Автор: Сергей Храпко, Киев

Альпы: горы и бег. Часть 3. Трейл Tor des Geants (Тур Гигантов)
(Италия, Валле-д’Аоста)

• Часть I. Трезента 3607м и Гран Парадизо 4061м (Италия)
  • Альпы: горы и бег. Часть 2. Маттерхорн 4476м (Италия)
  • Тур Гигантов - 350 км с общим набором высоты более 24000 м

Впервые о Туре Гигантов я услышал в 2018 году по дороге на мой на тот момент самый длинный нонстоп трейл длинной в 130 км от знакомого, который увлекался бегом. Мне рассказали историю девушки, которая приняла участие в этой гонке. Упуская подробности, лишь скажу, что тот рассказ был эффектным и потряс меня, так как у меня сложилось впечатление, что Тур Гигантов был чем-то сверхчеловеческим. Но послушав его, я на некоторое время забыл о нем, так как тогда я был всецело занят идеей постараться попасть на другой не менее сложный и интересный забег – UTMB (трейл вокроуг Монблана длинной в 170 км).

Но в 2019 году я второй раз, подав заявку на участие, пролетел мимо UTMB, и стал вопрос - куда себе податься. И тут раздался звонок и меня спросили, а не знаю ли я каких-либо тонкостей относительно участия в Туре Гигантов. Я ответил, что нет, но меня это заинтересовало, учитывая, что приближалось время для подачи заявок на участие в этом забеге. Так что данный телефонный разговор и стал отправной точкой, который через 8 месяцев привел меня на старт Тура Гигантов в городок Курмайер, расположенный в долине Аосты на границе Италии с Францией.

Итак, в продолжение предыдущих повествований, сообщаю, что после полученной мной акклиматизации в Альпах, я вернулся в Милан и оттуда вместе с еще одной участницей забега отправился на автобусе в Курмайер. В Курмайоре мы поселились в заранее забронированом кемпинге La Sorgente в 6,5 км от центра Курмайера и решили в дни, которые оставались до старта, сходить куда-нибудь на высоту, чтобы участница также смогла получить хотя бы минимальную акклиматизацию, так как в процессе забега предстояло преодолевать перевалы высотой до 3300 м. Изначально мы планировали подняться на высоту пешком, но потом передумали и поднялись на канатке в приют Rifugio Torino, где и переночевали одну ночь.

За день до забега мы прошли регистрацию, при чем в отличии от предыдущих лет (информация почерпнута из отчетов участников) у нас не проверяли наличие и характеристики обязательного снаряжения, необходимого для участия в трейле. Так что все было отдано на совесть самих участников. Мы внесли по 50 евро залога за выданные нам GPS-треккеры, расписались в каких-то документах и получили стартовую сумку, в которой будут перевозиться наши вещи от одной базы жизни к другой.

Старт был назначен на 12 часов утра 8 сентябя.
    Впереди нас по официальным данным ждала дистанция в 339 км с общим набором в 24000 м (но в действительности эти цифры оказались немного большими), на которой размещалось 6 баз жизней, которые представляют собой оборудованные места, где можно полноценно поесть, поспать, принять душ, получить медпомощь и массаж. На базах жизни можно находится сколько ты сам посчитаешь нужным, главное не выходить за установленные лимиты времени, в то время как на промежуточных чекпоинтах по правилам можно было спать не более 2-х часов. Но, кроме того, что базы жизни – это отдых, это еще и своеобразное неформальное общение с участниками и волонтерами, что придает позитив всему забегу и сглаживает его трудности.

8 сентября

Перед стартом мы сдали выданные нам сумки с одеждой и снаряжением, которые могут пригодиться в течении всей гонки. Сумки нам будут выдаваться на базах жизни.

И отправились к месту старта в центре Курмайера.

Перед стартом прошли выступления «ряженных», которые создавали ощущение массовых гуляний и праздника.

Перед стартовыми воротами уже столпились участники, которые планировали бежать в первых рядах.

