Люди и горы > Очерки, дневники - 2000 >

ОРЛИНЫЕ СКАЛЫ, ИЛИ ПОЧУВСТВУЙТЕ СЕБЯ ДРОВАМИ...

Автор: Васенёв Евгений, г.Краснодар

Начиналось все где-то в начале декабря. Сидел я как-то в клубе и попивал кофеек. И тут мне предлагают поехать в Сочи, на Орлиные скалы. Я подумал, и решил: "А почему бы и нет?" Поездку наметили на начало января. Однако не все было гладко. Сначала было не ясно, едим ли мы вообще, затем окончательно выяснялись сроки. Группа вообще формировалась буквально за пару дней до выезда. Под Новый год выясняется, что Самарин (инструктор по скалолазанию и человек, который там был) с нами не едет. Но он сделал несколько звонков в Сочи и договорился, о проживании. Он же рассказал немного о скалах, что мол, очень сложные и очень скользкие. Но нас не запугаешь... Однако, на 12 декабря туда же ездил мой друг, и приехав поделился впечатлениями... Про скалы все подтвердилось. Он же и высказал фразу про дрова.

Короче, после всех этих перепетий, поисков ключей от клуба, выяснения местонахождения самого этого клуба и собственно скал, был назначент срок: 6 января. Были куплены билеты и собраны рюкзаки.

В тот же день, 6 января, у моего друга Миши был день рождения. Но так как он был не только моим другом, но и другом еще двух человек, которые тоже собрались на скалы, то к поезду пол группы пришла "веселая". Вторая часть нашей компании знала о дне рождения, и поэтому, потребовала немедленного продолжения банкета. Банкет, конечно же, продолжили...

Следующей эпопеей нашего путешествия был поиск клуба. Первым ориентиром были ларьки около остановки "Молодежная". Сухостью в горле напомнил о себе ночной банкет и мы купили пивка. Примерно в течение получаса редкие прохожие наблюдали компанию "спортсменов" с рюкзаками и пивом наварачивающие круги по кварталу и занимающихся "спортивным ориентированием". От захода на следующий круг нас спас мужик, который и показал нам заветную дверь, где, как он выразился, "находятся такие же как мы".

Первым делом мы пошли посмотреть скалолазный стенд. По высоте он был около 3 метров и был сделан по периметру комнаты. В основном это были нависания. Лишь два шита были 90 градусов. Зацепок было очень много и самых различных форм. От смачных ручек, до нереальных мизеров. Осмотром мы остались довольны, и наского позавтракав, мы помчались разминать наши косточки. Обычно на стенде лазают без страховки, но на потолке мы все же страховались. Потом сочинские скалолазы нам сказали, что и на потолке они тоже не страхуются, что, однако, не помешало одному из них грохнуться на копчик.

Отлазив часа два, вся наша компания пошла осматривать город. Погода была великолепная, светило солнышко и мы прогуляли до самого вечера. Побродили по городу, зашли в морской порт, попили пивка на побережье. Закат солнца в море был просто великолепен. Возвратившись вечером в клуб, мы опять пошли на стенд. Лазание уже было получше. Сказалась утренняя разминка. Попробывали различные выходы и выкрутасы. Вечер закончился застольной беседой...

Проснувшись на следующий день и продрав глаза, мы поехали на скалы. Так как выехали мы поздно, то на скалах мы были около 2 часов дня. О самих скалах стоит рассказать более подробно. Они находятся в каньоне реки Агурчик, рядом с Агурскими водопадами. Выглядят очень массивно и впечатляюще. Под ярким солнцем отлично были видны поражающие своей красотой карнизы и нависания.

К сожалению, фотография не смогла передать этой красоты. Либо фотографы мы еще те, либо было очень много света, т.к. фотграфировали двумя фотоаппаратами, а результат одинаковый. Длина многочисленных маршрутов 15-20 метров. Сложность маршрутов от 5с и выше. Все они пробиты шлямбурными крючьями. Кое-где "недостающие" зацепки прибиты или приклеены. Названия маршрутов забавны: "Старые пакости", "Кровосос", "Откидка", "Художник", "Пирделка". Последнее название либо написано на скале с ошибкой, либо обозначает что-то другое. Я думаю все же первое. Так как на этом маршруте вполне можно пропердеться... Очень поразило меня одно нависание, градусов под 120-130, и длиной около 3-4 метров. Абсолютно гладкая плита с малюсенькими зацепульками и две искусственные зацепки. Это все! Сами скалы очень скользкие и залапанные, на трении практически лазить невозможно (это для меня, может крутым скалолазам и проще).

