Люди и горы > Очерки, дневники - 2000 >

Автор: Александр Сафронов, г.Стрежевой, Томская обл.

"Отчет о походе на Алтай. Не знаю, какой категории сложности – я человек маленький, а спросите лучше командира, он должен знать.
А написал завхоз группы.
"

Записки начинающего завхоза.

Состав группы и примерный опыт:

1. Маслов Виктор 6к.с.
  2. Маслова Анна 6 к.с.
  3. Маслов Сергей 2 к.с.
  4. Маслов Андрей - значок альпиниста России
  5. Калинин Данил 6к.с.
  6. Терентьев Игорь 3 к.с.
  7. Терентьева Женя 3 к.с.
  8. Сафронов Александр завхоз

"Ничто не бывает таким постоянным, как временное"
народная мудрость

День 1,2

Не корысти ради, а только благодаря злой воле своих товарищей и стечению обстоятельств стал я завхозом. А дело было так:

Давно мечтал я сходить на Алтай. С одной стороны это самые близкие к нам горы, а с другой стороны добираться до них дольше всего. Так что предпочтение отдавалось Кавказу, Тянь-Шаню… Но вот настал наконец час Х. Решено – едем на Алтай! Но не все так просто. Жизнь сейчас такая, что планировать можно не больше, чем на неделю – вот мы и не планировали. Окончательно все решилось за 2 дня до предполагаемого отъезда. Виктор пришел с работы (в 10 вечера ) и сказал – едем! И сюрприз на закуску - Женю отпустили с работы на неделю!

После бурного веселья на первый план стали выходить хозяйственные вопросы – закупка продуктов, составление меню, расфасовка и т.д. Вот тут-то все стали подозрительно коситься на меня, уже 2 недели как отпускника. Решив, что мне решительно нечем заняться, народ назначил меня и.о. завхоза (временно – см. эпиграф). И начались унылые будни конца 80х – магазины, сумки, крупа…

Вернее сумок не было, а был мой старый и, несомненно, добрый рюкзак (хотя мои плечи со мной не согласны J ).

Вот неполный список того, что вынесли из томских магазинов, базаров и оптовых рынков мои хрупкие плечи: сахар, чай, кофе, печенье, орехи, конфеты, водка, закуска, изюм, курага и т.д. не считая разных круп и овощей.

И вот долгожданное утро! Мы тщательно утрамбовываем 2 машины закупленной провизией, сверху складываем снаряжение и в оставшееся пространство втискиваем себя – в путь!

Путешествовать на машинах – это вам не на поезде ехать с пересадками, а на Алтай – лучший вариант. Через каких-то 1,5 дня мы заехали в горы, съев по пути кучу земляники, черники и еще чего-то продающееся вдоль дороги в больших количествах. Заодно закончили формирование потребительской корзины покупкой меда и картошки. С этими остановками связан один эпизод. Нам пришлось 3 раза обогнать один и тот же Москвич с деревянной лодкой на крыше. Обгоняя его 3й раз, Игорь сказал: “ Я убью тебя, лодочник!”. Но делать этого не стал. А в другой машине народ наслаждался музыкой и гудением кондиционеров. Кондиционеры сыграли существенную роль в дальнейших событиях, т.к. Виктор сильно простудился, переборщив с этим благом цивилизации. Ночевали за Бийском на берегу Катуни. Меня, испорченного Севером, просто поразила растительность - в радиусе 50м от палатки росли: смородина, облепиха, крыжовник, шиповник, черемуха. (Наверное, все-таки приврал где-то. J ) Жаль, что не все было спелым, сэкономили бы продукты. ;)

Съехали с Чуйского тракта в поселке Курай, после чего поездили прилично по Курайской степи, искали дорогу в альплагерь Актру. Виктор и Данил были здесь, но зимой, и прошли все это по снегу, а Чую, наверное, по льду. Доехали до места, где Тойота Виктора сказала: “больше не могу”, разгрузили ее и отправили в деревню на постой. А сами остановились на ночлег на берегу Актру. Вода очень мутная, надо отстаивать. Игорь делал разведку боем, объездил всю округу, показывая возможности машины и свое мастерство. И то и другое - на уровне. Хлипкий мост, переправа вброд, лавирование между камнями, грязь – все на отлично.

