Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Экспедиции >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Жанну
Жанну, 7710м

Проект "Русский путь - стены мира" предусматривает прохождение новых маршрутов на самых известных горных стенах мира. Горная стена - это природный феномен, представляющий собой обрыв крутизной более 70 градусов и протяженностью более километра.
На юбилейный год сильнейшие петербургские спортсмены наметили перед собой две цели. Первая из них - покорение вершины доселе непройденного семитысячника в Гималаях и, по праву первопроходцев, нанесение его на карту под именем Петра Великого (проект не состоялся). Вторая - прохождение “русского” маршрута на сложнейшей северной стене пика Жанну осенью 2003 года.

Команда
На данном этапе, для восхождения на пик Жанну по северной стене, определился следующий состав экспедиции:

Александр Одинцов - Руководитель проекта, Санкт-Петербург

 

Александр Ручкин - Санкт-Петербург

 

Николай Тотмянин - Санкт-Петербург

 

Михаил Деви - Екатеринбург

 

Алексей Болотов - Екатеринбург

 

Михаил Першин - Екатеринбург

 

Михаил Михайлов - Бишкек

 

Иван Самойленко - Санкт-Петербург

Михаил Бакин - Санкт-Петербург

Команду поддерживают:

"PANASONIC" - Генеральный спонсор
"БАСК" - Экипировка и снаряжение сделано в России. Генеральный экипировщик команды.
"Тянь-Шань Тревел" - ведущая турфирма Киргизии - обеспечивает акклиматизацию на пике Хан - Тенгри..

Техническое обеспечение команды
"PANASONIC" - фото и видео техника
"STREGOR" - надежные френды, Украина
"БАРС"- строительная фирма, СПб, Россия
"МАКСИДОМ" -сеть магазинов, СПб, Россия
"ОРИМИ-ТРЭЙД"
"МOUNTECH" - экстремальное снаряжение
"CRC computers" - портативные компъютеры, техническое обеспечение
"ИРБИС", СПб

При поддержке Комитета по физической культуре и спорту Администрации Санкт-Петербурга.

Предыдущая экспедиция проекта "Русский путь - стены мира":

Экспедиция Panasonic - Северная стена Жанну. Проект "Русский путь - стены мира"

Новости экспедиции


STREGOR

АЛЕКСАНДР ОДИНЦОВ
Интервью для Mountain.RU (MR)

Интервью подготовила Анна Пиунова, Mountain.RU

MR: Саша, о разнице между ожидаемым и увиденным. Как впечатления?

Александр Одинцов: Увидели ли мы то, что ожидали? Неожиданностей стена не представила, с точки зрения протяжённости, мы знали, что она три с половиной километра, с точки зрения крутизны, знали, что стена практически вертикальная, хотя её никто не видел близко, так как никто ещё к ней не подходил. Что касается сложности рельефа, в нижней и средней части увидели то, что ожидали, за одним исключением: рельеф ледопада, который сейчас в наличии имеется, более объективно опасного места я не видел. По аналогии можно поставить палатку на Ушбинском ледопаде под нависающим сераком и жить там недельку, например, и ждать, когда всё это рухнет. То же самое здесь. Дневная норма - 15-20 обвалов в разных местах. Лавируешь между этими ловушками-сюрпризами, ну, и ожидаешь постоянно, когда тебя окончательно завалит. То, что нас не поубивало на нём, большая удача.
Ирония судьбы - на Мишку серак упал уже не на ледопаде. Точнее, это ледопад, но уже граница ледопада и скалы, самая опасная часть находится при выходе на 5100. А Мишу толкануло на 5300. В какой-то степени ударило из-за наших стереотипов. Я думаю, если бы Ручкину показали участок, это место отдельно, вычленили бы его из контекста общего восхождения, он бы туда не полез. Ситуация такая: скальный лоб, через него ледник, в месте, где он втекает, стоял серак, который, собственно, и упал, привалил Мишку. То есть они лезли между сераком и скалами, если бы нормальному здравомыслящему человеку показать это место, он бы полез по скале. Сложнее, но в десять раз безопаснее. Обошли бы. А мы к тому времени десять дней елозили по ледопаду туда-сюда, и никого не убило, хотя должно было объективно. Это было последнее место, последняя верёвка такого характера. После этого следовал безопасный выход на 5600м. И он туда ломанулся, это была последняя неприятность, которую можно представить. Честно говоря, ситуация была критической, процентов на 30 я был уверен, что мы его потеряем: черепно-мозговая травма, гематома в районе лёгкого, сломаны рёбра, многочисленные ушибы таза, но больше всего тревожил факт, что Миша не мочился в течение четырёх дней. Мы не знали, были ли повреждены внутренние органы, что если перитонит?
Отвечая на твой вопрос, никаких сюрпризов гора нам не преподнесла, кроме одного - ледопад в очень плохом состоянии, это раз. И он обходится по скалам, это два. Если мне предстоит когда-нибудь кому-нибудь давать консультацию по этой горе, я выскажу категоричную рекомендацию: никаких ледопадов, только по скале! Нормальная двойка эти скалы проработает за день до 5600м, все верёвки.