Мы же расположились в самом конце, где не было давки.

Ровно в 12 часов утра дали команду старта и вся колонна участников пришла в движение.

Первые километры трассы проходили по узким улочкам Курмайора, поэтому участники, которые были не в голове колоны, вынуждены были семенить в общей толпе, которая постепенно вытягивалась в длинную вереницу.

Несмотря на утреннее солнце на старте, уже через некоторое время, когда мы подбегали к выходу из городка, пошел дождь, который заставил большинство одеть дождевики.

Из-за большого количества участников, колонна фактически остановилась, когда мы свертнули с асфальта на узкую тропу и стали набирать высоту, так как участники выстроились друг-за другом, что не способствовало быстрому продвижению вперед.

Я всеми правдами и неправдами пытался на каждом повороте обскакать одного-трех участников, так как медленное движение в толпе крайне раздражало.
    С набором высоты дождь начал усиливаться, температура понижалась и пошел сначала мокрый, а затем хлопьями снег.

Видимость упала. А у местных коров куча бегущих куда-то людей вызывала удивление.

Снег был довольно обильным и скоро весь рельеф был засыпан снегом.

Видно именно на этом первом 10-тикилометровом участке я надышался холодного воздуха, что в дальнейшем сказалось на здоровье. Преодолев наконец заснеженный перевал Col Arp (2571м), на который тянулась вереница участников, я побежал вниз.

Вскоре позади остались и воспоминания о снеге, так за перевалом он отсутствовал, а впереди ждали контрольные чекпоинты, на которых можно было пополнить запасы воды и перекусить на скорую руку.

По пути к первой безе жизни еще успевал любоваться окружающей природой.

До первой базы жизни Valgrisenche я добрался уже в потемках в 21:17, преодолев 50км с общим набором высоты в районе 4000 м за 9 часов и 15 минут.

Здесь я не планировал останавливаться (идея была за первый период без сна пробежать 150 км), поэтому в течение часа поел, навазелинил ноги и поменял носки (так как первая пара носков оказалась очень паршивой, из-за чего набил водянки на больших пальцах и пятках) и в 22:26 выдвинулся вночь дальше по маршруту в направлении вторай базы жизни в Cogne.

После тепла в базе жизни на улице казалось было очень холодно, предвидя это я натянул на себя ветровку и ветровочные штаны и поддел флиску, которую пришлось в скором времени (через пару километров) снимать, когда пошел подъем в гору, так как стало очень жарко. В дальнейшем в качестве утепления ночью я пользовался исключительно ветровкой и ветровочными штанами, которые одевал поверх легенсов и бегового реглана.

На этом втором промежутке гонки нужно было преодолеть перевал Col Loson 3299 м, который был самый высокий среди 25 перевалов, которые были на маршруте, высота каждого из них превышала 2000 м.

9 сентября

Вторые 50 км прошли гораздо хуже в сравнении с первыми. Я сдал много позиций, так как мне не хватало воздуха для удержания темпа. Видно в предыдущий день и ночью я надышался холодным воздухом, и лёгкие отказывались работать на полную. Порой был слышен свистящий свист в лёгких, но откашлять я никак не мог. На подъёмах я мог идти только в очень медленном темпе (сегодня было два крутых подъёма на перевал Col Entrelor (3002 v) с набором 1400 и на перевал Col Loson (3299v) с набором высоты 1600 м) так как банально не хватало кислорода, а при беге по ровному и вниз нужно было каждый раз заставлять делать вдох очень глибокий с силой раздувая легкие и через промежутки останавливаться, чтобы отдышаться. Ощущение было как-будто находишься на большой высоте. Особенно тяжело пришлось при подъеме на перевал Col Loson (кстати на этом перевале второй и последний раз, где за гонку, увидел лежащий снег). Перевал я проходил днем, так что не пришлось пользоваться кошками (за всю гонку я ими так ни разу и не воспользовался). Но почему-то было очень тяжело подниматься на него. С целью хоть как-то компенсировать нехватку кислорода для организма – я изо всех сил раздувал легкие: после того как делал вдох принудительно мышцами груди и диафрагмы обеспечивал вдыхание еще дополнительного объема легких. Сначала я списывал эти трудности на усталость, но причина оказалась все-таки в лёгких, в чем я окончательно убедился на базе жизни, к которой сейчас стремился. Меня в основном обходили на подъёмах, а на спусках я все-таки бежал и обгонял впередиидущих, правда порой под коленками возникала боль, но бежать я мог - видно тейпы наклеинные вокруг колен делали свое дело и позволяли ногам отрабатывать спуски. На этой гонке я сделал для себя : оказалось, что на спусках для меня лучше трекинговые палки вообще убирать и прятать за спину под резинки рюкзака, а не держать их в руках - совершенно другие ощущения и свобода в движении, так как в своем сознании ты понимаешь, что работаешь только ногами, а не пытаешься где-то притормаживать палками.
    До второй базы жизни в Cogne я смог добраться лишь в 13:55 через 15 часов и 30 минут, преодолев 56 км.