у альплагеря Актру

Наутро мы взвалили все вещи на “Ниву” и пошли пешком к альплагерю. Правда, пошли не все, Серега встал на задний бампер и проехал зайцем до переправы. Ходить налегке - это вам не с рюкзаком, так что вскоре мы поднялись к альплагерю и встали на обед. Виктор поговорил с начальником лагеря, тот показал ему как нам идти дальше.

3. Типичная ошибка чайников.

На обеде варили борщ, а я раздавал продукты – кому что нести. Как настоящий завхоз, все дефициты оставил себе. Получилось тяжелее, чем у других, но чего не сделаешь ради порядка!

После обеда пошел град. Данил, Виктор и Андрей уже вышли, а мы спрятались под тент. Игорь не полез к нам, проверял новую куртку на промокаемость, а потом тоже ушел. Видимо, промокаемость оказалась удовлетворительной. Когда мы вылезли из под тента, котел оказался чистым. Я обрадовался, решив, что так град постарался. Градом оказался Игорь. Наконец оставшаяся часть группы тоже вышла. Переправа нам не понравилась. Я решил, что мужики перешли по доске и ушли дальше. А мы вернулись к мосту, перешли речку по нему и двинулись вверх по тропе. Прошли озеро-лужу под названием Сачки, там есть несколько домиков и палаточный лагерь, и стали подниматься по мореному валу. По нему идет хорошая тропа, и мы быстро дошли до красивого водопада. Вскоре после него тропа кончилась, и мы вышли на крутой склон, почти сбросы. Недолго думая, развернулись назад, вернулись к водопаду и спустились на другой мореный вал. Точнее, спуститься успел только я, а остальных окликнул появившийся Виктор. Надо подниматься назад. Я посидел, перебрал весь запас нехороших слов, немного остыл и двинулся наверх. Оказалось, что другая четверка не стала переправляться по не понравившейся нам доске, а пошла дальше по тропе на Актру. Не знаю, что им говорил начальник лагеря, но получилось, что мы шли правильно, имея только смутное представление, куда же мы идем. Потом они долго ждали нас, потом пошли искать: Данил по одному берегу, а Виктор по другому. Увидели нас они одновременно. Когда группа воссоединилась, стали думать что делать дальше. Драгоценные 1,5 часа потеряны, а идти еще 3-4 часа до следующего пригодного для ночевки места. Горячие головы предлагали идти, но холодный ум Виктора рассудил иначе, и мы встали на ночлег. Я, глядя на сыпуху, по которой завтра подниматься, предлагал пойти на что-нибудь другое, но не был услышан. Кстати, поворот на гору был рядом с водопадом, где мы проходили несколько раз. Вечером Игорь ходил к машине за картошкой, т.к. ужином наелся только завхоз J . Наевшись, наконец, Игорь с Андреем сделали запруду и пытались пустить ручей по новому руслу. Были мысли таким образом затопить лагерь, но их пресекли в зародыше – там ведь продукты!

4. Купол трех озер. 1Б. 3556м.

У избы под Куполом
Утром, надев вибрамы вместо кроссовок, мы ринулись на штурм осыпного кулуара. Без приключений, преодолев его за 2,5 часа, вышли на зеленую гостиницу. Так называется заболоченная поляна на высоте 2800. Пройдя еще 20 мин. стали искать избу (3100). Вышли разведчики в разных направлениях. Я пошел в противоположном избе, но увидел ее, хотя было далеко, на противоположном склоне. Рядом стояла фигура человека, сопоставимая по размерам с избой. Группа усомнилась в моем зрении, и меня обещали побить, если избы там не окажется. Надо сказать, что это желание возникло не в первый раз, поскольку жор начался еще до похода, а я завхоз и этим все сказано. Взяв рюкзак, я двинулся по направлению к избе, но когда за очередным перегибом ее не увидел, то решил, что битья не миновать. Но судьба благоволила мне, и вскоре я увидел избу. Точнее, это была небольшая конура, а рядом стоял сложный прибор гляциологов высотой 3 метра, который я принял за человека. Избежав битья, я повеселел и начал открывать избу. Убрал палку, подпиравшую дверь и дернул за дверную ручку. Наивный! Я думал, что там есть дверные петли, но не тут-то было. Дверь просто упала и больно ударила по носу, чтоб не радовался. Привет от Купола по кумполу. Без приключений, пообедав, вышли на штурм вершины. Стратегически важные перекусы я сосредоточил в своих руках, точнее на своем горбу, в рюкзаке.
На вершине Купол трех озер

