Люди и горы > Очерки, дневники - 2000 >

Автор: Спартак Краснопевцев, г.Новосибирск

Дорога в облака.

Рассказ о путешествии по Горному Алтаю.
В 5-и частях.

Часть 1. Дорога в Горы.

Часть 2. Ворота Аккема.
Часть 3. К подножию Белухи.
Часть 4. Лавина.
Часть 5. Домой !

"Мне есть чем платить, но я не хочу победы любой ценой.
Я никому не хочу ставить ногу на грудь.
Я хотел бы остаться с тобой, просто остаться с тобой.
Но высокая в небе звезда зовёт меня в путь…"

В.Цой

Впервые я побывал в Горном Алтае 13 с половиной лет назад, когда занимался в клубе горного туризма при Новосибирском Государственном Университете. Этот поход произвёл на меня очень сильное впечатление. Даже не знаю что именно так задело меня, красота Белухи или что-то другое, но с тех самых пор меня неутолимо тянет туда. Я имею незримую связь с этими горами. С тех самых пор я потерял покой и не мог уже забыть об их существовании. Как ни странно, с каждым годом эта сила становилась всё сильнее и сильнее. Не проходило месяца, чтобы я не садился за карты и не размышлял о том, каким маршрутом можно было бы туда пойти. Так прошло двенадцать лет. И вот, в прошлом году, не в силах больше сопротивляться, я предпринял, наконец, пробный поход в те места, вместе со своими друзьями.

Но это была лишь робкая попытка. Проба пера, если угодно. Мне нужно было просто проверить себя, проверить свою выносливость, качество подготовки. Ведь самое главное в подготовке – не переоценить свои возможности. Поход прошёл хорошо.

На следующий год я решил предпринять разведывательный поход непосредственно к самой Белухе. Готовиться начал ещё с весны. Особых сложностей в подготовке не было. Всё снаряжение у меня уже было, покупать почти ничего не надо. Главным образом я сидел за картами и планировал маршрут, суточную раскладку движения, расчёт запасов продовольствия и т.д. Подробную карту тех мест я ввёл в компьютер, поэтому планировать маршрут стало гораздо легче. Не нужно возиться с линейками, карандашами и резинками. Всё делается на экране с помощью манипулятора. После этого всю карту с нанесённой линией движения и местами ночёвок легко распечатывать на принтере в нужном масштабе.

Прощай, любимый город!

Изначально в состав экспедиции кроме меня входил мой приятель Мишка Амбурцев (с которым я ходил на Алтай прошлым летом) и его 17-летний сын Сергей (тоже ходил со мной прошлым летом). Кроме этого очень просился в поход старый знакомый моих родителей Гена Михайличенко – профессор, который сейчас живёт в Горно-Алтайске. Ещё прошлой осенью он заинтересовался моим походом и с большим интересом выслушал тогда мой рассказ. По натуре он философ и его очень интересовали те места, куда я ходил. Уже тогда мы предварительно договорились о возможном походе на предстоящее лето. Мы договорились, что он подключится к нашей группе прямо в Горно-Алтайске. Гене уже 57 лет, но на вид он достаточно поджарый и бодрый. Мы ещё встречались с ним пару раз зимой, когда он приезжал в Новосибирск.

К сожалению, за неделю до выезда выяснилось, что Мишка Амбурцев никак не сможет поехать с нами. Ему предложили выгодно арендовать новый офис в самом центре города, и вообще он решил развернуть серьёзный бизнес. Ему подвалило хлопот, и о походе теперь не могло быть и речи. Меня это тоже касается, т.к. Мишка пригласил меня в свою фирму. Конечно я был рад, что всё дело начало двигаться, но что же делать с нашим походом. Я ведь уже всё продовольствие закупил.

Тут мне звонит одна девчонка из моей группы Вера Шихова и говорит, что хочет "записаться" в нашу группу. Она уже давно хотела сходить на Алтай, но предполагала, что в июле никак не сможет – какие-то дела. Тут оказалось, что у неё все дела разрешились, и она сможет поехать. Я рассказал ей, что нужно приготовить, и она оперативно, за неделю, собралась.