На базе жизни я нашел доктора и объяснил свою проблему. Сложность с объяснением была порой еще и из-за того, что часто волонтеры кроме французского и итальянского не знали других языков, включая и английский (с этим языковым барьером я еще буду сталкиваться). Он мне дал бронхорасширяющий аэрозоль – наподобии как для асматиков.

После этого минут чере 30 я стал сильно хрипеть при дыхании и стал откашливаться. Было ущущение, что я выплевываю легкие, так как вместе с кашлем выходила густая коричневая слизь. Я стал даже подумывать изменить свой изначальный план прохождения дистанции и остаться на этой базе, чтобы немного подлечиться и решить потом стоит ли продолжать гонку или нет исходя из самочувствия. Поэтому пошел и принял душ и попутно уже решил и к массажистам наведаться за массажем ног, они заодно "поиздевались" над ногами: прорезали три водянки и заклеили ноги.

Еще одной проблемой стало то, что у меня почему-то, пока я находился на базе жизни, судорогой скрючивало пальцы на руках, и это не хотело проходить, как я не старался их разогнуть. Но к 17 часам вечера я созрел (в том числе благодаря поддержке знакомых в facebook) и решил следовать плану – бежать до следующей базы жизни в Donnas. В 17:36 я покинул Cogne. Впереди предстояла еще одна ночь без сна.
    И если сначала бежалось плюс-минус нормально, то к сожалению уже к 21:00 проблема с лёгкими вернулась и они снова начали сбоить. В итоге, уйдя с последнего чекпоинта Pontboset, расположенного перед базой жизни в Donnas, с группой бегунов, я первое время на подъемах еще держал общий темп с ними, но потом мне стало не хватать воздуха и я отстал от них, так как терял много времени на преодоление таких подъемов, в то время как остальные быстро проскакивали их и бежали дальше.

10 сентября

До третьей базы жизни в Donnas я добрался лишь к 4:30 утра. Итого 45 км за 10,5 часов.

Здесь у меня по планам была запланирована ночевка. Вбежав на базу жизни я первым делом нашел спящего медика и попросил лекарство для легких. В объяснении того, что мне нужно, здорово помогла фотография аэрозоля, которую я сделал на предыдущей базе жизни. Еще я попросил прорезать очередную водянку, принял душ. Здесь мне удалось поспать 1 ч 10 мин и как не странно, но это меня просто обновило. Я почувствовал легкость в ногах. Мышцы ног от дохнули, и я был полон сил. Правда после сна и подействовавшего лекарства я долго пытался откашляться. В 8:05 я покинул базу жизни и продолжил свой бег.

Начинался новый день.

Бежалось легко и легкие работали должным образом. Была идея вернуть позиции, потерянные в предыдущий день. Я работал на полную: обгонял и на подъемах и на спусках. Вначале лёгкие работал отлично, хотя со временем появился лёгкий свист в них, но я продолжал двигаться вперед. Вначале я даже принял этот свист – за чей-то шопот. До 15:00 я смог обогнать человек 30, из тех, кто вышел на маршрут раньше меня.

