Горы мира > Крым > Морчека

Автор: Михаил Комаров, г. Москва

Из новостной ленты M.RU:
12–13.05.03 команда московского альпклуба им. Демченко – Комаров М. и Юркин А. в рамках спортивного выезда в Крым промачомбила маршрут Machombo за 21,5 ходовых часа (ночевали на R4).

“Маршрут отличный, первая веревка самая впечатляющая (хотя может и не самая сложная) была пройдена Моки за 3 часа. Отдельное спасибо от нас тем, кто оставил воду на R4, R5 и несколько глотков на R6 (с водой мы сильно промахнулись – взяли с собой только полтора литра). Подробности и фотографии будут чуть позднее.”

Machombo - подробности и впечатления от Моки

Поскольку мы жили под мысом Айя, то на Морчеку cпланировали три дня: один день на приезд/отъезд плюс два дня на маршрут. Сходили “Сенокос”, выждали завершения “малых гор” и поехали…

"Мачомбо" (6A, VI, A3, 335м) или Морчека 2002, Александр Лавриненко ("Одессит"), г.Одесса

Ребята подбросили нас с Саней к домику дорожников и мы через лесочек потопали к горе. Подход от домика занял порядка 30-40 минут, осталось впечатление, что по тропе либо вообще не ходят, либо ходят крайне редко. К нашему удивлению под горой не было вообще никого и мы с комфортом расположились под навесом. Уже стало смеркаться и мы пошли посмотреть начало маршрута - ну, типа, настроиться… В подступающей темноте начало маршрута выглядит отрезвляюще – практически монолитная стена и, как насмешка, шлямбур на уровне колена…

Скинули ребятам sms-сообщение, наполовину в шутку – наполовину всерьез, что если утром сможем оторваться от земли, то пролезем и весь маршрут… Поужинали, почитали бортовой журнал, разложили спальники и устроились спать.

7.30 утра… мы под маршрутом. Привязался, навесил на себя железо и… внимательно стал осматривать стенку в надежде за что-нибудь зацепиться. “Есть первая точка!”

В ход пошел мелкий итошный стопер. Подбил его молотком, вщелкнул карабин, веревку, лесенку, вставил крюконогу, осторожно гружу – вроде держит. “Все!!! От земли оторвались!!!” Внимание перекочевывает на полтора метра выше. Снова мелкий стопер, вторая лесенка, аккуратно перехожу на нее, поднимаюсь еще выше. Ставлю скай-хук на рельеф – еще чуть выше. “Надо бы сделать точку страховки, на землю падать ой как не хочется… Ага, сюда может встать маленький френд… Уф! Стало намного легче! Теперь дальше, что мы здесь имеем?”

И в таком духе три часа непрерывной работы, не считая срыва, когда порода не выдержала и мелкий стопер вылетел, заставив меня пролететь несколько метров. До полки не долетел метра полтора-два, отделался порванными штанами и легким испугом. Но вот, наконец, станция - теперь очередь Юркина пыхтеть…

R3
R3

Юркин Саня: “На второй веревке, которую я лез первым, мной был опробован метод закладки френда, показанный в “Вертикальном пределе”… В одном месте я чуть ушёл в сторону от нитки маршрута и необходимо было сделать маятник. Побегав по стене, мне удалось только с 3-й попытки кое-как вставить подходящий френд в параллельно идущую расщелину и закрепить там веревку. Наверное правильнее было в этой ситуации прыгать без веревки и подстраховки. Надо будет потренироваться…”

Станция R3 – жара отпустила, пить хочется меньше, но уже накопилась усталость…

Юркин Саня: “Четвертая веревка. Перед восхождением мы читали отзывы предыдущих команд, ходивших эту шестерку. Латыши упоминали об отвалившейся нашлёпке на участке R3-R4 и вследствие этого, предполагался жесточайший скай-хукинг на микрорельефе. Действительно, подойдя к месту, где был этот “дефект” маршрута, пришлось поднапрячься. Пройти на скай-хуках по микрорельефу несколько метров до следующей дырочки я не решился (да и не было у нас таких скай-хуков), долбить свои дыры я тоже не захотел. В итоге забил “по самые помидоры” горизонтальный крюк в рыжую рыхлую вертикальную щель с правой стороны и уверенно вылез на нём. Правда, Миха потом мне сказал, что вытащил этот крюк двумя пальцами...”

Станция R4. Здесь явно кто-то ночевал – лежит свернутый кусок полиэтилена и вода!!! Почти поллитра воды!!! Сколько она тут лежит? Совместно постановляем, что не больше недели и делаем по несколько глотков!!! С другой стороны, что с водой может сделаться? Ну, в крайнем случае, заболеем какой-нибудь а-типичной болезнью – и еще несколько глотков!!!

Немного пришли в себя и решаем ночевать здесь: Саня прямо на станции, а я в четырех метрах ниже на полочке.

Юркин Саня: “Для ночевки мне был выделен шикарный камень сантиметров 40 в диаметре на котором можно было хорошо сидеть. Но через полчаса попыток уснуть я пришел к мысли, что хочется все-таки прилечь. Пришлось импровизировать. Положение тела, когда ноги упираются в стену, задница покоится на камне, верхняя часть туловища впихнута в подвесную скамейку, а голова за каску привязана оттяжкой к станции – можно назвать комфортным с большой натяжкой, но зато это была всё-таки лежачая ночевка. Кстати, рекомендую попробовать всем любителям экстремального отдыха.”

Проснулись около пяти утра, пока собирали шмотки и перекусывали, обменялись впечатлениями от ночевки. Выяснилось, что каждый устроился, как мог. Мне, как старому аксакалу, досталась горизонтальная полочка сантиметров 60, на которой я лежал, подвесив ноги петлей к перильной веревке и подпирая голову рукой или краем отщепа, в общем нормально. Самое главное – было тепло.

Пятая веревка – опять моя и начинается она внутренним углом. Переобулся в скальники и … через пару метров перешел снова на ИТО. Как сказано в описании “лезть можно, но мешает трава” - так оно и есть. А перед выходом на R5 изрядно помучился, выбирая оптимальный путь для прохождения плиты.

Похоже, здесь кто-то траверсировал, на плите, примерно на одной высоте с интервалом метра три-четыре, набиты три шлямбура: пойдешь налево – нахлебаешься, пойдешь направо – задолбаешься, пойдешь прямо – … “Эх, до чего же я не люблю стоять на качающемся скайхуке!!!”

Зато на станции меня ждал подарок. Пока Юркин собирал железо , я успел несколько раз приложиться к этому живительному сосуду…

Веревки R5-R6 и R6-R7 никаких сложностей не представляют. Станции удобные, открывающаяся перспектива – потрясна .

Последняя веревка и мы на “крыше” . Как же здесь хорошо. Снимок на память и вниз - к воде, к еде, к горизонтальной плоскости !!!!

Юркин Саня: “Во второй раз нас порадовали своим комфортом и уютом стоянки – спасибо всем кто все это сделал”.