Через 1,5 часа поисков вершины (чем-то мне это напомнило Эльбрус) мы набрели в снежном поле на кучку камней с ободранным российским флагом. Это и оказалась высшая точка. Существенно утеплившись, мы с Данилом стали ждать, когда же подойдут голодные, жаждущие кураги с изюмом восходители. Возможно, я не прав, но желание поесть довело процент взошедших до ста. Впрочем, не дождавшись всех и бросив курагу на произвол судьбы, я побежал вниз. Быстроногий Данил опять меня обогнал и вскоре я с тоской наблюдал, как он удобно устраивается в лагере. Наконец-то спустившись, я залег в палатке и чуть не прозевал момент, когда народ начал есть макароны с сыром. Потом через избу повалили люди – прямо проходной двор. Была группа земляков – томичей из универа. Ночью снились кошмары про приют из алкашей. К чему бы это?

5. Полудневка.

С утра решили сократить путь и дойти до зеленой гостиницы коротким путем по следам вчерашних групп. В результате Данил ободрал руку, остальные пришли с абсолютно мокрыми ногами, а Виктор с Аней, посмотрев на это безобразие, спустились вчерашним путем вперед нас сухие и невредимые. Резюме: надо выходить последним. Собравшись на поляне и переобувшись, мы вышли на сыпуху, и через 1,5 часа мучений были внизу. На обеде выяснилось, что выздоровление Виктора идет не так быстро, как хотелось бы, и нужна полудневка. Помылись, взяли заброску, оставили в машине ненужные вещи. А главное – мне зарядили аккумуляторы, и я теперь могу снимать. Из достопримечательностей хочу отметить след снежного человека (размер выяснить не удалось – как два 44х) и могилу неизвестного туриста, возможно завхоза L , т.к. крест был сделан из вилки и ложки.

А еще, был Иван купала, и нас облил какой-то пацан. Зато девочки оказались культурнее. Они спросили разрешения нас облить и, получив отказ, спокойно удалились. Хорошие дети. У Игоря не открывался капот, и начальник лагеря решил ему помочь. Игорь не успел его остановить, возле замка образовались заметные вмятины. Железная хватка старого альпиниста. Нам пришлось развернуть машину, чтобы открыть капот и слить бензин. Вечером рассказывали разные истории, а Игорь облизывал ложку с медом утверждая, что это помогает от изжоги. Так я ему и поверил. Болезнь Виктора очень истощила запасы меда. А вот спирт почему-то почти в первозданном виде. Только бы не узнал начальник лагеря. Он тут недавно проехал на своем глиссере. Кто не знает, глиссер – это когда УАЗ едет по горной реке против течения.

6. На озеро 2840 и разведка ледника.

Восхождение на Актру начинается с этого озера

Не очень рано встав, позавтракали подгоревшей манной кашей с изюмом и двинулись в сторону Актру. Через 3 часа вышли к озеру, где стоит такая же изба, как и под Куполом. А еще сидели дети и жгли гудрон, который вонял на всю округу, отравляя нам чистый горный воздух. Детей инструктор отправил на перевал, но у меня возникло подозрение, что они зашли за ближайшую скалу и на этом закончили свое восхождение. Но, по крайней мере, воздух стал чище. Озеро оказалось ничего так, только вода непрозрачная. Купаться почему-то не хотелось. Набежали облака, мы поставили палатки, облака разбежались. Палатки убирать не стали. Потом сходили на разведку. Прошли по леднику туда, обратно, попрыгали через трещины, снялись на видео. Закапал дождик, и мы вернулись назад. В лагере Терентьевы уже сварили каши. Все наелись и залегли в избе делить людей на связки. Решили разбиться на 3 связки 3-3-2.

7. Актру 3Б 4044,4м

Человек предполагает, а Бог располагает (это я о связках).

Встали пораньше, подкрепились, чем Бог послал. Тут Данил сделал замечание, чтоб я поскромничал. Завхоз хоть и большой человек, но до Бога ему (мне) ох как далеко. Еще в сумерках мы вышли наверх. Через 30 мин тропа вышла на ледник. Там обулись в кошки, а связаться решили перед трещинами. Мы с Данилом бодро зашагали вперед, перепрыгивая через узкие, как нам казалось, открытые трещины. Терентьевы пошли с нами. Масловы порядком отстали. Вскоре мы увидели, что они решили связаться перед одной из трещин, которую мы перепрыгнули. Поскольку они это делали довольно долго, мы тоже связались и получилось две связки по 4 человека, что сильно сказалось на результатах восхождения. Пройдя без проблем ледопад, вышли на закрытый ледник. В одном месте я провалился по пояс и ощутил под ногами отсутствие опоры. Взбодрившись, выполз из образовавшейся дырки, посмотрел вниз и, не увидев дна, быстро пополз дальше.

