Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Ледолазание на Mountain.RU - последние новости, график соревнований, рейтинг спортсменов.

Экспедиции
2004: "Крубера-Воронья"
2003: "Скалярьево Брезно"
2002: "Скалярьево Брезно"
2001: "Воронья"

Новости

Авторы: Артем Оганов, Михаил Пирушкин, г. Москва
Фото: Артем Оганов, г. Москва

Пещера Эльдорадо

Когда-то сюда ездила только элита СССР. Гагры, Пицунда, Сухуми – звучали в то время модно и престижно. Теперь здесь пусто. За время войны природа взяла свое, и следы присутствия человека стерлись. Тропы заросли. Дороги завалило камнями. А встретить зимой машину на Рицинской трассе сложней, чем медведя-шатуна.

Граница с Россией через реку Псоу – это свой мир. На ней нет людей, только тележки, тачки, повозки и другие средства перевозки даров природы щедрой Абхазии. Желтая лихорадка поглотила всех. Горы мандарин, королька и хурмы, пересекают её по узкому коридору, мы же пытаемся пройти им навстречу. Но все это тут, на Псоу. Там дальше горы, море и где- то между ними узкая полоска земли – Абхазия.

Состав экспедиции:

  • Михаил Пирушкин (ПИР) (фото)
  • Евгений Кузьмин (Керчинский) (фото)
  • Алексей Четырин (Пискун) (фото)
  • Алексей Климчук (Пельмень) (фото)
  • Елена Родина (Родина) (фото)
  • Артем Оганов
  • Илья Озеров (Пончо) (фото)
28.10
Море подарило нам на прощание теплый ночной бриз и раскаты зарницы…


Шишига лучший друг спелеологов

Привычный рев двигателя. Холодный горный воздух. Шесть часов езды, и мы доезжаем до конца дороги…Плато слегка покрыто белыми пятнами снега.


Заброска. Групповое фото команды + абхазы которые нас завозили на 66. За спиной - Каменный клад

Выгружая наши мешки, я думал о том, сколько ещё предстоит. Так всегда: думаешь и стараешься предугадать, но природа вносит свои коррективы, и все, к чему ты готовился, может в любую минуту отойти на второй план или скрыться в облаке, задутом из соседней долины.… Так и в этот раз. Забрасываем мешки до лагеря Илюхинской за три ходки. Пельмень с Пончо забрасывают пару мешков на перевал, находящийся на 500 метров выше лагеря. Ставим палатки и ложимся спать.

Мы планировали забросить к пещере за 3-4 дня мешки со снаряжением. 5-6 дней работать в пещере тремя двойками, одна из которых должна была расширять узости в средней части с помощью бензинового перфоратора.


Первый день заброски

И 2-3 дня на сброску до места встречи с машиной.

Пещера Эльдорадо. Это самый высокий вход в пещеру на Арабике… Он находится на 250 метров ниже высшей точки массива - пика Спелеологов. Как раз под ним. А еще ниже на 500 метров лежит большой ледник Эльдорадо. Его воды должны создать огромную гидрокарстовую систему. В её существовании мы не сомневаемся. Осталось только это доказать. Найти вход напрямую, через ледник невозможно. Он постоянно движется и живет только ему известной жизнью. А везде под ним прослойка из мелкого щебня- остатков от периода дедушки нашего ледника- большого и мощного, создавшего весь этот массив с его пещерами и легендами.


Стена под вершиной пика Спелеологов

В 90-ом году входе поисковой экспедиции в район Эльдорадо был найден одноименный вход в пещеру, ребятами из будущего CAVEX. Cделав много работы в ходе ещё трех экспедиций (1991,1992,1994 года), они вселили в эту пещеру жизнь. Щели со временем стали проходимы, а ледяная вода перестала казаться непреодолимым препятствием.