Но преодолев большую часть дистанции и попав под дождь (это был последний дождливый день за время забега), а затем, посидев немного в тепле в очередном чекпоинте, расположенном в Rifugio della Barma, я вышел на маршрут.

И вот тут легкие практически вообще отказали. При чем практически перед этим исчезли все хрипы и свисты в легких. И если в предыдущий день я мог заставлять легкие через силу работать, то тут даже стало трудно идти по ровному, не то, что подниматься в гору. Темп стал практически равен нулю и меня обогнали все кому не лень. В общем я на полную осознал значимость того газа, который без цвета и запаха, но который нам дает возможность жить - кислорода. Промелькнули мысли о смерти: одно лишь тешило, что лучше уж это случится в горах, чем дома в кровати...

Серьезно начал задумываться о сходе. Но немного поразмыслив и не желая возвращаться к предыдущему чекпоинту, решил двигаться к следующему, расположенному рядом с Lago Chiaro. Для этого нужно было пройти 5 км и набрать 300 м, потом 250 м сбросить. Я попросил пробегающего парня, чтобы он узнал за лекарства на этом чекпоинте, а сам как улитка начал двигаться к ней. С горем пополам я доковылял до чекпоинта, где мне дали аэрозоль (немного другой) и я посидел в натопленной будке. Эти мероприятитя освободили дыхание, но при этом дышалось с хрипами. Мне стало легче и я отправился в дальнейший путь. На ледующем чекпоинте Col della Vecchia, к которому я добрался уже в потемках, преодолев еще один высокий перевал, дали ещё один спрей, но он не подействовал. Так как оказалось, что для этого нужно тепло и немного сна или нахождения в лежащем состоянии. Здесь я обратил внимание на то, что много бегунов с тяжёлым кашлем и хрипами в легких. Честно говоря я думал, что мне попростузапретят дальше учавствовать в гонке, но у меня лишь поинтересовались - схожу я или двигаюсь дальше. И я побежал дальше, точнее быстро пошел дальше.

Следующий переход до следующего чекпоинта длинной в 6 км мне показался вечностью. Приходилось двигаться по мокрой после дождя тропе, по которой текли дождевые ручьи и реки. Этот переход до чекпоинта в Niel был очень утомительным, не только с физической, но с моральной точки зрения – казалось, что ему никогда не будет дождя.

11 сентября

Добрался я до чекпоинт в Niel около полночи. Здесь мне пришлось долго объяснять, что мне нужна медицинская помощь и аэрозоль.

На тот момент было такое ощущение, что лёгкие у меня чистые: не было не хрипов, ни шумов, ни кашля. Мне давали оксиометр измерить содержание кислорода в крови и пульс, потом показывали его измерения и говорили, что я здоров, а мне и предъявить то не было чего. Возможно у волонтеров в тот момент складывалось ощущение, что я пытаюсь симулировать. Я долго пытался объяснить, что мне хотя бы горчичник или перцовый пластырь, но все бесполезно - они не понимали. В конце-концов мне дали какой-то аэрозоль. Поэтому я решил несмотря на то, что это не была база жизни, воспользоваться опцией - поспать до 2 часов, потому что до базы жизни было ещё 13 км с набором 800 м, а потом со сбросом высоты 300 м, а в том состоянии в котором находились мои лёгкие на тот момент это было неразумно.

Через 2 часа (на тот момент это уже было 3 ночи) меня разбудили, и я проснулся со страшными хрипами в легких и ещё долго пытался откашляться. Потом я перекусил и отправился в сторону базы жизни Gressoney Palazzetto. Сил было полно, но я поставил за правило дышать исключительно носом, но даже при этом обошел двоих на подъме и еще 6-ых на спуске (вниз бежалось легко).