С Верой у нас вышла такая история. Мы учимся с ней в одной группе в НГТУ. И вот, как-то раз, мы разговорились о путешествиях. Она говорила, что самые интересные походы только в пещеры. Я никак не мог с этим согласиться и возразил, что самые интересные места для походов – горы, а лучше гор могут быть только горы. Мы поспорили с ней. Она говорит: – "Спартак, я могу пригласить тебя в поход в пещеры". Я ответил, что – "не очень горю желанием лазить на карачках в сырых и холодных потёмках, а вот в ответ приглашаю тебя оценить величие и красоту гор". Честно говоря я не думал, что Вера так буквально воспримет наш пустяковый спор. В общем она поймала меня на слове и сказала, что мы ещё обязательно поговорим об этом, но после похода.

В итоге, наша группа состояла из трёх человек.

Из Новосибирска мы выехали вечером 20 июля.

Поезд "Новосибирск-Бийск" отходил около девяти часов вечера. Подъехали наши провожающие. Погода была не ах-ти. Временами моросил мелкий дождик. Загрузились в вагон. Мой рюкзак весил 36 килограмм, Серёжкин - 34 кг, Верин - 22 кг. Вот поезд тронулся, и началось наше путешествие. Отъезжая, мы ещё долго махали нашим провожающим.

За окном поезда сиял багровый закат

Через некоторое время дождик за окном утих и небо немного прояснило. Мы проезжали мимо Обского моря, горизонт открылся и в просветы между деревьев мы увидели удивительной красоты закат. Всё небо озарилось багровым сиянием.

Расположившись в нашем плацкартном "куппе" мы сидели и уплетали с горячим чаем чудесный Верин пирог, который испекла в дорогу её мама.

Мои спутники настроены бодро. Это хорошо. Наконец закончилась подготовительная суета и мы отданы во власть дороги. Под равномерный стук колёс можно спокойно собраться с мыслями и настроиться на путешествие. Ведь мы направляемся в горную страну. Это совсем другой мир, с другими законами выживания. Нас ждёт интереснейшее путешествие, полное всяческих испытаний, приключений и опастностей. Пора постепенно внутренне перестраиваться. Я сидел и молча смотрел в окно, я созерцал свою жизнь.

Наши планы на Алтае были следующими. В Горно-Алтайске мы должны встретиться с Геной Михайличенко, окончательно подготовить всё снаряжение, переночевать у него в общежитии и на следующий день вместе с ним выехать на автобусе в далёкую деревушку Тюнгур. В Тюнгуре должна будет начаться пешая часть нашего маршрута. Планировался подъём на перевал Кузуяк (1513 м), затем спуск в Аккемскую долину и подъём по ней до Аккемского озера (2050 м). На это зарезервировано четыре дня. После небольшого отдыха на озере планировалось дальнейшее продвижение в сторону Белухи. На высоте 2500 метров мы должны будем ступить на Аккемский ледник. С этого момента мы окажемся в стране льда и камня. Дальше я планировал подняться в верховья ледника и поставить там базовый лагерь на высоте 3060 м (неподалёку от Белухи). Дальнейшие действия определятся на месте и будут зависеть от многих факторов, включая погоду, усталость, настроение, наличие там других групп и т.д. Скорее всего мы предпримем несколько радиальных выходов по окрестностям налегке. Какие именно маршруты мы выберем, решится позже, т.к. я в тех местах ещё не был. Вот и всё. Ну а потом обратный путь до Аккемского озера и спуск в Тюнгур. В итоге вся экспедиция должна продлиться 16 дней, из них 11 дней пешком в горах. Естественно, я зарервировал несколько дней на случай непогоды или каких-либо непредвиденных обстоятельств.

После вагонных историй, анекдотов, пирога и чая, в начале одиннадцатого мы легли спать.

