Горы в фотографиях - любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Ежедневное пополнение.
Вне трасс > Сноуборд

"Сам знаешь - сахар белый"
Надпись на пачке сахара,
купленного в Терсколе.

Автор: Стешенко Денис, г. Москва (http://www.stesha.boom.ru, ICQ 52812706)
Фотографии: Руслан Кочетков, г. Мурманск

подъем на "Зеленку"

Начало Июня. Всего два месяца прошло с моего последнего катания на доске, а закрывая глаза, я все чаще вижу пролетающие у меня под ногами горы целины. Я ждал этого: летнее обострение "белой горячки" можно предсказать с точностью до недели. От этой редкой ее разновидности - желание кататься на доске посредине лета - не спасают таблетки, хирургическое вмешательство нежелательно… Остается старый проверенный способ - поездка в горы. Первое, что я сделал (почти рефлекторно) - зашел в конфу на www.onboard.ru, где встретил немалое количество таких же больных, жаждущих снега и зрелищ. И только я начал строить наполеоновские планы по покорению Кавказа, как мне прислали ссылочку на сайт www.snowboarding.ru, где предлагалось пройти курс лечения как раз для таких, почти безнадежных случаев, как у меня, в горном оздоровительном центре "Зеленая гостиница". Как позже выяснилось, никакая это не гостиница, а просто полянка с травкой, где удобно ставить палатки. Программа носила гордое и заманчивое название:"BACKCOUNTRY SNOWBOARD CAMP Адыл Су - Джантуган 2001".

Вид из палаток.
Мы съехали со всех вершин, который
видно на фото и с нескольких,
которых не видно :-)

Итак, что же это такое? Идея проста и стара как мир (только почему-то я до этого не слышал о подобных мероприятиях в России) - восхождения на вершины, находящиеся вблизи палаточного лагеря с последующим спуском с них на сноуборде. Всего собралось из Москвы 8 безумцев (из них 4 девушки). Наши инструктора Макс Панков (Москва) и Руслан Кочетков (Мурманск) уже ждали нас в Терсколе. После участия в проекте Шпаро по подъему инвалидов на Эльбрус Бэккантри лагерь был для них отпуском.

В Терскол я приехал на 2 дня раньше всех, так что имел хорошую возможность плавно акклиматизироваться. 1-й день вспоминал, как кататься на доске: ездил под канаткой между ст. Мир (3500м.) и бочками (3800 м.), на второй день сходил до скал Пастухова. Катание на Эльбрусе было малоприятным. Снега было достаточно, возможно даже больше, чем зимой до того, как начался снегопад в конце февраля, но он скорее напоминал кашу и доска, даже будучи натерта, катила с трудом. На третий день выключили подъемник. Воспользовавшись вынужденной передышкой в катании, я, Макс и Русик решили забросить большую часть вещей и снаряги на Зеленку, чтобы идти с основной группой налегке. Дорога от пос. Эльбрус до Зеленки занимает около 3-х часов с рюкзаком.

Бэккантри лагерь на просушке,
все вещи вынуты из палаток
и разложены вокруг...
лагерь напоминает выставку
продаже алп-сноубордического
снаряжения

В Приэльбрусье я далеко не в первый раз, однако, никогда до этого не пытался отойти на больше, чем 3 км от Терскола. Зеленка превзошла все мои ожидания. Я знал, что там будет красиво, но не подозревал, что НАСТОЛЬКО красиво! В первую же минуту подумал, что даже если не удастся сделать ни одного спуска, отпуск можно будет считать удавшимся, а время потраченным не зря. Нас окружали моренное озеро, пара водопадов, макушка Эльбруса, и вершины Адыл-су: Чот-Чат, Трапеция, Гумачи, Джантуган и т.д.

Вид с ледника на вершину Трапеция

На следующий день мы встретили основную группу в Терсколе: Арчи, Сергей Руднев, Олег Акулов, Елена, Наталья Яблокова, Ксюша /Саха/, Лёлик, Сингл . Перебрали котомки, затарились продуктами, свели остатки десятилитровой канистры коньяка до минимума и начали подъем на Зеленку. Уже там к нам присоединились Каштанов Саша, Паша и Аня.

