Люди и горы > Очерки, дневники - 2000 >

Последний бросок

Когда нас разбудили, я взглянул на часы - о ужас, уже 8 часов! Проспали! Теперь раньше десяти выйти вряд ли получится. Тогда день мне казался почти загубленным - вряд ли успеем за оставшееся время дойти до Танзыбея. Хозяева рано утром ходили искать пропавших, но пожалели нас не стали будить, а разбудили уже по возвращению.

Когда мы позавтракали и стали собираться, выяснилось, что спальники и палатки не просохли. Кроме вспомогательной веревки, из общественного снаряжения, я носил и нашу палатку. Когда я пошел снимать ее с веревки, то не рискнул этого сделать сразу - на куске палатки, который свисал и стелился по полу, возлежал сам хан Кучум. Несмотря на то, что мы вечера целый день задабривали пса обильными подачками, согнать его с палатки никто как-то не захотел. Заставить Кучума встать, удалось лишь предложив ему новое угощение.

Как это ни удивительно, но уже в начале десятого все собрались и были готовы к выходу и прощались с хозяевами. Напоследок они желают нам счастливого пути и советуют срезать длинные витки серпантина по столбам старой линии электропередач - способ очень эффективный, был опробован еще, когда мы шли от Тормозаковского моста к "Оленьей речке". Говорят, что скоро поедут на поиски пропавших и тогда догонят нас на машине. До условного перевала на дороге километров пять пологого подъема, а дальше все время вниз. Дождя вроде нет. То есть нет постоянного, но время от времени начинает накрапывать.

Снова мы бредем по тракту. Но теперь уже, когда в рюкзаках почти нет продуктов, и главное все хорошо отдохнули, дорога не кажется такой угрюмой - теперь мы приближаемся к дому.

Минут через десять нас догоняет "Запорожец". Главный предлагает довезти девчонок до перевала. Маша с Таней залезают в машину, а Анька отказывается, несмотря на уговоры подруг, но отдает им свой рюкзак. Руководство неодобрительно смотрит им в след.

Меня попросили сегодня побыть штурманом, но не для того, чтобы вести группу (идти по дороге большого ума не надо), а для руководства графиком движения. Мы сразу договорились, что будем идти строго по графику - час ходьбы, 10-15 минут отдыха, а если и уклоняться, то в сторону большего времени движения. Я вел хронометраж и делал довольно своеобразно: на каждом привале, я уже записывал время следующего, так, чтобы ни у кого не возникало искушения устроить отдых раньше положенного. За один переход мы уже были на перевале, где нас, виновато улыбаясь, поджидали девчонки. Еще раньше мы встретили едущую обратно машину пастухов и окончательно с ними попрощались. Моросил маленький дождик, и огрызок бумаги, на котором я вел записи, приходилось тщательно укрывать от влаги.

Очень бурно обсуждается проблема ночевки в лесу, ежели не успеем или не сможем сегодня дойти до поселка. Палатки и спальники не высохли, а поэтому ночевать в мокрых вещах никому не хотелось. Меня к тому же не радовала перспектива залезать в спальник. Ночью к нам, спящим под навесом, приходил погреться хозяйский кот. Ему активно хотелось в тепло, и он нагло лез внутрь спальника или же пытался разложить свои телеса прямо у меня на голове. Я люблю животных и долго терпел его издевательства, тем более, что теплый кот являлся приятным соседом, чем-то вроде био-печки. Но мои соседи терпеть животное долго не захотели, и кто-то грубо вышвырнул кота прочь. Такого неуважительного обращения с собственной персоной тот не стерпел и отомстил обидчику, незаметно уделав нам спальник, чем абсолютно незаслуженно наказал и меня.

Руслан авторитетно заявляет, что костер, было бы желанье и уменье, можно развести везде, хоть в воде. Он и Галина Борисовна вспоминают, как где-то ночевали без палаток, разведя огромный костер прямо посреди воды. Чтобы лежать около огня, приходилось класть коврик на бревна, нижняя часть которых находилась под водой. Горящие бревна костра постоянно испаряли окружающую воду, дым и пар окутывали все вокруг, так что создавалось впечатление, что находишься в аду либо в бане, это кому как нравится.

Начинается пологий спуск. Усмотрев место, где ЛЭП срезает серпантин, сворачиваем с дороги. Конечно, под ногами здесь черт знает что, да и уклон чувствуется, но выигрыш в расстоянии, по сравнению с безжалостно наматывающим километры на свои кольца серпантином очень велик. Так все время, то по дороге, то вдоль ЛЭП - то идти легко, но долго, то трудно, но быстро. Илье это надоело, он усомнился в эффективности срезания пути по столбам, и когда мы очередной раз свернули с тракта, махнув рукой, пошел дальше по дороге. Ждали мы его минут десять, и это притом, что срезали всего один виток. Потом еще Илюхе попало от начальства за самодеятельность.