На утро, 21 июля, мы приехали в Бийск и к полудню на "Волге" по 42 рубля с человека домчались до Горно-Алтайска. Тут нам предстояло найти общежитие преподавателей Университета, встретиться с Геной, переночевать у него и завтра, уже вместе с ним, выехать дальше.

Мы прошли километра полтора и наконец нашли общежитие, где живёт Гена. В первый момент я сразу же заметил, что он как-то озабочен. Тут он заявил нам с ногсшибательную новость. Оказалось, что Гена в последний момент решил не идти в горы. Дело в том, что накануне он сходил в небольшой поход со знакомыми, с детьми. В течение недели они ходили по окрестностям Горно-Алтайска. Там они попали под дождь. Когда вернулись, он почувствовал себя совсем вымотанным. Ему показалось, что он не потянет ещё одни маршрут, тем более гораздо более сложный и продолжительный. Он извинился, что из-за него наши планы претерпят, возможно, некоторые изменения.

Для меня это была ошарашивающая новость. Некоторое время я просто собирался с мыслями и вычислял, какие последствия это будет иметь для оставшейся группы, сколько продовольствия придётся оставить, какое снаряжение становится лишним. Я был просто не готов к такому повороту событий.

Почти год Гена готовился к этому походу. Уж наверное у него было время поразмыслить и решить, сможет ли он пойти или нет. И вот, он дотянул до последнего, когда мы приедем к нему с грузом, и тут заявил сногсшибательную новость. А ведь мы с ним встречались две недели назад в Новосибирске, и тогда он уверял меня, что готов идти с нами. Что ж, мы перерассчитали всё продовольствие и оставили ему сумку с излишками. Он обещал приехать в Новосибирск в самом начале августа и завезти её к нам домой.

Так или иначе, Гена с нами не поехал. В конечном итоге я был даже рад, что всё разрешилось именно так. Было бы гораздо хуже, если бы он "выключился" где-нибудь на середине пути. А так мы будем двигаться маленькой, компактной, дружной группой. Всё-таки мы все молодые, а наличие пожилого человека делает группу разнородной. Всё нормально!

День был чудесный – тихий и солнечный. Мы сходили в автовокзал и купили билеты на завтра на автобус до Коксы по 136 рублей. После этого я позвонил домой и сообщил, что всё нормально, мы приехали. Я специально не стал расстраивать родителей последними новостями относительно Гены. Сказал только, что мы с ним встретились и переночуем у него.

До вечера мы ходили по улицам городка, пили соки, ели мороженное, покупали всякую вкусную еду. В горах этого уже не будет. Какое это было наслаждение! Этот день был из категории тех, что запоминаются на всю жизнь и остаются в памяти красивой, радужной картинкой.

Приятный всё-таки городок Горно-Алтайск. Мы отдыхали душой и телом. Неспеша шагая по асфальту тенистых улиц, мы беззаботно болтали и любовались красотой и сочной зеленью окружающих холмов.

Вечером, когда мы вернулись в общежитие, разговор с Геной как-то не клеился. Нам было напряжённо с ним. Мы были как-бы на разных берегах, у нас были разные заботы. Завтра для него будет обычный день и ничего нового. Мы же были в "состоянии дороги". Нас ждали приключения, опасные испытания и трудности. Маршрут серьёзный, и кто его знает, что там будет.

После ужина, спасаясь от духоты мы опять вышли прогуляться на свежий воздух. Чудесно! Как давно я не наслаждался свободным временем. Все заботы остались далеко позади. Наконец-то можно побыть самим собой. Этот вечер был просто подарком. Вечерняя заря после жаркого дня. Вот и первая звезда. Небольшой городок, лежащий между живописными горами, постепенно таял в темноте. Нам тоже пора было спать. Завтра нас ждут приключения.

На следующий день, 22 июля, ранним утром, мы выехали на автобусе в горную деревушку Тюнгур. Дорога заняла почти весь день, мы проехали около пятисот километров. Погода стояла прекрасная.