Вершина Трапеция. погода портится,
надо быстрее вниз.

День первый. Его мы посвятили собственно подъему на Зеленку и организации лагеря. Вечером - праздничное открытие первого в России Бэккантри лагеря. Палаток оказалось даже слишком много, так что мы смогли позволить себе роскошь жить по двое, а одна палатка была выделена целиком под продукты и газ. Туалет - у реки вниз по течению, причем с видом на Эльбрус (в туман достаточно отойти пару десятков метров от палаток в любом направлении). Душ - берег реки выше по течению, вода около 4-х градусов. Для любителей экстрима в 10 минутах ходьбы - водопад. Единственное напоминание о цивилизации - домики гляциологов МГУ, чей образ жизни отличался тем, что вместо 14 баллонов газа по 450 г. у них один 47-ми килограммовый, а вместо восхождений и катания на доске - восхождения и рытье шурфов.

Переход через берг при подъеме
к Лекзыру

День второй. Подъем в 7-00 (как в прочем и во все другие дни, когда погода позволяла совершать восхождения). Восхождение на в. Трапеция (3740м.) по 2А и спуск по пути подъема, т.е. по хоботу. Во время подъема я очень порадовался, что успел акклиматизироваться на Эльбрусе, так что он не составил для меня особого труда. Надо отметить, что я совсем не имел альпинистского опыта, и ребята отнеслись к этому с должным пониманием: подсказывали, подбадривали, объясняли, что некоторые вещи, казавшиеся мне страшными, вовсе не так уж и страшны, за что им мое большое спасибо.

Подъем к Лекзыру

День третий. Весь день шел дождь. Он то усиливался, то ослабевал, но о катании не могло быть и речи - туман был настолько густым, что в 20 метрах уже было ничего не видно. В перерывах между дождем бэккантрийцы передвигались по лагерю грустные и унылые, уничтожая с неимоверной скоростью запасы съестного. Вечером часть ребят нас покинула.

День четвертый. Дождь не прекратился, и к вечеру мы с Олегом решили нарушить автономность нашего существования и спустились до Сакли, где приняли нормальный (тоненькая струйка чуть теплой воды) душ, пополнили запасы "горючего" и купили ребятам хичинов. Для нас это был символ цивилизации и чем дольше шел дождь, тем больше хотелось изменить привычным растворимым кашам и супам и съесть пару хичинов с тузлуком. Хичинам были рады больше, чем коньяку.

Начало движения с вершины Лекзыр

День пятый. Наконец погода сжалилась над нами! Проснувшись, мы обнаружили небо без единого облачка. Завтрак. Сборы. Подъем на в. Гумачи (3805 м.) через перевал Джантуган занял около 4-х часов. А вот на спуске было весело. Я впервые попал на склон более 45 градусов такой протяженности. От скал, а точнее - узкого кулуара, в который и нужно было попасть, вершину отделяют метров 150-200 жесткого, задутого почти до льда, фирна. Доска не держала снег (это при том, что канты были, как бритвы после ремонта) и народ стал жалеть, что не прихватили кайла. В какой-то момент кант выскользнул из-под меня, и мое тело понесло на спине прямо на скалы. Чудом мне удалось встать на доску, погасить скорость и уйти правее намеченного пути спуска, что, кстати, позволило мне избежать прыжка через полутораметровый берг (трещина в снегу). Всем остальным удалось справиться с этим склоном (а Максу с Русиком ещё и живописно перелететь трещину) без особых трудностей. Если мне, как и части других бэккантрийцев, приходилось почти "соскабливаться" чтобы не набрать скорость, которую я явно не смог бы контролировать, то Макс, Русик и Паша (Тринадцатый) выписывали дуги как ни в чем ни бывало. Надо признаться, что вечером этого дня мне в голову закралась мысль, что "гори оно все синим пламенем, я ни шагу от палатки не сделаю в сторону гор, и буду ждать окончания отпуска, ходить по травке, дышать чистым воздухом, а Бэккантри пусть другие занимаются". Но это, к счастью, было секундным помутнением рассудка, которое тут же прошло, как только Макс стал описывать то, что нам предстояло сделать на следующий день.