Преодолев последние километры, я в 7:20 добрался до четвертой базы жизни в Gressoney Palazzetto. Итого расстояние между третьей и четвертой базами жизни в 55 км с кратким перерывом на сон я преодолел за 23 часа 15 минут.

Такое долгое прохождение дистанции было с большим отставанием от запланированного графика. У меня в активе было 3 часа сна за время с начала гонки, поэтому я здесь не собирался спать. Нужно было немного передохнуть, принять душ, поесть и продолжить свое движение. Пока я переодевался, меня нашел местный доктор и снова дал мне очередную дозу аэрозоля. На базе жизни я провел чуть больше трех часов. Посмотрев прогноз погоды на ближайшие дни, который вывешивался организаторами на стенде, и поняв, что осадков и ухудшения погоды не ожидается, я выложил кошки, которые до этого постоянно носил с собой в рюкзаке.

Из базы я выбежал в 10:30 утра.
    Сегодняшний день выдался очень долгим. Было жарко из-за солнца, и давала о себе знать усталость, о чем свидетельствовал хотя бы тот факт, что у меня случилось дежавю, когда я пробегал через местный парк. Плюс пару раз пошла кровь носом – выручил баф, который я носил намотанным на руку.

Переход до следующей базы жизни составлял 46 км. На преодоление этого участка у меня ушло 10 часов, в течении которых мне иногда приходилось бороться со сном. При этом гутар, который я принял – не решил проблему сонливости.

Сегодня я пробежал ту часть, которую планировал пробежать еще накануне ночью.
    Во второй половине дня я почувствовал такую усталость, что решил прилечь на лавочку на остановке и подремать самую малость, так как просто двигался по дороге с закрытыми глазами. Через какое-то время ко мне присоеденился еще один бегун – француз, который прилег на соседнюю лавочку. Минут через 20 по звонку будильника, который я завел на часах, мы пароснулись. С противоположной стороны дороги на нас таращились местные. Встав, мы вместе с новым знакомым продолжили наш путь вверх. Сегодня нам еще нужно было преодолеть пару крутых взлетов, чтобы добраться до следующей базы жизни. На одном из таких взлетов, на который мы поднимались изрядна пыхтя, опираясь на палки, нас обошел какой-то итальянец, который не принимал участие в забеге, а просто тренировался или просто бегал. Это вызвало изрядную долю удивления: не только потому, что он бежал вверх с легкостью, но и потому, что он это делал не ради соревнований. Поэтому на возглас обращенный к нам со стороны подбадривающих нас прохожих «Браво», мы ответили, что браво нужно кричать вон тому итальянцу. На что нам ответили, что там ничего удивительного – тож итальянец и его выносливость объяснима, а вот вам ребята «Браво».

Дойдя до приюта Rifugio Grand Toumalin (2535м), где был расположен очередной чекпоинт, мы немного отдохнули.

После того как я покинул этот чекпоинт с моими легкими снова повторился рецедив, правда не такой критичный, как вчера. Это случилось за 9 км от следующей базы жизни. А впереди было еще два перевала.

Чтобы не задерживать напарника – я сказал ему идти вперед самостоятельно, а сам медленно стал двигаться на подъем в сторону перевала, а на спуске с него и по прямой быстро шел.

В общем сегодняшняя моя повторная попытка отбить места снова потерпела фиаско.
    Сегодня под конец дня увидел Маттерхорн, на котором побывал всего неделю назад.

На пятую базу жизни в Valtournenche я добрался в 20:30. Здесь меня дожидался уже знакомый мне француз.

Я сразу нашел доктора и описал свою проблему с легкими. Он мне запшикал легкие аэрозолем. Понимая, что частично лишь благодаря такой ингаляции я могу преодолевать часть перехода между базами я попросил отдать мне с собой этот аэрозоль или продать. Но врач категорически отказался это делать. На мой вопрос как же быть – он сказал, что приходи завтра утром и он еще раз запшикает мне лекарство. Я его предупредил, что собираюсь стартовать в 3 часа ночи. Мне сказали, что это не проблема. Я ушел есть и каково было мое удивление, когда прошедший мимо меня доктор, обещавший мне с утра помощь, около 22:00, попрощавшись с другими волонтерами, собирался свалить. Я не долго думая подошел к ниму и напомнил о его обещании. Доктор немного смеживался. Так как был застигнут на горячем, но заверил меня, что он помнит о своем обещании. Не сильно веря в его слова, я вернулся за стол доедать свой ужин.

