Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Интервью >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Читайте на Mountain.RU:
Daniel Dulac. Интервью для Mountain.RU. Часть 1

Материал подготовила: Анна Пиунова, Mountain.RU
Фотографии
Жаки Годофф и www.ffme.fr

 

DANIEL DULAС
Интервью для Mountain.RU

Часть 2

MR: Что тебе дают занятия скалолазанием?

DeDe: Вначале просто новые ощущения, прикосновения к скалам, ко льду, потом начинает получаться, приходит чувство, которое трудно передать на словах, когда удаётся пролезть трассу, и потом разделить весь этот восторг с приятелями. У меня очень много друзей, с ними я с удовольствием провожу время на скалах, болдерингую.

Каждый выезд сродни небольшому исследованию, в горах то же самое. Я гид-аспирант, недавно с моими клиентами, американцами, мы траверсировали Валей де Бланш. До этого они никогда не были в горах, никогда не ходили в кошках, приятно было разделить их радость от познания чего-то нового. Конечно, это не спортивное мероприятие, но для них это был экстраординарный день, погода стояла отличная, светило солнце, прекрасный вид на Серван, они были в полном восторге!

В скалолазании очень часто возникают похожие ощущения. Просто заводишься от каких-то сложных интересных маршрутов. Пройти на грани, на пределе своих возможностей, вот когда это непередаваемое ощущение счастья от того, что ты смог это сделать…

MR: Трудно сочетать выступления на высоком уровне в болдеринге и ледолазании?

DeDe: Конечно, полноценной отдачи в обоих видах не получается. Чем-то, пусть и невольно, приходится жертвовать. В прошлом году мне удавался лёд, я уделял ему больше внимания, сконцентрировался на льду и много тренировался.

Каждый сезон, чтобы выигрывать или просто хорошо выступать, нужно выбирать приоритетные старты, а остальные пропускать. Все эти переезды из города в город, из страны в страну весьма утомительны. В то время, когда остальные болдерингисты тренируются, качаются, отрабатывают технику, делают какие-то специальные упражнения для блока (Прим. Bloc – синоним болдеринга), я чувствую себя настолько уставшим после ледолазного сезона, что бывает очень трудно вновь себя мотивировать к новым усилиям и тренировкам. К тому же, времени для набора формы остаётся значительно меньше. В прошлом году мне стоило больших усилий себя заставить, я надеюсь, что будущий год будет более удачным в плане болдеринга, думаю, я могу выигрывать.

MR: Кого бы ты выделил из русских скалолазов/ледолазов?

DeDe: Я не много знаю русских клаймеров. Дмитрий Бычков очень силён на льду, из украинцев - Евгений Кривошейцев, Чемпион Мира в ледолазании, он очень сильный скалолаз, много тренируется во Франции, ещё Салават Рахметов и Серик Казбеков.

Летом на Блок-Мастере в Аржентьере я выиграл, а Евгений стал вторым, это очень хороший результат, кажется, он впервые был так удачлив в блоке. Мы оба выступили лучше Салавата.

Салават очень сильный, вдобавок, он очень лёгкий, гибкий, техничный, очень “соревновательный”, всегда мотивированный, тем более досадно, что он не говорит по-английски, 15 лет назад он впервые приехал во Францию на Чемпионат Европы, и с той поры никакого прогресса в языке. Он не может общаться, обмениваться опытом, диспутировать с другими болдерингистами.

С Дмитрием Бычковым, с Евгением такой проблемы нет. С Сериком – немного, но его жена Наталья Перлова хорошо говорит по-английски, немного по-французски.

Мне кажется, Салават очень много теряет из-за своей языковой замкнутости, во многомзамкнутости, зачастую из-за неё его не все поздравляют с выигрышем, хотя в спорте принято уважать уважать соперника и радоваться за его победу. Даже если её вырвали у тебя самого, значит, ты был слабее.

Но лично мне очень нравится его стиль в болдеринге.

MR: Какие качества необходимы хорошему болдерингисту?

DeDe: Гибкость, “скалолазный” интеллект, который приходит с опытом, “память”, способность быстро адаптироваться к меняющимся ситуациям и быстро на них реагировать, “чувство” маршрута для принятия верного решения - в блоке нужно накопить огромный опыт, в блоке больше чувства, чем силы.

MR: Ты полагаешь, что в лазании на трудность опыта требуется меньше?

DeDe: Да. Тоже много, но физически сильные и хорошо натренированные спортсмены, как Джек Овчинников, например, могут показывать очень хорошие результаты, несмотря на пробелы в технике. Джек был очень результативен в начале своих выступлений, выиграл этап кубка мира, но он демонстрирует силовое лазание, идёт "напролом", не ищет иных решений, он хороший скалолаз, но силовик.

А в болдеринге важна техника, тактика, интеллект и, конечно, физические качества: сила, пластика, гибкость, - без этого набора не выиграть международные старты.

MR: Что нужно, чтобы стать более техничным?

DeDe: Максимально использовать возможности и резервы своего тела, но не насиловать его, "слышать" свои ощущения и слушаться их, находить баланс нагрузок. Я убеждён, что нет лучшей тренировки, чем болдеринги на скалах. Это наиболее естественный путь постановки техники.

Чаще и количественно больше лазать относительно простые блоки, не нужно перегружаться экстремальными проблемами, на тренировках должно быть очень много простого лазания, даже сейчас, время от времени, я уделяю много внимания блокам 4,5,6 категории трудности. На разминке, чтобы разогреться, я всегда пролажу очень много несложных блоков, то же самое на заминке.

Простые маршруты очень важны для накопления определённого багажа, умения думать на маршруте, двигаться инстинктивно, именно они дают необходимую твёрдость, уверенность, улучшают координацию.

