Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники - 2000 >

Свои отзывы присылайте в ФОРУМ на Mountain.RU

Автор : Олег Энеев, г.Нальчик, генеральный директор ООО “Эльбрустурсервис”

Дорога в Приэльбрусье

Дорога в Приэльбрусье уже открыта несколько дней. Спасибо строителям. Воюя с взбесившейся рекой, под постоянной угрозой попасть под сель, они проделали колоссальную работу, расчистив в короткие сроки старый путь по левому берегу реки Баксан по склону горы пик Молибден под Вольфрамо -молибденовым комбинатом и соединили артерию, питающую сердце Кавказа - Приэльбрусье с миром.

Вместо снесенных селем мостов, наведен новый. Он выдерживает тяжело груженные Камазы, которые идут по нему залатывать раны, нанесенные многострадальному городу. В некоторых местах еще слышатся взрывы, производимые дорожниками, они расширяют одноколейное полотно и создают карманы для разъезда автомашин, работают грейдеры, выравнивая поверхность дороги, но колонны машин, регулируемые автоинспекцией, по очереди преодолевают непростые километры временной дороги. Есть надежда, что временной. Уже военные строители наводят десантный мост через злополучный селепровод. Но проехать через Тырныауз пока невозможно. Пока существует плотина поднявшая воду Баксана, продолжение дороги в центре города находится под водой и проезд по ней невозможен. Угроза схода новых селей еще не снята. Сколько простоит этот мост, никто предположить не может.

Наша группа отправилась в Приэльбрусье сразу, как только стало известно, что дорога есть. Теперь уже не было ни каких задержек на милицейских постах, более того, уважаемые сотрудники ГИБДД реально несли службу на трудной трассе, регулируя потоки автомашин в обоих направлениях. Нам пришлось простоять минут двадцать у въезда на дорогу, пока не прошла встречная колонна. Сотрудники поста, одетые по полной форме, подтянутые и доброжелательные, что, видимо, давалось нелегко при сорокоградусной жаре, но нужно было, среди других машин, автомобили высокого начальства и из республики, и из Москвы. Беда Тырныауза требует присутствия руководителей высокого уровня.

Дорога без покрытия. В меру возможности выровнена грейдером. Сразу крутой подъем. Видимо во впереди идущей Ниве неопытный водитель. Не взял подъем, заставил и нас пятиться назад. Это непросто. Зато перед ним спокойно идет Камаз с длинномерным прицепом, у него все получилось. Крутые повороты и подъемы, дорога некоторым подобием серпантина поднимается вверх по склону. Отдельные места, прорубленные среди скал, кажутся узковатыми для тяжелых грузовиков. Местами полотно подсыпано крупным щебнем, таким крупным, что жалко легковушки, идущие рядом с нами. Плохо приходится и Газелям, видно, что их колеса бьются со слишком большой амплитудой. Проехав мимо городского кладбища, выезжаем на асфальт и по нему в район ФЗО.

Дальше по нижней территории комбината. Потом вдоль городских озер, вода в них стоит всего на пол метра ниже, чем во вновь образовавшемся водохранилище, залившем город. Еще день другой назад, все это было единым морем разливанным. Вот здесь нас снова не пропускают, идут взрывные работы, строят еще одну дорогу выше, неужели есть предположение, что вода поднимется до этого уровня? Стоим почти час, ожидая взрывов.

В образовавшейся группе скучающих водителей и пассажиров идет обмен мнениями о случившемся и перспективах. Народ пессимистичен, говорят об озерах в верховьях ущелья Герхожан, готовых прорваться в любую минуту и образовать такой поток, что все, что было прежде покажется детской игрой, о ледопаде, с которого срываются ледяные глыбы гигантских размеров и образующие в верхнем озере огромные волны, переплескивающиеся через берег.

Вокруг тишина и спокойствие. Невероятно высокая для этих мест температура воздуха, полное отсутствие ветра (совершенно необычное в Тырныаузе - само название города переводится как горло или ущелье ветров), какая-то предвзрывная тишина и зыбкая дымка в воздухе, обычно или абсолютно прозрачном или залитым молоком низкого облака, создают сюрреалистическое восприятие окружающего.

Прозвучало подряд два взрыва. Все сразу задвигалось. Пошла встречная колонна. Густая мелкая пыль, от которой некуда деться и снова мы в пути. Хорошо, что под нами Нива, можно не бояться за ходовую, ни ЛАЗ, ни Икарус по этой дороге не пройдут, а нам придется работать с большими группами, нужно будет гонять сразу по два автобуса ПАЗ. Жалко туристов, на таком автобусе 200 км, а всего из-за этого десятка верст.

Впереди с крутого, очень крутого подъема пошел на нас задним ходом ЗИЛ водовоз. Во время движения он перед нами поливал дорожную пыль, поэтому мы не так ее наглотались, как сидящие в передних машинах. Но от него нужно уворачиваться. Еще раз отдаем дань мастерству нашего водителя Сан Саныча, ловко юркнув в карман, он не дал нас раздавить перегруженному водой грузовику. Теперь длинный спуск и мы в верхней части города. Осталась часть пути до Терскола. Слава богу или нашему Президенту, его любви к горным лыжам, значительную часть дороги до самого Азау покрыли таким асфальтом, что он бы мог сделать честь Охотному ряду или улице Горького в Москве. Как обычно, полчаса, сорок минут, и мы Терсколе.

И в первой и во второй поездке со мной были Володя Жгулев, мастер спорта по велосипеду, неоднократно проживший путь от Нальчика до Азау на седле своего CNC, хороший ходок по горам, большой любитель рыбалки на горных реках и наш замечательный водитель Сан Саныч, отягощенный в прошлом любовью к велосипеду и теми же самыми пороками, происходящими от любви к горам. Эти ребята курируют направление, связанное с оказанием туристских услуг байкерам, и в любой момент готовы предложить самый интересный маршрут, проходимый по горным тропам на велосипеде.


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100