Я как-то не сильно спешил и долго возился с ужином, потом с душем, потом решил попасть на массаж (массаж оказался очень занятным – девушка-массажист в течении получаса просто гладила мои ноги – в общем до массажа этому было далеко, но в целом было приятно, не хваатало лишь поцелуя).

И вот проходя к массажному столику, я заметил, что мое лекарство просто стоит на столе, вместе с другими лекарствами – там где меня принимал доктор. И тут меня осенило: видно доктор, согласно своих каких-то инструкций, не мог мне дать напрямую лекарство, но решил просто оставить его мне на видном месте. Скорее всего это было не так, но такое объяснение меня устраивало, и я решил, что мое здоровье в этой ситации для меня важнее и не хочется загнуться где-то по дороге между базами жизни – поэтому, после некоторого колебания я все-таки решил позаимствовать аэрозоль, так как до финиша еще было 100 км, а впереди находилась лишь одна база жизни.

12 сентября

На базе жизни в Valtournenche я планировал поспать три часа, чтобы немного восстановиться. В итоге проспал подъем и таким образом поспал на полчаса больше, чем планировал. Утром я снова долго откашливался. И к своему удивлению, уже почти собираясь уходить с базы, столкнулся с тем, что меня разыскивают. Оказалось, меня искал новый доктор, который был на смене. Грешным делом я подумал, что все это из-за аэрозоля, но оказалось, что вчерашний врач все-таки передал информацию обо мне. Я умолчал об аэрозоле, рассказал в чем у меня проблема и сказал, что мол после сна мне стало лучше. Доктор мне ответил, и это меня даже удивило, что мол он не знает, что у меня со здоровьем, но мол вот тебе таблетка парацетамола, и если будет плохо – прийми ее, вдруг полегчает.

С таким вот напутствием я в 4:10 утра, проведя на пятой базе жизни 7 часов 45 минут, покинул ее. Я довольно быстро двигался, нагоняя часть впереди идущих и пытаясь выбиться повыше в турнирной таблице. Но как оказалось некоторые участники начали выбегать на дистанцию ещё с полуночи. И если сначало я считал, что иду в 150 номерах, то на первых промежуточных чекпоинтах выяснил, что , несмотря на то, что по дороге я обошел часть участников, моя позиция не только не продвинулась вверх, а даже упала. Таким образом выяснилось, что с последней базы жизни я стартанул где-то за 200 позицией (на базах жизни ведется счет участников как по времени прибытия на базу жизни, так и по времени ухода с нее). Таким образом, я получилось работал не на повышение позиции, а на отстаивание хотя бы своей вчерашней.

После преодоления одного из самых высоких перевалов на данном отрезке гонки – Col Vessona (2788м) на спуске с него я услышал топот ног за своей спиной и решил приостановиться, чтобы пропустить нагоняющего меня. Нагоняющим оказался мужичек в летах, который предложил все же первым бежать мне, так как я на соревнованиях, а он просто занимается пробежкой. Мы так и поступили, но затем мужичек понял, что он быстрее и обогнал меня – я пристроился за ним и попытался держать его темп, восхищаясь при этом тем, как несмотря на свой возраст он грандиозно и легко отрабатывает ногами, порхая ими по тропинке и камням. Не знаю, сколько бы я смог продержаться еще за ним по времени, но вдруг из кустов на тропу выскочила девочка-участница вся в слезах. Из ее несвязных объеснений выходило, что она бежала и потеряла сознание и теперь у нее была истерика. Мужичек сказал, что останется с ней, а мне сказал побыстрому спускаться вниз к чекпоинту Oyase и уведомить организаторов о случившемся и попросить помощи. Я так и сделал, но в итоге оказалось, что все это зря, так как оказалось, что мужичек вместе с участницей благополучно и самостоятельно спустились на тот же чекпоинт минут на 10-15 позднее меня. А вот меня этот рывок сильно вымотал и подгрузил ноги.

