Люди и горы > Очерки, дневники - 1999 >

Центральный Кавказ, район Безенги

Предвершина и вершина (на заднем плане)
Гестола утром с места последней ночевки.

Восхождение на вершину Гестола
4А (к)

через в.Безымянная

4.08.97 - 7.08.97

Участники:

Андрей Кудрявцев
Дмитрий Еременко
Алексей Абрамов

(см. также техническое описание)

Автор Алексе Абрамов, фотографии Дмитрия Еременко

Придя на верхние Цаннерские ночевки, мы застали такой ветер, что только провозившись пару часов со стенкой из слоистых, похожих на черную черепицу камней, смогли поставить палатку. Погода не подавала надежды - не смотря на сильные порывы ветра, знакомые нам по этому месту еще с 1995 года, Безенгийская стена оставалась плотно затянута мутными облаками.

Ночью ветер продолжал рвать палатку и в полусне я подумал, что видимо придется ждать еще один день, чего на таком ветрюгане совсем не хотелось. Андрей, вылезший в пять утра из палатки подтвердил эти опасения, но неожиданно, как это уже часто бывало с нами, в седьмом часу погода резко, буквально за несколько минут, улучшилась: облачность ушла, стих ветер, и появилось синее небо. Надо быстро собираться.

Путь подъема на вершину с верхних Цаннерских ночевок

Упустив время, мы выходим на ледник после восьми, когда солнце уже подогревает его серо-белую поверхность. Связавшись, мы пересекаем ледник и по снежному склону, периодически натыкаясь на разнокалиберные закрытые трещины, поднимаемся на ребро Безымянной под бергшрунд, где начинается наш маршрут, первая часть которого проходит по достаточно острому и крутому ледовому гребню. Левая сторона этого гребня представляет собой надломившийся козырек карниза, правая - довольно крутой (около 60 градусов) ледовый склон. Провесив две веревки, Андрей, как всегда лидирующий на ледовых участках, выходит справа на этот гребень, принимает нас и далее мы двигаемся прямо по правой, относительно безопасной стороне разлома - линии отрыва, удобной своей возможностью нормально работать без постоянного стояния на передних зубьях кошек. Двигаемся осторожно - неохота спустить левый карниз. Параллельный траверс правого ледового склона не вдохновляет.

Не торопясь, выходим в снежную мульду, где решаем перекусить. Последний участок - забавен, приходится преодолевать небольшую снежную стенку, которую Андрей буквально прорывает, наваливаясь грудью на рыхлый снег. Туман спустился, как всегда, неизвестно откуда, и в его серой дымке мы с трудом просматриваем очертания вершинной пирамиды Безымянной. Отсюда по описанию до вершины не более 4-5 веревок, но мы махаем рукой и ставим палатку - в тумане немудрено выпилить не туда, благо опыт уже такой был, да и постоянный шум падающих камней не добавляет нам энтузиазма.

Так как пришли сюда рано, начинаем, поочередно орудуя лопатой, выкапывать площадку в наклонном снежном склоне мульды. На это у нас уходит чуть ли не больше времени, чем на Цаннерских ночевках и в результате наших стараний, стенка у склона достигает высоты человеческого роста. Ночь проходит на удивление спокойно и утром, около шести, когда вышедшее из-за Дых-тау солнце освещает нашу мульду, мы выходим. Погода и видимость прекрасная, по этому случаю расход видеопленки начинает увеличиваться.

Я поднимаюсь к бергу и выпускаю Андрея, который выходит вперед по ледовому склону, постепенно увеличивающему свою крутизну. Лед неприятный, покрытый слоистой коркой и на второй, довольно крутой веревке ему, с тяжелым рюкзаком, приходится нелегко. Когда он вертит промежуточные буры, на нас с Димой летит смерзшийся снег и прочий ледовый мусор.Вторая веревка крепится уже за петлю на скалах, но ложится она неудобно и нам приходится пыхтя выжумаривать на полку.Здесь приходит моя очередь.

Андрей Кудрявцев выходит на северный гребень вершины Безымянная.