Я тренируюсь так: делаю много-много повторений, как пианист или виолончелист, "играю гаммы". Каждый день музыканты разыгрываются, повторяя простые вещи, гаммы. В скалолазании я использую тот же принцип для улучшения координации, увеличения силы и т.п. Такой способ позволяет понять своё тело и натренировать голову, делать всё так, как это нужно, стать безупречным насколько это возможно, поставить технику.

MR: Что ты думаешь о новом поколении скалолазов, возможно, менее техничных, но гораздо более сильных физически, я говорю, прежде всего, о Шабо, Пувро, Мразеке?

DeDe: Такие вещи - настоящий феномен, и говорят лишь о том, что в скалолазании всё ещё остаётся много места для прогресса. Появляются спортсмены менее техничные, но гораздо более сильные, они демонстрируют силовое лазание и прогрессируют в настоящий момент. Я думаю, что больше всего нуждается в добавке техники Томас, в гораздо большей степени, чем Шабо или Пувро. Но, в то же время, пока он весьма эффективно справляется с этим пробелом посредством силового решения. Он лезет сильно, мощно и быстро, почти всегда ему удаётся финишировать. Когда ему трудно, он просто добавляет силой. В отличие от Юджи Хирайяма или Франсуа Леграна, они, когда им трудно, ищут решение, ход - и находят, они работают головой, вычисляют, калькулируют, а не идут напролом, как сумасшедшие.

MR: Для тебя какой стиль ближе?

DeDe: Мне довольно сложно лазать на трудность, я не могу сконцентрироваться и попасть в ритм, обычно я очень хорошо прохожу начало трассы, а потом - пуф - падаю J. Но я ещё достаточно молод, и у меня есть всё, чтобы прогрессировать. Чтобы выступать в двух дисциплинах скалолазания, в блоке и в трудности, я решил отказаться в этом году от ледолазания.

Я даже хочу, для забавы, поучаствовать в забегах на скорость.

Соревнования на скорость можно воспринимать как шоу, когда на Чемпионате Европы представлены три-четыре страны и максимум 20 участников - это просто смешно.

Я думаю, что в скалолазании нужно уметь делать всё, лазить и блоки, и длинные трассы, и скоростные, собирать опыт, как коллекцию в альбом, чтобы понять, что для тебя лучше подходит. Александр Шабо, чемпион в трудности, участвует в соревнованиях в болдеринге, он очень сильный болдерингист. Томас Мразек болдерингует у себя в Чехии, хоть никогда не пробовал выступать в этой дисциплине.

Думаю, что если я возобновлю лазание на трудность, уже имея опыт удачных стартов в ледолазании и болдеринге, то через несколько лет смогу выигрывать.

Конечно, мне очень тяжело сейчас сказать себе: “Стоп. С ледолазанием всё закончено”. Это очень трудный выбор, потому что я очень люблю лёд и знаю, что у меня там всё получается, но мне хочется попробовать себя и в другом. Мой вызов самому себе .

MR: Тема допинга. Ты, как я знаю, весьма непримирим в этом вопросе.

DeDe: Для меня здесь всё очень просто. Для меня отказ от допинга говорит о достаточно высоком уровне внутренней культуры клаймера. Скалолазание требует гораздо большей отдачи и трезвых размышлений.

Очень досадно, что известные американские и испанские клаймеры, такие как Крис Шарма и Дэйв Грахам, имеют другой взгляд на эту проблему.

Я никогда не пробовал "попыхтеть", так выражается моя ответственность. Один из моих приятелей, бывший отличным скалолазом, в своё время - чемпион Франции среди юниоров, безумно талантливый парень, наверное, лучший из нас, так вот, теперь он - клошар, бомж. Он потерял всё - друзей, работу, увлечения… Мне очень больно об этом говорить.

В определённом возрасте хочется казаться круче, есть такой дешёвый стандартный набор понтов: попыхтеть с друзьями, делать неважно что, лишь бы с куражом, конечно, это время “поиграться”, позабавиться и всё попробовать, но оно не может длиться вечно, и не каждый умеет вовремя остановиться. Потом всё это баловство вернётся и ударит по тебе.

Кроме Грахама и Шарма, есть и другие не менее талантливые клаймеры, кто не курит и прекрасно лазит, Даниэль Андрада, к примеру, один из лучших скалолазов мира, очень сильный, его стиль, практически, безупречен.

MR: Кстати, почему он пропустил сезон?

DeDe: Он предпочитает реальное лазание на скалах.

MR: Раз уж задели эту тему. Есть очень сильные клаймеры (судя по категориям трасс, ими пройденных), которые принципиально не участвуют ни в каких соревнованиях, почему?

DeDe: Мне кажется, что среди сильных клаймеров, отдающих предпочтения скалам, очень много тех, кто в самом начале имел неудачные старты. Их отказ от участия в соревнованиях – боязнь неудачи. Причём, второе, третье, седьмое места для них не существуют, это максималисты, которых устраивает только победа.

Есть ещё и те, кто отсоревновался своё, они просто устали от постоянных стартов. Но, по-прежнему, любят лазать. Опять же Дани Андрада, в 18 лет на его счету уже было 168 маршрутов с категорией сложности 8а и выше, на сегодня их более 1000. При этом он один из самых титулованных болдерингистов.

MR: И среди девушек?

DeDe: Среди девчонок ситуация немного анекдотичная, сегодня в скалолазании нет харизматичных спортсменок, всем им очень далеко до Изабель Патисье, Катрин Деснивель и Линн Хилл.

Есть красивые, милые, улыбчивые, фотогеничные девушки, такие как Сандрин Леве, Софи Боде. Сильные (и очень мускулистые), как Джосун Берекарту, но чего-то им всем недостаёт.

<< Назад


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100