MR: Можно ли сравнить с Жанну с чем-либо из уже пройденного?

Александр Одинцов: Конечно, можно сравнивать. Почти по Гоголю: если бы к внешности Петра Иваныча, да, прибавить бы характер Никиты Сергеича, да, ещё бы добавить богатство Евгения Парфёныча, то был бы идеальный жених… То же самое с Жанну. Фактически, это три горы, совершенно разных, с разным характером, с разным уровнем сложности, разными проблемами, стоящие одна на другой.
Первая гора - Жёлтая Стена в Асане: протяжённость, крутизна, характер рельефа, лазание, достаточно тепло, ну, чуть похолоднее и посырее.
Вторая - от 5600 до 7000 метров - Шхара. И третья - снега, лёд, погода паскуднейшая, лавина может сойти - это Асан, только разве чуть покороче и значительно выше. Три горы, поставленные одна на другую.
Коля Тотмянин спустился как-то, сидит в палатке и говорит: "Это тебе не Эверест по классике. Тут пахать надо…". А он единственный, кто в этом году взошёл без кислорода.
То есть это гора, которая, во-первых, требует навыков всего арсенала альпинизма. Во-вторых, требует изощрённой тактической подготовки. Нужно быть стратегом, Ганнибалом от альпинизма. В-третьих, она сжирает столько моральных сил, сколько съедают те три вместе взятые.
Если бы не пошли по ледопаду, сил бы ушло меньше, но кто это знал? Я же не Ганнибал. И мы все попёрлись по ледопаду.

MR: Все предыдущие экспедиции также шли по ледопаду?

Александр Одинцов: Говорят, да. По крайней мере, мы нашли там верёвку, в бухте была. Узбеки шли по ледопаду. Утверждают, что они на него выходили, выпив по стакану водки… Жутко страшно. Словами не передать, каждый раз себя заставляешь, дошёл до безопасного места на сераке, справа и слева от тебя что-то, думаешь, что сейчас тебе надо только вот туда идти, траверсом, залезть на серак, с него сдюльферять в трещину, подняться на следующий серак, который вообще шатается, опять сдюльферять в трещину. С этого серака - канатная дорога на другой серак. И потом по такому ножу, вот-вот норовящему упасть, выходишь к скале, и вдоль скалы идёшь по коридору (между скалой и снегом есть определённое понижение, тает же), так вот идёшь как будто в трубе, по которой вот-вот покатится чугунный шар. Всё время возникает желание побыстрей проскочить, но это тоже палка о двух концах, проскакиваешь под одним сераком, язык на плече, бах, а там следующий… И ты уже как черепаха идёшь и на него смотришь. Жутко - не описать. Сераки реально висят над тобой, над головой, вот-вот-вот… И падают, самое интересное, с вполне определённой периодичностью. 15 обвалов в день Ваня насчитал.
Похоже, ледник стал более живой по сравнению с предыдущими годами. Узбеки утверждают, что лезли по правой части, сейчас там нет правой части, обрушилась. Конечно, если бы мы сразу полезли по скале… но мы даже скальных туфель с собой не взяли, а кто знал?! Любой нормальный человек предпочёл бы по Жёлтой Стене пролезть несколько раз, нежели один по этому ледопаду.

MR: На Северную стену Жанну приезжало достаточно много сильных альпинистов. У каждой экспедиции своя история, почему они отступили. На твой взгляд, есть ли какая-то одна общая причина, объясняющая все эти неудачные попытки?