Постепенно погода начала исправляться, дождик прекращается и даже иногда край солнца вылезает из-за туч. Шли долго, несколько часов. Вокруг ничего особо интересного, но народ не роптал. Заряженность на долгую дорогу была, по крайней мере, у меня, очень хорошая, так что я практически совсем не уставал. Дорога подходит к реке, и некоторое время идет параллельно ей на расстоянии около ста метров. Собственно реки в лесу не видно, а слышен лишь сильный шум. На противоположном берегу была видна дорога. Илья с Шуриком, решив срезать петлю тракта, ломанулись на пролом через лес, надеясь перейти реку где придется. Остальные, пройдя еще чуть-чуть по дороге, вышли к мосту и легко переправились на другую сторону. А рядом с местом переправы нашли самодельную беседку со скамейками и столом, и решили устроить здесь большой перекус и отдых. Шурик с Ильей, промокнув при броде через реку, да еще намучавшись продираться через девственный лес, ждали, когда мы по дороге дойдем до них. Естественно не дождавшись, незадачливые стратеги, пошли навстречу. Должного эффекта от своего маневра они не получили, зато получили очередной втык от Олеговича за гнилую инициативу, которая, как известно наказуема.

На перекусе общее настроение стало совсем радужным. Вышло солнце. По приблизительным прикидкам мы уже прошли большую часть пути и вроде бы не почти устали. Время на то чтобы дойти до Танзыбея еще было, так как график движения четко соблюдался и даже перевыполнялся. Перекус сегодня был усилен банкой сгущенки, смешанной с печеньем и какао "Золотой ярлык". Помимо всякой всячины, как обычно на "ура" были съедены импортные консервы "Тюльпан".

В заброске, оставленной в Абакане, на обратную дорогу, была почти целая коробка таких консервов. Наличие у нас огромного количества "Тюльпана" объяснялось очень просто. В то, непростое для страны время, к нам в школу приходило много продовольственной помощи из-за рубежа, которая подлежала распределению между учениками и педагогами. Некоторые особо гордые школьники, не брали зарубежные подачки, которые накапливались у Сергея Олеговича в кабинете информатики. Использование этих запасов позволило сэкономить кучу денег, практически не покупая мясных продуктов. В нашем походе все перекусы были укомплектованы пресловутым "Тюльпаном", который представлял собой нечто среднее между ветчиной и колбасным фаршем. Тушенка была тоже зарубежная, однако, свойства она имела весьма странные. Достойно упоминания хотя бы то, что она была ярко оранжевого цвета. Вкус непонятный, но приятно остренький. Кроме этого, при разогревании тушенки на огне, она растворялась до полностью жидкого состояния. В связи с этим часто возникали споры. Одни любили, когда жидкая тушенка растворялась в каше, и тогда всем конечно доставалось поровну какой-то жидкости странной консистенции. Другие были сторонниками идеи, чтобы тушенка оставалась в кусках и тогда, если выпадет счастье, можно поймать кусок мяса у себя в тарелке, ну а если нет, значит не судьба.

Как следует перекусив и отдохнув, мы продолжили путь. Лес постепенно сменился с хвойного на лиственный, стало много кустарников и высокой травы. Местами, ближе к Танзыбею, дорогу обрамляли величественные деревья, подобно аллее в потомственных графских владениях прошлого века. Тракт шел вдоль реки и на противоположном, высоком берегу, иногда открывались красивые скальные выходы. Так прошло еще несколько переходов и привалов. Приближался вечер. Лямки полупустого рюкзака уже начали натирать плечи. По нашим прикидкам, а шли мы уже около 7 часов чистого времени, то есть без учета привалов, пора было появиться долгожданному Танзыбею. Руслан с Анькой стали отставать, главным образом из-за приболевшего Руслана. Этот поход, помимо прочего, был уникален тем, что у нас постоянно кто-то болел. Только выздоравливали одни, сразу заболевали другие. Так что, наверное, не было ни одного дня, когда все до одного чувствовали бы себя хорошо, по крайней мере, мне так кажется.

Вдруг сзади послышался шум, непохожий на привычный шум реки. Шум приближался. Наконец мы поняли - машина. Автобус вахтового типа, неспешно догонял нас по раздолбанному тракту. Вот он поравнялся с Аней и Русланом, остановился, дверь открылась и они залезли внутрь. Затем, немного проехав, автобус догнал основную часть группы, притормозил. Народ ни секунды не раздумывая, полез внутрь, посчитав появление транспорта достойной наградой за сегодняшний рейд. Олегович с Бэном задержались, но, проводя недоуменным взглядом всех, кто уже залез, и с сожалением пожав плечами, тоже втиснулись в автобус.