Материал подготовила Анна Пиунова, Mountain.RU

Краткие сообщения Эрхарда Лоретана по ходу экспедиции:

26 августа 2002

Планы:

26.09.2002 отъезд из Катманду, 29 сентября - прибытие в Taplejung.

Приблизительно, 7 сентября рассчитываем быть в базовом лагере.

10 – выход на маршрут. Возвращение в Швейцарию – в середине ноября.

8 сентября

Прибытие в БЛ, 4600м, и начало освоения маршрута

11 сентября

10 сентября – подъём к лагерю 1. День 11 сентября был посвящён установке и оборудованию лагеря 1. На первой тысяче метров перила провешены. Погода не очень. Стараемся максимально использовать утренние часы, в это время погода не так плоха. Прогрессируем нормально. Стена действительно великолепна!

20 сентября

Привет всем! Посылаю сообщение без фоток, связь у нас очень плохая.

Как и планировали, 7 прибыли в БЛ, 4600м. 9ого провесили 500 метров перильных верёвок на первом контрфорсе, на следующий день обработали контрфорс до высоты 5500м. Вчера, 16 сентября, перед ночёвкой в лагере 1, мы сходили на разведку ледового плато, которое не представляет никаких проблем. Надеемся установить лагерь 2 на 6800 к концу недели. Состояние маршрута в средней части отличное, нужно ещё немного потерпеть до собственно стены, работы ещё полно.

Нужно сказать, что большая часть наших вещей ещё находится на 5500м, не смогли поднять их выше.

Все в отличной форме, если хорошая погода не покинет нас, у нас большие надежды на удачное продолжение.

Яки на тропе к Жанну
Фото: О.Загайнов

23 сентября

Привет! Мы планировали на сегодня предварительную заброску в лагерь 2, на высоту 6800м, но не всё идёт, как бы того хотелось, особенно в Гималаях, есть у меня небольшой опыт в таких вещах.

В четверг, 19, мы с Уэли, оставив Шантала поправляться, вышли из БЛ. Сделали ночёвку в лагере 1, на следующий день отправились оборудовать вторую часть. Состояние маршрута отличное, и каждый делал свою часть работы. Уэли со своим рюкзаком, набитым верёвками, и я, во главе (провесил 500м перил по кулуару, достаточно открытому и часто простреливаемому кусками льда).

Стена полностью находится в тени, за исключением небольшого промежутка времени в конце второй половины дня, на самом верху она освещается солнцем. Очки я не надел.

К 17 часам Уэли поднялся ко мне, и мы приняли решение прекратить дальнейшую обработку на сегодня, нужно спускаться, ночь наступает очень быстро. Ночью случилось то, что должно было случиться – жестокая офтальмия, такое со мной было впервые. На несколько дней я выбыл из строя.

Уэли продолжил утром обработку, практически, ему удалось провесить верёвки до траверса, по которому мы рассчитывали пройти через первый серак. Мы решили обойти кулуар, во избежание неприятных сюрпризов (обвалов льда и камнепадов). Во второй половине дня пошёл сильный снег, Уэли должен был прекратить свои занятия, как можно быстрее. Шанталь поднялся к нам около 16 час.

Утром всё было засыпано 30-сантиметровым слоем снега, мы решили спуститься в БЛ. Погода по-настоящему очень плохая, повсюду свистят огромные лавины.

29 сентября

Больше недели валит снег. Утром солнце предприняло храбрую вылазку, все тут же вышли пытать счастье. Ситуация чем-то напоминает автобусный тур, когда после 10часового переезда, машина наконец останавливается, чтобы пассажиры смогли выйти пописать. Стена белая, небо тоже в странных облаках, не предвещающих ничего чудесного на ближайшие три дня. Блестящий аванс, данный нам вначале, был пропущен из-за вынужденной бездеятельности.

Нужно кремниться, у нас в запасе ещё три недели до прихода сильных ветров. Некоторое беспокойство вызывают мысли о снаряге, развешенной по стене. Часть её могло снести лавинами.

2 октября

Всем привет, некоторое время наша маленькая экспедиция на Жанну не выходила на связь, на самом деле, мы работали на высоте. 30 сентября мы поднялись из БЛ в лагерь 1, целиком погребённый под метровым слоем снега, пришлось его немного переместить в целях безопасности, место слишком открытое, простреливается.