На чекпоинте в Oyace я встретил уже знакомого мне француза, и оказалось, что он с предыдущей базы жизни ушел на 3 часа раньше меня. Немного отдохнув и перекусив мы вместе с французом отправились дальше – на преодоление очередного перевала. На улице был настоящий солнцепек. Было в районе обеда, и мы просто изнемогали от жары, поднимаясь в сторону перевала Col Bruson (2508м). Полегчало лишь после того как тропа завела нас в лес. Подъему, казалось, не будет конца. До перевала мы с французом добрались вместе, отсюда была видна верхушка Монблана.

А вот на спуске француз отстал, и увидел я его уже лишь на финише.
    До шестой базы жизни в Ollomont я добрался в 18:00, затратив на весь 50 км участок 14 часов (вышла какая-то путаница с расстоянием, потому что согласно брошурки организаторов это растояние составляло лишь 43 км).

Если в самом начале я еще планировал поспать на этой базе жизни, то приближаясь к ней приходил к мысли, что нужно двигаться дальше. Я даже как мантру заучивал последовательность своих действий, которые буду делать на этой базе, чтобы не терять драгоценное время. Мое желание не задерживаться на базе жизни в Ollomont еще больше укрепилось, когда я узнал, что на базу жизни я прибежал 145, но только что с нее ушел участник, который был 125. Я решил поторопиться.

Таким образом шестая база жизни оказалась для меня питстопом, на который я потратил менее 2 часов (1 час 48 минут): душ, массаж (кстати одним из массажистов был земляк из Украины, который жил в Италии и обучал местных правильности массажа), переодется, поесть, собраться и уйти в ночь. При этом мое воспаленное сознание рисовало себе программу максимум - попасть в "100 лучших"

С базы жизни в Ollomont я ушел 147 в 19:47.
    Начинало темнеть. Не знаю по какой прихоти, но я долгое время не включал свой фонарик, а потом когда включил – поставил егог на минимум. У меня началась своеобразная игра: я быстро и по возможности тихо догонял впереди идущих и обскакивал их. Затем, когда окончательно стемнело я включил фонарик более ярко и продолжил свою игру – все, впереди идущие, были для меня номерами и я догонял очередной номер, становился этим номером и начинал преследовать следующий номер. Такая игра добавляла драйва. Первые километры 10-15 это работало, пока я видел впереди себя движущиеся фонарики, но со временем, когда очередные фонарики пропали из виду я понял, что я устал и несмотря на то, что тропа пошла через лес по прямой без всякого набора высоты я стал засыпать, мой темп упал и к тому же разболелась нога в районе лодыжки, натруженная накануне. Плюс на последних 50 км начала беспокоить боль в левой, которую я перегрузил накануне.

13 сентября

На чекпоинт в Bosses я пришел уже заполночь и понял, что мне срочно нужно немного поспать.
    На этот момент (1 час ночи и пройденные от последней базы жизни 22 км), я уже давно переместился с 147 на 135 место. Заявив волонтерам, что мне нужно 2 часа на сон, я отправился спать и как же я удивился тому, что здесь спало еще человек 20 участников. То есть я мог, уйдя сейчас же с этого чекпоинта – вырваться практически в первую сотню. Но я был сильно вымотаным и понимал, что на долго меня не хватит, к тому же ныла нога. И плюсом к этому - появилась апатия.

Мысли про себя
    Я ж нахожусь в отпуске. При чем по всему маршруту купленного мной трипа - все включено: еда и проживание. Так почему бы не воспользоваться этим - есть одно лишь ограничение не спать на одном месте больше двух часов (это не касается баз жизни, где можешь делать что угодно и по времени ты не ограничен).