Радость после успешного
спуска с Лекзыра

Стешенко Денис рассекает
поля под Лекзыром

День шестой. Восхождение на Лекзыр через перевал Гумачи ложный. Надо отметить, что Лекзыр находится на территории Грузии (Сванетия), так что не обошлось без нарушения госграницы. Путь от перевала до подножья горы сплошь усеян трещинами. Когда подошли к стене, по которой планировался спуск, меня начали мучить сомнения. Передо мной был 60 (!) градусный склон и, помня, как мне было "весело" на Гумачах, я уже было, решил съехать прямо с того места, где стоял. Успокаивало одно - склон был весь день на солнце, и снег должен быть мягкий (и одновременно лавиноопасный). Я подумал: "Когда у меня ещё будет возможность съехать в ТАКОМ месте?". И пошел вверх. На вершине мне стало немного не по себе.… Когда, пристегнув доску, я посмотрел вниз, то увидел практически отвесную стену. 60-градусный склон выглядит очень по-разному, когда на него смотришь снизу и когда готовишься ехать по нему. Благо, снег был мягкий, и можно было при желании даже остановиться на этой стене. В плане катания, пожалуй, это был лучший день: снега было очень много, угол на протяжении почти всего спуска составлял менее 30 градусов, так что удовольствия была масса. В этот же день поднялись до скал Аристова и съехали практически, не останавливаясь до самого низа. Правда, не обошлось без происшествий: Леля сорвалась и пролетела кубарем метров 50, перескочила трещину по узенькому мостику, потеряла очки и телескопическую палку с рюкзака (палку на следующий день нашли).

Подъем на Джантуган

Паша (тринадцатый) - спуск
по северной стене
Джантугана

Вечером Макс прочел нам лекцию о лавинах. Это была одна из редких в моей жизни лекций, когда я слушал раскрыв рот и жалел, что нет возможности записать ее. Одно дело, когда читаешь статьи в интернете о лавинах, другое, - когда тебе рассказывает человек, проработавший полдесятка лет в местной спасслужбе и буквально пальцем показывает примеры того, что он говорит. Весной планируется организовать лавинную школу в Хибинах, где помимо теоретических занятий будет практика по работе с Лавинными передатчиками, зондами, рытье шурфов и тренировки по поиску попавшего в лавину.

День седьмой. Восемь человек (Паша, Макс, Русик, Наталья, Акулов, Елена, Миша (Баск) и Аня) совершили восхождение на в. Джантуган с последующим спуском. Причем Макс, Русик и Павел съехали по северной стене. Я, Лелик и Ксюша отправились на поиски потерянной телескопической палки. Нам удалось посмотреть спуск троих по северной Стене почти полностью (в данном случае, когда я пишу "стена", я имею в виду именно стену, а не просто склон). Зрелище, надо сказать, не из тех, что могут оставить равнодушным. Честно признаться, были моменты, когда просто хотелось отвернуться и не смотреть (аналогичное ощущение бывает, когда смотришь фильм ужасов). Но, слава Богу, все вернулись живые-здоровые. А палка нашлась!

Спуск с Джантугана

Паша (тринадцатый) - спуск
по северной стене
Джантугана

День восьмой. На заключительный день был запланирован спуск с в. Чот-чат (3780 м.), но опять подвела погода - с утра моросил дождик. К обеду распогодилось, но идти было поздно, так что большая часть народу пособирала вещи и спустилась в Терскол. Там мы и отметили успешное окончание первого в России Бэккантри лагеря в Куполе.

Хотелось бы поблагодарить Арчи (организатора) и Макса с Русиком (инструкторов, проводников, лекторов). А также всех, кто не поленился притащить: доску, домик и кухню с собой на Зеленку, всех, благодаря кому, я провел самый веселый, экстремальный и интересный отпуск в моей жизни. Очень хочется надеяться, что это не последний раз. Как говориться, "Надо чаще встречаться… Бэккантри лагерь".