По описанию надо сделать траверс влево, а затем по гребню выйти на вершину. Просматриваю путь - легкие скалы и полки. Разрушены. Первые шаги по ним напрягают, так как каждое движение приводит к сбросу вниз колоссального количества осыпного материала, но потом привыкаем. После сорока метров траверса собираемся вместе. Куда идти отсюда не видно, и я решаю, оставив рюкзак, выйти на полку выше метров на десять. Дальнейший путь непонятен по-прежнему и я советуюсь с ребятами внизу. Полка большая, но наклонная и завалена мусором, поэтому мечусь по ней осторожно. Ребята видят справа, в крутом желтом кулуаре спусковую петлю, но идти мне туда не хочется - из кулуара периодически “выстреливаются” разнокалиберные булыжники. Решаюсь выйти влево на гребень, хотя скалы кажутся крутоватыми для такого маршрута.Через пять метров стенки ухожу левее в каминчик, из которого поблескивает ледок, а из него  - на гребень. По гребню, совсем простому, добираюсь до хорошей точки - огромному выступу на гребне. Отсюда видна вершина - рукой подать. Закрепляю веревку и дюльферяю к ребятам за рюкзаком, по пути с досадой замечая в глубине малоприятного заледенелого каминчика хорошо вбитый крюк. Теперь торопится некуда.

После того как собираемся у выступа, уже со спокойной душой вешаю еще одну веревку и мы - на вершине Безымянной. Пока Андрей пишет записку, опять собирается туман. Начиная спускаться в сторону перевала Чюрлениса, встречаем в тумане тройку воронежцев, возвращающихся с Гестолы. Поздравляем ребят и спускаемся на седловину, на которой обнаруживаем несколько выкопанных в снегу площадок.

До вечера – сплошной туман.

Дмитрий Еременко и Алексей Абрамов на вершине Гестола.

Утром, ясным, немного ветреным и морозным, в полседьмого - выходим. По льду и камням поднимаемся на западное плечо Гестолы, затем спускаемся в огромную мульду между этим плечом и самой вершиной. Отсюда идут несколько путей на вершину, мы выбираем наиболее короткий - по снежному склону вверх, затем через бергшрунд направо, к заснеженным скалам-осыпям и далее - опять вверх. Идем не связываясь: несмотря на изборожденность склона следами лавин, снег, с утра смерзшийся, хорошо держит кошки. На все уходит около полутора часов и на вершине, пологом снежном плато, мы оказываемся совершенно неожиданно.

Вид на Безенгийскую стену и Катынское плато с вершины Гестола.

Спускаемся быстро, но уже выходя в мульду, я начинаю проваливаться по колено, хотя на часах около половины одиннадцатого - это необходимо учесть на будущее. У палаток мы оказываемся еще до полудня, но солнце так жарит, что решаем спускаться на следующий день, чтобы не возится на мокром фирне. Вечером погода портится, даже идет снег с дождем. Становится промозгло и сыро. Видимо, погода начинает меняться обстоятельно и мы в душе несколько расдасадованы, что не решились начать спуск сегодня. Ближе к темноте, со склона Безымянной слышатся голоса и через некоторое время появляются двое мокрых питерцев, которые расспрашивают нас о вершине и становятся рядом. На завтра у одного из них поезд и мы не совсем понимаем, как он успеет в Нальчик.

Утро следующего дня хмурое. Нам хочется поскорее свалить, и в этом желании нас подгоняют нависшие над Сванетией грозовые тучи. Опасность поражения молниями на участке траверса Безымянная - Ляльвер стала уже притчей во языцах. Пройдя траверс и немного плутнув в осыпных кулуарах на спуске с Ляльвера, к обеду мы спускаемся к знакомым Цаннерским ночевкам, перекусываем, забираем припрятанные вещи и бежим к Баран-Кошу, на зеленую траву. На зеленке ставим палатку, и как только начинаем ужинать, тучи над зловеще-фиолетовой Безенгийской стеной прорывает.

Начинается гроза...

Общие рекомендации:

Красивый маршрут, особенно подходит для второй ступени акклиматизации. Фактически представляет собой траверс западной части Безенгийской стены, но интереснее и разнообразнее, чем стандартный маршрут через Ляльвер на Гестолу (3Б).Ходится за три (при большом желании за два) дня, но, фактически, время прохождения сильно зависит от погодных условий и состояния снега.