовал идти вниз.

Примерно в 24.00 сошла небольшая лавина-предупреждение, снег усиливается. Стало ясно, что без пещеры не выстоять. Долго ищем место, хочется повыше, но натыкаемся на лёд. Наконец-таки находим его прямо под испанцами. Роем по очереди: один рубит, второй выгребает наружу, третий сбрасывает низ на склон. Меняемся. Снег накапливается и сходит лавинами, засыпая вход под самый потолок, хорошо, что в эти моменты мы все оказываемся внутри. К пяти часам отрываем нормальную пещеру, затаскиваем вещи, укладываемся спать. Утром испанцы уходят вниз, а мы перебираемся в их пещеру, поставив ней палатку. Весь день спим, едим, сушимся. Собрали снаряжение - у Сергея Сорокатого не хватает одной "кошки". К вечеру похолодало, подул ветер - это хорошо. Утром всё собрали, но идти вверх или вниз не знаем, т.к. ищем "кошку". Ура-а-а, нашли! Всё нашли, как ни странно. Идём вверх. По связи знаем, что японцы не сдвинулись с места, по-прежнему просят помощи. Гиды (Повалоцкий Владимир, Вадик, Виктор Петрович из Екатеринбурга) находятся на 6700м и пережили непогоду, которая трепала нас на 5900м. В этот же день они пытаются выйти к Важе Пшавеле, а мы - к 6400м. Днём летал вертолёт, который, как потом оказалось, бросал на гребень ящики с газом, батарейками, продуктами и др. На гребень вышел только Повалоцкий, остальные вернулись к палатке. Мы дошли до 6400м, по ходу дела разрешив лёгкие недоразумения между собой. Встретили группу из Новосибирска, они идут навстречу своим, траверсантам. Вечером слушаем переговоры: база-японцы-гиды-Повалоцкий.

Утром двойка: Лавров-Пузырёв выходит на помощь наверх, а Сорокатый - держит палатку. К 14.00 мы вышли на снежный купол Важи, и и тут увидели начинающихся спускаться японцев и Повалоцкого, а так же помогающих им новосибов и омичей. Последние остаются на куполе. Встречаем японцев, они нормально идут сами. Жмём руки Повалоцкому, он - герой! Спускаемся к себе на 6400м. Все валят вниз, а мы, после небольшого совещания, остаёмся. На следующее утро выходим вверх, и, к 18.00, ставим палатку на "обелиске". Жутковатое место, где-то здесь оставлены тела Илико Габлиани и Художина. Следующий день - непогода или мы просто устали. 20 августа вышли на штурм в 9.30 утра, погода - получше, снег сдуло, видимость есть. Долго идём по вершине на восток, где, со слов Бориса Степановича Коршунова, должен находиться абалаковский тур на красном камне в форме куба. На самом дальнем краю находим его, но тур содержит только упаковку от фотоплёнки. Укрупняем тур, пишем записку, фотографируемся с журналом "Playboy", производим сеанс связи с базой. Всё, уходим вниз!

К 15.30 вернулись на "обелиск". Сразу же собираемся и начинаем трудный путь к Важе Пшавеле. Напоследок погода нас прилично потрепала, но к 23.00, не без приключений, мы спустились к пустой палатке Повалоцкого на 6700м. Ветер, мороз, ночь, дырка на дне палатке. Кое-как до утра перекантовались. Утром не ели, не пили, собрались и - вниз. К ночи еле-еле приползли в базовый лагерь.

О, радость!.. О, счастье!.. Победа!!! Нас ждали, нас встречали, нас целовали. Весь поход занял девять дней и восемь ночей, прошу обратить внимание на количество ночей, т. к. не известно когда тяжелей.

В 1999 году нашу записку сняла объединённая команда Юнки Табей и Алексея Болотова.


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100