“ Если бы пещеры можно было оценивать не по глубине, а по сложности, то Эльдорадо надо было бы дать пятую категорию” - говорил нам Мухин перед летней экспедицией…

Для своих 290 метров Эльдорадо необычно сложна… Трудный подход к входу, много воды, которая льется в узких колодцах прямо за шиворот. Острые камни, рвущие новые комбинезоны в клочки, и завершает это все две очень сложные узости где-то по середине пещеры. На прохождение каждой из них двойка спелеологов средней (спортивной) комплекции тратит не меньше часа. Тем, чьи пропорции оказались на дюйм больше среднего- просто не повезло. Они работают с этой стороны: подносят мешки и расширяют узости в надежде когда-нибудь пройти и увидеть пещеру с другой стороны. Первая узость называется очень романтично - Собачья задница. Обычный транспортный мешок с веревкой в нее не проходит по - этому веревку попросту протягивают через неё. Название второй приводить из цензурных соображений не стоит. Сама узость заставляет задумываться даже очень опытных спелеологов. Осложняется она тем, что сразу за ней находиться большой колодец.

29.10
Ночью пошел снег. Все вокруг сразу изменилось. Видимость упала до метров 40. И единственное, на что мы решились, - это сделать одну ходку вслепую до перевала с частью продуктов и снаряжения. Снег идет не переставая, лишь изредка мы видим красную куртку лидера. Так и идем четыре часа по азимуту неизвестного финского компаса. Я все чаще и чаще начинаю вспоминать альпинистские фильмы. Вернувшись переходим на питание по палаткам.Ветер долго не дает заснуть, навевая мысли все о тех же альпинистах.

30.10
До этого утра я был спелеологом, попавшим в зимнюю экспедицию. Сегодня все поменялось. Теперь играем в альпинистов. Благо у них есть принцип: в плохую погоду не выходить из палатки без особой надобности. Когда с утра набирал снег, и не застегнул тамбур, нашел его засыпанным до половины, и это всего за пару минут. Мы весь день гоняем чаи и читаем Ремарка. Очень бодренько так идет под звуки ветра и метели.


Так мы перетаскиваем мешки на ледник Эльдорадо


Перевал над п.Илюхинской. У Пончо замерзли ноги.

31.10
Сегодня или никогда - провозглашаем лозунг на день, и решаем идти на перевал, тем более что основная доля продуктов, газа и всего экспедиционного снаряжения уже на перевале, а продуктов остается на дня два-три. Машина сюда, очевидно, сможет заехать лишь следующим летом . Собираемся, прикидываем. Рюкзаки получаются приличные. Выкидываем запасные 5 литров бензина, вкусные, но тяжелые продуктовые нештяки и начинаем тропить. Тропили и поднимались до перевала около 6 часов. Стоять на перевале совершенно не возможно, с каждой минутой погода становиться все хуже и хуже, обещая окончательно превратиться в бурю к 16-00. Ещё полчаса ищем занесенные ранее мешки. И спускаемся вниз метров на 100 . Ставим палатки как раз на пупыре над ледником Эльдорадо. Для второго дня игры в альпинистов даже многовато.

1.11
Каждое утро одно и то же. Игра. Объясняю правила. Просыпаешься ты оттого, что окончательно замерз ещё к середине ночи. Усилием воли заставляете себя заснуть . К утру медитация перестает помогать. И тогда ты просто сачкуешь. Все делают вид, что спят, так как знают: если кто-нибудь встанет, ему и завтрак готовить, а это решительная мера, не совместимая со сном, которым в принципе и так никто не спит. В нашей палатке проигрываю всегда я, так как Родина (Лена) спит с Керченским, им, по определению тепло. А я сплю с Пирычем (состегнув спальник), ему холодней чем мне (с краю лег), но его родственники все в разведке служат, а он - конспиратор и так просто не сдается. К тому же каждое утро мой мочевой пузырь грозит проиграть игру первым, подводя меня. Вот и готовлю, пока все засыпают в согревшейся от горелки палатке.


