Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Mountain.RU > МКК > Библиотека > Н. Волков

За последние годы туризм сделал значительный шаг вперед: расширилась география сильных горных комиссий, увеличилось количество спортивных походов всех категорий сложности.

Федерационная система способствовала развитию не только самих спортивных походов, но и подготовке инструкторов различной квалификации, руководителей и участников путешествий. Теперь можно говорить о перспективе полного поэтапного обучения туристов - горников.

В этих условиях очень важно обеспечить качество подготовки этих кадров и, особенно, их морально-психологическую подготовку. Ведь психология руководителя и участников горного маршрута не возникает "из ничего" - это психология реального человека со всеми его жизненными кредо, перенесенная в наш спорт.

Это значит, во-первых, что все свои взгляды и привычки, свою культуру и отношение к труду он перенесет на спорт и, во-вторых, (и это крайне важно), что все полученное в спорте, он перенесет затем в свою жизнь, в свой повседневны й труд.

Человек, который не умеет или не хочет трудиться с полной отдачей в повседневной жизни, не сможет хорошо работать и на маршруте. Он не сможет, когда это надо, "терпеть", а ведь это основа всякого спорта. Человек, привыкший к формальному отношению к труду, привыкший в жизни поступаться (пусть по мелочам) требованиями труда и этики, приходит в горы морально готовый поступиться (пусть опять по мелочам) туристской этикой и трудностями маршрута.

Наша задача - воспитать в нем цельное и правильное отношение к нашему спорту. Правильно воспитанный туристским коллективом человек перенесет свое отношение к друзьям к спорту и в свою повседневную жизнь, в работу.

Специфика нашего спорта такова, что если мелкие технические, тактические нарушения или ошибки, как правило, лишь осложняют продвижение группы на маршруте, то принципиальные нарушения, пренебрежение Правилами, то есть как раз основа туристской этики и культуры, нет-нет, да и дают весьма плачевные результаты.

Конечно, далеко не всегда эти нарушения приводят к трагедиям или хотя бы доходят до МКК или выпускающей организации - таков уж наш "заочный" вид спорта. Но вот что любопытно: практически во всех группах, потерпевших аварии в сезоне 1980г. были нарушены элементарные, основополагающие законы передвижения в горах и Правила. В это стоит вдуматься! А ведь "чистое" хождение - признак туристской и общей культуры. Конечно. большинство горных групп ходят чисто, но и не все группы, нарушающие Правила, попадают в аварию. Везение? - да! Но ведь это до поры - до времени!

В чем же в этом плане состоят задачи горных комиссий Федерации? - обратить особое внимание на уровень морально-психологической подготовки туристов, на их правильное отношение к туризму.

Анализ несчастных случаев прошедшего сезона показывает: группы, потерпевшие аварию имеют целую "гирлянду" косвенных причин этой аварии.

В отношении тактической подготовки чрезвычайно характерен факт: во всех (вдумайтесь - во ВСЕХ) группах, где произошел провал участника в ледниковую трещину, окончившийся трагически, просто не было СТРАХОВКИ. Но ведь это элементарное воспитание, это ведь просто элементарная культура туризма! И еще. Это уже касается технической подготовки. Ни одна группа, не смогла своими силами поднять из трещины пострадавшего, хотя в половине случаев это могло спасти им жизнь. Страшные факты.

Получается так, что по плану мы обучаем подъему из трещины товарища, находящегося на страховке (и это, как правило, все хорошо умеют), а в реальных условиях мы, нарушая все наши нормы и традиции, не страхуемся и в случае аварии попадаем в экстремальные условия. Надо, очевидно, наряду с привитием навыков туристской культуры, отрабатывать приемы оказания помощи в экстремальных условиях и ввести это в план не только ВТП, но и СТП, т.е. для такого уровня походов, когда становятся возможными такие аварии.

Несколько слов надо сказать о перспективе развития горного туризма. Как известно, основой оценки наших походов является набор перевалов определенной категории сложности, его продолжительность в ходовых днях и протяженность в километрах.

За последние годы многие маршруты IV, V и VI категории сложности перегружаются перевалами, продолжительность маршрута сильно увеличивается при практически неизменном минимальном километраже. Опыт показывает, что это далеко не всегда и не для всех групп оправдано, а часто и просто опасно. Разработанные горной комиссией совместно с ЦМКК разъяснения по этому вопросу известны, но они касаются лишь регламентации интенсивности набора перевалов.

Но видимо настало время всем нам подумать о регламентации зачетной части маршрута по времени, ограничить продолжительность этой части сверху.

С какими же техническими и тактическими достижениями мы подходим к первому Чемпионату СССР по туризму?

В VI категориях сложности повысилась тактическая и техническая сложность прохождения перевалов, поднялась их высотная планка (как известно перевалы 3Б верхней границы сложности у нас пока не имеют). На Памире, например, уже много групп прошло ПФП (Памирское фирновое плато), пройден пер.Революции через плато пика Революции, сложнейший перевал в районе п.Москва. На Кавказе интересные перевалы пройдены в районе Безенгийской стены, нормой становится прохождение Крумкольского провала.

В маршруты начинают включаться участки тактически оправданных траверсов, что безусловно является весьма перспективной тенденцией.

Вместе с тем горные комиссии Федерации, МКК должны очень внимательно следить за этими тенденциями и не допускать подмены технической сложности перевалов их опасностью.

Еще одна настораживающая тенденция - первопрохождение "ориентированного" перевала, сложная часть которого проходится на спуске. Конечно, на спуск можно пройти очень сложные стены, но реально ли обратное прохождение их в реальном горном туристском походе?

По-видимому - далеко не всегда. Вот и появляются односторонние перевалы, безопасно проходимые только в одну сторону. А перевал или связка перевалов, как мы понимали до сих пор, должны допускать прохождение в обе стороны. Категорийная же оценка односторонних перевалов становится весьма сомнительной.

Надо надеяться, что постоянное внимание горных комиссий к своим кадрам, творческое отношение к спорту подарят нам много красивых, технически и тактически сложных, но потенциально безопасных маршрутов.

Н. Волков

(публикацию подготовили Н.П.Никонова, С.Костин, декабрь 2000г.)

© 1999-2001 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
TopList Rambler's Top100