Выйдя под вершину, попили водички и стали решать, куда идти дальше. Самой вершины отсюда не было видно, и мнения разделились. Данил и Виктор посовещались и решили подниматься от нашего места прямо наверх слева от небольших разрушенных скалок. Сказано - сделано. Прихватив изрядную часть перекусов, наша связка пошла по склону. Вскоре он стал крутоват. Еще чуть погодя мы закрутили первый ледобур. Продолжая идти в связке, крутили их, для страховки, через 20м. Масловы вышли позже, отстали значительно и когда подошли к месту, где мы начали крутить ледобуры, Виктор мрачно сказал – это не 2А. Забыл напомнить, что мы собирались подняться на вершину по маршруту 2А. Тут ожила Аня. Она стала нам кричать, что мы идем не туда и что вершина гораздо левее. Даже если бы это было так, спускаться нам не хотелось. Только вперед - решили мы и продолжили восхождение. А вот Масловы сделали прямо противоположное - спустились вниз и, немного посидев, пошли в лагерь, унося перекусы, веревку и половину ледобуров. Горевать нам было некогда, стала надвигаться непогода, которая накрыла нас в 50 м от вершины. Видимость сократилась до 15м, посыпала крупа и подул сильный ветер. С вершины мы увидели сплошной туман, который я и снял на видео. Пока утеплялись, перекусывали, немного распогодило и мы увидели великолепную панораму Алтая от Белухи до вершин на территории Монголии и Китая. Все же было холодно, и задерживаться дальше не хотелось. Спускаться можно было по гребню, так проще, или по пути подъема. Мы выбрали второе, о чем не пожалели. По рукам текла талая вода, которую выжимали из веревки наши спусковухи, и мы вымокли прилично. Но удовольствия от работы на склоне получили гораздо больше, чем отрицательных эмоций от мелких неприятностей. Не хватало ледобуров, что замедлило наше продвижение вниз. Затратив на спуск почти 3 часа, вышли на ледник. Попили водички, которая побывала со мной на вершине, и стали спускаться. Примерно в 8 метрах от места, где я провалился на подъеме, провалился Игорь. Заглянув в новую дыру, я выяснил, что это одна и та же трещина. Только ползком – решил я и так и сделал. Жаль, что Виктор со второй камерой был уже далеко внизу…

Какое испытываешь удовольствие, когда снимаешь вибрамы и переобуваешься в кроссовки! И вот мы уже бежим вниз по камням, вот уже видно озеро, но … не видно одной палатки. Неужели свистнули? Спустились пониже, и отлегло, – 2 палатки одного цвета слились в одну.

Ночью подошли барнаульцы, попили чаю и ушли дальше, на Актру по 4А. Да, они сказали, что маршрут, пройденный нами 3А. Действительно не 2А – ты прав, Виктор!

Несмотря на усталость, меня начала беспокоить одна мысль. Как-то в пылу полемики Данил обронил фразу о том, что если после похода остается много продуктов, то завхоза заставят все съесть. Это, конечно, шутка! А вдруг нет?

Много не много, но кое-что осталось благодаря моей бережливости и экономности – качествам очень важным для настоящего завхоза. А если все-таки не шутка? Что-то они загадочно поглядывают в мою сторону… Помню, в моем первом походе завхоз был такой жадюга. А в последний день по полкило фиников каждому высыпал, когда уже пахло ташкентскими шашлыками. Убить его хотелось. Может и им хочется? А завтра последний день… Как назло, у самого аппетит весь поход никакой. А Женька ест за двоих. Точнее хочет есть за двоих, а получает на одного. Я бы с таким аппетитом давно бы растолстел. А Масловы младшие тоже плотоядно озираются по сторонам. Особенно Андрей. Следующий раз, если выживу, заложу в раскладку на него двойную норму. Ну, уж нет – лучше смерть, чем поступиться принципами. В общем, попробую выкрутиться, еще ведь ехать 1,5 дня и это тоже можно считать походом.

Приезжайте на Алтай !!!

Будем надеяться на лучшее. До свиданья, товарищи.

Ну, и на всякий случай, прощайте, люди добрые, не поминайте лихом бедного завхоза поневоле.