Взорванная палатка

Но это утро было особенным. Допивая чай, слышим взрыв и его эхо, разносящиеся над всем массивом. У Пельменя, Пискуна и Пончо взорвался газовый баллон, порвав внешний тент тамбура палатки, вставший на его пути к стратосфере. Теперь у нас есть свой собственный спутник на орбите, сломанная горелка и самое печальное травмированный палец Пончо. Натягиваем тент от запасной палатки. Лечим Пончо. Ветер и снег усиливаются. Остается только Ремарк. И одна горелка-уродец, собранная из остатков её предшественниц, служившая, кстати сказать, нам до конца экспедиции верой и правдой.

Но так как среди нас нет докторов, мы не можем определить степень тяжести травмы Пончо. Его рука нас очень беспокоит. Распухшая и посиневшая, она влезает только в шапку. Погода к вечеру не улучшается, и мы планируем на завтра начать сброску до Гегского водопада, осознавая, что она займет дня три-четыре.

2.11
Ночью было тепло. А утро разбудило нас ярким светом. Ветра и облаков нет.


Лагерь после взрыва газового баллона, на нашей второй палатке появился зеленый тент

О вчерашнем дне напоминает только разорванный тент. И мирно похрапывающий Пончо. Не смотря на это, на душе скребут кошки. Не побывать в пещере, ради которой мы бросили работу, проехали пол страны и столько дней таскали мешки. Как минимум нам обидно…

Но погода наводит на мысли о “гуд кейвинг тумору” и тогда мы решаемся на один выход в пещеру, осознавая всю сложность. Ведь нам придется не только навесить и снять все веревки в пещере, пролезть две сложных узости, возможно, исследовать новую часть или хотя бы попытаться, но и сделать достаточно большое для одного дня восхождение к входу в пещеру, по свежевыпавшему снегу.

Переносим лагерь на 350 метров ниже, к основанию ледника Эльдорадо. Здесь иногда светит солнце. Практически не дует ветер. И прямо над нами Пик Спелеологов, а где под ним вход в нашу пещеру. Остатки светового дня готовимся к пещере, и лагерь наполняется привычным звоном железа.

3.11

Восхождение ко входу в пещеру

Для того чтобы не выйти в середине ночи из пещеры и не спускаться в темноте, мы должны войти в неё к вечеру. И, работая в ней, соблюдать график, чтобы успеть выйти днем. Так как мы планируем работать в пещере около 15-16 часов, к двенадцати часам дня выходим из лагеря. К пещере подходим только к шести вечера. У ребят, помогавших донести мешки, остается 25 минут до темноты, и они бегут вниз, чтобы проскочить самые неприятные скалы. Ветер не дает выпрямиться, больно кидая в лицо снег и лед.

Вход завалило. И мы попадаем туда только к семи, прокопав трехметровый туннель.

Спускаемся первые 60 метров не переодеваясь, в гортексе. Ацетиленовая горелка освещает небольшую полочку, на которой мы меняем набор альпиниста на полностью противоположные пластиковые комбинезоны и сапоги.

За два часа навешиваем до щелей. Воды зимой почти нет, но она продолжает капать, доставляя мелкие неприятности. Не смотря на это, пещера кажется теплой и родной.

Совсем не так, как летом. За пару часов проходим щели и собираемся на полке за ними. Как раз над колдцем, в котором долго свистят камни. Вешаем ещё пару веревок и закачиваемся в штаны колодца, в которых летом мы не успели пролезть щель.

В этот раз мы не одни! С нами кувалда и зубило. 2000 ударов кувалдой по монолитным стенам в течении двух часов, и щель становиться проходимой для самого маленького.

Пир ругается, но лезет. Мы подталкиваем, но молчим. Сапоги исчезают в темноте за поворотом, и через минуту мы слышим громкий мат первоисследователя. Ещё одна щель преградила и без того узкий меандр. В следующий раз притащим нашу девочку - бензиновый перфоратор.

4.11
Настроение упало. И сразу захотелось спать. Делаем топосьемку, пока Пирушкин вылезает из щели. Едим второй сникерс и вылезаем в основной ствол колодца. Половина четвертого утра, не дремлет только Керченский, который закачивается для проверки в очередное окно метров на 30 ниже второй щели. Окно выводит в новую часть с колодцами, меандром. Размотав очередную веревку, встречаем новую знакомую – щель.