Александр Одинцов: Ты в компьютерные игры играешь? Я тоже нет, но примерно знаю, что это такое. Представь себе компьютерную игру, стрелялку, на первом уровне обязательно тебя замочит какой-нибудь монстр из-за угла, но в следующий раз ты точно будешь знать, что он выскочит из-за угла, и ты туда пальнёшь. Перейдёшь на следующий уровень. Здесь то же самое. Ты должен знать:
1). Ледопад обходим.
2). Скалы проходимы.
3). За день доходится от базового лагеря до ночёвки 5600м
Там отличное место, безопасное, ровная площадка, можно поставить ефимовскую палатку, а то и две, и жить там припеваючи.
4). На 5600м можно организовать АВС, передовой базовый лагерь.
5). Проход по плато простой, и нужно идти таким загибоном, а не другим, не плутать. Экономишь на разведке.
6). Следующую ночёвку надо делать на 6500м., а не ниже и не выше. Потому что на 6500 можно вырыть пещеру, потому что на 6500 спокойно поднимаешься за день от 5600м, потому что от 6500 до 7000м тоже идётся день, за счёт разницы в высоте и технических трудностях. Если делать лагерь на 6200, к примеру, за день не дойти до следующего лагеря. На 6500 можно вырыть пещеру, в промежуточном лагере, метров на 300 ниже, можно поставить палатку на снежном гребне, он вынесен и там безопасно. Без неё лагерь не поставить, так как за день доходишь до 6500м, роешь пещеру, палатку там ставить нельзя, снесёт лавиной, если начнётся даже минимальный снегопад.
7). На 7000м тоже можно вырыть пещеру, платформу и палатку туда тащить не надо.
Все эти вещи ты должен знать, их нигде не прочитаешь, только личным опытом. То, что люди этого не знали, заставляло их узнавать всё набитием шишек. Набитие шишек - это потеря времени. Мы добирались до 7000 метров месяц: 8ого сентября мы появились, 4ого добрались до 7000м. На эту стену имеет шанс та команда, которая доберётся до 7000м за две недели, учитывая акклиматизацию, помяни моё слово, потому что на саму стену 20 дней нужно положить, однозначно. Стена холодная, постоянно покрывается то снегом, то льдом, когда непогода. Высота, много не проработаешь, очень крутая, очень трудовая стена. Если ты на неё 20-25 дней не зарезервировал, тебе делать нечего. А ты представь, что ты месяц добираешься, тебе ведь тоже все эти дни погода нужна, где ты наберёшь такой длительный период хорошей погоды? Тебе просто природа не даст этого сделать. Вот самая основная причина. Во-вторых, люди и морально и физически за месяц вырабатываются. Ключевой момент - организовать АВС на 5600 - экономия целого дня. А АВС - что такое? - это солнечная батарея, тент не на палатку, а между палатками, чтобы можно было сидеть за столом, разговаривать разговоры, слушать музыку, чтобы можно было расслабиться и отдохнуть.
Людей губит отсутствие должной информации и должного анализа этой информации. У Григорьева я прочитал отчёт по результатам узбекской экспедиции, мол, я знаю, как пройти стену, она проходится мобильной четвёркой в альпийском стиле, предварительно акклиматизировавшись на соседней горе. Полная ахинея. Соседняя гора в любом случае ниже 7000м., а проблемы начнутся выше семи тысяч. Никакая мобильная четвёрка вот эти две горы подряд не пройдёт.

MR: Каков тогда оптимальный состав?

Александр Одинцов: Семь человек. Почему я для себя решил "семь", я подошёл к этой экспедиции, откровенно говоря, в отвратительной физической форме, хотя всю зиму тренировался и готовился, но подготовка самой экспедиции у меня столько моральных и физических сил сожрала, я был никакой, просто падал, и в прямом смысле слова, у меня было нервное истощение. Тяжело далось. Поэтому я считал себя седьмым. Три двойки, регулярно меняющие друг друга. Двойка отдыхает, двойка подходит, рабочая двойка начинает спускаться, подходящие начинают работу, отдохнувшие начинают подходить и так далее. А я между ними нахожусь всё время, в районе 5600, 6500 и координирую действия. По рации говорю, кому куда пойти, начать спуск, кто в каком состоянии. При случае подменяю того, кто требует подмены. Седьмой, как свободный защитник. Руководитель должен всё время руку на пульсе держать. Мишка Михайлов выпал, осталось шестеро. Я сразу получился в двойке, вырабатываешься на очередном этапе, спускаешься, в базовый лагерь, язык на плече, какое там, к чёрту, руководство? А потом ещё я выпал, вообще осталось пятеро. Случалось, двойка отработала, спускается, а тройке три дня подниматься к верхней точке.

MR: Состав на будущий год уже определился или ты пока не знаешь?

Александр Одинцов: С определённой долей вероятности знаю, но пока рано говорить. Могу сказать, что Дэви не поедет. Остальные, думаю, поедут. Соответственно, Дэви надо будет заменить. И, может быть, восьмого возьмём, на случай вот таких инцидентов. Он не помешает.

MR: Как команда сработалась?

Александр Одинцов: Нормально, конфликтов никаких не было. Мы все уже много ходим вместе, только Коля Тотмянин новый человек в команде, но он такого уровня альпинист и такой толерантности человек, что он, по-моему, в любую команду вольётся безболезненно. У Болотова тоже колоссальный опыт и, потом, они с Мишкой Дэви друзья. Миша Михайлов просто душа-человек. Ребята хорошие.


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100