Обоснование за сон:
    - к сожалению я натрудил связку на левой ноге и она разнылась, ей нужен был покой – возможно это бы ее на время успокоит
    - начали снова давать сбои легкие (лекарство как оказалось не действует в пути и нужен хотя бы час покоя для того, чтобы запустить процесс)
    - первые 15 км был азарт догнать и обогнать, но при этом не сильно напрягаясь, но последнее время на горизонте не было видно участников - видно они тоже бежат (и хотя последние км 7 были практически ровными желание и возможность бежать из-за легких и ноги не было)
    - выпитый гутар, чтобы не засыпать, не работал - меня все-равно клонило в сон, и думаю в горах это не самая лучшая идея - на ногах бороться со сном
    - в описанном состоянии не уверен, что оставшихся 35 номеров (именно так я их называл - называл впереди идущего порядковым начиная с 146 и шел на убывание) я всех догоню, они стартовали намного раньше (так 125 номер ушел с последней базы жизни на 2 часа раньше меня)
    - не имеет значение каким я в итоге прийду - это просто приключение и даже если участники, которые сейчас за мной, меня обойдут за этот час или два - их я думаю смогу повторно обогнать, чего не могу сказать об участниках, которые сейчас впереди у меня.
    Поэтому появилась программа МИНИМУМ: поесть, поспать, отдохнуть, ну и не выбрасывать же деньги на ветер (тем более услуги уже все оплачены).

Поэтому решил спать, но из-за того, что я долго возился перед сном, реально поспать удалось всего лишь один час. Перед сном я снова запшикал легкие аэрозолем, который нес с собой.
    Меня разбудили по истечению назначенного мной времени сна. Большинство коек уже пустовало. Последовал мой моцион по откашливанию, и я продолжил свое движение.

Весь следующий участок до чекпоинта Rifugio Frassati казался мне очень долгим и нудным, которому казалось не будет конца. На самом чекпоинте Rifugio Frassati меня пару раз вырубило на лавочке, на которую я решил прилечь немного. Не знаю, сколько минут я проспал вот так, но ушел я с чекпоинта в тот момент, когда стало рассветать и когда большинство участников, которых я там застал по приходу, покинули это место. Рассвет добавил сил в преодолении следующего перевала Col Malatra (2936м).

За 12 км до финиша, несмотря на тяжелую ночь и усталость, несмотря на вымотавшую меня игру в чехарду, когда я то подбирал позиции в рейтинге, то сливал их в ноль, несмотря на трудности с лёгкими и болями в ногах, несмотря на то, что меня сильно клонило в сон, я где-то нашел в себе силы начать безостановочно бежать, что делал безостановочно вплоть до финиша.
    Позиции с 141 до 123 я отбил на крутом 700 вертикальном спуске, по которому я несся как угорелый, не понимая как мне это даже удается.

В итоге финишную линию я пересек 13 сентября 2019 года в 10:21 утра, преодолев участок от последней базы жизни в Ollomont до финиша за 14 часов.

Итак моим результатом стало прохождение всей дистанции Tor des Geants за 118:21:51 и 123 место среди всех, принявших в нем участие.

Таким образом я сделал что-то среднее между своей программой максимум и программой минимум - выбежал из 119 часов.

На следующий день была церемония награждения с общей фотосессией финишировавших.

А затем дорога домой и начало подготовки к следующим приключениям.

Спасибо всем кто болел за меня и поддерживал. Вы не поверите, но незримым кто-то был постоянно рядом: в те короткие часы на сон я с кем-то вел немой разговор в полной уверенности, что он вот здесь рядом. Хотя можно это все банально списать на усталость, но это был настолько реалистично, что не верится, что это был всего-лишь сон. А ещё ваша поддержка сильно мотивировала добраться до финиша и не сойти.

P.S. По возвращению домой у меня была констатирована левосторонняя нижнедолевая пневмония, с которой я фактически и пробежал всю гонку.