Вешать сверху базу не предоставляется возможным. Поэтому на маршрутах лазят либо с нижней страховкой, либо долазят с нижней до стационарных колец наверху и провешивают верхнюю страховку. Первый выбранный маршрут мы не пролезли даже до середины, хоть и пытались применять ИТО. "Не сезон", - подумали мы и полезли по другому маршруту. На нем мы прошли немного дальше и сделали базу на шлямбурах.

Все это дело заняло у нас много времени, поэтому полазить толком не удалось. Снимали веревку мы в лучших альпинистских традициях. Закрепив ее, Стас пролез до базы на жумарах, там сделал на шлямбуре петельку из репшнура и спустился по двойной веревке. Все это происходило уже при почти севшем солнце. Но эта неудача нас не остановила. Мы твердо решили вернуться завтра и провесить нормально маршруты. Тем более, что остался репшнур. МОЙ репшнур!!! Он был дорог мне как память...

Первую половину вечера мы опять провели на стенде. Кроме лазания мы делали различные "позерные" фотографии. Надо же чем то похвастаться по приезду домой. Я для такого случая даже надел недавно высланную мне майку "Mountain.ru". Дай думаю сбацаю рекламку... Стас же, задался целью пройти полностью весь потолок. Это у него почти получилось. Остальные тоже полазили этот маршрутик, однако более лениво. Вторая половина вечера опять прошла в продолжительной "беседе". Двое из нашей компании решили продолжить беседу около ночного моря и с помпой удалились... На утро встали не все...

Стас с утра заявил, что видал он эти скалы в одном очень темном месте, что он хочет спать и вообще он полюбил стенд и желает лазить теперь только на нем. А два "морских" приятеля недавно вернулись и ложились спать, когда мы уже вставали.

На этот раз мы вышли гораздо раньше. Стоит заметить, что на вход к Агурским водопадам берут 15 р. с человека. Следуя совету, мы сказали, что идем только к скалам. Поэтому всех нас пропустили бесплатно. Однако это нам не помешало все же зайти на водопады и от души наглядеться на их красоту. Всего водопадов два. Высота их около 30 метров. Около первого, на скале прикреплены 2 мемориальные таблички. Кто там погиб и как, прочитать не предоставляется возможным, разве что, дюльфернув сверху. Осмотр водопадов и запечатление местных красот на пленку занял у нас около часа, поэтому к скалам мы подошли в 12 часов.

В этот раз мы не стали терять времени, выбрали простой нехоженный заросший маршрут, достали закладки и достаточно лихо долезли до заветного кольца. Наскоро перекусив, мы приступили к заветному лазанию. Кроме сложных и скольских скал, лазание осложняла еще одна вешь: страховка была провешена с навеса, поэтому при срыве человека откидывало сильно от скалы. И если не зацепиться за нее в первый же качок, то можно спокойно спускаться вниз, так как достать до зацепок и удержаться на скале уже не предоставлялось возможности. Зато накатались на веревке мы на славу. Незаметно пришел вечер. Мы сняли веревку, оставленный репшнур, собрали вещи и отправились обратно.

Придя в клуб мы застали оставшуюся троицу с круглыми глазами. Оказывается, приходили двое местных ребят, потренироватся. Плавность движений, легкость переходов на тех местах, где мы кряхтели и пыхтели была просто поразительна. Стас взахлеб делился разными "штучками", которые показали ему сочинцы. Я послушав его рассказ и вспомнив недавнее ковыряние на скале, еще раз вспомнил про дрова... Да учиться есть чему. Однако мое самолюбие ущемлено не было. Я впомнил как в августе в Приэльбрусье, когда я ходил первым на наших скальных восхождениях, армавирские скалолазы (КМСы, замечу) первыми ходить не решались. Небыло ни монолитных скал, ни пробитых маршрутов. А были "живые" камни и ботинки "вибрам". Хотя по сравнению с Орлиными скалами, Приэльбрусские для них должны быть вообще пешеходными. Однако...

Поужинав напоследок и прибрав клуб, мы поехали на вокзал. Выпив перед отходом поезда ритуальное пиво, мы отбыли домой. Три дня прошли. Конечно это очень мало. Но мы много для себя вынесли. И считаем этот выезд разведкой боем. И надеемся туда вернуться. Очень надеемся. И вернемся. На большее время и более подготовленными. И строптивые Орлиные скалы нам сдадутся. И чувствовать мы себя дровами уже не будем. А будем претендовать на звание Буратино...

Я выношу благодарность сочинцам, хоть я их и не видел ни разу, за предоставленный клуб. И надеюсь, что они пустят нас еще раз, а также надеюсь на личное знакомство и теплую беседу. Я думаю, нам будет о чем поговорить.