На следующий день продолжили дальнейшую обработку. Маршрут весь в снегу, у нас возникли опасения на предмет схода лавин, склон настолько крутой, что огромная лавина готова вот-вот сойти, в случае снегопада. Но вот уже несколько дней, как погода здесь наладилась.

Подойдя к началу кулуара, сразу выше бергшрунда, мы отказывались поверить увиденному: оставленный в предыдущую заброску рюкзак с немалым количеством верёвок улетел, перила оборваны. Оставалась небольшая надежда найти рюкзак, всё же мы его неплохо закрепили, прежде, чем оставить.

Изменения, произошедшие за эти дни, просто потрясали. Бергшрунд, не представлявший ранее никаких хлопот, теперь, неделю спустя, казался непроходимым, всё засыпано плотным двухметровым слоем снега.

Продолжать работу бессмысленно, у нас с собой было около 200 метров верёвки, глупо тратить шесть ходовых часов для того, чтобы подняться на 200 метров. Решили пустить небольшую лавинку, дабы тщательно осмотреть место, где должен был находиться рюкзак. Через несколько часов пустых поисков, мы забросили это занятие, признав, что рюкзак улутел прежде, чем всё было засыпано снегом.

Мы вернулись в лагерь 1.

Сегодня утром, 2 октября, втроём мы попытаемся подняться до высоты лагеря 2. Потребуется около 6 часов, для того только, чтобы подняться до нашей “верхней” точки, участка, обработанного ещё на прошлой неделе. Нужно добавить, что каждый из нас тащит по 300 метров перильной верёвки и тяжёлый рюкзак со снарягой. Большой кулуар достаточно чистый, но сверху, прямо над головой, маршрут сильно открыт, куски льда и снега летят без остановки, несколько раз сильно напугав нас.

Подойдя к концу провешенных верёвок, Уэли вышел на довольно протяжённый и сложный микстовый участок (скалы, покрытые льдом), выводящий к первому большому сераку. Вынужденно идём без страховки на ледорубах, поскольку наша связочная верёвка находилась в том злополучном рюкзаке, вторая – в базовом лагере.

Вскоре, наступает мой черёд провешивания перил. Рельеф тот же - скалы, покрытые льдом. Кажется, что вершина кулуара выводит к ближнему сераку.

Внезапно, наверху, прямо над нами, вываливается огромный блок, сердце заработало в бешеном темпе, мускулы напряглись. Каждый из нас понял, что мы не на экзамене. Я нахожусь на 60 метров выше Уэли, вокруг меня снег и зарубиться негде, но, в то же время, я нахожусь немного в стороне, в отличие от Уэли, который стоит прямо по линии схода лавины. Меня просто парализовало от страха.

Через некоторое время – тишина. Все целы, по счастью, Уэли успел зарубиться и прикрыть себя рюкзаком. Мне его не видно, но я продолжаю подниматься вверх по участку, который мне нравится всё меньше и меньше, слишком опасный, слишком деликатный, слишком сложный…

Я вижу вершинку контрфорса, но мне никак не удаётся туда подняться, я нахожусь между ледовыми флейтами, состоящими из очень непрочного снега, готовых рассыпаться в любой момент вместе со мной...

Принимаю мучительное решение и спускаюсь метров на 20 ниже. Уэли там, потрясённый эпизодом обвала и своим чудесным избавлением. Уже поздно, через 15 минут здесь будет ночь. Мы всего лишь на 6550м, бросаем всю снарягу и несёмся, насколько можем быстро, в лагерь 1. Спускаясь по нашей путеводной нити Ариадны, выясняем, что в двух местах верёвки перебиты камнями (льдом?).

Добравшись до лагеря, с радостью отмечаем, что Шанталь уже тоже там. В это же время снова пошёл снег!

3 октября команда взяла день отдыха на обдумывание ситуации, погода стояла отличная, но решение было принято – переложить экспедицию на весну.

Четвёртого Лоретан и К предприняли попытку снять оставленное снаряжение, на высоте ветер был ужасный. Подойдя к подножию кулуара, они вынужденно повернули назад. Снаряжение осталось ожидать их до весны.

6 октября выпало 20 см снега. 9 они уже прибыли в Gunsha, оттуда через 4-5 дней – домой, в Швейцарию.