Горы мира > Алтай >

Рождественская Белуха

Руководитель экспедиции
Константин Груздев на в. Ак-Оюк

Сибирский спортивный клуб "БуерЪ"
на леднике Ак-Кемский,
позади масив Белухи
С 4 по 18 января 2003 года Сибирский спортивный клуб "БуерЪ" совместно с Томской Федерацией Альпинизма при поддержке Западно-Сибирской территориальной поисково-спасательной службы им. В.В. Зюкова совершил попытку зимнего восхождения на высшую точку Сибири - г. Белуха. Альпинистские сборы прошли в рамках подготовки апрельского восхождения ССК "БуерЪ" на пик Ленина (7134 м).

Идея рождественского восхождения на "Вершину Катуни" появилась у команды еще весной 2001 года во время экспедиции на Эльбрус. Нас привлекали устойчивая январская погода, отсутствие летней сырости, зимняя безлюдность маршрутов, хорошая высотная и холодовая акклиматизация перед семитысячником, да и просто чертовски хотелось встретить Рождество в первозданной атмосфере алтайских гор. Зимние восхождения, кроме морозов и метелей, короткого светового дня и обилия снега, всегда несут в себе очарование внутреннего вызова стихиям и радость преодоления себя в экстремальных ситуациях.

Роем пещеру на
предвершинном гребне,
штурмовой лагерь,
в. Восточная с юга

В конце 2002 года идея начала реализовываться: определился состав команды, подготовили снаряжение, закупили продукты. А уже 3 января в нашем городе в очередной раз собрались спортсмены клуба "БуерЪ". В команду вошли барнаульцы: спасатели Винников Константин (руководитель) и Тумялис Владимир; Филатов Павел (фотооператор), спасатель из Рубцовска Сергеев Виктор; сургутяне Груздев Константин (видеооператор и специалист по спонсорам) и Груздева Виктория (архивариус клуба); доктор из Кемерово Калашников Владимир. На следующий день наша команда, параллельно с томичами выехала из Барнаула, чтобы к полуночи достичь т/б "Высотник" в с. Тюнгур.

Массив Белухи

Утро 5 января встретило нас бодрящим 25-градусным морозом, ясным небом и скрипучим снегом. Так начался двухдневный пятидесятикилометровый переход из Тюнгура до альплагеря Ак-Кем. Зимняя тропа через перевал Кузуяк, по реке Ак-Кем, порадовала нас неглубоким снегом и отличным состоянием, тогда как летом она мокрая, грязная и почти всегда разбита конями и людьми. Ночевку мы сделали в живописном месте в районе "Трех берез". Что может быть лучше, чем сбросить неподъемный рюкзак, поставить палатку "Зима" без печки, растянуться в пока еще сухих спальниках на пахучем лапнике и смотреть на звезды в дырку от некогда выходящей наружу трубы?

К концу дня 6 января команда достигла теплых балков на Ак-Кемском озере. Радушная встреча смотрителей ПСО Ак-Кем, горячий компот, рассказы бывалых, добрые песни до трех часов ночи, - так спортсмены клуба "Буеръ" встретили праздник Рождества Христова.

Лавина с массива Белухи,
летящая на ледник Менсу

Катунь-река

Альпинистский сезон открыли восхождением на вершину Ак-Оюк. Сильный ветер не помешал сходить на вершину за 12 часов. Для себя отметили огромный масштаб горы, слишком теплую погоду и глубокий, липкий снег.

Ранним утром 10 января, пройдя по замерзшим озерам, реке и Ак-Кемскому леднику команда вышла на Томские стоянки. Немного расстроились из-за состояния домика: листы с крыши сорваны ветром, внутри холодно и неуютно, на полу снег. Даже пестрый метровый плакат "South Africa" друзей-альпинистов из солнечной страны, побывавших на Белухе летом, едва ли согрел нас. Конечно, отлично, что Томские стоянки вообще существуют и поддерживаются, но жаль, что такие "исторические хижины" приходят в запустение.

Команда на Берельском леднике

Тем временем погода начала ухудшаться, а когда, обогнув ледник, мы вышли к перевалу Делоне, "непогода испортилась" окончательно. Видимость резко упала, ветер начал безжалостно хлестать лица ледяной крошкой и срывать с ледника. Поэтому шесть веревок, провешенные утром томичами на перевал Делоне, дались команде совсем непросто. После выхода на перевал стало ясно, что дальше идти нельзя - стали закапываться. И через два часа просторная снежная пещера на семь человек была готова. Нас даже не омрачил тот факт, что при строительстве сноудиггеры проткнули дыру в бергшрунд (огромную ледяную трещину), из которого в последствии всегда сквозило. Именно постоянный приток свежего воздуха позволил нам избежать накапливания углекислоты в пещере, потому что ночью вход в наше жилище замело абсолютно.