Вера и Серёжка в Усть-Кане

В Майме в наш, и без того переполненный ПАЗ'ик, загрузилась ещё одна группа туристов. Оказалось, они из Череповца. Их было четверо – три женщины лет 30-ти и мужчина. Одна из женщин, обращаясь ко мне, почему-то спросила – не из Москвы ли мы. Я сказал, что из Новосибирска. Позже я заметил, что она почему-то часто загадочно поглядывала на меня.

Мимо проплывали уже знакомые мне горы, хребты и перевалы. В отличае от прошлого года, до самого Усть-Кана народу в автобусе было сравнительно много.

Как и прежде, после Ябоганского перевала мы оказались в совсем другой стране. Конечно же, это был всё тот же Алтай, но тут он был уже более суровый, хотя ещё не более горный.

В обед мы остановились в Усть-Кане, минут на тридцать. Вера с Серёжкой купили по мороженому. Немного походили, хоть ноги размяли с дороги.

Я уже третий раз в Усть-Кане не считая обратной дороги. В прошлом году мы с Серёжкой и Мишкой Амбурцевыми тут ночевали.

Тронулись дальше. Народу практически не убавилось. Вышло много пассажиров, но много и зашло. Выезжая из села, мы с Серёжкой увидели хорошо знакомые места. Мы ночевали вон в том белом цехе. А на этой дороге мы прождали пол-дня в ожидании автобуса. Как будто это было только вчера. Ничего не изменилось, только заправку у дороги достроили.

Дальше был Кырлыкский перевал, искрящаяся на солнце красавица Кокса, несущая свои воды в Катунь.

Вот мы подъезжаем к Громотухе. Именно отсюда открывается захватывающий вид в полторастаметровую пропасть, обрывающуюся прямо от края дороги. К сожалению, в этот раз мы сидели не с той стороны автобуса, а народу было довольно много, чтобы свободно в нём передвигаться.

В начале пятого прибыли в Усть-Коксу. Мы брали билеты до сюда. Вообще-то, автобус поедет дальше, но километров через пятнадцать свернёт налево в Чендек. Нам же нужно дальше – ещё шестьдесят километров до Тюнгура.

Автобус остановился на главной площади Коксы. Я сразу заметил, что она как-то изменилась. Теперь прямо посреди площади располагались две длинные клумбы. В одной из них оказались знакомые нам с Серёжкой четыре тополя.

Стоянка тридцать минут. Мы вышли из автобуса. Рюкзаки пока оставили внутри. Туристы, которые подсели в Майме, тоже направлялись в Тюнгур. Я поговорил с ними, и мы решили попросить водителя после Чендека довезти нас до Тюнгура, естественно за дополнительную плату. Водитель неохотно, но согласился. Решили, что соберём по 40 рублей с человека. Слава Богу, этот вопрос разрешился!

Я пошёл в переговорный пункт, позвонил домой. Больше нам уже не представится возможность послать весточку родным.

У нас ещё оставалась нерешённой очень важная задача. Нам нужно будет заправить канистру бензина для примуса. Я поговорил с водителем и он сказал, что это можно будет сделать на последней заправке, напротив поворота в Чендек.

После тридцатиминутной стоянки наш автобус продолжил свой путь. Мы ехали по Уймонской степи. В пять часов наш автобус остановился напротив поворота на Чендек и мы с Серёжкой выскочили из автобуса взяв с собой канистру под бензин. Автозаправка располагалась рядом. На сколько я понимаю, автомобили тут – редкие гости. Заправили пять литров в канистру и ещё три литра в пластиковые бутылки из под сока. Итого – восемь литров по 4 рубля. Минут через десять уже полупустой автобус вернулся из Чендека и мы сели и продолжили свой путь.

И вот, в шесть вечера, мы в Тюнгуре. Голова ещё гудит после долгой дороги. Тут почти ничего не изменилось с прошлого года. Так же блестит река Катунь в лучах вечернего солнца...