Фотографии ребят после 8 часового восхождения к пещере, 30-часовой работе в ней и спуска обратно в лагерь на ледник Эльдорадо.

Шесть утра. Очень хочется вернуться в палатку и заснуть. Но Пир снова пролезает узость и останавливается возле узкого меандра, уходящего вниз.

Начинаем вылезать в 7.30 утра. На подъеме находим ещё несколько окон, закачиваться в которые будем уже в следующей экспедиции. Через три часа стоим на нашей полке во входном колодце, и снова становимся альпинистами. Веревки остаются в пещере до следующих экспедиций. А мы поднимаемся последние шестьдесят метров и оказываемся на поверхности.

Разгоняя туман, спускаемся в лагерь. Глаза у всех потухшие. Выход занял больше суток. Согревшись чаем и слегка перекусив, засыпаем мертвым сном.

5.11
Сегодня доходим до озера Дзоу. Первый короткий день сброски заканчивается не успев, начаться. Мы слишком устали вчера. Идем по интуиции, так как летние тропы занесло снегом. Созвониться с Ватеком не удалось из-за плохой погоды. Но мы надеемся на машину 8 числа.

6.11
Целый день таскаем мешки и тропим. К четырем доходим до зоны леса. Здесь намного теплее. Сбросив за день метров 500, ставим лагерь в лесу и разжигаем костер. Наконец пьем чая столько, сколько влезает в пустые желудки, потому что продуктов мало, часть мы забазировали на перевале и теперь едим 3 литровую канистру макарон, которые случайно уронили вниз.

7.11
Это наш первый лагерь, в котором можно нормально спать, есть и вообще передвигаться между палатками. Поэтому сегодня оставляем палатки здесь. И делаем разведывательную ходку в поисках тропы с легким рюкзаками. Найти её под снегом оказалось не возможным. Зато находим огромную туфовую площадку - источник, по которой с ориентировали карту, и с которой завтра начнем спуск.


Ручей очень быстро превратившийся в реку с водопадами

8.11
Четыре пакетика риса на семерых и полбатона колбасы. Это наш последний завтрак на горе. Вторые полбатона и сникерс прячем в мешок, старательно запаковав его. Это все наши сбережения. В этот раз уходим в одну, но очень тяжелую ходку. К вечеру планируем добраться до дороги. Поем песни и бодро спускаемся по ручью, который через 300 метров начинает шуметь как большая горная река. Первые небольшие водопады облезаем по бревнам и скалам. Но уже через 30-40 метров идти по узкому каньону, который вскрывает река, становится невозможно. До темноты остается час.


Последний день. Внизу за спиной водопады рядом с которыми нам пришлось спускаться, вся вода приходит из пещер-источников

Склон становиться градусов 45. Палатку ставить негде. Одеваем обвязки. Разматываем веревку. И спускаемся дюльфером по 40 метров вниз, постоянно забирая в сторону, чтобы не вывалиться на наш ручей, ставший огромной рекой с двадцати метровыми водопадами. Света диодных фонарей не хватает, еловый лес стоит стеной.

Прохождение одной веревки занимает минут 40. К четырем часа ночи все дремлят, пристегнувшись к деревьям. Усилием воли вешаем последнюю веревку и ложимся спать вдоль поваленного бревна параллельно склону.


Последний день. Недалеко от Гегского водопада.

9.11
Поспать удается только до семи утра. Нахожу во рте чательно изжеванную во сне еловую ветку. Бужу всех и делю, полбатона колбасы и сникерс. Вешаем одну веревку и доходим по выполаживающимуся склону до Геги - ночью нам не хватило полчаса.

Уже в Москве посчитав, получилось что мы провесили около километра перил.

Отсюда час ходьбы до Гегского водопада.

К счастью, нас там второй день ждет УАЗ от Ватека. Без него мы бы ещё долго шли до цивилизации. Хорошо иметь надежных друзей внизу, которые всегда помогут и подстрахуют.…

 


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100