Утро 11 января не принесло улучшения погоды. По-прежнему мело и сыпало. Весь день нам пришлось отсиживаться в ледовом убежище. Но день не пропал зря. Были прослушаны лекции нашего практикующего доктора - хирурга-травматолога из Кемерово о ножевых ранениях, инсультах, инфарктах, простатите, СПИДе и профилактике всего перечисленного. Мастера рассказали, как в такую погоду "заморских" альпинистов водят на пик Томских студентов, расположенный рядом с Делоне и говорят, что это и есть вершина Белуха. И так, оказывается, бывает.

Охрана ПСО "Ак-Кем"

Пробив вход наружу, 12 числа, мы были приятно удивлены абсолютно чистым небом, безветрием и легким морозцем. Значит, можно двигаться дальше! И хотя приходилось тяжело тропить по очень глубокому снегу, этот день был самым приятным и запоминающимся во всей нашей экспедиции. Встреча с томичами прибавила оптимизма. Тропа, пробитая ими, позволила сэкономить силы на подходе к предвершинному гребню. Как зачарованные, мы смотрели на потухающие утренние звезды, зажигаемые солнцем вершины, окутанные розовыми тающими облаками гребни и перевалы; грелись на Берельском седле, стоя по пояс в снегу; задорно рыли пещеру выше перевала ТКТ. Настроение команды резко поднялось, мы по-настоящему наслаждались горами и лелеяли мысль о завтрашнем штурме вершины. Ошеломительный по краскам закат сменило бездонное алтайское небо, усыпанное мириадами звезд. Так заканчивался день, о котором можно только мечтать, и так заканчивалась погода, которую мы так ждали, отправляясь на Белуху на Рождество.

Берельское седло

Как же мы были обескуражены, когда на утро обнаружили, что вход в пещеру снова заметен, что вчерашней тропы уже не видно, а наша погода - тонкая розовая ленточка на горизонте - оттесняется на юг в Китай свинцовыми снежными тучами. Но команда предприняла попытку штурма вершины, хотя и была остановлена ураганным ветром и снежным беспределом. А ведь до вершины оставалось не более двух часов хорошего хода. Погода продолжала портиться, возрастала лавинная опасность. Оставаться в пещере стало не возможно. Единственный выход - двигаться вниз. И мы двигались, в связках, пробивая снежные траншеи, подстегиваемые ледяным ветром, почти на ощупь с забитыми ледяной крупой глазами. Все в обратном порядке, только без солнца и в центре циклона, ледники и Берельский, и Менсу, перевал Делоне - все те же шесть веревок, опять при бешеном ветре.

К семи часам команда благополучно спустилась на Томские стоянки, где встретила самую холодную ночь в продуваемом всеми ветрами домике. Ветер безжалостно раскачивал наше жилище, выл в трубе, гремел жестью, присыпал из щелей снегом. Что нам снилось? Конечно, мы летели в домике "Волшебника изумрудного города", но не над солнечным Канзасом, а над нашей ледяной Белухой.

Кони, как и мы,
утопают в снегу на подходах

Вечером кое-кто из нас расслабился и изменил ежедневному правилу прятать в спальник вкладыши ботинок. Поэтому хмурое утро 14 января команда встретила интенсивными махами оледеневшими ногами. Но все закончилось хорошо, и в обед мы уже обнимались с друзьями на Ак-Кемском озере. А здесь нас ожидала горячая баня, веселое купание в проруби и меню поинтересней, чем сухие мюсли наверху.

На гребне Ак-Оюк,
позади Ак-Кемское озеро

Погода так и не наладилась. И только по пути в Тюнгур взошла полная луна, и мы попали в фантастический серебряный мир абсолютного штиля и непередаваемой красоты. Это невозможно снять на видео, это нельзя сфотографировать, можно лишь, вдыхая чистейший морозный воздух, насыщать глаза и пытаться все запомнить, чтобы рассказать "на равнине". Может, поверят?

Сибирский спортивный клуб "БуерЪ"
на леднике Ак-Кемский, позади
масив Белуха, идем на Томские стоянки
Мы еще вернемся на Белуху. Надеемся, что в следующий раз Гора будет более гостеприимна и позволит нам оказаться на ее вершине. А пока нас ждет лыжный переход из Сургута в Нижневартовск и апрельское восхождение на пик Ленина.

Мы искренне благодарим нашего генерального спонсора - Страховое Общество "Сургутнефтегаз", а также водителя экстра класса Хоменко Алексея и гостеприимного пасечника Григория.